Содержание
Тягач МАЗ 543-7310: описание
Главная » МАЗ » 543-7310
После налаживания выпуска в 1960 году тягача МАЗ-537 в конструкторском бюро спец-производства с применением его ряда узлов и агрегатов была разработана конструкция и c 1962 года освоено производство нового тяжелого четырехосного колесного самоходного шасси со всеми ведущими мостами – МАЗ-543. Шасси предназначалось для транспортирования оборудования по всем видам дорог и местности в любое время года и суток при температуре окружающего воздуха от -40o до +50oС. Двигатель – Д12А-525А (аналогичный устанавливаемому на МАЗ-537), четырёхтактный быстроходный дизель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива, с V-образным расположением цилиндров и развалом блоков 60o, с сухим картером, с механическим всережимным регулятором частоты вращения.
У МАЗ-543 четыре ведущих моста с односкатными колесами, оснащенными широкопрофильными шинами с протектором высокой проходимости. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Подвеска всех колес – независимая торсионная. Колеса первой и второй осей – управляемые. На шасси предусмотрены две двухместные (сиденья расположены друг за другом) двух-дверные кабины закрытого типа с системой принудительной вентиляции с повышенным давлением. Кабины изготовлены из полиэфирной смолы, армированной стеклопластиком. Оснащены отопителем, вентиляторами (предусмотрен обдув переднего стекла), переговорными устройствами для внутренней связи и радиостанцией для внешней.
Впервые МАЗ-543 широкая публика увидела 7 ноября 1965 года на параде в Москве. Тогда по Красной площади прошла батарея 9К72 “Эльбрус” (более известные на Западе как SS-1с Scud B), удивив иностранных военных атташе и журналистов. На шасси высокой проходимости размещалась ракета, пункт управления и наведения и боевой расчет.
Шасси МАЗ-543 выпускалось в следующих основных модификациях:
-МАЗ-543П – базовое шасси грузоподъемностью 19600 кг.. Послужило основой для создания пусковых установок 9П117 ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 9К72 и 9П120 ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 9К76 “Темп-С”.
-В 1967 году появляется шасси МАЗ-543А с увеличенной до 22000 кг. грузоподъемностью. Повышение грузоподъемности было достигнуто путем увеличения монтажной площади за счет перекомпоновки моторного отделения. На базе МАЗ-543А создан ряд специальных машин, в том числе 9К58 “Смерч”, аэродромный пожарный автомобиль АА-60 (1973 год), опытный аварийно-спасательный автомобиль АА-70(543)-172, специальный кран КС-5571 (середина 70-х).
В начале 70-х годов появляется вариант шасси с существенно перекомпонованной передней частью – ряд узлов дополнительного моторного отсека был размещен на месте демонтированной правой кабины. Благодаря этому монтажная площадь за кабиной экипажа еще более увеличилась, соответственно выросла и грузоподъемность. МАЗ-543М служит базой значительного числа элементов разнообразных систем оружия. В их числе: пусковые установки , антенные посты и кабины управления ракетной системы С-300; пусковые установки 9А52-2, РСЗО, 9К58, Смерч и транспортно-заряжающие автомобили; 4К51, Рубеж, 3К60, “Бал”, машины А222 берег, крылатых ракет РК-55, транспортные машины противоракет 53Т6 “Амур”, ракетные системы Тополь. На этой же базе построены подвижные командные пункты и автомобили сопровождения зенитно-ракетной бригады “Байкал”, значительное число машин подвижного тылового обеспечения, таких как мобильные модули обеспечения боевого дежурства (МОБД) и другие.
В 1974 году на ВДНХ экспонировался прототип грузовика МАЗ-7310 с бортовой платформой. С 1976 года осваивается серийный выпуск бортового автомобиля МАЗ-7310 и шасси МАЗ-73101. От МАЗ-543А они в основном отличались отсутствием специального оборудования. МАЗ-7310 мог эксплуатироваться с двухосным МАЗ-8385, при этом длина автопоезда достигала 205,5 метров. Хотя МАЗ-7310 распространения в автохозяйствах не нашел, он широко использовался в труднопроходимых условиях освоения нефтяных богатств Сибири и в качестве баластных тягачей на военных аэродромах. На шасси МАЗ-73101 выпускались самосвал МАЗ 7510, аэродромный пожарный автомобиль АА-60 (7310) – 160. 01 (1978 год) и специальный кран КС-5573 (1981 год).
После доработки конструкции в январе 1983 года грузоподъёмность машины была увеличена на 1 тонну при неизменном собственном весе. Соответственно бортовой автомобиль получил обозначение МАЗ-7313, а шасси – МАЗ-73131. В частности, на последнем базируются буровые станки, подъемные краны КС-5576 и КС-6571, аэродромные пожарные автомобили АА-60 (7313)-160.01 и АА-60 (7313)-220. Существует также укороченный вариант шасси – МАЗ-73132.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.
- Автор: Евгений Смольников
- Распечатать
Оцените статью:
(3 голоса, среднее: 4.7 из 5)
Поделитесь с друзьями!
2010-03-17
Читайте также
Изначально мытищинским заводом было запланировано семейство самосвалов на шасси ЗИЛ из трех машин: сельскохозяйственных с трехсторонней разгрузкой и двух строительных . ..
МАЗ-543: технические характеристики
Главный «авто-ракетоносец» советских РВСН и ПВО
МАЗ-543 – это четырёхосный тяжёлый армейский грузовик высокой проходимости. Данный спецпроект военно-промышленного комплекса Советского Союза был разработан и внедрён в серийное производство в 1960-х годах, и выпускался до середины 2000-х годов. Универсальное шасси МАЗ-543 колёсной формулы 8х8 использовались и в народном хозяйстве – при освоении нефтегазовых месторождений и строительстве трубопроводов в труднодоступной местности.
Содержание
1. Об истории модели
2. Модификации МАЗ-543 и их краткое описание
2.1 МАЗ-543
2.2 МАЗ-543А
2.3 МАЗ-543М
2.4 Мелкосерийные версии 543-го МАЗа
3. Особенности конструкции МАЗ-543
4. Двигатель и трансмиссия МАЗ-543
9. Особенности кабин МАЗ-543
10. Технические характеристики МАЗ-543 в цифрах
На шасси МАЗ-543 монтировались пусковые установки ракет «Эльбрус», «Темп» и «Темп-С», «Пионер», «Тополь»; зенитно-ракетные системы ПВО «Амур», «Байкал», С-300, С-400 «Триумф»; ракетные системы залпового огня «Смерч»; артиллерийские комплексы «Берег»; противокорабельные ракетные комплексы «Рубеж»; машины обеспечения боевого дежурства и различные вспомогательные машины. В народном хозяйстве грузовик использовался в нефтегазовом комплексе – в качестве плетевоза / трубовоза и установки на шасси различных спецнадстроек, для работы в труднопроходимых местах.
Об истории модели
В 1959 году Минский автомобильный завод получил новое направление развития – производство четырёхосных универсальных грузовых автомобилей для нужд Советской армии. Специалисты белорусского предприятия разрабатывали эти грузовики вместе с инженерами с Ярославского автомобильного завода. Создание и успешный запуск универсальных МАЗовских колёсных шасси 537-й серии показал, что в Минске могут делать армейскую автотехнику специального назначения.
От грузовика модели МАЗ-537 было взято самое лучшее – рама и оси. Многие технические характеристики были значительно улучшены. Благодаря значительной скорости и динамике автомобиль МАЗ-543 получил второе название – «Ураган». В 1962 году в Минске было сделано шесть опытных образцов, которые отправились в Волгоград, на оборонный завод «Баррикады» – для монтажа на них военного оборудования.
С введением в строй подвижных ракетных комплексов системы РВСН, потребовались для их обеспечения и специализированные обитаемые военные кузова. Были разработаны унифицированные герметичные фургоны со сварными цельнометаллическими каркасами. Эти кузова, в отличие от кунгов стандартного размера, на базе армейских автомобилей Урал, ЗИЛ-131 и т.п., представляли собой очень вместительные помещения из нескольких отсеков, с рабочим спецоснащением и местами для длительной работы и проживания личного состава.
В Советской армии внутри спецкузовов оборудовались командные пункты, мощные средства связи, машины боевого управления, подвижные электростанции и т.д. Многие спецкузова были насыщены настолько передовым для своего времени и засекреченным оборудованием, что их водители понятия не имели, что находится внутри кузова их грузовиков.
Созданные в Советском Союзе стандартизованные закрытые кузова-фургоны имели четырёхзначную цифровую маркировку и подразделялись на несколько типоразмеров по полезному объёму и по общей внутренней длине – от 7 до 12 метров. Их полезная нагрузка достигала 15 тонн, в полный вес, с учётом шасси, заправки и персонала – 41-й тонны.
Разработка спецфургонов разных категорий велась оборонным предприятием п/я 4111 – Московским заводом автомобильных кузовов. Сборка велась на Энгельсском заводе специализированных автомобилей в Саратовской области, на Центральном ремонтном заводе РВСН № 258 в Батайске Ростовской области и на предприятие п/я М-5271 – Комбинате автомобильных фургонов (КАФ).
Многочисленная категория МАЗ-543 – это автономные машины подготовки и пуска, которые входили в подвижные командные пункты дивизионов различных ракетных комплексов и служили для организации непрерывного контроля параметров всех систем, для подготовки пуска ракет и обеспечения боевого дежурства.
Вместе с ними в состав подразделений РВСН входили машины боевого управления на шасси МАЗ-543.Специализированные варианты таких машин делали для каждой ракетной системы и конкретного применения. Внутри спецфургонов находилось несколько рабочих мест, пульты командира экипажа и операторов, аппаратура управления и средства специальной связи.
Новые радиолокационные станции (РЛС) и командные пункты на шасси МАЗ-543М были разработаны с поступлением в войска ПВО мобильных зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300. Это сложная, дорогостоящая и эффективная система обнаружения, идентификации и сопровождения воздушных целей, с передачей информации на командные пункты и наведения ракетного удара по летящим целям.
С 1976 года в Минске осуществляли также выпуск грузовиков МАЗ-543, предназначенных для комплексного освоения меторождений нефти и газа: 38-тонных автопоездов-плетевозов и трубо- плетевозов, 18-тонных самосвалов и 37-тонных бортовых автопоездов. Монтировались на шасси «Урагана» и буровые установки.
До начала 1990-х предприятие, специализирующееся на выпуске тяжёлой армейской внедорожной техники большой грузоподъёмности, входило в состав МАЗа. Потом это стало отдельное мероприятие: МЗКТ – Минский завод колёсных тягачей.
С 1986 года производство МАЗ-537 было развёрнуто в Китае, под маркой «Вэньшань» (Wanshan WS-2400).
К 1990 году на базе МАЗ-543 были разработаны грузовики МАЗ-7930, которые отличались от своего предшественника новыми 12-ти цилиндровыми двигателями мощностью в 500 лошадиных сил, многоступенчатыми трансмиссиями Ярославского моторного завода, новыми моноблочными кабинами и высокобортными цельнометаллическими кузовами.
Несмотря на распад Союза и хаос в экономике, в 1994 году опытные образцы этой версии успешно прошли все необходимые испытания и были запущены на конвейер под наименованием МЗКТ-7390. Данные внедорожные четырёхосные грузовики используются Российской армией для установки самого разнообразного вооружения и специальных модулей.
Модификации МАЗ-543 и их краткое описание
МАЗ-543
Базовое универсальное шасси МАЗ-543 – это первая, базовая версия данной серии, с грузоподъёмностью в 19,1 тонн. После удачных испытаний, начавшихся с 1962 года, массовое производство машины начали только в 1965-м году. Две кабины автомобиля были изолированными друг от друга, а между ними находился моторный отсек, и каждая из кабин была рассчитана по двух человек. Причём сиденья располагались друг за другом. В общей сложности, на Минском автомобильном заводе было выпущено чуть более 1600 автомобилей данной модели.
В первые годы эксплуатации на данный внедорожный транспорт намеревались устанавливать только ракетные комплексы. Первым стал опытный образец «Темп», в 1962 году. Затем на шасси МАЗ-543 была смонтирована пусковая установка 9П117 нового комплекса 9К72. Но впоследствии было принято решение устанавливать на шасси МАЗ-543 самое разнообразное специальное оборудование. К примеру, крановое.
В армиях СССР и братских стран Варшавского договора стали использовать это шасси не только как «ракетоносцы», но также и в качестве многофункциональных мобильных ремонтно-эвакуационных модулей. На машины устанавливались крытые тентом кузова, в которых можно было перевозить большой объём необходимого оборудования и большую бригаду специалистов, вне зависимости от погодных, климатических и дорожных условий. А также комплексы радиосвязи и мобильные дизельные электростанции, автокраны 9Т35.
МАЗ-543А
В 1963 году была разработана также модификация шасси МАЗ-543А, грузоподъёмность которого была увеличена до 19,4 тонн. Грузовики этой модели также отправлялись в Волгоград для оснащения ракетными комплексами «Темп-С» – мобильными оперативно-тактическими ракетными комплексами фронтового подчинения, оснащёнными двухступенчатыми твёрдотопливными баллистическими ракетами 9М76 с отделяемыми ядерными головными частями. В 1966 году, после запуска промышленного производства, на грузовики МАЗ-543А стали монтироваться армейские кузова и специальные надстройки.
Кроме немного большей грузоподъёмности, отличий от базовой версии у А-модификации было немного. К основным из них относятся: смещение обеих кабин вперёд: благодаря этому решению получилось увеличить длину полезной рабочей части рамы до семи метров. Продвижение обеих кабин вперёд. привело к небольшому увеличению переднего свеса (всего на 93 мм).
Производство данной машины продлилось до начала 2000-х годов, и за все эти годы было выпущено более 2,6 тысяч экземпляров этих четырёхосников.
Основным назначением данного автомобиля все годы производства оставалась транспортировка оперативно-тактических ракетных комплексов, систем залпового огня «Смерч» и систем противовоздушной обороны (типа С-300).
Кроме этого, на шасси устанавливались надстройки любого типа, в том числе – передвижные командные пункты, радиолокационные станции, полевые казармы для личного состава.
МАЗ-543М
Самым совершенным вариантом данного четырёхосного грузовика стало шасси МАЗ-543М, разработанное в 1974 году. От двух предшествующих модификаций его отличало наличие одной кабины (размещённой с левой стороны) и увеличенная до 22,2 тонн грузоподъёмность. Также существенным конструктивным изменением можно назвать установку двух топливных баков емкостью по 370 литров, дополнительно оборудованных центробежными подкачивающими насосами. Основная же конструкция существенным изменениям подвергнута не была.
Помимо установки военного оборудования, на заводе решено было оснастить автомобиль МАЗ-543М цельнометаллической платформой, которая позволяла перевозить всевозможные грузы и солдат. Данный вариант модели вошёл в историю всерьёз и надолго. Его оснащали самым современным и мощным вооружением, а также многочисленными специальными надстройками, также, прежде всего, военного назначения.
Грузовики МАЗ-543М перевозили боевые установки «Смерч», береговые комплексы «Берег», ракетные комплекс «Рубеж», несколько типов зенитных установок – комплексов ПВО С-300, командно-штабные машины (защищённые машины для пунктов управления войсками «Редут»), автономные мастерские и электростанции, автокраны КС-5571 грузоподъёмностью 25 т с гидроприводом и телескопической стрелой, и многое другое.
Таких автомобилей было выпущено больше всего в данном семействе: 4,5 тысячи экземпляров шасси МАЗ-543М. После распада Советского Союза серийный выпуск был остановлен, однако Минский автомобильный завод продолжал выпуск специальных партий данный грузовиков по государственным заказам. К середине 2000-х годов общее число собранных на заводе машин семейства МАЗ-543 достигло 11-ти тысяч единиц.
Мелкосерийные версии 543-го МАЗа
В различные годы выпуска модели на базе стандартного шасси МАЗ-543М выпускались некоторые мелкосерийные версии. Они не получили широкого выпуска, однако производились по специальным заказам и предназначались для узкоспециализированных задач.
МАЗ-543Б – специальное шасси для размещения модернизированной ракетной пусковой установки 9П117М комплекса 9К72. Для того, чтобы производить монтаж данного оборудования, было произведено изменение строения некоторых узлов. Чтобы можно было разместить более длинное в целом оснащение. Кабина у этого грузовика осталась одна, как у МАЗ-543М, с левой стороны, а грузоподъёмность была установлена на отметке в 19,6 тонн. Машину использовали для монтажа длинной и тяжёлой техники. Всего было выпущено около 250-ти единиц данной техники.
МАЗ-543В – грузовик семейства «Ураган», на котором была впервые опробована компоновка не с двумя кабинами, а с одной, смещённой влево. Реализованная в дальнейшем в основной модели МАЗ-543М. В общей сложности, Минским автозаводом было сделано 233 экземпляра модификации МАЗ-543В.
МАЗ-543П, Д, Т
Для выполнения всевозможных вспомогательных военных задач была разработана модель МАЗ-543П. Данный вариант армейского четырёхосного шасси использовался для обучения солдат, а также для транспортировки артиллерийских орудий, различного специального оборудования и тяжёлых прицепов.
Интересный вариант – МАЗ-543П с гидрофицированным навесным оборудованием «Периметр», предназначенным для самоокапывания. Это оборудование позволяло за несколько часов вырыть «окоп», в который огромная машина помещалась целиком.
Расположенный сзади стальной нож-бульдозер с гидроприводом срезал 10-сантиметровую верхнюю часть грунта. Земля откидывалась на прицепной резиновый фартук. На нём грузовик отвозил до трёх кубометров грунта в другое место, сбрасывал его и возвращался обратно. Через несколько часов работы машина полностью «пряталась» под землю и надёжно маскировалась сверху.
Единичными версиями стали: Д (с многотопливным штатным дизелем) и Т (для использования в тропической, горной и пустынной местности).
Пожарный МАЗ-543 (АА-60(543)-160, АА-60(7310)-160.01и АА-70(7310)-220)
Особенного внимания заслуживает специальная модификация «Урагана», предназначенного для использования в качестве пожарной машины. Данная автомашина была создана для использования сугубо на аэродромах и в аэропортах. Из-за громоздкой конструкции такой пожарный автомобиль не подходит для применения в городских условиях.
Пожарный МАЗ-543 имеет на борту цистерну с водой на 12 000 литров и резервуар для пены на 900 литров, которые позволяют быстро гасить масштабные пожары на аэродромах. Лафетный ствол, который поднимался, опускался и поворачивался при помощи гидроцилиндров, выпускал струю воды 60 л в секунду на расстояние 70 метров, или 36 кубометров пены – на 40 м. Спереди на бампере и сзади снизу были устроены пеногенераторы с четырьмя насадками – каждый для тушения разлитого горючего.
Модификация АА-70(7310)-220 содержала третью ёмкость, на 3 тонны порошка – для порошкового тушения возгорания. Объём водной цистерны в ней был уменьшен до 9,45 тысяч литров.
Реализация данного проекта была достаточно успешной, поэтому некоторые единицы данной техники до сих пор состоят на службе.
Особенности конструкции МАЗ-543
Конструкция шасси четырёхосного тягача и его кабины изначально разрабатывалась специально под монтаж ракетной установки. Автомобиль получился достаточно высоким, что не позволяло ему проезжать под многими мостами на дорогах общего пользования.
Все модификации МАЗ-543 базируются на клёпано-сварной раме из двух мощных стальных балок, которые крепятся на пересечениях при помощи болтов. За особенную конструкцию рамы её прозвали «корытом» (из-за вогнутой формы поперечин). Она была сделана такой для снижения общей высоты автомобиля. Незначительным сомнительным моментом данного конструкционного решения стала небольшая потеря грузовика в величине дорожного просвета.
Ходовая часть оборудована независимой рычажно-торсионной подвеской, с продольным расположением торсионных валов, поперечным расположением вильчатых рычагов и двумя продольными торсионами на каждое колесо.
Ведущими являются все мосты (8х8). Управляемыми сделаны обе первые оси. Тормозная система, как и многие другие элементы конструкции, является аналогичной МАЗу 537-й серии.
В составе рулевого управление МАЗ-543: редуктор руля, рулевой механизм, распределитель, гидроусилители, насос, масляный бак, трубопровод, продольные тяги, рычаги и рулевые трапеции. Циркуляция рабочей жидкости в гидравлической системе рулевого управления обеспечивается насосом, который установлен на повышающей передаче.
Тормозная система однопроводная; все колёса оборудованы колодочными тормозами. Привод тормозов – пневмогидравлический с ножным управлением из кабины. Стояночный тормоз — ленточного типа, действующий на механическую трансмиссию.
Двигатель и трансмиссия МАЗ-543
Грузовик оснащён танковым 12-цилиндровым V-образным четырёхтактным дизелем Д12А-525А жидкостного охлаждения. Он развивает мощность 525 л.с. при 2000 об/мин и имеет рабочий объём 38,9 л. Степень сжатия данного мотора – 14:1. Дизель отличался верхним расположением распределительных валов, четырьмя клапанами на каждый цилиндр, системой смазки с «сухим» картером. Два съёмных блока цилиндров прикрепляются к картеру 14ю стяжными шпильками каждый.
Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидротрансформатора и 3-х ступенчатой планетарной коробки переключения передач с гидравлическим приводом. Рукоятка переключения передач размещена на рулевой колонке.
Повышающая передача предназначена для увеличения частоты вращения, для обеспечения необходимых условий совместной работы двигателя с гидротрансформатором. Ведущий вал повышающей передачи соединён с коленвалом двигателя карданным валом через демпферное соединение (резиновые втулки). Ведомый вал, посредством карданной передачи, – с гидротрансформатором.
От повышающей передачи в действие также приводятся: коробка отбора мощности, насос гидроусилителя руля и привод компрессора пневматического оборудования. 2-х ступенчатая раздаточная коробка установлена за планетарной коробкой передач и снабжена блокировкой межосевого дифференциала. Кран управления раздаткой с пневматическим приводом установлен на рулевой колонке. Есть и ручной (дублирующий) привод переключения передач раздаточной коробки. Восемь полуосевых карданных валов передают крутящий момент от центральных редукторов к колёсным планетарным передачам. Второй и третий ведущие мосты являются проходными. Межколёсные дифференциалы двух задних мостов являются самоблокирующимися.
Особенности кабин МАЗ-543
Изначально автомобили МАЗ-543 имели единую, цельную кабину и успешно проходили в таком варианте испытания по транспортировке ракет по пересечённой местности. Однако вскоре стало понятно, что ракетные комплексы более серьёзной длины (в 12,5 м) уже не могли разместиться на имеющемся шасси. Немного не хватало. Чтобы не прибегать к удлинению рамы и шасси, что было бы не рационально и требовало бы серьёзных изменений в конструкции, придумали поделить единую кабину на два отдельных отсека, между которыми и разместилась «голова» ракеты.
Изготавливались кабины из полиэфирной смолы, армированной стеклопластиком. Они оснащались отопителем, вентиляторами, с обдувом переднего стекла, переговорными устройствами для внутренней связи (Р-124) и радиостанцией для связи внешней. Окна кабин оснащались защитными шторками, а в шторках передних окон имелись смотровые щели. Окна дверей кабин откидывались наружу, а в задней части кабин имелись отверстия для фильтро-вентиляционного оборудования.
Для обеспечения доступа к двигателю правая кабина при помощи цилиндрической пружины, установленной под кабиной, откидывалась вперёд.
Технические характеристики МАЗ-543 в цифрах
- Мощность 12-цилиндрового дизельного двигателя – 525 л.с. Его рабочий объём – 38,9 литров.
- Количество передач КПП – 3×2.
- Колёсная база – 8х8, с автоматической подкачкой каждого колеса.
- Топливные баки – 2 х 250 л, и дополнительный на 180 л.
- Максимальная скорость – 60 км/ч.
- Расход дизтоплива – 80-120 литров на 100 км пути.
- Запас хода — 1525 км.
- Ширина колеи: 2,375 м, автомобиля в целом – 3,070 м.
- Длина – 11,675 м.
- Высота – 2,92 м.
- Колёсная база по крайним осям – 7,7 м. База: 2,2 + 3,3 + 2,2 м.
- Колея — 2375 мм.
- Передний свес – 2,5 м.
- Дорожный просвет – 400 мм.
- Минимальный радиус поворота по колее наружного переднего колеса — 13,5 м.
- Угол въезда — 28 градусов.
- Максимальная глубина преодолеваемого брода — 1,1 м (при герметизировании двигателя и электрооборудовании — 1,3 м).
- Максимальная ширина преодолеваемого рва — 2,5 м.
- Максимальный угол подъёма — 30 градусов.
- Высота погрузки – 1,85 м.
- Шины – 1500х600–635, модель В-77 (далее – ВИ–203, ГОСТ 13298–90).
МАЗ 7310 — мостовой носитель ракетных комплексов
Большой полноприводный четырехосный автомобиль МАЗ-543 (МАЗ-7310 после изменения ГОСТа) изготовлен в единственном экземпляре в 1958 году. В серийное производство автомобиль пошел в 1962 году.
Немного истории
9000 2 25 июня 1954 года по инициативе маршала Жукова в Совете Министров СССР было принято постановление о создании на Минском автомобильном заводе конструкторского бюро по разработке многоколесных автомобилей повышенной проходимости для Министерства обороны. В короткие сроки МАЗ создал цех СКБ-1 и обеспечил опытное производство. Первыми разработками стали восьмиклапанные балластные и седельные тягачи, производство которых через несколько лет было передано Курганскому заводу колесной техники.
Военное назначение
Основным назначением МАЗ-7310 была перевозка ракет, после чего выяснилось, что колесный грузовик справляется с задачей лучше, чем гусеничный-транспортер. Минский завод был практически полностью переведен на выпуск ракетных шасси.
Специфика использования машины требовала разделить всю кабину на две стороны. Между ними образовалось пространство, в котором могла поместиться носовая часть баллистической ракеты. Рама также имела вогнутую форму посередине. Швеллерная поперечина имела полуэллиптическую конфигурацию, рассчитанную на заряжание баллистических ракет. Иногда для перевозки особо крупных ракет использовалась сцепка из двух «Лабиринтов», так как одна машина не могла справиться с массивным грузом.
Технические возможности
Два МАЗ в одной команде справились с задачей. Помогло двойное рулевое управление. Пара автомобилей имела восемь колес, которые могли вращаться в нужном направлении и тем самым обеспечивать необходимую маневренность автопоезда. Эти машины работали на стройках, в нефтяных компаниях, в промышленности. Мощный МАЗ-7310 использовался для перевозки тяжелых, длинномерных и неделимых грузов.
Рекомендовано
«ИЖ 350 Планета Спорт» — резвый советский байк
Считается, что из всей линейки советских мотоциклов «ИЖ» по-настоящему спортивным является только один. Несложно догадаться, что это был «ИЖ 350 Планета Спорт». История мотоцикла В 1973 году на заводе «Ижмаш» был совершен настоящий прорыв: линия пошла по еловой…
Как устроена задняя втулка переднего рычага и сколько она служит?
Втулка задняя переднего рычага – один из составных элементов ходовой части автомобиля. Он относится к направляющим элементам подвески, которые вместе с рычагами выдерживают огромные нагрузки с колесами. Однако с этим пунктом существует множество . ..
Расход масла в двигателе. Шесть причин
Вряд ли можно найти автолюбителя, которого бы не беспокоил повышенный расход масла. Особенно досадно, когда это происходит с очередным новым мотором. Вот самые распространенные причины, которые приводят к расходу масла в двиг…
Постепенно население перестало удивляться виду гигантской машины с четырьмя парами огромных колес. В начале семидесятых все чаще стали появляться заметки об огромных военных грузовиках. МАЗ-7310, фотографии которого печатались в газетах и журналах, не дает никаких тайн массам. Самоходные и ракетные комплексы на этих шасси открыто демонстрировались на военном параде на Красной площади в 1919 г.65. Затем МАЗ-7310 регулярно участвуют во всех демонстрациях, организуемых Минобороны.
Применение
Помимо использования автомобиля в военных целях, МАЗ-7310 нашел применение и в народном хозяйстве. На шасси было много разных версий: самосвалы, бортовые грузовики, трубовозы, тягачи, пожарные машины и снегоуборочные машины. Везде, где требовалась мобильная техника с высокой эффективностью, применялся МАЗ-7310.
Автомобиль был внушительных размеров и мог использоваться только на просторных территориях, таких как аэропорты или морские причалы для крупных грузовых судов. В 1973 завод по производству пожарных автомобилей в Прилуках наладил выпуск АА-60 для аэродромов. Это был настоящий прорыв, так как старые версии, созданные на базе ЗИЛ-157, «Урал-375», ЗИЛ-131 с поставленной задачей не справились из-за недостаточного запаса воды и пенообразователя. Пожарный на базе цистерн МАЗ-7310 доставил 10 тонн пожарного инвентаря, 12000 литров водного раствора и 900 литров эффективного пенного вещества.
Зимой огневая версия быстро расчищала взлетно-посадочную полосу от снега, используя мощную пушку, которая стреляет струей снега на расстояние до 40 метров. Начиная с модели МАЗ-7310 универсальный автомобиль используется и как пожарный, и как снежный. В случае необходимости машина могла вытащить на стартовую позицию и пассажирский самолет.
Силовая установка
Автомобиль МАЗ-7310 был оснащен дизельным двигателем Д-12-525, созданным на базе танка В-2. Шестицилиндровая компоновка с V-образным расположением как нельзя лучше подходила для работы колес по схеме 8 х 8. Тяга мотора составляла около 525 л.с. при 2000 об/мин, что полностью соответствовало техническим требованиям. Благодаря мощному двигателю автомобиль стал называться МАЗ-7310 «Ураган». Трансмиссия была полуавтоматической, гидромеханической, четырехступенчатой.
Масса и габариты
Технические характеристики машины:
- Полная масса — 43200 кг.
- Емкость топливного бака — 2 x 160 литров
- Расход топлива при 98 л на 100 км;
- Длина 14300 мм;
- Высота — 3300 мм;
- Ширина — 3180 мм;
- Гусеница — 2375 мм;
- Колесная база 2200 х 3300 х 2200 мм;
- Дорожный просвет — 400 мм.
Модернизация
В 1977 году автомобиль подвергся рестайлингу, в результате чего появилась еще одна, более совершенная версия АА-70. Этот «костер» мог потушить пожар порошком. Машина везла плюс третью цистерну, рассчитанную на загрузку трех тонн реагента. Таким образом, вместимость резервуара для воды снижена до 9,5 тонн. Пожарная машина на базе МАЗ-7310 стала самым эффективным мобильным средством пожаротушения на всей территории Советского Союза. Минобороны закупило АА-70 в больших количествах. Все военные аэродромы были оборудованы пожарными машинами Минского автозавода. В гражданской авиации техника, полученная по остаточному принципу, отобрана Минобороны, передана в «Аэрофлот».
Примерно столько же большегрузной восьмикластерной МАЗ попало из воинских частей на «Гражданку». Автомобиль списали в соответствии с установленным сроком годности для военной техники и отдали в лесхоз. МАЗ-7310 был незаменим на лесозаготовках.
ВЕ: https://tostpost.com/be/a-tamab-l/8408-maz-7310—chatyrohvosny-transportirovschik-bal-stychnyh-raketnyh-komp.html
Германия: https://tostpost.com/de/autos/8407-maz-7310—vier-fahrgast-ballistischen-raketen-komplexe. html
ES: https://tostpost.com/es/coches/8412-maz-7310—chetyrehosnyy-o-producci-n-de-misiles-bal-sticos-de-complej.html
КК: https://tostpost.com/kk/avtomobil-der/8410-maz-7310—t-rt-st-tasymaldaushy-ballistikaly-zymyran-keshender-n.html
PL: https://tostpost.com/pl/samochody/8412-maz-7310—czteroosiowy-transportirovschik-rakiet-balistycznych-komple.html
ПТ: https://tostpost.com/pt/carros/8408-maz-7310—chetyrehosnyy-transportirovschik-de-m-sseis-bal-sticos-comp.html
ТР: https://tostpost.com/tr/arabalar/8414-maz-7310—chetyrehosnyy-transportirovschik-balistik-f-ze-kompleksleri.html
Великобритания: https://tostpost.com/uk/avtomob-l/8412-maz-7310—chotiriv-sniy-transportuval-nik-bal-stichnih-raketnih-kompl.html
МАЗ-543 Специальное колесное шасси | MilitaryToday.com
|
МАЗ-543 эволюционировал
из предыдущего
МАЗ-537
серия специализированного транспортного средства, которое было
использовался для размещения многочисленных ракетных и артиллерийских ракетных систем. Он был разработан
в 1960-х годов и поступил на вооружение советской армии в 1962 году.
Впервые он был публично представлен в 1965 году как часть баллистической ракеты «Эльбрус».
(более известный на Западе как
Скад).
МАЗ-543
тяжелые грузовики используют отдельные отсеки кабины с каждой стороны двигателя.
Каждый с тандемным размещением на двоих. Кабины изготовлены из стеклопластика.
На более новых модификациях МАЗ-543 переработана компоновка кабины.
МАЗ-543
приводится в движение стандартным танковым двигателем, развивающим 525 л.с. Одинаковый
двигатель, а также многие другие автокомпоненты были использованы от предыдущего МАЗ-537. Автомобиль имеет постоянный полный привод. Стандартное оборудование
включает в себя предпусковой подогреватель двигателя и мощные обогреватели кабины. Этот тяжелый
Багажник также оснащен центральной системой подкачки шин.
Этот автомобиль отличается высокой мобильностью и может передвигаться по бездорожью.
МАЗ-543
использовался для размещения многочисленных ракетных и артиллерийских ракетных систем, таких как
Эльбрус (западное отчетное название SS-1 или серия Scud), и
Рубеж
(SSC-3 или Styx) береговой ракетный комплекс. Другие автомобили
использовались как командно-штабные и пусковые машины для
С-300
(СА-10
или Ворчание) ЗРК большой дальности.
Варианты
МАЗ-543П а
базовое шасси грузоподъемностью 19600 кг. Он был использован
нести Temp-S (западное отчетное название SS-12 от Scaleboard)
баллистические ракеты малой дальности.
МАЗ-543А
появился в 1967 году. Это более мощная версия, с полезной нагрузкой
грузоподъемность 22 000 кг. Компоновка моторного отсека была изменена.
Хотя он сохранил две передние кабины управления с каждой стороны.
двигатель. Эта машина использовалась как шасси для перевозки
Эльбрус
(западное отчетное название Scud) и Temp-S (SS-12 или Scaleboard)
баллистические ракеты малой дальности. Также здесь ряд других
автомобилей на базе этого шасси. Были экспериментальная аварийная машина и кран,
на базе МАЗ-543А, так и не дошедшего до производства.
МАЗ-543М
улучшенная версия, появившаяся в начале 70-х гг. У него было несколько
улучшения по сравнению с предшественником. Пассажирский салон справа был
удален, а моторный отсек был дополнительно переработан. Это позволило освободить
некоторое пространство сзади для вооружения и спецтехники без
удлинение колесной базы.
В качестве базы использовался МАЗ-543М
для
Смерч
РСЗО,
Береговой ракетный комплекс «Рубеж»,
Берег
самоходная артиллерийская установка и целый ряд других
специализированные военные автомобили.
МАЗ-7310
грузовой автомобиль, предназначенный для гражданского применения. Это вариант
базовая серия. Этот автомобиль был представлен в 1974 году и поступил
выпуск 1976 г. Другие варианты этого автомобиля — МАЗ-7510.
самосвал и трубопроводовоз МАЗ-7910. Авиакатастрофа
также был произведен тендер АА-60 (7310)-160.1. Хотя бы один
экспериментальный вариант с газовой турбиной мощностью 1100 л.с.
разработан для испытаний.
МАЗ-7410 есть
тягач с укороченной колесной базой, запущенный в производство в
середина 1970-е годы.
МАЗ-79111
была пусковой установкой для наземного старта
РК-55
Система крылатых ракет с ядерной боеголовкой
ракеты. Первые 2 прототипа системы РК-55 на МАЗ-79111
шасси были завершены в 1984 году. Однако только 6 пусковых установок
были когда-либо построены. Все они были уничтожены в 1988 г. в соответствии с
с договором о сокращении ядерных вооружений.
МЗКТ-7930 Астролог. Разработан в начале 90-х в Белоруссии
на замену серии МАЗ-543. Принят на вооружение Российской Армии в 2000 году.
и производится в
небольшие числа. Хотя это новый автомобиль, с доработанным двигателем
купе, но он имеет многие черты своего предшественника и
строятся на одних и тех же производственных линиях.
Ваньшань
WS580 — китайское тяжелое шасси повышенной проходимости с колесной формулой 8×8.
компоновке, за основу которой был взят МАЗ-543. Технология была
перевезен в Китай из Белоруссии. Этот китайский автомобиль превратился в
целый ряд отечественных специальных колесных шасси, таких как
Wanshan WS2400, которые несли баллистические ракеты и другие
военная техника. Более поздние серийные модели базировались на белорусских
МЗКТ разрабатывает, но получает выгоду от передачи немецких технологий.