Технические характеристики дизель д 240: Двигатель ММЗ Д-240, описание и характеристики

Содержание

Двигатель ЮМЗ — Д 65, технические характеристики и устройство

Содержание

Основой проектирования трактора ЮМЗ являются белорусские трактора МТЗ-5, МТЗ-50. В этой логике также прослеживается стратегия оснащения трактора ЮМЗ-6 силовым агрегатом, где устанавливаемый дизель Д-65 является модернизированным агрегатом двигателей Д-40, Д-50, устанавливаемых на выше указанные модели белорусских тракторов. Все дизеля, включая и Д-65, производились в советский период Рыбинским Моторным Заводом. На сегодня, несмотря на то, что дизель Д-65 довольно продолжительный срок не производится агрегаты данной марки, до сих пор активно эксплуатируются в составе тракторов благодаря высокой ремонтопригодности и унификации ряда запасных частей с дизельными силовыми агрегатами других марок.

Двигатель Д-65 трактора ЮМЗ-6

Нужно отметить, что дизель Д-240 тракторов МТЗ 80, МТЗ 82 также имеет идентичную компоновку и размеры поршневой группы с выше упомянутыми дизелями.

Технические характеристики

Силовая установка Д-65 трактора ЮМЗ-6 представляет собой рядный, четырёхцилиндровый, дизельный двигатель водяного охлаждения с непосредственным впрыском топлива в цилиндры.

Трактор ЮМЗ-6

Показателизначения
Номинальная мощность, кВт (л.с.)45.6+3.7 (62+5)
Объём цилиндров, литр4.94
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Диаметр поршня, мм110
Ход поршня, мм130
Степень сжатия17.3
Частота вращения при эксплуатационной мощности, об/мин1750±25
Расход топлива, г/кВт в час (г/л.с. в час):

при эксплуатационной мощности

при максимальной мощности на

 

249(183)

261(192)

Относительный расход масла, % :

общий 1.2

на угар 0.6

 

1.2

0.6

Масса двигателя, кг

Д-65Н

Д-65М

 

540±3%

525±3%

Д-65Н1 с пусковым бензиновым двигателем ПД-10
Дизель Д-65М1 с электростартерным запуском

Если сравнивать Д-65 с дизелем Д-240 можно отметить, что несмотря на одинаковые размеры поршней, двигатели отличаются ходом поршня, где у Д-240 этот показатель на 5 мм меньше.  Короткий ход поршня дизеля трактора МТЗ-80 позволяет выдерживать более высокие динамические нагрузки. Так, номинальная частота вращения Д-240 выше чем у дизеля трактора ЮМЗ на 400 об/мин, что позволяет развивать более высокие показатели мощности.

Цилиндро-поршевая группа

Исходя из выше изложенной информации сразу нужно сказать, что поршни и цилиндры двигателей Д-240 и Д-65 имеют идентичные размеры и являются полностью взаимозаменяемыми.

Разрез дизеля Д-65

Литой алюминиевый поршень в своем днище имеет утопленную камеру сгорания, цилиндрическая поверхность оборудована канавками для установки трёх компрессионных колец и двух маслосъёмных. Верхнее компрессионное кольцо хромированное, два нижних компрессионных кольца устанавливаются метками вверх к днищу поршня. В нижнюю канавку поршня установлены два хромированных маслосъёмных кольца с расширителем.

Параметры и размеры поршней и цилиндров дизелей Д-65 и Д-240

С шатуном поршень соединяется через палец биметаллическую втулку. В бобышках поршня палец фиксируется стопорными кольцами с обеих сторон, предотвращая его осевое перемещение. Смазка поршневого пальца осуществляется маслом поступающим через подводное отверстие в головке шатуна и отверстии втулки.

Четыре гильзы устанавливаются в вертикальные расточки блока двигателя на два установочных пояска и бурт на верхней части. Поясками гильза центрируется в посадочных местах блока, а верхним буртом упирается в выточку на верхней плоскости блока и прижимается головкой цилиндров. В блоке гильзы своими нижними частями, по наружному пояску, уплотнены двумя резиновыми кольцами, установленными в канавки блока через уплотнительные кольца. Данное уплотнение препятствует попаданию охлаждающей жидкости в масляный картер двигателя. Надёжная посадка гильзы в блоке допускает выступание бурта гильзы над плоскостью соединения с головкой на 0.09-0.23 мм.

Номинальное давление в цилиндрах в такте сжатия 2.8-2.5 мПа, при этом разность показателя в цилиндрах не должна превышать 0. 05 мПа.

Кривошипно-шатунный механизм

В нижней части блок двигателя в трёх своих внутренних перегородках задней и передней стенках оборудован постелями для коренных опор коленчатого вала, где полноценная опора образуется в комплекте со съёмными крышками закреплёнными резьбовыми шпильками. С учетом того, что постели блока расточены в сборе с крышками перестановка крышек с одной постели на другую не допускается.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя Д-65

Стальной коленчатый вал имеет пять коренных опорных шеек и четыре шатунных. Две крайние шатунные шейки расположены под углом 180° по отношению к двум средним. Шатунные шейки вала имеют полости, закрытые резьбовыми пробками. В полостях происходит центробежная очистка масла, поступающего по каналам из коренных шеек коленчатого вала. Из шатунных шеек чистое масло поступает к шатунным подшипникам по латунным трубкам, вставленным в сверления шеек. Для облегчения выемки поршня через гильзу цилиндра шатунные крышки выполнены с соединительной плоскостью под углом 45°. Вкладыши коренных и шатунных подшипников скольжения изготовлены из биметаллической плоской полосы

Момент затяжки:

  • Шатунных шеек – 16-28 кгс.м (160-180 Н.м)
  • Коренных шеек – 22-26 кгс.м (220-260 Н.м)

Для предотвращения осевого смещения коленчатого вала задняя коренная опора оборудована буртами, в которые упираются выступы пятого коренного подшипника. В крышке и постели пятого коренной опоры установлены дополнительные вкладыши-уплотнения заднего края коленчатого вала, где в специальную канавку установлен уплотнитель в виде асбесто-графитного шнура. По наружи вкладыши уплотняются манжетой и от проворачивания фиксируется штифтом. Между крышкой пятого коренного подшипника и блоком установлены с обеих сторон резиновые Г-образные вставки, поджатые к стенке блока и крышке специальными клиньями.

Передний край коленчатого вала уплотнён самоподжимной манжетой, запрессованной в крышку картера шестерён газораспределения. Для снижения поступления масла к манжете между шестерней и шкивом установлен маслоотражатель. На переднем конце вала установлена приводная шестерня: газораспределения; масляных насосов двигателя, гидронавесной системы и ГОРУ, топливного насоса. Также здесь установлен шкив привода водяной помпы, вентилятора охлаждения и электрогенератора.

К заднему фланцу коленчатого вала, через запрессованные в нём шесть болтов, прикреплён чугунный маховик. Неравномерное положение болтов по окружности обеспечивает правильное его положение относительно коленчатого вала при монтаже. Передний торец маховика имеет отверстие, по которому устанавливают опережение впрыска топлива в цилиндры.
В заднюю плоскость маховика запрессованы три установочных пальца ведущих дисков корзины сцепления. Обод маховика оборудован резьбовыми отверстиями для крепления опорного диска корзины. Для пускового привода дизеля на маховик напрессован зубчатый венец.

Картер маховика отцентрирован с осью вращения коленчатого вала поэтому разукомплектование картера маховика с блоком дизеля не допускается.

Газораспределительный механизм

Механизм с верхним расположением клапанов и нижним расположением кулачкового распределительного вала. Кулачковый вал трёх опорный изготовлен из высокоуглеродистой стали, износостойкость рабочих поверхностей кулачков повышена закалкой высокочастотными токами. Вал получает привод через шестерёнчатую передачу от коленчатого вала.

Газораспределительный механизм Д-65

Для недопущения осевого смещения распределительного вала в передней опоре установлен упорный фланец. Между приводной шестерней вала и фланцем установлено бронзовое кольцо, выполняющее функцию упорного подшипника. Передняя опорная втулка вала изготовлена из бронзы, средняя и задняя из чугуна. Передняя втулка, испытывающая более высокие радиальные нагрузки, зафиксирована от проворачивания полым штифтом, через канал которого подаётся масло для его смазки.

Кулачки вала выполнены с небольшими скосами, благодаря которым толкатели при их поступательной работе проворачиваются, обеспечивая равномерную смазку и приработку их рабочих поверхностей.   Толкатели, штанги и упоры коромысел взаимодействуют между собой через соответствующие контактные поверхности сферической формы. Рабочие поверхности толкателей закалены. Масло, попадающее в полость толкателя, сливается в картер дизеля через косые сверления в их теле. Коромысла надеты на валики и смонтированы в стойках головки цилиндров, поджаты к стойкам пружинами, бойки коромысел упираются в торцы клапанных штоков.

Головка цилиндров

Клапанный механизм размещён в головке цилиндров, прикрепляемой к блоку цилиндров через резьбовые шпильки. В качестве уплотнения между блоком и головкой установлена жаростойкая метало-асбестовая прокладка. Чугунная отливка головки имеет полости соединённые с рубашкой охлаждения блока для жидкостного её охлаждения. Одновременно с полостями охлаждения головка имеет отдельные каналы для подвода воздуха и отвода отработанных газов.

Головка блока цилиндров дизеля

В нижней части головки напротив каждого цилиндра размещены гнезда для впускного и выпускного клапанов. Над гнездами запрессованы соответствующие направляющие клапанов. С правой стороны напротив каждого цилиндра в наклонных расточках установлены и закреплённые специальными гайками латунные стаканы под распылительные топливные форсунки. Между головкой и стаканом медное уплотнительное кольцо, а с внешней стороны — резиновое.

На переднем торце головки расположено отверстие и фланец для подсоединения термостата. Задний торец головки оборудован отверстием для подвода охлаждения к пусковому двигателю. В верхней части головка оборудована четырьмя шпильками и стойками, на которые устанавливают валики коромыслами и декомпрессорный механизм. Сверху головка закрывается крышкой через резиновую прокладку.

Схема обтяжки головки цилиндров дизеля Д 65

Момент затяжки крепёжных шпилек головки цилиндров к блоку дизеля 15-17 кгс.м (150-170 Н.м)

Клапана впускные имеют больший диаметр тарелки и изготовлены из хромоникелевого сплава. Выпускные клапана изготовлены из жаростойкой стали. Пружины на клапанах зафиксированы сухариками из высокоуглеродистой стали, которые входят своим внутренним диаметром с цилиндрическим выступом в цилиндрические проточки штоков клапанов. Наружный диаметр сухариков имеет конусный профиль, который упирается в аналогичный упорный профиль тарелок, фиксирующих возвратные пружины клапанов.

Для компенсации эффекта теплового расширения деталей механизма газораспределения, для полного закрытия клапанов тепловой зазор между бойками коромысел и торцевыми контактными поверхностями штоков клапанов дизеля Д-65 устанавливается в пределах 0.25-0.35 мм. Настройку осуществляют регулировочными винтами на упорах коромысел.

Декомпрессионный механизм

Для облегчения проворачивания дизеля при осуществлении регулировок или холодном запуске газораспределительная система оснащена декомпрессионным механизмом, обеспечивающим приоткрытие клапанов дизеля. Таким образом в цилиндры не обеспечивают компрессию, создающую противодействие проворачиванию дизеля.

Механизм представляет собой два валика соединённых между собой и установленных в приливах стоек валиков коромысел. Напротив выпускных клапанов в валики ввернуты винты с контргайками. Рукоятка управления декомпрессором установлена на фланце в передней части клапанной крышки головки цилиндров. При повороте рукоятки вверх валики проворачиваются и выжимают винтами коромысла, приоткрывая клапана.
Степень открытия клапанов регулируется винтами. Точность регулировки важна для недопущения касания или ударов поршней о тарелки открытых клапанов в цилиндре при включенном декомпрессионном механизме.

Шестерни газораспределения

Шестерёнчатый привод газораспределения размещён в отдельном картере, прикреплённом к передней части блока дизеля. Привод представляет собой ряд взаимодействующих между собой косозубых цилиндрических шестерён.

Схема установки газораспределительных шестерён

Для обеспечения согласованной работы клапанов газораспределительного механизмами с тактами работы цилиндров дизеля приводные шестерни устанавливаются по соответствующим меткам. Зуб шестерни 3 коленчатого вала с метко С устанавливается между двумя зубьями промежуточной шестерни 7 с аналогичными метками. Также зубья промежуточной шестерни должны входить во впадины шестерни привода топливного насоса 8 и шестерни привода распределительного вала 10.

Система смазки

Механизм двигателя смазывается комбинированным способом, где наиболее нагруженные точки смазываются поступающим под давлением маслом, остальные части получают смазку разбрызгиванием.

Схема системы смазки дизеля

Давление масла поступает к коренным и шатунным шейкам коленчатого вала, опорам распределительного вала, к втулке шестерни топливного насоса, к втулкам коромысел, к втулке промежуточной шестерни, к подшипнику шатуна пневмокомпрессора.

Разбрызгиванием смазываются: цилиндры и поршни с кольцами, верхние головки шатунов, кулачки распредвала, привод смазочного насоса, распределительные шестерни, привод насоса гидронавесной системы и усилителя рулевого управления, толкатели, штанги, коромысла, стержни клапанов.

В состав смазочной системы входят:

  • насос смазки
  • центробежный фильтр очистки масла
  • масляный радиатор
  • манометр
  • масляный поддон двигателя.

Объём заправки масла 16 литров
Рабочее давление масла в двигателе 3-4 кгс/см²

Насос системы

Узел представляет собой одноступенчатый наос шестерёнчатого типа, установленный на крышке третьего коренного подшипника через два установочных штифта и закреплён двумя болтами.

В двух цилиндрических полостях корпуса насоса установлены ведущая и ведомая прокачивающие масло шестерни. В корпусе запрессована бронзовая втулка выполняющая роль подшипника ведущей шестерни. Ведомая шестерни вращается на оси. Корпус оборудован фланцами к одному из которых присоединяется заборный патрубок, к второму отводной патрубок, третий закрыт крышкой. Между фланцами и патрубками установлены паронитовые прокладки. Соединительные плоскости крышки и корпуса обеспечивают плотность тщательной шлифовкой. В приливе крышки установлен редукционный клапан, отрегулированный на давление 0.65-0.7 мПа необходимого для эффективной работы масляной центрифуги. Клапан перекрывает полости всасывания и нагнетания насоса.

Привод узла смонтирован на нижней части картера распределительных шестерён и имеет кронштейн, в бобышках которого запрессованы бронзовые втулки, выполняющие роль подшипников для валиков приводных шестерён. На верхней бобышке выполнено сверление с конусной входящей лункой, а нижнее с косым сверлением. Данные отверстия обеспечивают подвод масла к втулкам. Напрессованные втулки приводных шестерён зафиксированы штифтами.

Для восприятия осевых усилий шестерен привода со спиральными зубьями между шестернями и кронштейном установлены шайбы. Ведущая шестерня привода входит в зацепление с шестерней коленчатого вала, а валик ведомой шестерни своим шлицевым концом соединён с валиком смазочного насоса через промежуточный валик и две шлицевые муфты. От осевого перемещения муфты фиксируются пружинными кольцами, установленными в кольцевые выточки промежуточном валике.

Фильтр очистки масла

Узел представляет собой полнопоточную реактивно-масляную центрифугу, с помощью которой центробежным способом очищается весь поток масла, идущий под давлением от насоса системы смазки к точкам смазки механизма дизеля. Центрифуга присоединена с левой стороны своим литым чугунным корпусом к блоку дизеля. Остов фильтра имеет две бобышки с резьбовыми отверстиями, через которые присоединен маслопровод от масляного радиатора и соединительный фланец крепления к блоку.

Масляная центрифуга двигателя Д-65

Корпус фильтра имеет две полости: правая С-сливная, сообщённая с масляным картером, левая- В напорная соединённая с магистралью подводящей чистое масло к механизму дизеля.

К левой полости через нипель и медную трубку присоединён контрольный манометр давления в системе. В правой полости размещён ротор, состоящий из корпуса, стакана с отражателем, заборных втулок с предохранительными сетками, стакана и жиклёров. Стакан установлен на корпусе ротора закреплен гайкой и уплотнён резиновым кольцом. Ротор установлен на оси, ввернутой в бобышку корпуса центрифуги, и в процессе работы вращается на двух шлифованных шейках разного диаметра. Осевое перемещения ротора ограничивается шайбой и резьбовой гайкой. При затяжке зазор между гайкой и шайбой должен быть в пределах 0.6-0.16 мм. Ротор закрыт колпаком, входящий своим нижним посадочным диаметром в кольцевую выточку корпуса центрифуги. Корпус с колпаком уплотнён паронитовой прокладкой. В оси ротора просверлены отверстия для прохода масла. В вертикальное сверление оси запрессована трубка, которая нижним концом плотно входит в сверление в бобышке. Через данное отверстие трубка сообщается с горизонтальной полостью А в приливе корпуса. С левой стороны этого прилива установлен редукционный клапан, с права –сливной клапан регулирования давления поступающего масла из центрифуги в систему. Редукционный клапан перекрывает, соединяющий полость А с напорной полостью В, а сливной клапан перекрывает канал сливной полости С.

Общая полость А клапанов через сверления соединена с нижней бобышкой, к которой присоединён маслопровод ведущий к охлаждающему масляному радиатору. Отверстие в верхней бобышке вертикальным сверлением соединено с напорной полостью В.

Кольцевая полость между осью 22 и трубкой 8 соединена с магистралью нагнетания насоса системы горизонтальным каналом 13 в корпусе фильтра. Во фланце выполнен канал, соединяющийся с каналом 13 и заканчивающийся резьбовым отверстием закрытым пробкой 1. Это отверстие предназначено для подключения манометра, указывающего давление развиваемого насосом.

При температуре масла, на стадии его разогрева, сила сопротивления протоку масла через радиатор выше чем усилие пружины редукционного клапана 9. Клапан открывается и пропускает ещё холодное масло напрямую в левую полость В, мимо радиатора.  Редукционный клапан не регулируется. Усилие пружины подобрано так, чтобы клапан открывался при перепаде давления в полостях А и В  0.05-0.06 мПа. В случае, когда масло в полости А превысит заданное значение давления регулировкой клапана 7, последний откроется и часть масла через полость С сольётся в поддон дизеля.

Масляный радиатор

Узел представляет собой трубчатый трёхзаходный теплообменный экран, установленный спереди основного радиатора двигателя. Теплообменник представляет собой один ряд овального сечения трубок, приваренных своими концами к нижнему и верхнему штампованному коллектору. Коллекторы оборудованы монтажными кронштейнами и штуцерами для соединения к маслопроводам.

Система охлаждения

Дизель Д-65 имеет закрытый тип жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией. В систему теплообмена входят: водяные рубашки блока и головки цилиндров дизеля; радиатора с регулируемой штокой, оборудованного шторкой и диффузором; водяного насоса с вентилятором; термостата, электрического термометра. Также к системе охлаждения можно отнести радиатор отопителя установленного в кабине трактора.

Схема жидкостной системы охлаждения дизеля Д-65

Объём заправки охлаждающей жидкостью дизеля Д-65 в составе трактора ЮМЗ-6 составляет 29 литров.

Датчик и указатель температуры в системе охлаждения Д-65

Водяной насос

Помпа центробежного типа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе для обеспечения эффективного теплоотвода от рабочих цилиндров двигателя и головки цилиндров. Узел встроен в водяную рубашку дизеля и присоединён своим корпусом к его передней части блока.

Узел представляет собой чугунный корпус с размещённой внутри осью на двух подшипниках, которые смазываются через масленку на корпусе. Подшипниковый узел изолирован от жидкости двигателя двумя самоподжимными манжетами. Для слива наружу просочившейся в подшипниковую полость жидкости корпус имеет сливное сверление. В корпусе узла на внутреннем конце оси закреплена крыльчатка. На наружный край оси через шпонку посажен приводной двухручьевой шкив. К переднему фланцу шкива прикреплены лопасти вентилятора.

Корпус помпы имеет два патрубка. Верхний всасывающий патрубок соединён с корпусом термостата, боковой патрубок соединён с выходным нижним патрубком радиатора охлаждения. Сама полость нагнетания помпы соединена с рубашкой дизеля через уплотнительную прокладку из паронита.

Термостат

Узел обеспечивает автоматическую регулировку теплоотдачи системы охлаждения и быстрый разогрев холодного дизеля до рабочей температуры. Регулировка обеспечивается клапаном со специальной вставкой, реагирующей на температуру охлаждающей жидкости, при сработке которого термостат может направлять жидкость по большому кругу – через радиатор, либо по малому кругу — только по закрытому циклу внутри блока дизеля без участия радиатора.

Схема термостата

Клапан термостата начинает приоткрывается при температуре — 78±2С°. Полное открытие клапана термостата происходит при достижении температуры в системе охлаждения — 91±3С°. То есть в период перехода клапана от полного закрытия до полного открытия клапана происходит смешанный режим охлаждения жидкости двигателя.

Сам узел представляет собой алюминиевый корпус, в котором установлен клапан автоматического регулирования. Термостат своим корпусом присоединен к рубашке головки цилиндров в передней её части. Нижний патрубок малого круга охлаждения корпуса присоединён к помпе, верхний передний патрубок большого круга охлаждения соединен с радиатором, дополнительный верхний патрубок присоединён к водяной рубашке пускового двигателя дизеля.

Также для регулировки теплоотдачи двигателя в состав радиатора охлаждения включена шторка ограничения его обдува.

Система питания

В систему питания дизеля Д-65 входят системы: подачи и впрыска дизельного топлива, очистки и подачи воздуха в цилиндры. По своему составу и принципу работы, за исключением размещения узлов и параметров их настройки, система питания дизеля ЮМЗ-6 не отличается от топливной системы трактора МТЗ 80.

Схема топливной системы дизеля Д-65

  • Объём топливного бака 90 литров
  • Давление впрыска топлива в цилиндры 17.6-18.0 мПа
  • Угол опережения впрыска форсункой 21-23°
  • Цикловая подача топлива плунжером при номинальном вращении коленчатого вала 70-72 мм³/цикл

 

Топливный насос высокого давления УТН-5

Топливная система трактора оснащена четырёхплунжерным рядным топливным насосом высокого давления УТН-5 (усовершенствованные его аналоги УТНИ-4, 4 УТНМ) с всережимным регулятором режимов подачи топлива механического типа и подкачивающей помпой. Насос установлен с правой стороны дизеля и получает привод через зубчатую передачу от промежуточной шестерни.

Фильтры грубой и тонкой очистки топлива

Двухуровневая очистка поступающего топлива осуществляется фильтром отстойником грубой очистки и фильтром тонкой очистки.

Форсунка ФД 22

Впрыск топлива в камеры сгорания цилиндров осуществляется четырьмя форсунками типа ФД-22 с бесштифтовыми распылителями.  Распылители форсунок имеют четыре распылительных отверстия диаметром 0.29 или 0.32 мм.

Воздушный фильтр Д-65

Поступающий воздух естественным всасыванием в двигатель предварительно очищается проходя через воздушный комбинированный, трёхступенчатый, инерционно-масляный фильтр.

Д-260, Д-245, Д-240. Характеристики, комплектации и советы при покупке.

Четырехцилиндровый 4-тактный дизельный двигатель Д 240 оснащается воздушным охлаждением и имеет непосредственный впрыск топлива. Этот силовой агрегат устанавливался на трактор МТЗ 80 и пользовался заслуженной любовью у автовладельцев.

Надежный, ремонтопригодный, мощный и простой в эксплуатации мотор продержался на конвейере в течение нескольких десятков лет и сегодня также встречается на тракторах МТЗ.

Описание двигателя Д 240

Прежде чем разобрать основные технические характеристики Д 240, необходимо более подробно ознакомиться с особенностями этого двигателя. Его массовый выпуск начался в конце 70-ых годов прошлого века, а превосходные рабочие показатели двигателя сделали его оптимальным вариантом для эксплуатации в составе конструкции тракторов МТЗ.

Изделие относится к категории дизельных агрегатов, что позволяет существенно сократить затраты на топливо, увеличить проходимость транспортных средств. Его устройство предусматривает наличие 6 цилиндров, расположенных вертикально. Среди характерных особенностей двигателя следует упомянуть:

Читайте также:  Обзор вездеходов на шинах низкого давления, отечественные и зарубежные модели

  • низкую стоимость обслуживания и ремонта;
  • длительный срок службы;
  • высокая мощность, достаточная для применения в тяжелых транспортных средствах;
  • система непосредственного впрыска топлива;
  • множество модификаций, позволяющая подобрать оптимальный вариант для конкретных задач.

Двигатель используется на различной технике
Также упоминания заслуживает система жидкостного охлаждения, позволяющая устройству стабильно работать в широком диапазоне температур, что особенно актуально для районов с жаркими и холодными климатическими условиями. Особого внимания заслуживает материал блока цилиндров — чугун, который позволял избежать появления механических повреждений этого важного узла даже при продолжительных, интенсивных нагрузках.

Устройство двигателя

Для того чтобы оценить все преимущества мотора, следует ознакомиться с основными элементами его конструкции с помощью фото или видео сборки двигателя Д 240. Она была спроектирована с учетом требований, предъявляемых к подобной категории моторов, и позволяет устройству эффективно работать даже в сложных условиях.

Главными узлами силового агрегата данной серии являются:

  • система охлаждения и смазки;
  • элементы, ответственные за подачу топлива;
  • пусковые устройства.

Каждая из систем представляет собой набор множества комплектующих, в связи с чем их целесообразно изучить подробнее.

Пусковой узел позволяет гарантировать уверенный старт двигателя с помощью электростартера, а также подогревающего устройства, что особенно актуально при эксплуатации изделия в условиях низких температур.

Конструкция изделия предусматривает наличие камеры сгорания неразделенного типа, предусматривающая образование рабочей смести по объемно пленочному принципу. В момент затяжки одна из частей горючего распыляется по узлу, в то время как другая покрывает её поверхность, формируя пленочное покрытие.

Д-240, как и аналогичные силовые агрегаты дизельного типа, предусматривает наличие газораспределительного, кривошипно-шатунного механизмов. Упоминания заслуживает и блок цилиндров, изготовленный из особой разновидности чугуна. Гильзы цилиндров производятся из легированного чугуна, что позволяет значительно увеличить их срок службы.

Для монтажа головки цилиндров используется 16 крепежных элементов. Охлаждение блока осуществляется с помощью специальной жидкости, которая поступает по каналу к участкам механизма, больше других подверженным нагреву, что позволяет избежать повреждений. Порядок работы мотора данной серии полностью соответствует большинству аналогов того же типа.

Технические характеристики Д 240

Превосходные рабочие показатели устройства сделали его невероятно востребованным среди потребителей. Модели производятся до сих пор, успешно конкурируя с более новыми отечественными и зарубежными аналогами. Среди наиболее значимых технических параметров силового агрегата целесообразно упомянуть:

  • тип агрегата — четырехтактный;
  • охлаждение мотора — жидкостное;
  • модификации — стандартная, а также серия «Л», оборудованная отдельным пусковым двигателем;
  • мощность — 80 л.с.;
  • объем — 4,75л;
  • вес силового агрегата — 430/390 кг, в зависимости от модификации;
  • частота вращения — 2200 об./мин.

Упоминания заслуживает экономичность мотора, поскольку он использует в своей работе дизель, который значительно дешевле, нежели бензин. При этом уровень его потребления сравнительно невелик, что позволяет дополнительно сэкономить.

Коленвал Д245

Для двигателей внутреннего сгорания неотъемлемой функциональной частью служит коленчатый вал. Модели Д245 производят из стали с 5 коренными и 4 шатунными шейками. Очистка масла происходит в полостях, закрытых заглушками. Через алюминиевые или биметаллические полукольца происходит передача на вал осевых усилий. Эти элементы установлены в блок цилиндров и в крышку 5 коренного подшипника. Механизм уплотнен манжетами, а инерционная сила регулируются противовесами. На переднем конце вала установлены шестерни приводов:

  • Газораспределительных.
  • Масляного и водяного насосов.
  • На заднем фланце прикреплен маховик.

Производят и устанавливают Д245 по двум производственным размерам. Чтобы определить необходимость в ремонте, выявляют основные нарушения в системе. В каком состоянии по уровню износа находятся коренные и шатунные шейки. При критичном изменении нормативов, коленчатый вал шлифуют и вновь используют в эксплуатации.

Топливная система мотора

Подача горючего осуществляется с помощью топливного насоса, распылителей, трубок, а также фильтрующих элементов. При этом конструкция предусматривает наличие сразу 2-х фильтров, предназначенных для тонкой очистки топлива, а также 1 для грубой. Это позволяет исключить попадание примесей, избежать появления серьезных проблем с двигателем.

Читайте также:  Самодельные приспособления для мотоблока своими руками

Чертеж Д-240

Технические характеристики

Завод производительЯМЗМТЗ
Технические параметры
Мощность, л.с.59/8059/80
Частота вращения, об/мин22002200
Количество цилиндров124
Диаметр поршня, мм130110
Ход поршня, мм140125
Объем Д 240, л4,754,75
Расход топлива, г/кВт∙ч238238

Обслуживание агрегата

Благодаря высокому качеству сборки и продуманной конструкции изделие не требует выполнение серьезного ремонта на протяжении долго времени, однако лишь при условии регулярного выполнения техобслуживания. Оно предполагает выполнение простейшего алгоритма действий:

  1. Осмотр устройства на предмет наличия подтеков необходимо выполнять каждые 60 часов работы.
  2. Смена масла требуется каждые 240 часов эксплуатации.
  3. Капитальный осмотр ключевых узлов и деталей на наличие повреждений следует осуществлять каждые 960 часов.

При выявлении каких-либо неполадок либо изношенных элементов следует их незамедлительно заменять, что поможет продлить срок работы мотора, избежать более серьезных проблем, требующих больших вложений. В некоторых ситуациях может потребоваться регулировка зазора клапанов.

Система смазки двигателя Д 240

Система смазки двигателя Д 240 работает по одноконтурному принципу, поскольку ключевые узлы обрабатываются самотеком либо путем распыления. Основными составляющими системы представляется механизм забора масла, помпа, прочие устройства, необходимые для её работы, очищающие элементы.

Удачная конструкция системы позволяет снизить трение между ключевыми узлами, продлевая срок их службы и одновременно уменьшая температуру работы всего двигателя, что позволяет использовать его даже в жарких условиях.

Что общего между Д240 и Д245

Прежде всего, как без Д240, так и без Д245 работа двигателя невозможна, коленвал является основной частью. Одинаковый принцип работы и технический состав механизмов по:

  1. Количеству коренных и шатунных шеек.
  2. Подходу к отверстию под крепление маховика.
  3. Материалу изготовления.
  4. Передний носок оборудован шкивом с приводами.
  5. На задней части установлен маховик.
  6. Стальные шатуны связывают поршни с коленвалом.
  7. Через запрессованную втулку в шатун подаются смазочные материалы.
  8. Масло очищается центробежной силой в полостях, закрытых пробками.

Руководство по ремонту

Вместе с силовым агрегатом производитель поставляет специальные справочные материалы, в которых подробно описан процесс технического обслуживания, а также ремонта обнаруженных неисправностей. Однако, при приобретении б/у мотора либо при утере данного издания при самостоятельном ремонте могут возникнуть проблемы.

В связи с этим следует разобрать наиболее распространенные неисправности, характерные для Д-240, а также их ремонт. Если двигатель не развивает своей нормальной мощности, это может быть связано с наличием воздуха в системе либо его подсоса.

Устранить это можно с помощью насоса ручной подкачки путем продувания узлов. Каталог запчастей позволяет быстро подобрать нужный элемент и самостоятельно заменить его, сэкономив на услугах профессионалов.

Также подобная проблема может быть связана с неисправностью топливного насоса, который потребуется заменить на новый. Другой распространенной проблемой представляется появление дыма от агрегата во всех режимах работы. Для её устранения следует:

  • заменить фильтры;
  • промыть и отрегулировать форсунки;
  • выполнить обслуживание воздухоочистителя.

При выявлении более серьезных неисправностей, например, когда требуется установка зажигания, может потребоваться обращение в специализированные мастерские, поскольку для их устранения необходимы определенные навыки и умения.

Наиболее частые поломки моделей

К типичным неисправностям тракторных двигателей относят:

  • Воздух в ТС. Для устранения проблемы ее прокачивают помпой ручной подкачки, устраняют подсос.
  • Неполадки и дефекты ТС. Снимают насос и отправляют на СТО для диагностики и ремонта.
  • Отсутствие тяги. Ремонтируют ТС — регулировка насоса, замена фильтра при засорении, промывка распылителей, очистка сопла, проверка воздухоочистителя, турбокомпрессора, р егулировка зазоров газораспределительного механизма.
  • Появление черного дыма. Возможные причины — засорение воздухоочистителя, неисправность насоса подачи топлива и форсунок, неправильная регулировка тепловых зазоров механизма газораспределения. Производят ТО или замену элементов и соответствующие регулировки.
  • Появление белого дыма. Причина- попадание в камеру сгорания двигателя охлаждающей жидкости. Неисправность — пробита прокладка между блоком двигателя и головкой газораспределения. Устранение — демонтаж головки и замена прокладки.
  • Закипание охлаждающей радиаторной жидкости. Производят очистку радиатора и водяной рубашки блока цилиндров от накипи , регулируют натяжение ремня вентилятора .

Для предупреждения выше перечисленных неисправностей дизельного агрегата, необходимо производить своевременное ТО, придерживаться правил эксплуатации и обслуживания двигателя, установленных заводом производителем.

Чем отличается коленвал Д240 от Д245

В основном размеры коленвалов одинаковые, но они могут отличаться исполнением шкивов, нужно смотреть в техпаспорте, какое выполнено соединение – шпоночное или шлицевое.

Маховик Д245 может крепиться на 7 или 9 болтов, для Д240 предусмотрено 6 отверстий. Но они подойдут, так как на Д245 2 штифта, а на Д240 –1. Поэтому в отверстие попадет один из метизов. Прежде всего Д240 отличается от Д245 креплением шкивов и отверстиями под маховик.

Читайте также:  Насос дозатор в составе гидрообъёмного рулевого управления ГОРУ трактора МТЗ 80(82)

Каждый из коленвалов предназначен для определенного типа двигателя. А в дизеле Д245 в отличие от Д240 присутствуют:

  1. Изменения в конструкции патрубков в коллекторах.
  2. Дополнения в виде клинового ремня для приводов.
  3. Форсунки охлаждают поршни с масляными струями.
  4. Вставлены в головки цилиндров седла клапанов из износостойких сплавов.
  5. Материал для коленчатого вала и шатунов подобран более прочный.

При этом двигатель Д240 обладает:

  • Высокой мощностью.
  • Долговечностью.
  • Долгими сроками эксплуатации подшипников на коленчатом вале.
  • Сложным ремонтом.
  • Большим расходом топлива.

Механики рекомендуют не допускать правку вала трактора МТЗ механической обработкой. Для шатунных подшипников подбирать вкладыши в соответствии с диаметром шейки механизма.

Сфера применения устройств

Мотор прост в эксплуатации, неприхотлив, не доставляет трудностей в обслуживании. За счет универсальности и преимуществ двигатели получили широкое применение. В настоящее время они устанавливаются в следующие виды машин:

  • Трактор ТТЗ-80. 10 от Ташкентского завода;
  • Тракторы МТЗ 80/82 и современные модификации;
  • Погрузчик ТО-18Б АО белорусского производства;
  • Экскаватор ЭО-3323А от Тверского завода;
  • Дизельные электрические станции АД-12/16/20/30.

Подобная модификация имеет ту же сферу применения, что прочие разновидности данного дизельного двигателя.

Mercedes-Benz 240 (w123) 240 D (65 л.с., дизель, 1978 г.)

седан (седан), 4 двери, 5 мест, габариты: 4725,00 мм x 1786,00 мм x 1395,00 мм, масса: 1340 кг, 4 цилиндра, 2 клапана на цилиндр, максимальная мощность: 65 л.с., количество передач (механическая/автоматическая): 5/-, тип топлива: дизель, расход топлива (городской/загородный/смешанный): 10,0 л / 7,0 л / 8,5 л, количество колесных дисков: 14

Серия 240 Модель (w123) 240 D Первый год выпуска 1978 Последний год выпуска 1985

900 10

Тип кузова седан (седан)
Количество дверей 4 (четыре)
Количество мест 9 0007

5 (пять)
Колесная база
Передняя гусеница
Задняя гусеница
Длина 4725,00 мм (миллиметров)
15,50 футов (футов)
186,02 дюймов (дюймов)
4,7250 м (метры)
Ширина 1786,00 мм (миллиметры)
5,86 фута (фута)
70,31 дюйма (дюйма)
1,7860 м (метра)
Высота 1395,00 мм (миллиметров)
4,58 фута (фута)
54,92 дюйма (дюйма)
1,3950 м (метра)
Минимальный объем багажника/багажника
Максимальный объем багажника
Собственная масса 1340 кг (килограммы)
2954. 19 lbs (фунты)
Максимальный вес
Емкость топливного бака

900 06 4 (четыре)

Тип топлива дизель
Модель двигателя OM616
Расположение двигателя
Объем двигателя
Тип механизма клапана
Тип наддува без наддува
Степень сжатия
Расположение цилиндров
Количество цилиндров
Клапанов на цилиндр 2 (два)
Диаметр цилиндра
Ход (длина хода поршня)

90 010

Максимальная мощность 65 л.с. (л.с.) 90 077 48,5 кВт (киловатт)
65,9 л.с. (метрическая лошадиная сила)
Максимальная мощность генерируется при
Максимальный крутящий момент
Максимальный крутящий момент достигается при
Разгон от 0 до 100 км/ч
Максимальная скорость
Расход топлива (городской) 10,0 л/100 км (литров на 1 00 километров)
2,20 британских галлона/100 км (британских галлонов на 100 километров)
2,64 галлона США/100 км (галлонов США на 100 километров)
23,52 миль на галлон (миль на галлон)
6,21 миль на галлон (миль на литр)
10,00 км/ л (километры на литр)
Расход топлива (за городом) 7,0 л/100 км (литров на 100 км)
1,54 британских галлона на 100 км (британских галлонов на 100 километров)
1,85 галлона США на 100 км (галлонов США на 100 километров)
33,60 миль на галлон (миль на галлон) метров на литр)
Расход топлива (комбинированный) 8,5 л/100 км (литров на 100 км)
1,87 британских галлонов/100 км (британских галлонов на 100 км)
2,25 галлонов США/100 км (галлонов США) на 100 километров)
27,67 миль на галлон (мили на галлон)
7,31 миль на галлон (мили на литр)
11,76 км/л (километры на литр)
Тип трансмиссии механическая
Количество механических передач 5 (пять)
Тип привода Задний привод (RWD)
Тип рулевого управления
Тип гидроусилитель руля
Диаметр поворотного круга
Тип передней подвески
Тип задней подвески
Тип передних тормозов дисковые 900 07
Тип задних тормозов Диски
ABS (антиблокировочная система) Да
Размер обода 14
Код шины
Длина + 5%
Width + 1%
Height — 7%
Curb weight — 6%
Maximum power — 59%
Fuel consumption (urban) — 1%
Fuel consumption (extra urban) + 13%
Fuel consumption (combined) + 15%

POWER-D® ENGINE OIL — Phillips 66 Lubricants

МОТОРНОЕ МАСЛО POWER-D®

PREMIUM UNIVERSAL FLEET ENGINE OIL

Phillips 66® Power-D Engine Oil — универсальное моторное масло премиум-класса, предназначенное для использования в дорожных дизельных грузовиках и внедорожной дизельной технике, а также в легковых автомобилях и легких грузовиках с дизельными или бензиновыми двигателями. Рекомендуется для использования как в дизельных двигателях с EGR, так и в более старых дизельных двигателях без EGR. Оно также обеспечит превосходную защиту бензиновых двигателей, используемых в смешанных коммерческих парках.

Интересные ссылки

Особенности и преимущества

  • Превосходная защита от образования сажи для защиты от абразивного износа и загущения масла, вызванного сажей
  • Превосходная устойчивость к вязкости и термическому разрушению при высоких температурах
  • Защищает от образования шлама и лака
  • Превосходная защита от износа
  • Высокая устойчивость к сдвигу 90 435
  • Отличная защита от ржавчины и коррозии подшипников
  • Хорошая прокачиваемость при низких температурах, даже с сажевым маслом
  • Хорошая стойкость к пенообразованию и аэрации
  • Увеличенный интервал замены для дизельных двигателей без EGR

Области применения

  • Шоссейные дизельные грузовики, оснащенные системой рециркуляции отработавших газов с охлаждением, ACERT или другими технологиями для соответствия стандартам выбросов выхлопных газов 2004 г.