Схема коробка передач комбайна нива ск 5: Кинематическая схема (цветная) ходовой части комбайна СК-5М «Нива», СК-6II «Колос»

Нива СК-5 технические характеристики, устройство и управление

Опубликовал: Александр Стёпченко в Комбайны, Сельхозтехника, Спецтехника 16.06.2019 0 15,614 Просмотров

Нива СК-5, одна из легенд отечественного, сельскохозяйственного, машиностроения. Этот небольшой комбайн увидел свет более 40 лет назад, и был когда то одной из самых массовых зерноуборочных машин в Советском Союзе. По сей день компания «Ростсельмаш» выпускает глубоко-модернизированную версию этого замечательного комбайна. Новые СК-5 обладают отличными производственными характеристиками и вполне способны конкурировать с зарубежными аналогами, в своем сегменте.

Применяются эти комбайны преимущественно малыми фермерскими хозяйствами, с небольшими площадями посевов. Там где применение серьезной высокопроизводительной техники не целесообразно. В таких условиях эти машины незаменимы, и спрос на них вследствие этого не падает с годами.

Содержание

  • 1 История создания комбайна
  • 2 Назначение
  • 3 Технические характеристики
    • 3. 1 Двигатель
    • 3.2 Расход топлива
    • 3.3 Ходовая часть
    • 3.4 Трансмиссия
    • 3.5 Вариатор
    • 3.6 Система гидравлики
  • 4 Устройство
    • 4.1 Жатка
    • 4.2 Кабина и рулевое управление
  • 5 Модификации
  • 6 Эксплуатация
  • 7 Достоинства
  • 8 Недостатки

История создания комбайна

Знаменитый на всю страну, а также ближнее и дальнее зарубежье, завод «Ростсельмаш» ведет свою историю с начала 20 века. С конвейера именно этого предприятия, когда то сходили комбайны Нива СК-5, а сегодня там же, производят его модернизированных потомков.

История этой машины, которую без преувеличения можно назвать выдающейся, началась в далеком 1958 г. В июне этого года, а точнее 12- го числа, министерству сельского хозяйства были сданы 27 новеньких комбайнов. Это были первые самоходные комбайны СК-3, полностью разработанные конструкторами «Ростсельмаш».

Комбайн «Нива» СК-3

Это событие имело большую значимость. Ведь до этого предприятие выпускало лишь прицепные комбайны. Теперь страна имела производство машин совсем другого уровня, современных и производительных. В 1961 было выпущено уже 100 тыс. машин.

Следующий этап развития модели, произошел в феврале 1962 года. Завод приступил к производству обновленной СК-4, эта модель была производительнее предыдущей на 25%.

Комбайн «Нива» СК-4

Диплом 1-ой степени в 1963 году в Лейпциге, в 1964 медаль на выставке в Чехословакии и «Серебряный кубок» — высшая награда в Венгрии. «Нива СК-4» является самой награждаемой зерноуборочной машиной в мире.

Производство Последней модели этого ряда, «Нива СК-5» началась в 1973. Этот комбайн послужил базой для создания нескольких узкоспециализированный модификаций, например: рисоуборочный комбайн, для работы на склонах до 30 градусов.

В дальнейшем СК-5 не однократно модернизировался. До наших дней дошел под названием «Нива-эффект».

Назначение

Основное назначение комбайна – сборка урожая зерновых культур. Измененная модификация Нива СК5м1 способна справляться с уборкой кукурузы, бобовых растений, сои при установке вспомогательного оборудования.
В настоящее время комбайн применяется в небольших фермерских хозяйствах, которые обрабатывают малые площади. Данная техника вполне подходит для небольших угодий, где использование серьезных машин с высокой производительностью не целесообразно.

Комбайн Нива СК 5

Технические характеристики

Технические характеристики зерноуборочного комбайна Нива СК-5:

ХарактеристикиЕд. измеренияПоказатели
Габариты (размеры):
— длинамм7607
— ширинамм3930
— высотамм4100
Масса (вес)кг7400
Марка мотораММЗ/Д 260.1.36
МощностькВт/л. с.114/155
Объем топливной емкостил300
Частота вращения барабанаоб/мин2900
Количество ножейшт.64
Объем накопительного бункерал3000
Скорость разгрузкил/сек40
Высота разгрузким2,6
Система очисткидвухрешетная
Длина элементов соломотрясам3,6
Количество элементов соломотрясам4
Молотильный аппаратбарабан
Диаметр молотильного аппаратам0,6
Наклонная камератранспортер
Рабочая ширина жатким5

Двигатель

Двигатель комбайна, как и любой другой техники, это его сердце. Он обеспечивает работу всех систем машины и ее движение. СК-5 оснащался пятью различными двигателями: СМД-17К, СМД-18К мощностью 100 л.с. и СМД-19К, СМД-20К, СМД-21 мощностью в 120 лошадей.

Все модели – это четырехтактные, четырехцилиндровые дизеля, рядного исполнения. Последние три модели из представленных выше с наддувом. Воздух перед подачей в турбину принудительно охлаждается, что позволило качественно сжигать большее количество топлива в цилиндре, значительно повысив мощность.

Современные «Нива-Эффект» имеют более мощный, 155-и сильный Д-260. Этот двигатель обладает меньшим расходом топлива и увеличенным эксплуатационным ресурсом. Двигатель имеет хороший запас крутящего момента, что обеспечивает надежную работу даже при больших нагрузках.

Расход топлива

Вместимость бака для топлива составляет 300 литров. Удельный расход топлива равен 162 г/л.с. ч.

Ходовая часть

Ходовая комбайнов «Нива СК-5» включает в себя мост ведущих и управляемых колес.

Мост ведущих колес. В него входят:

  • Коробка передач
  • муфта сцепления
  • дифференциал
  • КПП с тормозом
  • два бортовых редуктора
  • колеса.

Муфта сцепления установлена на приемном шкиве вала привода КПП. Ведомый диск муфты крепится на вал привада, а выжимной диск с помощью 12-и пружин прижимает его к внутренней поверхности шкива. При выключении сцепления специальная муфта надавливает на отжимные рычаги, освобождая тем самым ведомый диск, от выжимного и передает вращение на КПП.

Коробка передач. Снабжена тремя валами и набором шестерен. На приводном валу крепятся две подвижные шестерни(каретки). Первая включает 1-ю и заднюю передачи, а вторая шестерня 2-ю и 3-ю передачи. После того как передача включена, механизм блокировки фиксирует шестерни.

Мост управляемых колес представляет из себя: жесткую балку, поворотные кулаки, трапецию с гидроцилиндром, колеса

В торцах балки с помощью шарниров и шкворней крепятся полуоси колес. Ступицы крепятся к полуосям с помощью конических подшипников.

Трансмиссия

Все версии комбайна оборудованы клиноременным приводом. Это говорит о том, что момент от силового агрегата на вал КПП передается при помощи клиноременной передачи, так называемого вариатора. Это позволило улучшить возможность регулировки комбайна “СК-5 Нива”.

Вариатор используется для возможности изменения передаточного числа. Рабочий процесс осуществляется благодаря осевому смещению элемента с ведущего блока. В зависимости от положения дисков, изменяется ширина ручья, в зависимости от этого параметра изменяется радиус огибания ремня.

Управление осуществляется с кабины. В максимально выдвинутом положении ручки золотника – задается максимальная скорость, а когда он установлен в положение “назад” – минимальная.

Вариатор

Привод на комбайнах Нива клиноременный. Это значит, крутящий момент со шкива двигателя на шкив КПП передается посредством клиноременной передачи, при помощи вариатора.

Вариатор служит для изменения передаточного числа на ременной передаче. Осуществляется это с помощью осевого смещения диска ведущего блока, с помощью гидроцилиндра. При перемещении диска влево или вправо происходит изменение ширины ручья. Соответственно ремень либо смещается глубже, уменьшая диаметр, либо выталкивается к поверхности ручья, при этом диаметр его увеличивается.

Управляется вариатор из кабины, перемещением ручки золотника гидрораспределителя. До конца вперед максимальная скорость, назад минимальная.

Система гидравлики

Комбайн имеет две гидравлические системы: основная и рулевого управления. Гидросистема обслуживающая рабочие элементы комбайна является основной. В состав ее входят: гидронасос НШ-32У, клапаны предохранительные, гидрораспределитель с семью выходами, двусторонний гидроцилиндр вариатора ходовой, по два гидроцилиндра на подъем жатки и мотовила. Гидравлическое управление очисткой воздуха, открытие копнителя, вибратором бункера.

В рулевой гидравлической системе: насос НШ-10Е, гидрораспределитель, насос-дозатор, силовой цилиндр. Гидробак на обе системы 14 л.

Устройство

Устройство комбайна Нива СК 5 содержит ходовую часть, гидравлику и жатку. Ход комбайна обеспечивается мостом ведущих колес, мостом управляемых колес и вариатором. Для перемещения ведущих колес имеются такие основные узлы:

  •  коробка передач;
  •  муфта сцепления;
  •  дифференциал;
  •  КПП с тормозом;
  •  пара бортовых редукторов.

Коробка передач имеет три вала и систему шестерен. Коробка обеспечивает три передние передачи и одну заднюю.
Водимые колеса соединены жесткой балкой. А также имеются поворотные кулаки и трапеция с цилиндром, работающим от гидропривода.
Вариатор играет роль передатчика крутящего момента со шкива мотора на КПП. Происходит это за счет клиноременного механизма. Управление вариатором осуществляется оператором.
Система гидравлики участвует в процессах управления основными элементами машины, опустошении бункера, осуществлении поворотных движений, наборе или снижении скорости. Система гидравлики делится на такие составляющие:

  •  насос;
  •  распределитель;
  •  насос для дозирования;
  •  поршневой цилиндр.

Зерноуборочный комбайн Нива СК 5м имеет основной элемент для уборки растений – жатку. Она содержит такие элементы:

  •  раму с башмаками;
  •  мотовило;
  •  аппарат резки;
  •  шнек;
  •  транспортерная лента плавающей разновидности;
  •  подборщик (используется при раздельном способе зерноуборки).

Схема комбайна Нива СК 5 подразумевает определенный ход работы:

  1.  наклоненные мотовилом растения срезаются и подаются в молотильно-сепарирующую систему после сужения;
  2.  в приемном битере происходит разделение на камни и основную массу зерновых культур;
  3.  в барабане зерна отделяются от колосьев;
  4.  полученная солома поступает на соломотряс;
  5.  после полного разделения зерно подается в бункер;
  6.  обработанная солома движется в копнитель, где уплотняется;
  7.  после набивки копнителя оператор выгружает копну;
  8.  копнитель закрывается.

СК 05 отличается высокой маневренностью и простотой контроля в непредвиденных обстоятельствах.

Жатка

Любой зерноуборочный комбайн содержит пять основных частей: жатку, молотилку, копнитель, ходовую часть и двигатель. Кроме того комбайн оснащается гидравлической системой, механизмами привода, органами управления и сигнализации.СК 5 «Нива»– это пример нестареющей классической схемы зерноуборочного комбайна, имеющей несущую молотилку и навесные жатку и копнитель.

Жатка скашивает хлебную массу и транспортирует ее в молотилку комбайна.
Включает в свой состав корпус, мотовило, режущий аппарат, шнек и механизмы привода и регулировок. Корпус жатки шарнирным способом установлен на наклонной камере на центральном шарнире и подвесках.
Подвеска регулируемая по длине служит для избежания перекосов жатки относительно молотилки. Основой жатки является сварной корпус. Сзади на нем имеются съемные опоры которые могут принимать рабочее или транспортное положение. Рабочее положение опор используют во время монтажа, ремонта и хранения. Внизу на корпусе расположены копирующие башмаки, которые служат передней опорой жатки в случае прямого способа уборки с копир. рельефа поля. Башмаки могут принимать любое из 4-х полож. тем самым регулируя высоту среза стеблей.

Кабина и рулевое управление

В старых моделях советского периода, условия в кабине комбайна были весьма, спартанские. Принудительная вентиляция хоть и присутствовала, была не способна спасти от жары, а о кондиционере тогда можно было только мечтать. Хотя нельзя не отметить что органы управления машиной располагались вполне удобно.

Рулевая колонка непосредственно перед оператором. В полу справа от колонки рычаг переключения передач, раздельные педали тормоза, педаль выгрузки копны, слева сцепление и стояночный тормоз. Справа от сиденья располагались рычаги и переключатели управления различными механизмами и системами комбайна: жаткой, молотилкой, выгрузкой бункера и т. д.

Сиденье подрессорено с регулировками по весу, в вертикальной и горизонтальной плоскости.

Стоит отметить, что в современных моделях комбайна кабина куда комфортнее. Обивка и звукоизоляция из современных, качественных материалов. Возможна установка кондиционера.

Рулевое управление.

Управляемые колеса на комбайне задние. Система управления полностью гидравлическая, с гидроцилиндром в рулевой трапеции.

Модификации

Комбайн СК-5 Нива, неоднократно модернизировался, рассмотрим основные его модификации:

  • СК-5А – имеет двигатель повышенной мощности в 120 сил.
  • СК-5АМ – мощность повысили до 140 сил, трансмиссионную коробку сместили в лево.
  • СК-5М-1 – на эту модель установили гидростатическую трансмиссию

Комбайн «Нива» СК-5М-1

  • СКП-5М-1 – мог комплектоваться сменным полугусеничным ходом, для работ на почвах повышенной влажности.
  • СКК-5 – крутосклонная модификация, способна работать на склонах до 30 градусов.

Уникальная модификация комбайна для разделения тыквы на мякоть и семечки, была переделана из серийной модели группой энтузиастов.

Эксплуатация

За несколько десятилетий эксплуатации этих машин в нашей стране и странах СНГ накопился огромный опыт эксплуатации. Мы просто обязаны применить его для нашего анализа. Посмотрим что пишут о «Ниве» опытные комбайнеры.

  1. Работаю на «Ниве» вот уже много лет, за год нарабатываю от 300 до 400 Га в год. Из них 200 своих, остальное колымы. Жатка 5-и метровая, двигатель не турбированый. За день получается примерно 14-15 Га за смену 12 часов. Многие называют такой объем для Нивы невозможным, но это вполне реально, хотя не легко конечно. Поставил кондиционер, стало гораздо легче. А из существенных недостатков только износ ремней, но их замена не составляет большого труда.
  2. У меня объем не большой, 40 Га, убираю не торопясь за три дня. Приобретал 3 года назад, когда надоело нанимать каждый год комбайн со стороны, а это та еще нервотрепка. Хоть и работает она у меня 3-4 дня в году, зато душа спокойна, а это дорогого стоит. А вот Ниву я брал как раз совсем за небольшие деньги, которые уже давно окупились. Техника старенькая, и руки частенько прикладывать приходится, но свое дело делает без нареканий. А вообще если все делать вовремя то машина по сути не убиваемая.

Теперь разберем преимущества и недостатки:

Достоинства

Специалисты, обладающие большим опытом работы с машинами для уборки урожая, практически единогласно утверждают, что главное преимущество комбайна – это его эффективность, и при этом относительно низкая цена.

Техника отличается простотой конструкции, и легкостью в обслуживании. Запчасти на комбайн “Нива СК 5” можно приобрести без каких-либо проблем, по доступной цене.

Такая машина – отличный выбор для работы в современных климатических условиях страны, со специфическими грунтами, характерными для отдельных регионов.

Недостатки

На фоне всех положительных качеств существуют и минусы, которые в значительной степени усложняют использование зерноуборочного агрегата. Главный недостаток – это рабочий орган вариатора. Ременной привод не позволяет выполнить плавный ход по относительно мягким грунтам, с полным бункером. Особой надежность не может похвастаться и система навесного оборудования жатки.

Во всем остальном – хороший комбайн для тех фермеров, которые хотят приобрести недорогую, но при этом проверенную технику с простым обслуживанием.

Количество отзывов Оставить отзыв

Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

{{{ review. rating_title }}}

Показать еще

Оставить отзыв

  • Надежность
  • Удобство и комфорт
  • Ремонтопригодность
  • Ходовые качества

Ходовая часть, коробка передач и механизмы привода рбочих органов

Ходовая часть зерновых комбайнов СКД-5, СК-5 И СК-6

Цель и содержание работы. Закрепить знания по общему устройству моста ведущих и управляемых колес, полученные на теоретических занятиях. Найти на комбайнах места установки агрегатов ходовой части. Рассмотреть отличия в конструкциях узлов ходовой части у различных комбайнов.

Освоить разборку, сборку и регулировку следующих агрегатов: приемного шкива коробки передач в сборе с муфтой сцепления; коробки передач; дифференциала, бортового редуктора, ведущих и ведомых колес.

Оборудование рабочего места. Учебные комбайны с комплектными мостами ведущих и управляемых колес в сборе с площадкой управления; ключи гаечные двусторонние: 12X14; 17X19; 22X24; 22X30; 36X41; 46X50; головки сменные 17, 19, 22, 24, 27 мм. Ключ для круглых гаек 45—52 мм; манометр шинный, щуп (набор № 5), индикатор часового типа ИЧ05 кл. 1; съемник трехлапчатый для приемного шкива коробки передач; домкрат; монтировка; линейка длиной 300 мм; рейка длиной 1220—1000 мм раздвижная для замера сходимости колес; молоток слесарный 800 г; отвертка А250Х1,0; плоскогубцы комбинированные 200 мм; щипцы для снятия стопорных колец; две подставки под комбайн.

Последовательность выполнения работы. Рассмотреть схему передачи движения от правого конца коленчатого вала двигателя на ведущие колеса комбайнов. У всех модификаций комбайнов привод ведущих колес производится одинаково.

От вариатора ходовой клиновым ремнем движение передается на приемный шкив 11 (см. рис. 106), на котором закреплен кожух муфты 12 сцепления. От передаточного вала коробки передач 13 движение передается на шестерню 3 главной передачи и от нее через шестерню 2 на левую 17 и правую полуоси к шестерням 19 бортовых редукторов. Водило 20 через ось с фланцем передает вращение ведущим колесам 23 комбайна.

Обратить внимание на то, как крепятся на различных комбайнах ведущие шкивы двигателей.

Отметить различное крепление фланцев вилки вариатора ходовой на комбайнах СКД-5 и остальных. Перемещение фланца крепления на комбайне СКД-5 позволяет использовать для работы сильно вытянутые, но целые ремни вариатора ходовой.

На комбайнах СК-5 и СК-6 более удобна регулировка пределов перемещения блока вариатора с помощью двух ограничительных болтов.

Заметить, что на комбайнах СК-5 и СК-6 управление муфтой сцепления, как и колесными тормозами, производится с помощью гидравлических систем.

Коробки передач на всех комбайнах имеют три передачи вперед и одну заднюю. Обратить внимание на то, что в крышку выносного тормозка, сблокированного с механизмом сцепления, вмонтирован привод тахоспидометра на комбайнах СК-5, СК-6 и СКД-5 выпуска 1973 г.

Рассмотреть более прочные бортовые редукторы комбайнов СК-5 и СК-6 и сравнить их с бортовыми редукторами комбайна СКД-5 выпуска до 1973 г. , которые не имеют колесных тормозов.

Проверить давление воздуха в шинах с помощью шинного манометра.

На комбайнах СК-5 и СК-6 при работе на твердом грунте и на транспорте давление в ведущем колесе должно быть 2,8 кгс/см2 (280 кПа), а на влажном грунте—1,5 кгс/см2 (150 кПа) соответственно, в шине ведомого заднего колеса давления должны быть 2,5 кгс/см2 (250 кПа) и 1,5 кгс/см2 (150 кПа).

Комбайн СКД-5 выпуска до 1973 г. имел одинаковое давление в шинах ведущих и управляемых колес — 2,5±0,2 кгс/см2 (245± ±19,7 Н/м2).

Рассмотреть мост управляемых колес, в который входят задний брус, рулевая трапеция, рулевой механизм, гидроусилитель и управляемые колеса.

Обратить внимание на то, что комбайн СК-6 имеет гидрообъем-пое рулевое управление, и связь между рулевым колесом и управляемыми колесами чисто гидравлическая. Найти на этом комбайне планетарный насос, соединенный с валом рулевого колеса, распределитель и гидроцилиндр управляемых колес.

Заметить, что комбайн СКД-5 имеет гидромеханическую систему управления, в которой рулевой механизм связан с золотником управляемых колес через продольную тягу. Некоторое число комбайнов СК-5 имело такую же систему рулевого управления, как и комбайн СКД-5.

Подготовить рабочее место. Проверить комплектность инструмента и приступить к выполнению работы.

Разборка, сборка и регулировка агрегатов ведущего моста

Снять, разобрать и собрать переднее и заднее колеса комбайна:

  1. Установить головку домкрата напротив знака на кожухе моста ведущих колес и вывесить колесо. Поставить дополнительно под поперечную балку ведущего моста подставку.
  2. Отвернуть гайки крепления колеса и снять его с помощью ломика-монтировки с фланца оси.
  3. Положить колесо вентилем вверх, вывернуть золотник и выпустить воздух из камеры. Втолкнуть вентиль внутрь шины.
  4. На комбайне СКД-5 размонтировать диски колеса и снять шину с ободной лентой. На других комбайнах снять шину с неразборного диска колеса.
  5. Вынуть камеру из шины, проверить, нет ли посторонних предметов внутри шины или кусочков металлического каркаса шины. Удалить металлические предметы или заменить шину с разрушенным каркасом.
  6. Припудрить тальком внутри шины, вставить проверенную, слегка накаченную камеру в шину, заложить ободную ленту.
  7. Поставить шину на наружный диск переднего колеса таким образом, чтобы вершины углов рисунка протектора были направлены в сторону вращения. Обратная постановка шины способствует ее залипанию. Отверстие в диске для вентиля камеры должно располагаться вверху и снаружи. Вентиль камеры должен без перекоса входить в отверстие диска.
  8. Положить шину с диском на обод колеса (комбайн СКД-5), совместив отверстия дисков. Вставить в отверстия двенадцать болтов, надеть на них пружинные шайбы и затянуть гайки. Зазоры между дисками более 0,3 мм не допускаются.
  9. Накачать шину воздухом до рекомендуемого давления в зависимости от условий работы.

Заменить шины задних колес комбайна:

  1. Поднять домкратом правое заднее колесо комбайна и установить под мост управляемых колес подставку. Проделать операции по пунктам 2—6.
  2. Надеть борт шины на наружный обод заднего колеса, пропустив вентиль в отверстие обода.
  3. Уложить внутренний обод колеса на противоположный борт шины, не допуская защемления ободной ленты. Совместить отверстия ободов, вставить в них болты, надеть на болты пружинные шайбы и затянуть гайки.
  4. Установить и закрепить колесо на ступице. Убрать подставку и домкрат.

Комбайны СК-5 и СК-6 имеют неразборные диски передних и задних колес без ободных лент. Поэтому монтаж шин на них выполняют обязательно два человека и в следующем порядке:

  1. Надеть борт шины на диск колеса со стороны вентильного отверстия в нем. Шины размером 530—610 мм ставят на диски так, чтобы вершины «елочек» протектора были направлены вперед. При монтаже шин 310—406 мм не делают различий между правым и левым колесами, потому что они имеют универсальный протектор.
  2. Вложить проверенную камеру в шину. Вставить вентиль в отверстие диска и подкачать камеру.
  3. Надеть второй борт шины на диск со стороны, противоположной вентильному отверстию.
  4. Накачать шину переднего колеса до давления воздуха в ней 3 кгс/см2 (300 кПа), а затем уменьшить давление до 2,3±0,2 кгс/см2 (230±20 кПа).
  5. Установить колеса на комбайн.

На комбайнах СК-5, СК-6 и СКД-5 (выпуск с 1973 г.) для проведения регулировок колесных тормозов и муфты сцепления необходимо снимать передние колеса. Поэтому при замене камер или колес следует одновременно проверять регулировку указанных выше узлов, а уже потом устанавливать колеса.

Снять коробку передач. На комбайнах СК-5 и СК-6 отвернуть две гайки крепления защитного щитка ходовых ремней, чтобы получить свободный доступ к вариатору ходовой.

  1. Снять шток гидроцилиндра вариатора ходовой с оси крепления. На комбайнах СКД-5 ослабить хомуты, ограничивающие ход вилки блока шкивов, на комбайнах СК-5 вывернуть ограничительные болты / и 3 (рис. 112) из кронштейнов.
  2. Отогнуть замковую шайбу, ослабить гайку 11 стяжного болта 10 ступицы вариатора. Винтом 13 натяжного механизма переместить блок шкивов в крайнее переднее положение и снять ремень 9 с приемного шкива.
  3. Расшплинтовать и отсоединить тяги от рычагов муфты сцепления, штоков коробки передач, гидроцилиндра и стояночного тормоза.
  4. Подставить под коробку передач домкрат или другую опору и отвернуть гайки крепления коробки передач к кожуху дифференциала. Осторожно опуская домкрат, отсоединить коробку от моста ведущих колес. Положить коробку привалочной плоскостью вниз на стеллаж для разборки.

Разобрать стояночный тормоз:

  1. Расконтрить и отвернуть болт 3 подпятника (рис. 113). Расшплинтовать, снять шайбу оси и отсоединить вилку 2 от тормозной ленты 4. Снять ленту со шкива.
  2. Отвернуть гайку 5 и снять тормозной шкив 1 с передаточного вала коробки.

Собирают стояночный тормоз в последовательности, обратной разборке.

В положении рукоятки стояночного тормоза «включено» лента 4 должна плотно охватывать тормозной шкив 1. Зазор в 1 мм между лентой и шкивом должен быть одинаковым на всей окружности, что достигается навинчиванием или свинчиванием вилки 2. Рабочий ход рукоятки стояночного тормоза не должен превышать 2/3 полного ее хода. Если рукоятка выходит до начала затормаживания более чем на четыре зубца, то необходимо укоротить трос 37 (см. рис. 106).

Снять муфту сцепления в сборе с приемным шкивом:

  1. Отвернуть три болта 7 (рис. 114) и снять крышку 6. Отвернуть круглую гайку 5 с приемного вала и снять замковую шайбу 4.
  2. Установить съемник так, чтобы конусная часть винта разместилась в центровом отверстии вала, а три лапы охватывали обод наружного шкива 10.
  3. Вращая винт съемника, снять приемный шкив вместе с муфтой сцепления. Замерить штангенциркулем расстояние от торца горловины кожуха 23 до оттяжных рычагов 16. Оно должно быть равно 24±0,3 — 33,5±0,3 мм. Этот размер обязательно проверяют при замене ведомого диска муфты сцепления. Проверку необходимо проводить при установленных в одной плоскости оттяжных рычагах 16.
  4. Установить гайками 21 требуемый размер и накернить гайку 21 в трех точках, соединив ее с винтом вилки 19.
  5. Установить муфту сцепления вместе с приемным шкивом на коробку передач в обратном порядке. Запомнить, что демонтаж и регулировка сцепления могут быть выполнены на комбайне без снятия коробки передач.

Снять бортовой редуктор:

  1. Установить домкрат под кожух моста колес с левой стороны и поднять комбайн.
  2. Поставить мост на подставку и опустить на нее комбайн. Отвернуть гайки крепления левого ведущего колеса и снять это колесо.
  3. Отвернуть гайки болтов бортовых редукторов, снять шайбы и вынуть болты. Осторожно снять правый и левый колесные редукторы «КамТЭК». Вынуть полуоси из кожуха моста.

Собрать редуктор в последовательности, обратной разборке.

Разобрать дифференциал:

  1. Отвернуть гайки 7 (рис. 115) болтов крепления подшипников дифференциала, снять пластины 6 и хомуты 5. Вынуть дифференциал 3 в сборе из кожуха моста.
  2. Расшплинтовать и отвернуть корончатые гайки 10 (рис. 116) болтов 4 соединения ведомой шестерни 5 главной передачи с чашками 3. Выпрессовать болты, разъединить чашки и вынуть крестовину 6 с сателлитами 7 и опорными шайбами 8. Вынуть шестерни 1 полуоси с шайбами 2.

Собрать дифференциал:

  1. Установить чашку 3 (см. рис. 116) на болты 4. Уложить в чашку шайбу 2 и шестерню 1 правой полуоси.
  2. Надеть на крестовину 6 шестерни 7 с шайбами 8 и уложить собранную крестовину в чашку 3, введя в зацепление с шестерней 1 шестерни 7.
  3. Установить на чашку 3 ведомую шестерню 5 главной передачи так, чтобы болты совпали с отверстиями в шестерне. Напрессовать шестерню 5 до упора в выточку чашки.
  4. Поставить во вторую чашку шайбу 12 и шестерню 13 левой полуоси. Установить вторую чашку И на крестовину в сборе, введя в зацепление все шестерни.
  5. Совместить отверстия под болты и напрессовать вторую чашку на шестерню 5 до упора. Навернуть гайки 10 на болты 4 и затяпуть их накрест до отказа. Вставить в прорези гаек и отверстия болтов шплинты 9 и законтрить головки болтов.
  6. Нагреть в масле до температуры 80—90° С шарикоподшипники и напрессовать их на чашки до упора.
  7. Установить собранный дифференциал в кожух моста.

Проверить свободное вращение полуосей и сателлитов, вставив в них правую полуось и проворачивая их вручную. Через окна в чашках проверить щупом зазоры между торцами шестерен полуосей и шайбами. Они должны быть 0,5—1,2 мм, иначе потребуется установка утолщенных шайб ремонтных размеров. Гайки болтов должны быть затянуты крутящим моментом 10 кгс-м (980,7 Н-м). Все трущиеся поверхности деталей должны быть смазаны при сборке маслом.

Собранный и установленный в кожухах ведущего моста дифференциал должен свободно проворачиваться в подшипниках. Осевой и радиальный люфты не допускаются.

Отрегулировать подшипники бортовых редукторов: перед установкой бортовых редукторов на кожух моста ведущих колес проверить индикатором часового типа осевой зазор в роликовых конических подшипниках 4 (рис. 117). Если индикатор не показывает осевого люфта, а ось вращается свободно, то необходимо отрегулировать подшипники.

  1. Затянуть до отказа гайку 1, поворачивая ось 2 для более равномерного размещения роликов по обойме.
  2. Отвернуть гайку 1 на */в оборота и удержать ее в таком положении контргайкой 3.
  3. Проверить индикатором осевой люфт оси 2, который должен быть не более 0,2 мм.

В такой же последовательности проверить и отрегулировать подшипники второго, левого, бортового редуктора.

Установить бортовые редукторы:

  1. Надеть прокладки на привалочные плоскости кожухов бортового редуктора. Установить редуктор шестернями вверх. Вставить правую полуось в редуктор, введя шестерню полуоси в зацепление с шестернями сателлитов.
  2. Поднять бортовой редуктор и, придерживая его за полуось, поставить в кожух моста. Осторожно продвигая редуктор внутрь кожуха, ввести в зацепление одновременно шлицевой конец полуоси с шестерней дифференциала и шестерни сателлитов с неподвижной шестерней кожуха моста.
  3. Продвинуть редуктор до соприкосновения фланцев. Вставить в совмещенные отверстия болты головками со стороны дифференциала. Поставить шайбы и затянуть накрест гайки.
  4. Поставить левую полуось в шлицы шестерни дифференциала, несколько выдвинув полуось наружу. Ввести в зацепление шестерню полуоси с сателлитами, а сателлиты — с неподвижной шестерней кожуха моста. Надвинуть редуктор до соприкосновения фланцев.
  5. Вставить в совмещенные отверстия фланцев редуктора и кожуха болты головками со стороны дифференциала. Надеть шайбы и затянуть гайки накрест.

Установить коробку передач:

  1. Наложить прокладку на фланец кожуха дифференциала. Сцентрировать коробку передач по установочным болтам.
  2. Установить коробку передач на фланец кожуха моста и соединить узлы болтами, введя в зацепление шестерни конечной передачи. При вращении вручную за приемный шкив шестерни коробки передач должны легко проворачиваться.
  3. Установить тяги и рычаги управления муфтой сцепления коробкой передач, тяги стояночного тормоза, но не закреплять их и не зашплинтовывать. Закрепить болтами крышку механизма переключения и установить на ней упоры для рычагов муфты сцепления.

Отрегулировать зазор между выжимным подшипником и отжимными рычагами муфты сцепления. При затруднительном и шумном переключении передач и свободном ходе педали муфты сцепления менее 25 или более 35 мм муфту регулируют в такой последовательности:

  1. Отсоединить толкатель 5 (рис. 118) гидроцилиндра 7 от рычага 4.
  2. Отвести отверткой упорный рычаг 3 от рычага 4 до упора выжимного подшипника в рычаги муфты сцепления, что ощущается рукой.
  3. Заложить между рычагом 4 и регулировочным болтом 1 набор пластин щупа толщиной 2,5 мм.
  4. Прижать рычаг 4 к упору 6. Если между регулировочным болтом 1 и рычагом 4 образуется зазор, то ввернуть болт 1. Затянуть контргайку 2 и вынуть щуп.
  5. Нажать на тягу и подвести поршень до касания с дном гидроцилиндра. Отпустить контргайку на тяге и, вращая соединительную вилку тяги, совместить ее отверстия с отверстием рычага 4. Поставить ось в отверстия, надеть шайбу и зашплинтовать. Затянуть контргайку.

Разборка, сборка и регулировка моста управляемых колес комбайнов

Для того чтобы выяснить, как соединяется мост управляемых колес с рамой комбайна, снять его и установить в таком порядке:

  1. Поднять домкратом заднюю часть комбайна и установить ее на подставку.
  2. Отвернуть болты 11 (рис. 119) крепления разъемной скобы и гайку 8 хомута 7.
  3. Снять крышку разъемной скобы и хомут оси рамы молотилки. Выкатить мост управляемых колес из-под комбайна, отсоедини» шланги гидросистем от штуцеров цилиндра (или от золотника управляемых колес) и сняв продольную тягу на комбайне СКД-5.

Рассмотреть, как проводится смазка передней и задней опор оси молотилки. Изучить устройство механизма поворота колес, вспомнить названия его частей и назначение их. Установить мост управляемых колес на комбайн в порядке, обратном снятию. При-установке гидроцилиндра вывернуть колеса вправо до отказа.

Отрегулировать осевой люфт шкворня. Проверить зазор между верхним ушком (рис. 120) поворотного кулака 5 и кронштейном балки моста управляемых колес. Если зазор более 0,15 мм, то необходимо его уменьшить, установив регулировочную-прокладку 22. Для этого нужно выполнить следующие операции:

  1. Поднять домкратом мост управляемых колес. Снять колесо», верхнюю крышку 27 и стопорный болт 21 шкворня 25.
  2. Переместить шкворень вниз легкими ударами молотка по медной проставке, чтобы можно было вставить регулировочную прокладку между верхним ушком поворотного кулака и кронштейном балки.
    Радиальный люфт по диаметру шкворня устраняется заменой втулок и шкворней.
  3. Установить на место шкворень 25, его стопорный болт 21, верхнюю крышку 27, заглушку 15 и поставить на ступицу колесо.

Отрегулировать подшипники управляемых колес. При нагреве ступицы колеса или большом люфте колеса проверяют и регулируют зазоры в подшипниках в таком порядке:

  1. Снять колпак 1 (см. рис. 120) колеса, расшплинтовать и отпустить на полтора-два оборота гайку 2.
  2. Поднять домкратом мост управляемых колес и установить колеса параллельно движению комбайна. Проверить легкость вращения колес. Из-за заедания сальников или поломки подшипников колеса могут туго вращаться.
  3. Устранить причину тугого вращения колеса и приступить к регулировке подшипников.
  4. Затянуть гайку 2 до тугого вращения колеса, чтобы после толчка рукой оно сразу останавливалось. Затем отпустить гайку на третьей прорези под шплинт и толчком повернуть колесо. Оно должно сделать не менее восьми оборотов. Зашплинтовать гайку я надеть колпак 1.

Таким же образом отрегулировать зазоры в подшипниках второго колеса.

Отрегулировать сходимость колес. Необходимость в проведении такой регулировки возникает при появлении одностороннего износа протектора шин. Проводится она в таком порядке:

  1. Поднять домкратом мост управляемых колес.
  2. Установить колеса параллельно движению комбайна путем вращения рулевого колеса.
  3. Измерить с помощью рейки расстояние между внутренними краями шин колес с передней и задней сторон на уровне осей. Расстояние спереди должно быть на 1,5—3 мм меньше расстояния сзади.
  4. Ослабить гайки стяжных болтов наконечников тяги и, вращая ее, добиться нужной разницы в положении колес. Затянуть гайки болтов.

Отрегулировать угол поворота колес. При большом угле поворота колес и наклоне моста управляемых колес возможно разрушение шин о копнитель. Чтобы радиусы разворота вправо и влево были одинаковыми, проводят регулировку в таком порядке:

  1. Поднять домкратом мост управляемых колес.
  2. Вращая рулевое колесо вправо, переместить шток внутрь цилиндра до упора поршня в дно. Замерить расстояние между осями пальцев наконечников, которыми крепится цилиндр на комбай-нах СК-5 и СК-6. Оно должно быть равно 495 мм.
  3. Отсоединить наконечник штока цилиндра от рычага поворотного кулака колеса. Ослабить стяжной болт наконечника и, вращая его, установить размер 495 мм. Затянуть стяжные болты наконечников. Максимальный размер между осями пальцев наконечников должен быть равен 695 мм.

При регулировке угла поворота колес комбайна «Сибиряк» замеряют зазор между левым задним колесом и продольной рулевой тягой, который должен быть равен 20—25 мм. Регулируют зазор, отсоединив вилку гидроцилиндра от рычага и, вращая ее, изменяют длину штока так, чтобы поршень уперся в дно цилиндра.

описание, характеристики и отзывы / Paulturner-Mitchell.com

«Нива СК 5» — это почти легенда отечественного машиностроения. Этот очень компактный комбайн появился более 40 лет назад. В то время это была самая популярная модель, массово использовавшаяся на полях СССР. Компания «Ростсельмаш» продолжила выпуск этой версии, только теперь это модернизированный и высокотехнологичный агрегат. Новые машины отличаются прекрасными техническими данными и способны конкурировать с именитыми зарубежными аналогами.

Как правило, эти машины используют фермеры, у которых небольшие площади под посев. Это хозяйства, где использование высокопроизводительной техники невыгодно, а почти во всех случаях — нецелесообразно. Комбайн «Нива СК 5» практически незаменим на небольших участках, благодаря этому спрос на эту технику не угасает из года в год.

История появления

Завод «Ростсельмаш», известный на всю страну и далеко за ее пределами, начал производство сельскохозяйственной техники еще в начале прошлого века. С конвейера сошли первые экземпляры.

Зерноуборочные комбайны «Нива СК 5» появились в 1973 году. Данная модель послужила своеобразной базой для дальнейшего создания узкоспециализированных машин, например, таких как:

  • агрегаты для работы на склонах, размером которая достигала 30 градусов;
  • рисоуборочные комбайны и другие.

В дальнейшем пятая модель не модернизировалась ни разу. На современном рынке автомобиль получил название «Нива-Эффект».

Технические данные

Буквы в названии расшифровываются как «самоходный комбайн», а цифра указывает на его производительность, в данном случае это 5 кг/с. Другие характеристики комбайна «Нива СК 5»:

  • Размеры: длина — 7607 мм; ширина — 3930 мм; высота — 4100 мм.
  • Масса — 7,4 тонны.
  • Частота вращения молотильного аппарата в виде барабана 2900 об/мин.
  • Бункер емкостью 3000 литров.
  • Установлено 64 ножа.
  • Ширина жатки 5 метров.

Силовой агрегат

Покупателю предлагается пять различных двигателей, которыми может быть оснащен комбайн «Нива СК 5»:

  • СМД-17К и СМД-18К, мощность которых составляет 100 л. от.
  • СМД-19К; СМД-20К; СМД-21К, их численность составляет 120 силовых единиц.

Все пять моделей 4-тактные, с 4 цилиндрами, рядной конструкции, работают на дизельном топливе. 120-сильные версии идут с наддувом. Перед входом непосредственно в турбину воздух принудительно охлаждается. Это позволяет со временем увеличить мощность. Современные машины «Нива-Эффект» оснащаются 155-сильным «сердцем» с маркировкой Д-260. Этот двигатель имеет более низкий уровень расхода топлива. Большой запас крутящего момента обеспечивает стабильную и надежную работу даже при больших нагрузках.

Трансмиссия

Все модификации комбайна оснащены клиноременной передачей. Это свидетельствует о том, что момент от силового агрегата на вал трансмиссии передается с помощью клиноременной передачи, так называемого вариатора. Это позволило улучшить возможности регулировки комбайна «СК-5 Нива».

Вариатор используется для изменения передаточного отношения. Рабочий процесс осуществляется за счет осевого смещения элемента от основного узла. В зависимости от положения дисков меняется ширина ручья, в зависимости от этого параметра изменяется радиус изгиба ремня.

Управление осуществляется из кабины. В максимально выдвинутом положении золотника — установить максимальную скорость, а при его установке «назад» — минимальную.

Рабочее оборудование

Жатка «Нива СК 5» предназначена для скашивания и последующей транспортировки зерновой массы для дальнейшей обработки в молотилке. Дополнительно может быть установлен подборщик, используемый для подбора ранее скошенных стеблей, которые были уложены в валки. Размер шапки может меняться, в зависимости от поставленных задач, но конструкция остается неизменной, и состоит из:

  • корпус со специальными башмаками;
  • катушка;
  • режущее устройство;
  • шнек;
  • конвейер плавающего типа;
  • пикап.

Преимущества

Специалисты, имеющие большой опыт работы с машинами для уборки урожая, практически единодушно утверждают, что главным преимуществом комбайна является его экономичность, и в то же время относительно невысокая цена. Техника проста по конструкции и проста в обслуживании. Запчасти на комбайн «Нива СК 5» купить можно без проблем, по доступной цене. Такая машина – отличный выбор для работы в современных климатических условиях страны, со специфическими почвами, характерными для отдельных регионов.

недостатки

На фоне всех положительных качеств есть и минусы, которые значительно усложняют использование зерноуборочного комбайна. Главный минус — это рабочий механизм вариатора. Ременная передача не дает плавного хода на относительно мягких грунтах, при полном бункере. Особой надежностью не может похвастаться система навесного оборудования.

Во всем остальном это хороший комбайн для тех аграриев, которые хотят купить недорогую, но проверенную технику с простым обслуживанием.

Современные модели и их доработки

После ряда модернизаций и доработок «Нива СК 5» получила новые фторкаучуковые уплотнители взамен прежних резиновых, отличающихся малым ресурсом. Надежность гидросистемы обеспечивается чистотой масла за счет герметичных соединений, препятствующих попаданию воздуха внутрь.