Правила устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов: Библиотека государственных стандартов

Эксплуатация грузоподъемных кранов

Грузоподъемные краны занимают ведущее место в системе машин для механизации монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в строительстве. С помощью грузоподъемных кранов достигаются высокие темпы и индустриальность производства строительно-монтажных работ. Работа с грузоподъемными машинами сопряжена с определенным риском, как для обслуживающего и эксплуатирующего персонала, так и для всех лиц, находящихся в зоне потенциальной опасности.

Эксплуатация грузоподъемных кранов

Объектами применения ГПК являются практически все строительные площадки, пункты грузопереработки, производственные площади предприятий промышленности. Если рассмотреть Закон РБ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», грузоподъемные машины и механизмы относятся к категории опасных производственных объектов.

Безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов является одной из важнейших составляющих безопасности, предполагающей создание необходимых условий для снижения вероятности происхождения аварий и несчастных случаев. Особое внимание, которое уделяется вопросам безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов продиктовано в основном экономическими потерями от аварийности и травматизма.

Аварии на грузоподъёмных кранах зачастую происходят из-за некачественного или несвоевременного выполнения работ по обслуживанию и ремонту. В ряде случаев причинами аварий становятся не до конца продуманные проектные и технические решения, имеют место случаи нарушения технологической и исполнительской дисциплины, наглядно выражающиеся в нарушении правил и приемов безопасного веления работ, требований проектов производства работ и других технических регламентов.

Качественно изменить ситуацию в повышении уровня безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов можно путем реконструкции, технического перевооружения производств, а также введения новых технологий, мониторинга технического состояния исчерпавших нормативный ресурс кранов (старый кран – это «усталость металла», изношенные сборочные единицы и детали кранов, изношенные канаты и технические устройства и т. д.).

Правила эксплуатации грузоподъемных кранов


Руководители организаций и индивидуальные предприниматели — владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить лично или организовать содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы. Для этого должны быть:

  • назначены приказом по организации специалист по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, специалист, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами;
  • установлен порядок периодических осмотров, технического обслуживания и ремонта грузоподъёмных кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары;
  • установлен требуемый настоящими Правилами порядок обучения и проверки знания инструкций у персонала, обслуживающего грузоподъёмные краны, а также проверки знания настоящих Правил у ответственных специалистов;
  • разработаны инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции, для обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологическая документация, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов;
  • разработаны инструкции по охране труда в соответствии с требованиями Инструкции о порядке принятия локальных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг, обеспечено снабжение ответственных специалистов Правилами, инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающего персонала — производственными инструкциями;
  • обеспечено выполнение ответственными специалистами требований Правил и инструкций, а обслуживающим персоналом — производственных инструкций;
  • обеспечено выполнение предписаний, выданных Госпромнадзором в области промышленной безопасности;

Принимая во внимание актуальность проблемы повышения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов и важность активации действий для ее решения, можно выделить в качестве приоритетных следующие направления деятельности:

  • совершенствование системы подготовки и аттестации специалистов в области промышленной безопасности грузоподъемных кранов;
  • непрерывное проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей предприятий и организаций в области промышленной безопасности грузоподъемных кранов;
  • научно-методическое обеспечение проведения подготовки и аттестации специалистов и руководителей предприятий и организаций;
  • изучение причин и условий возникновения аварийных ситуаций при производстве работ грузоподъемными кранами;
  • оснащение грузоподъемных машин современными устройствами и приборами безопасности;
  • исследование и систематизация условий эксплуатации грузоподъемных кранов;
  • распространение положительного опыта эксплуатации и ремонта грузоподъемных кранов;
  • содействие повышению уровня квалификации обслуживающего персонала в области безопасных приемов работы, а специалистов в области промышленной безопасности, в том числе через использование средств массовой информации, проведение семинаров, издание информационных материалов.

Специалист по аттестации по направлениям деятельности,

поднадзорным Госпромнадзору: ППБ ГК, ПУБЭ СРД, производственный контроль

Себрукович Нина Николаевна

Основные нарушения правил безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов на строительных объектах

Не секрет, что практически не возможно построить ни один  строительный объект, не используя в работе грузоподъемные краны.

С помощью кранов ведется строительство промышленных и жилых зданий, дач, коттеджей, гаражей, дорог, мостов, электростанций, газовых и нефтедобывающих объектов. Краны применяют для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складах и базах, строительных и монтажных площадках. Они участвуют в процессе монтажа промышленного оборудования и магистральных трубопроводов. С их помощью производят работы по ремонту линий электропередачи, мостов, зданий, сооружений и др.

 

Опасные факторы

Краны относятся к самым распространенным опасным объектам на предприятиях и поэтому так важно организовать правильный надзор за ними.

 В результате идентификации опасностей при выполнении работ грузоподъемными кранами можно выделить следующие:

— падение груза;

— падение крана;

— разрушение конструкций крана.

Любой из выше перечисленных факторов может произойти в результате нарушений правил безопасной эксплуатации крана. Что может привести к травмированию или гибели работников, ведь под грузоподъемным краном может работать до 50 человек рабочих разных специальностей.

          

Основные нарушения при эксплуатации кранов  

  

Требования по безопасной эксплуатации кранов изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2012 №37, которые вступили в силу 1 января 2013 года (далее- Правила).        

При эксплуатации кранов на объектах заказчиков в основном преобладают следующие нарушения Правил:

— на объектах отсутствуют проекты производства работ (далее – ППР), технологические карты на погрузочно-разгрузочные работы, технологические регламенты.

—  ППР не всегда отражают безопасные условия эксплуатации кранов (места стоянок крана, привязка крана к котловану, строящемуся зданию, мероприятия по совместной работе кранов).

— в ППР часто отсутствуют характеристики на грузоподъемные краны в соответствующем исполнении, что не позволяет быстро определиться, сможет ли кран поднять и переместить груз соответствующей массы на определенное расстояние и высоту.

     — с ППР или другими технологическими регламентами не ознакомлены лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, крановщики, стропальщики.

— на объектах отсутствуют назначенные приказом нанимателя (работодателя)  лица ответственные за безопасное производство работ кранами,  или указанные  лица не прошли периодическую проверку знаний  в области промышленной безопасности в комиссии Госпромнадзора или повышение квалификации в соответствующем учреждении образования.

—  лица, ответственные за безопасное производство  работ кранами, в своей работе не в полной мере выполняют, как минимум, требования Типовой инструкции для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, утвержденной Проматомнадзором РБ от 27 декабря 1996 года, протокол №9.

— на объекте отсутствуют аттестованные стропальщики, или их недостаточно,   — — допуск к работе стропальщиков не оформлен приказом.

— на объекте у стропальщиков отсутствуют удостоверения. 

— в зоне работы крана находится немаркированная тара, часто не вывешены в местах производства работ и не выданы на руки машинистам крана и стропальщикам таблицы весов поднимаемых грузов и схемы строповки.

— не всегда выдаются наряды-допуски на работу вблизи ЛЭП, нарушаются правила выполнения работ вблизи ЛЭП.

 — не ведется периодический осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары с записью в журнале осмотра.

— краны по распоряжению лиц, ответственных за безопасное производство работ, устанавливаются на площадки, не предусмотренные ППР, или выполненные не в соответствии с Правилами. 

                           

Основная проблема

 

Основная проблема в том, что часто начинают строительно-монтажные работы, не имея утвержденного и согласованного проекта производства работ. Соответственно отсутствуют и схемы строповки и описание безопасных приемов работы.

ЭТО ВАЖНО!  Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно осуществляться с письменного разрешения лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, в его присутствии и под его непосредственным руководством.

Безусловно, безопасность при эксплуатации  грузоподъемного крана зависит практически на 100 процентов от согласованной и правильной работы машиниста крана и ответственного за безопасное производство работ кранами в соответствии с Правилами. Чаще всего ответственным является прораб, который  отвечает на объекте за сроки выполнения строительных работ и, одновременно, за соблюдение мер безопасности при выполнении работ кранами. От того, насколько добросовестно он выполняет свои обязанности, в части безопасной эксплуатации кранов, зависит безопасность работающим под краном рабочих.

Из опыта работы и анализа происшествий, которые происходят с кранами, следует, отметить причину по которой они чаще всего происходят .

  Пример.

  Гусеничный кран находится на краю котлована. В соответствии с характеристиками он не может подать груз на какое-то расстояние.

Есть два решения данной проблемы.

  1. Котлован досыпают, грунт утрамбовывают, кран подъезжает и выполняет работу. Этот вариант требует материальных затрат и потери времени строительной организацией.

Следует заметить, что этот вариант правильный.

  1. По просьбе прораба (в данном случае) машинист крана отключает приборы безопасности  и выполняет перемещение груза с нарушениями, рассчитывая на то, что кран изготовлен с запасом прочности и может выдержать определенные превышения по массе поднимаемого груза и по дальности перемещения.

Данный вариант, как кажется сначала, требует меньше времени и затрат, но с другой стороны никто не может гарантировать как поведет себя кран в данной ситуации и справится ли машинист, если возникнет аварийная ситуация? И самый главный вопрос, соизмерима ли цена, ведь на кону  стоит  жизнь и здоровье работников.

 

Поэтому, машинисту крана, а также должностному лицу нанимателя  ответственному лицу за безопасную эксплуатацию кранов стоит задуматься над тем, что имеют ли они право рисковать чужой жизнью, принимая решение о нарушении техники безопасности при эксплуатации крана.  

                                      

Решение проблемы

 

Такие моменты не будут происходить в принципе, если качественно разработан проект производства работ, правильно подобраны  и заказаны краны по грузовысотным характеристикам.

Мой опыт работы показывает, что достаточно грамотно выполненные проекты  строительно-монтажных работ  в строительных организациях в принципе есть, в качестве примера могу привести такие организации как: ОАО «Промтехмонтаж», ОАО «МАПИД», ОАО «Строительный трест №3», СМУ-77 и др..  

Во многом безопасность на объекте зависит от требовательности и принципиальности службы охраны труда организации, и особенно от работы службы надзора организации, имеющей краны.

В случае выявления работниками службы надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов серьезных недостатков, а именно:

— отсутствие проекта производства работ;

— отсутствие на объекте аттестованных стропальщиков, ответственных за безопасное производство работ кранами;

— несоответствие площадки под установку крана требованиям безопасности;

работа крана запрещается.

По результатам проверки, на имя руководителя организации арендующей кран направляется предписание, с указанием конкретных сроков устранения замечаний.

 И в заключении хотелось бы заметить, что большое значение  имеет профилактика, а именно ведение разъяснительной работы по вопросам  безопасной эксплуатации кранов, от  качества инструктирования машинистов крана, от воспитательной работы с ними, от того как работает система поощрений и наказаний за выполнение и невыполнение Правил.

 

Александр Жук, начальник службы надзора ОАО «Управление механизации №12»

Заявление о политике 424 — Безопасность кранов на строительных площадках

Утверждено Строительным институтом 4 апреля 2019 г.

Утвержден Комитетом по общественной политике 28 апреля 2019 г.

Принято Советом директоров 13 июля 2019 г.

Политика

Американское общество инженеров-строителей (ASCE) признает, что крановые и другие подъемные операции на строительных площадках требуют особого внимания для защиты от смертельных случаев, травм и имущественный ущерб. ASCE поддерживает улучшения в работе кранов и других подъемных операций. ASCE поддерживает усилия строительной отрасли по продвижению и определению улучшений безопасности, которые:

  • Требовать соблюдения применимых правил, кодексов и стандартов, включая местные правила, которые могут различаться в зависимости от местоположения.
  • Защита людей во время крановых и подъемных работ.
  • Поощрять владельцев, государственных и частных, к активному участию в обеспечении безопасности проекта, включая распределение ответственности:
    • Разработать стандарты подъема на площадке и скоординировать планы безопасности для конкретных площадок (SSSP), которые касаются безопасности крановых, подъемных и других подъемных операций как для производственных, так и для критических подъемов;
    • Для определения критических подъемов для конкретных площадок в начале проекта квалифицированным лицом на основе применимых стандартов и правил;
    • Для выявления опасностей надземных и подземных линий электропередач;
    • Для грунтовых условий и подготовки на месте; и
    • Обучить управленческий персонал и персонал на строительной площадке процедурам безопасности, связанным с крановыми и другими подъемными работами.
  • Требовать, чтобы контрактный документ включал требования к подрядчику по подготовке SSSP, включающего положения по безопасности для крановых и других грузоподъемных операций.
  • Возложить на генерального подрядчика/генерального подрядчика (PC/GC) основные полномочия и ответственность за координацию безопасности на строительной площадке, включая управление краном и другими грузоподъемными операциями.
  • Требовать, чтобы владелец/ПК/ГК действовал в качестве контролирующей организации, как это определено Управлением по охране труда (OSHA) 23CFR19.26 1401.
  • Требовать, чтобы Владелец и специалисты-проектировщики Владельца предоставили соответствующую информацию о состоянии грунта на площадке проекта, включая, помимо прочего, геотехнические отчеты, существующие или предполагаемые выемки грунта, подземные сооружения, подземные коммуникации и другие факторы, которые могут повлиять на кран и другие грузоподъемные операции.
  • Рекомендовать производителям подъемного оборудования стандартизировать документацию по оборудованию, такую ​​как форматы диаграмм нагрузки, конфигурации управления оборудованием и инструкции по сборке/разборке. Все руководства по эксплуатации и техническому обслуживанию должны быть написаны на языке и родном языке конечного пользователя, с использованием традиционных единиц США (имперских единиц) в дополнение к единицам СИ (метрические) и содержать подробные пояснительные графики и изображения.
  • Требовать, чтобы мобильные краны, установленные на барже, выполняли инженерную оценку, включали диаграмму нагрузки и расчеты плавучести и устойчивости, чтобы убедиться, что расположение крана и баржи подходит для определенной задачи.
  • Требовать, чтобы краны прекращали работу и переходили в безопасный режим всякий раз, когда прогнозируется, что устойчивый ветер превысит скорость, установленную SSSP или производителем оборудования, в зависимости от того, что более консервативно.
  • Поддерживать существующие программы, которые продвигают сертификацию крановщиков и поддерживают создание программы сертификации такелажников, сигнальщиков и инспекторов кранов. Программы должны:
    • Соблюдать правила OSHA;
    • Обеспечение единых национальных стандартов;
    • Быть нейтральным в отношении производственных отношений;
    • Обеспечить локальное тестирование по запросу; и
    • Требовать периодических повторных испытаний и сертификации.
  • Поддержите программу, которая способствует непрерывному обучению инспекторов OSHA крановым и другим грузоподъемным операциям.
  • Поощрять страховые компании поддерживать и рекламировать своим клиентам, подрядчикам, а также подрядчикам, специализирующимся на кранах и грузоподъемных устройствах, внедрение SSSP и планы других грузоподъемных операций.
  • Поощрять разработку и внедрение технологий для повышения безопасности крановых и других грузоподъемных операций.
  • Поощрять колледжи и университеты предлагать курсы в рамках своих программ гражданского строительства, строительства и повышения квалификации, которые касаются безопасной эксплуатации кранов, подъема и правильных процедур такелажа.
  • Требовать, чтобы квалифицированный инженер, который соответствует требованиям к квалифицированному специалисту OSHA в области эксплуатации крана и такелажа, оценивал критические подъемы в соответствии с требованиями SSSP, федеральными, государственными или местными требованиями всякий раз, когда существует риск для населения и /или персонал на строительной площадке.

Выпуск

Риски, связанные с кранами и подъемными работами, могут и должны быть сведены к минимуму. Значительные риски для людей и имущества, связанные с работой крана, оправдывают особые усилия по повышению безопасности крана как неотъемлемой части безопасности на строительной площадке. Улучшения могут быть реализованы путем назначения конкретных организаций, ответственных за безопасность крана на строительной площадке, и обучения крановщиков, такелажников и всего персонала, участвующего в планировании и проведении крановых/подъемных операций.

Обоснование

Значительные риски, связанные с крановыми и подъемными работами, требуют дополнительных усилий со стороны всех членов строительной бригады для повышения безопасности крановых и подъемных операций как неотъемлемой части безопасности на строительной площадке конкретного проекта. Обучение всех уровней управления, крановщиков, такелажников, наблюдателей и другого персонала на стройплощадке остается важным профилактическим методом для снижения несчастных случаев, травм и материального ущерба.

Заявление о политике ASCE 424

Впервые утвержден в 1994 г.

  • Государственная политика, законы и правила
  • Безопасность

Приказы по охране труда, статья 15. Подъемные работы

Эта информация предоставляется бесплатно Департаментом производственных отношений.
со своего веб-сайта www.dir.ca.gov. Эти правила предназначены для
удобства пользователя, и не делается никаких заявлений или гарантий, что информация
является текущим или точным. Полный отказ от ответственности см. на странице https://www.dir.ca.gov/od_pub/disclaimer.html.

  • §1610. Общие требования.
  • §1610.1. Объем. [Отменено]
  • §1610.2. Стандарты дизайна. [Отменено]
  • §1610.3. Определения. [Отменено]
  • §1610.4. Проектирование, строительство и испытания. [Отменено]
  • §1610.5. Условия грунта. [Отменено]
  • §1610.6. Модификации оборудования. [Отменено]
  • §1610.7. Защита от падения. [Отменено]
  • §1610.8. Оборудование с номинальной грузоподъемностью 2000 фунтов или менее. [Отменено]
  • §1610.9. Оборудование свыше трех тонн номинальной грузоподъемности. [Отменено]
  • §1611. Сборка/разборка. [Отменено]
  • §1611.1. Сборка/разборка – выбор производителя или процедуры работодателя. [Отменено]
  • §1611.2. Сборка/разборка – общие требования (применяется ко всем операциям сборки и разборки). [Отменено]
  • §1611.3. Разборка — дополнительные требования к разборке стрел и укосин (применяется как к использованию процедур производителя, так и процедур работодателя). [Отменено]
  • §1611.4. Сборка/разборка — Процедуры работодателя — Общие требования. [Отменено]
  • §1611.5. Безопасность линий электропередач (до 350 кВ) — сборка и разборка.. [Отменено]
  • §1612. Безопасность ЛЭП. [Отменено]
  • §1612.1. Безопасность ЛЭП (до 350 кВ) — Эксплуатация оборудования. [Отменено]
  • §1612.2. Безопасность ЛЭП (свыше 350 кВ). [Отменено]
  • §1612.3. Безопасность линии электропередач (все напряжения) — работа оборудования ближе, чем зона таблицы A. [Отменено]
  • §1612.4. Безопасность на линиях электропередач — во время движения под линиями электропередач или рядом с ними без нагрузки. [Отменено]
  • §1613. Инспекции. [Отменено]
  • §1613.1. Инспекции — Модифицированное оборудование. [Отменено]
  • §1613.2. Проверки — отремонтированное/настроенное оборудование. [Отменено]
  • §1613.3. Осмотры — после сборки. [Отменено]
  • §1613.4. Проверки — каждую смену. [Отменено]
  • §1613.5. Проверки — Периодические. [Отменено]
  • §1613.6. Проверки — ежегодные/всеобъемлющие. [Отменено]
  • §1613.7. Инспекции — суровая служба. [Отменено]
  • §1613.8. Проверки — оборудование, не используемое регулярно. [Отменено]
  • §1613.9. Проверки — общие. [Отменено]
  • §1613.10. Инспекции — Трос. [Отменено]
  • §1613.11. Ремонт. [Отменено]
  • §1613.12. Поврежденные стрелы. [Отменено]
  • §1614. Трос – критерии выбора и установки. [Отменено]
  • §1615. Устройства безопасности. [Отменено]
  • §1615.1. Устройства безопасности.. [Отменено]
  • §1615.2. Оперативные пособия. [Отменено]
  • §1615. 3. Такелажное оборудование для погрузочно-разгрузочных работ. [Отменено]
  • §1616. Операции. [Отменено]
  • §1616.1. Операция. [Отменено]
  • §1616.2. Полномочия на прекращение деятельности. [Отменено]
  • §1616.3. Контроль рабочей зоны. [Отменено]
  • §1616.4. Накладные нагрузки. [Отменено]
  • §1616.5. Свободное падение и контролируемое опускание груза. [Отменено]
  • §1616.6. Подъемный персонал. [Отменено]
  • §1616.7. Многокрановые/деррик-подъемники – дополнительные требования. [Отменено]
  • §1617. Сигналы. [Отменено]
  • §1617.1. Сигналы — Общие требования. [Отменено]
  • §1617.2. Сигналы — радио, телефон или другая электронная передача сигналов. [Отменено]
  • §1617.3. Сигналы — Голосовые сигналы — Дополнительные требования. [Отменено]
  • §1618. Квалификация и обучение. [Отменено]
  • §1618.1. Квалификация и сертификация оператора.