Содержание
Чем посыпают дороги зимой от гололёда и снега в России
С первым холодным дождем и резким похолоданием наступает период, который в народе прозвали «днём жестянщика». Коммунальные службы не всегда оперативно приступают к расчистке снежных заносов и борьбе с обледенением дорог.
В 2020 году законодательно ужесточили сроки, в которые соответствующим службам необходимо очищать дороги от наледи и заносов — на это отводится от 4 до 6 часов. Какие же средства применяют в России для борьбы с гололёдом, и почему города отказываются от традиционных методов зимнего содержания дорог?
Чем и зачем посыпают дороги зимой
Уже полтора века дороги в России посыпают солью и песком. Московские газеты еще в 1868 году писали: «Едкая жижа на мостовой разъедает копыта лошадей». В позапрошлом веке так и не нашлось эффективной замены хлориду натрия.
Состав технической соли не отличается от пищевой, разница лишь в степени очистки от примесей. Такую неочищенную соль и заготавливали в городах на холодный сезон.
Сейчас, спустя полтора века, ситуация только начинает меняться. На вооружении коммунальных служб появились современные многокомпонентные противогололедные средства, эффективные даже при экстремально низких температурах.
Несмотря на это, во многих регионах до сих пор продолжают применять соль и песок, считая такой метод самым экономичным. Механически удалить снег после даже небольшого снегопада намного сложнее, чем разбросать соль, хотя она и перестает «работать», когда температура опускается ниже — 15°C.
Считается, что расчищать дороги с помощью техники нерентабельно, ведь для уборки большой массы снега нужны бульдозеры, самосвалы, экскаваторы. Экономисты рапортовали, что применение песчано-соляных смесей существенно экономит топливо, трудовые ресурсы и бюджетные средства.
Как применение традиционных реагентов оказалось неэффективным и опасным
Дорожно-эксплуатационные службы в регионах не спешат отказываться от песка и соли, хотя опыт крупных городов показал эффективность многокомпонентных противогололедных материалов.
Специалисты шведского национального НИИ транспорта и содержания дорог изучали вопрос правильного обслуживания дорог в зимний период в течение 5 лет. Они рассматривали варианты применения реагентов, поддержания наката и обработки поверхностей песком. Шведские специалисты пришли к выводу, что химическое решение будет наиболее эффективным в долгосрочной перспективе.
«Иногда новые технологии кажутся очень дорогими. Но впечатление меняется, если рассчитать все расходы на более доступные альтернативы», — прокомментировала порталу Пронедра.ру особенности борьбы с гололедом Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог.
Песок до сих пор остается популярным способом поддержания сцепления колес со скользкой поверхностью. Он, прежде всего, привлекает своей дешевизной. Но если оценить все расходы, то обработка песком уже не выглядит такой привлекательной.
Причины:
- Материал необходимо где-то хранить.
- Наносить песок на дорогу нужно намного чаще, чем химические реагенты. Каждый раз требуются дополнительные затраты на людей и технику.
- Обилие песка пагубно сказывается на придорожных территориях.
- Во время дождей он забивает стоки, а в сухую погоду — увеличивает концентрацию пыли с потенциально опасными веществами (ртутью, кадмием, свинцом).
На круглом столе, посвящённом вопросам содержания дорог зимой, состоявшемся 20 октября в Уфе, выступила с докладом заведующая кафедрой общей и военной гигиены Северо-Западного медицинского университета им. И. И. Мечникова Лилия Аликбаева. Она рассказала о масштабных исследованиях, подтвердивших опасность дорожного смёта.
«Песок на дорогах под воздействием колес становится аморфным, мелким и накапливает тяжёлые металлы 1-го и 2-го класса опасности с превышением уровня ПДК в десятки раз. Весной дорожный смёт образует пылевую взвесь 2-го класса опасности, которая может вызвать иммунные заболевания и болезни органов дыхания, онкологические патологии», — отметила Аликбаева.
На неактуальность обработки дорог песком указывали и представители Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Применение реагентов согласно инструкции приносит дополнительную пользу благодаря снижению нагрузки от транспорта на окружающую среду.
Автомобили, вынужденные двигаться на меньшей скорости по плохо очищенной дороге, выбрасывают больше выхлопных газов. В среднем, из-за гололёда они замедляются на 20 км/ч. Такие задержки также могут стать роковыми, если происходят у медиков, спасателей, пожарных или при доставке социально значимых грузов.
Хлорид натрия показывает низкую эффективность при минусовых температурах, он разъедает резиновые покрышки, многократно ускоряет коррозию металлических частей автомобилей, наносит вред животным и обуви. Во многих европейских странах использование соли запрещено законом.
Равнение на Москву
В осенне-зимний период московские дороги обрабатывают различными видами реагентов. Выбор коммунальных служб зависит от типа трассы и погодных условий.
На улицах для профилактики гололёда используются растворы хлоридов кальция или натрия. Смесь упрощает уборку снега, не давая ему прилипнуть к поверхности дороги. Время обработки выбирают в соответствии с прогнозами метеорологов.
Московским коммунальным службам также доступно и несколько типов твёрдых реагентов. Их наносят на уже выпавший снег и наледь, обязательно в сочетании с жидкостью. Для обычных дорог выбирают смесь хлористого натрия и кальция. Она позволяет бороться с наледью при температуре до — 15°C. Скоростные трассы, вроде ТТК и МКАД, обрабатывают специализированными многокомпонентными материалами. Состав позволяет очищать поверхность при морозах до — 35°C.
Для трасс, окружённых зелёными насаждениями, предназначены специальные реагенты. В них увеличена доля удобрений (хлорида калия).
Но и такой «зелёный» состав не всегда полезен. Перепады температур в период использования реагентов могут привести к их попаданию в почву. Для очистки территории от лишних хлоридов рекомендовано использовать биофильные добавки.
На первый взгляд может показаться, что натуральные способы борьбы с гололёдом (точнее, посыпка дорог песком) дешевле и экологичнее, чем использование реагентов. Но мифы об угрозе современных ПГМ постепенно развенчиваются благодаря развитию соответствующих технологий. Также теряют популярность устаревшие или опасные методы борьбы с наледью, а в этот зимний сезон многокомпонентные материалы уже планируют использовать в более чем 60 российских городах.
Автор Ирина Гусакова
Ирина Гусакова — обозреватель Правды.Ру
Опасно для жизни: почему пескосоляная смесь на дорогах наносит вред экологии — Последние новости Нижнего Тагила и Свердловской области
18 декабря 2021, 05:02
В Нижнем Тагиле зима пока не вступила полностью в свои права, и снега из-за теплой погоды на дорогах почти нет. Однако дорожным службам уже приходилось выходить на борьбу со снегопадами, а среди горожан возникали дискуссии об эффективных и безопасных способах борьбы с гололедом.
Безопасность превыше всего
Согласно новым правилам зимнего содержания дорог у коммунальных служб есть от 3 до 12 часов для уборки снега и наледи до «черного асфальта». Для этого они используют все виды противогололедных материалов: песок, пескосоляную смесь и многокомпонентные реагенты. Кстати, согласно все тем же правилам, ужесточены требования к ПГМ: они не должны пылить, испаряться, вызывать аллергию и вносить грязь, пройти проверку по влиянию на обувь и иметь определенный уровень допустимого воздействия на металл. С таким подходом, эра песка и соли должна кануть в лету. Но вот готовы ли жители к обработке дорог многокомпонентными реагентами? Тенденция отказа от пескосоляной смеси прослеживается только в крупных городах-миллионников, где наряду с дорогами и трассами, реагентами обрабатываются объекты федерального значения, здравоохранения, энергетики и культурного наследия.
Так, в Красноярске в 2019 году для того, чтобы выяснить, что эффективнее — песок или многокомпонентные реагенты, власти провели эксперимент. Около месяца четыре магистрали города подсыпали только песком и солью. По итогу оказалось, что количество аварий на этих дорогах в период эксперимента увеличилось: песок показал низкие сцепные качества, требовал постоянного обновления, создавал роликовый эффект на дорогах, скапливался на обочинах. Снегоуборочным машинам приходилось выезжать на участки чаще, а по весне весь песок оказался на тротуарах и в воздухе, и потребовал более тщательной уборки города. Сейчас Красноярск перешел на многокомпонентные реагенты. Уходит от песка Уфа и Новосибирск.
Солевые проблемы
Еще одним способом обработки дорог от наледи является обработка галитом технической солью. Чаще всего на улицах используется галит с низкой степенью очистки, который может содержать примеси песка или других солей. На первый взгляд кажется, что такого вида реагент абсолютно безопасен, но он выступает белыми кругами на обуви, оказывает негативное влияние на автомобили и дорожное покрытие. В США подсчитали, что ежегодно тратится до 5 млрд долларов на восстановление инфраструктуры после использования технической соли на дорогах зимой.
Кроме того, применение галита уплотняет грунт, из-за чего затрудняется водо- и воздухообмен, а недостаток кислорода и воды губителен для растений. Экологи во всем мире призывают сокращать применение чистого хлорида натрия за счет добавления к нему других видов солей и смягчающих добавок, выводящих соли из почв.
Песок-убийца
Самый простой способ обработки дорог от гололеда — это посыпка песком. Столь безобидный и традиционный метод на поверку оказывается неэкологичным и может нанести непоправимый вред легким человека. Всемирная организация здравоохранения доказала, что каждая седьмая смерть на планете происходит из-за пыли. Выбросы предприятий, шипованная резина на дорогах, парковка на газонах, несвоевременная уборка галита на дорогах, песок на тротуарах — всем этим мы дышим.
Опасность песка подтвердили и исследования российского университета при Министерстве здравоохранения РФ. Песчаная смесь на дорогах крайне токсична. Мелкая пыль попадает в дыхательную систему и далее в кровь. Это все увеличивает риск развития рака легких, инсульта и болезней сердца.
В прошлом году Нижний Тагил стал одним из лидеров по техногенному загрязнению. Ученые из Института промышленной экологии Уральского отделения РАН отобрали не менее 40 проб на наличие пыли в воздухе в 10 исследуемых городах. Образцы распределялись по размерам частиц.
В результате, больше всего частиц было найдено в Ростове-на-Дону (до 43%). На втором месте оказался Нижний Тагил (до 31%). Третье место занял Магнитогорск (до 29%), четвертое — Екатеринбург (до 25%), пятое Нижний Новгород (до 24%).
За рубежом в целях снижения запыленности воздуха резко снизились объемы использования на дорогах пескосоляных смесей. Кроме того, исследования показывают, что помимо человека, песок оказывает негативное влияние на животный мир. По словам эколога из Университета Дэйтона, штата Огайо в США профессора Эрика Бенбоу, он засоряет места обитания личинок насекомых, живущих в ручьях и водоемах. Что влияет на всю цепочку питания и сказывается в итоге на рыбах.
А еще песок — это та самая грязная «каша» на дорогах, которая образуется с таянием снега. Он растаскивается по дороге, забивает ливневые канализации и оседает на газонах и тротуарах. Полностью убрать его достаточно сложно, поэтому город остается по-прежнему небезопасным с точки зрения экологии для проживания.
#Дорожные реагенты#Экология#Уборка дорог#Нижний Тагил#Эксклюзив#Здоровье
Подпишитесь
Стимул или метод давления. Мнение тагильчан о плате за пятерки на «Пушкинскую карту»
Сегодня, 11:53
«Детская фракция»: в Гордуму Екатеринбурга могут попасть дети известных людей
Сегодня, 15:55
Комиссия ЕВРАЗ НТМК расследует аварию с пострадавшими на коксохиме в Нижнем Тагиле
Сегодня, 10:49
Покусанных на 38% больше: в Нижнем Тагиле клещи оттаяли раньше времени
Сегодня, 15:33
В Нижнем Тагиле скончался анестезиолог-реаниматолог ГБ №1 Михаил Телицин
Сегодня, 09:23
Первая гроза прошла в Нижнем Тагиле 3 мая: МЧС предупреждает от урагане
Сегодня, 15:47
Почему во время снегопада дороги посыпают песком или солью?
НАУКА — Физические науки
Задумывались ли вы когда-нибудь.
..
- Почему во время снегопада дороги посыпают песком или солью?
- Почему лед тает от соли?
- От песка лед тает?
Метки:
См. все метки
- рассол,
- растворить,
- ,
- фрикцион,
- ,
- тяга,
- Наука,
- Погода,
- Снег,
- Лед,
- Зима,
- Дорога,
- Опасно,
- Вождение,
- Соль,
- Песок,
- Вода,
- Жидкость,
- Контейнер,
- Заморозка,
- Замораживание,
- Замороженный,
- Соленая вода,
- Решение,
- Температура,
- Расплав,
- Плавление,
- Кристалл,
- Шина,
- Слик,
- Драйвер
жидкость
молекула
Если вы живете в месте, где зимой выпадает снег и лед, вы, вероятно, наслаждались «снежным днем» вне школы, когда снег и лед сделали дороги слишком опасными для вождения.
Когда в вашем городе ведутся работы по очистке дорог от снега и льда, вы могли заметить, что грузовики разбрасывают на дорогу соль или песок. Это не случайно! Это все часть плана.
В теплой воде молекулы движутся быстро и свободно, делая жидкость текучей и способной адаптироваться к любой форме емкости, в которую вы ее наливаете. Однако по мере замерзания воды молекулы начинают двигаться медленнее. В конце концов молекулы начинают слипаться, образуя лед в процессе, который мы называем замерзанием.
Когда вы кладете соль на лед, молекулы жидкой воды, которые еще не замерзли на поверхности льда, растворяют немного соли, создавая раствор соленой воды, называемый «рассолом». Рассол предотвращает замерзание молекул жидкой воды.
По мере того, как все больше молекул воды начинают ускоряться и отрываться ото льда, они превращаются в жидкость и растворяют еще больше соли.
Почему это происходит? Соль снижает температуру замерзания воды. Лед образуется, когда вода охлаждается до 32° F (0° C). Когда вы добавляете соль в воду, температура замерзания падает.
Если вы добавите 10-процентный солевой раствор, температура замерзания упадет до 20°F. 20-процентный солевой раствор замерзнет при 2°F. знаете, вы можете наблюдать за этим процессом в действии. Когда вы посыпаете лед солью, вы заметите, что она сразу начинает растворяться вокруг каждой крупинки соли.
Это таяние продолжает распространяться, пока вы не останетесь с крупинками соли на ступенях крыльца. Когда лед исчезнет, соль также обеспечит сцепление, благодаря чему посетители будут безопаснее подходить к вашей входной двери.
К сожалению, если температура опускается ниже примерно 15°F, соль может не справиться со своей задачей. Соль нуждается в воде, чтобы начать процесс плавления.
Если вся вода замерзла, она не может попасть в структуру льда, чтобы начать таяние. Когда это происходит, рабочие вместо этого часто обращаются к песку.
Многие считают, что песок и соль служат для одной цели — чтобы растопить лед. Но они ошибаются!
В то время как рабочие используют соль, чтобы растопить лед, они полагаются на песок для улучшения сцепления. Кристаллы песка увеличивают трение и помогают предотвратить проскальзывание автомобильных шин на скользкой дороге, облегчая водителю передвижение.
Песок также помогает предотвратить образование нового льда на дорогах. Представьте себе каждую песчинку в виде крошечного шарика. В каждой ложке песка постоянно находятся миллионы шариков. Каждый раз, когда по ним проезжает машина или дует ветер, зерна перемещаются.
Движение песчинок мешает молекулам воды слипаться и образовывать лед. Хотя песок не может полностью предотвратить образование льда, его постоянное движение затрудняет образование льда так быстро, как это возможно на необработанных дорогах.
Интересно, что дальше?
Завтрашнее чудо дня может заставить вас почувствовать, что кто-то наблюдает за вами…
Попробуйте
Бррр! Мы дрожим от этого чуда дня! Обязательно проверьте следующие мероприятия с другом или членом семьи:
- Хотите провести действительно простой, очень крутой эксперимент? Возьмите кубик льда из морозилки и положите его на тарелку. Насыпьте щепотку соли на одну половину кубика льда. Поставьте тарелку с кубиком льда в холодильник. Примерно через 10 минут достаньте кубик льда и посмотрите, что произошло. Что вы заметили в соленой стороне?
- Если вы готовы к более продвинутым экспериментам, попробуйте измерить влияние соли на температуру замерзания воды. Налейте воду в пластиковую чашку и поставьте ее в морозильную камеру, когда она начнет становиться слякотной, используйте термометр для измерения температуры воды. Возьмите еще одну пластиковую чашку и наполните ее водой и чайной ложкой соли. Поместите соленую воду в морозильную камеру и измерьте температуру, когда она станет слякотной. Какова точка замерзания вашей соленой воды по сравнению с обычной водой?
- Посыпание дорог солью и песком может помочь предотвратить несчастные случаи в снежную и гололедицу. Но что еще могут сделать водители? Поговорите со взрослым другом или членом семьи о вождении в условиях снега и льда. Как они ездят по-другому, когда погода плохая? Какие дополнительные меры предосторожности они принимают?
Wonder Sources
- http://www. accuweather.com/en/home-garden-articles/earth-you/icy-sidewalks-and-roadways-can/5631019
- http://www.scientificamerican .com/article/why-do-we-put-salt-on-icy/
- http://science.howstuffworks.com/nature/climate-weather/atmospheric/road-salt.htm
Вы поняли?
Проверьте свои знания
Wonder Words
- зерно
- молекула
- жидкость
- адаптировать
- рассол
- растворить
- тяга
- структура
- план
- залить
- зима
- решение
- посетитель
- опасно
- авария
- контейнер
- в итоге
- температура
Примите участие в конкурсе Wonder Word
Оцените это чудо
Поделись этим чудом
×
ПОЛУЧАЙТЕ СВОЕ ЧУДО ЕЖЕДНЕВНО
Подпишитесь на Wonderopolis и получайте
Wonder of the Day® по электронной почте или SMS
Присоединяйтесь к Buzz
Не пропустите наши специальные предложения, подарки и рекламные акции. Узнай первым!
Поделитесь со всем миром
Расскажите всем о Вандополисе и его чудесах.
Поделиться Wonderopolis
Wonderopolis Widget
Хотите делиться информацией о Wonderopolis® каждый день? Хотите добавить немного чуда на свой сайт? Помогите распространить чудо семейного обучения вместе.
Добавить виджет
Ты понял!
Продолжить
Не совсем!
Попробуйте еще раз
Соль или песок? : CEG
В течение зимнего сезона 2018-19 гг. в Миннесоте случилась 31 снежная и ледяная буря, в результате чего во всех восьми районах MNDOT выпало 97 дюймов снега.
(Фото Министерства транспорта Миннесоты)
За последние несколько зим Соединенные Штаты обрушились на Соединенные Штаты одними из самых сильных за последние десятилетия снежными бурями и ледопадами. Изменения климата часто называют причиной сегодняшней экстремальной зимней погоды, что вызвало горячие споры среди ученых, политиков и обычных американцев.
Но еще один спорный, хотя и меньший, вопрос возник у тех людей, которым поручено обеспечивать безопасность американских дорог и автомагистралей: соль или песок лучше подходят для очистки дорог и автомагистралей от снега и льда? Это может быть простой аргумент, но ответы сложнее, чем вы думаете.
Соль и песок действуют по-разному
Во-первых, эти два материала по-разному подходят для обработки зимних дорог. Проще говоря, соль плавит снег и лед, а песок обеспечивает сцепление с дорогой и затрудняет повторное замерзание дорог. Однако их часто комбинируют для применения самосвалами, которые могут разбрасывать их по шоссе. И во многих случаях используется жидкая смесь соли и воды (или химикатов), а песок используется только кое-где.
Существуют очевидные преимущества использования соли или песка, а также недостатки применения каждого материала.
Каменная соль (или хлорид натрия) очень популярна среди специалистов по обслуживанию дорог из-за ее способности плавить снег и лед на дорогах, а также ее эффективности в предотвращении их повторного замерзания. Соль быстро снижает температуру замерзания льда, превращая его в жидкость. В отличие от песка, соль легче очищать, так как она растворяется в воде и уносится талым льдом и снегом. Однако одним недостатком каменной соли является ее неэффективность при температуре 15 градусов по Фаренгейту или ниже.
Песок, с другой стороны, обладает зернистостью, обеспечивающей легковым и грузовым автомобилям сцепление, необходимое для безопасного движения по улице или шоссе. Из-за дующего ветра и проезжающих по ним автомобилей песчинки перемещаются, что затрудняет слипание молекул воды и образование льда. Кроме того, песок не обладает коррозионными свойствами соли, которая может серьезно повредить днище легковых и грузовых автомобилей, если ее не чистить постоянно.
Миннесота — пример из практики
Из-за часто суровых зим Миннесота является лучшим местом для изучения эффективности и методов, которые использует Департамент транспорта для обработки обледенелых дорог.
Только взгляните на статистику: в течение зимнего сезона 2018-19 гг. в штате был 31 снегопад и ледяной шторм, в результате чего во всех восьми районах MNDOT выпало 97 дюймов снега. В ответ агентство использовало в прошлом году 246 500 тонн соли, чтобы автомобилисты могли передвигаться по его автомагистралям и мостам. Кроме того, МНДОТ применил всего 35 900 тонн песка.
Джед Фалгрен, исполняющий обязанности директора по техническому обслуживанию агентства, ссылается на экологические проблемы, которые представляет песок, как на один из факторов его вторичного статуса по сравнению с солью.
«Поколение назад MNDOT, а также другие DOT и подрядчики использовали гораздо больше песка, чем сейчас», — пояснил он. «Хотя песок хорошо способствует увеличению сцепления с дорогой, он, как правило, кратковременный и, как правило, попадает на обочины дороги, что делает его проблематичным, когда он стекает в ливневую канализацию».
MNDOT должен будет потратить деньги и рабочую силу на очистку скопившегося песка из канализационных коллекторов и прудов-накопителей весной — расходы, которые агентство предпочло бы не брать на себя.
Соляные растворы Keep Salt in the Mix
Смеси соли и песка широко используются в большинстве стран Соединенных Штатов. Но наиболее эффективным решением для DOT и подрядчиков было заваривание каменной соли водой и другими химическими веществами (такими как хлорид кальция или ацетат калия) для создания рассола, который обеспечивает те же характеристики плавления, что и твердая соль. Как жидкость, соляной раствор сразу же оттаивает дорогу и более эффективен при более низких температурах.
«Рассол — один из лучших методов, разработанных за последнее поколение», — объяснил Фальгрен. «Одно из преимуществ рассола заключается в том, что вместо того, чтобы сбрасывать сухую соль и песок из грузовика, движущегося со скоростью 30 миль в час, что может привести к тому, что материал отскакивает от шоссе, соляной раствор остается влажным и прилипает к дорожному покрытию. Несколько десятилетий назад считалось безумием бороться со льдом и снегом, добавляя воду, но мы узнали, что мы можем гораздо эффективнее и быстрее бороться с этим снегом и льдом, так что соляной раствор, по крайней мере, разорвет связь с водой. тротуар, что позволяет нам затем соскрести его».
Северная Каролина также использует больше соли, чем песка
Расположенная в сотнях миль к югу и обладающая в целом значительно более мягким климатом, Северная Каролина, как правило, не имеет такой зимней погоды, как в Миннесоте. Но штат Тархил получает свою долю сильных снегопадов, ледяных бурь и суровых температур, в основном в Аппалачах, где высота может достигать более 6000 футов. В результате у NCDOT есть более 1900 автомобилей для зимнего обслуживания по всему штату. .
И, как и на улицах и автомагистралях Миннесоты, NCDOT также в основном использует соль и рассол для расчистки дорог во время шторма, но добавляет песок для сцепления с дорогой.
Государственное агентство использует соляной раствор, состоящий из воды и 23-процентной соли, для предварительной обработки дорог в сухих условиях, когда температура превышает 18 градусов по Фаренгейту. Прогнозы важны, потому что решение о применении рассола принимается за 24–48 часов до грозы и должно приниматься, когда не идет дождь. В отличие от более холодного штата, такого как Миннесота, во время зимних событий в Северной Каролине чаще идут дожди. Когда идет дождь, он может разбавить рассол и смыть его с дороги, прежде чем он сможет подействовать.
Необходимо понимать недостатки
Однако в каждом штате негативное воздействие соли на окружающую среду перевешивает негативное воздействие песка при обработке дорожных покрытий. Многие ученые предупреждают о влиянии этого материала на водную жизнь, поскольку хлорид натрия накапливается в водоемах десятилетиями.
«Мы очень осторожно и разумно используем соль в Миннесоте, — сказал Фальгрен. «Проблема с солью заключается в том, что в процессе плавления она растворяется в ионы натрия и ионы хлорида, и их невозможно отфильтровать. Хлориды представляют собой гораздо большую проблему, чем натрий, потому что, если их концентрация становится слишком высокой, они влияют жизнь в наших озерах и ручьях. Итак, что мы пытаемся сделать, так это максимизировать эффективность этого иона хлорида, пока он еще находится в пути, и поэтому мы используем гораздо больше рассола».