Содержание
Моральные принципы — определение, нормы, примеры из жизни
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
110.9K
Каждый человек живет в обществе и следует определенным правилам поведения. Одна часть правил регулируется законом, другая — моральными нормами. В этой статье узнаем, что такое нормы морали и какие принципы существуют в современном мире.
Определение моральных принципов
Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства. |
Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.
На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.
Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.
Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.
Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
История термина «мораль»
Невозможно сказать точно, когда общество впервые задумалось о том, что такое мораль.
Самый ранний источник, который описывает это понятие — притчи Соломона (середина X века до нашей эры). При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность.
О вопросах нравственности и морали писал Конфуций (VI–V вв. до нашей эры), который считал милосердие, человеколюбие и добропорядочность важнейшими общечеловеческими ценностями.
Большой вклад в формирование понятия морали внес Цицерон. Он много рассуждал о том, как соотносятся между собой этика, мораль и право. Он стремился показать, что невозможно разделить понятия права и нравственности, поскольку совместно они позволяют избавлять общество от хаоса и создавать порядок. Конечно, Цицерон, который жил в I веке до нашей эры, был далеко не первопроходцем в данной теме. Но именно он ввел определение морали, на которое мы ориентируемся и сегодня.
Пифагор, Сократ и Платон также поднимали вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводили примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.
Термин «мораль» берет начало от латинского moralitas, moralis, mores — традиция, народный обычай, поведение, а позднее — нрав, характер, нравы. Древнеримские авторы переводили слово как «соответствие добрым нравам». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». В русский язык слово «мораль» также пришло через французский (la morale) в XVIII веке.
Готовьтесь к ЕГЭ по обществознанию на курсах от Skysmart — увлекательно и эффективно!
Подходы к пониманию морали
Существует четыре подхода к пониманию морали:
Религиозный. Его приверженцы считали, что источник морали — это абсолют. Человек для обуздания своих страстей вынужден обращаться к Богу за помощью. Вера в него помогает исполнять абсолютные правила поведения.
Эволюционный. В процессе естественного отбора человек обретает и передает по наследству определенную линию поведения. По этой версии мораль происходит из инстинкта общительности людей.
Натуралистический. Первопричина морали — природа. Человеческий разум определяет природные моральные ценности как добро или зло.
Культурологический. Мораль является одним из элементов культуры общества.
Основные функции морали
Мораль осуществляет такие функции:
Интегративная функция морали — гармонизирует внутреннее состояние человека.
Оценочная функция морали связана со способностью человека определять критерии своих и чужих поступков исходя из понятий добра и зла. Нравственная оценка выражается в похвале, порицании, согласии и т. д.
Регулятивная функция морали — определяет деятельность с учетом потребностей окружающих людей, всего общества. Мораль устанавливает общественные нормы, которые необходимо соблюдать, накладывает санкции и поддерживает правила поведения.
Контролирующая функция морали — проверка соответствия поведения человека нормам, которые установлены в обществе. Контроль самого себя на основе осуждения окружающих или совести.
Воспитательная функция морали — механизм обучения жизни в социуме: как научиться считаться с другими людьми. Мораль учит понимать и принимать их нужды и интересы, формирует личность индивида, его мировоззрение и личные понятия о добре и зле.
Ценностно-ориентирующая функция морали формирует жизненные ценности и моральные цели для каждого человека, закладывает понятие о смысле жизни.
Классификация моральных принципов
Моральные принципы человек осознает как поведение, которое определяет характер взаимоотношений в обществе.
Выделяют такие моральные принципы:
Принцип гуманизма — высшая человеческая ценность, которая выражается в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и самореализацию.
Принцип альтруизма — нравственная норма, которая призывает оказывать бескорыстную поддержку нуждающимся.
Принцип коллективизма — возможность совместного существования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма.
Принцип справедливости — равные права и свободы для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества усилий со стороны каждого человека.
Принцип милосердия — готовность сострадать и помогать тем, кто просит, вне зависимости от социального статуса и внешнего вида.
Принцип миролюбия основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Миролюбие способствует поддержанию общественного порядка, взаимопониманию поколений.
Принцип патриотизма — любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
Принцип толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Другими словами, принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Моральные принципы общения
Нравственные нормы и принципы в контексте общения:
самоуважение и проявление уважения к собеседникам;
приоритетность чужих или общественных интересов над личными;
осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
признание неприкосновенности личного достоинства каждого человека;
вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
общение — процесс двусторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него вклад;
равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
понятность и доступность для всех участников общения;
последовательность и правильная очередность элементов общения, например, вопрос-ответ, побуждение к ответной реплике.
Отсутствие моральных принципов
Полное отсутствие моральных принципов невозможно — у человека в любом случае есть какое-то представление о том, что можно и что нельзя делать. Эти представления могут значительно отличаться от общепринятых в конкретном обществе, тогда такого человека могут назвать аморальным. Если человек перестает развивать свою личность, прекращает ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с этим начинается регресс сформированных моральных норм и правил.
Лидия Казанцева
Автор Skysmart
К предыдущей статье
321.1K
Понятие правового государства
К следующей статье
Пропорциональная избирательная система
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
ЭТИКА ВОДИТЕЛЯ
Этика водителя — это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя.
Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение или, просто лихача, мы создаем массу опасных дорожных ситуаций ежедневно. А результатом минутного порыва часто становятся самые трагичные последствия. Именно поэтому, крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения.
Этика складывается из следующих нравственных отношений:
— уважительное отношение ко всем без исключения участникам движения;
— предупредительный, вежливый стиль езды;
— «рваный» стиль езды, с резким набором скоростей и резким торможением недопустим;
— оптимальный стиль, характеризуемый достаточно плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;
— на дороге недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;
— помощь другим водителям;
— ответственность за рядом сидящих пассажиров;
— бдительность по отношению к пешеходам, им может быть ребенок, который еще не знает Правил, пожилой человек и т. д.
— использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;
— никогда не садиться за руль в нетрезвом состоянии;
— постоянно следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.
Вот еще несколько простых, но действенных правил этики, которых стоит придерживаться, находясь за рулем:
Паркуясь, помни о других. В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Старайтесь занять меньше места на дороге. Ведь наверняка вас самих не раз раздражало то, что автомобили припаркованы как попало. Кто-то уткнулся к краю проезжей части носом, а кто-то поставил автомобиль вдоль проезжей части, заняв место.
Соблюдай рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой – в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т. е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.
Помогай выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.
Помогай обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажи это включением сигнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной прими правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.
Будь понятен другим. Информируй других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями твоих действий. Подавай сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться. Зачем раздражать других людей?
Соблюдай очередность проезда при сужении дороги. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой
из левого, в других не странах это неписаное правило. Бодаться на узком участке дороги ни к чему.
Не ослепляй дальним светом. Переходи на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.
При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходи на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары.
При следовании за автомобилем-лидером включай ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора.
При обгоне включай дальний свет в тот момент, когда поравняешься с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют тебя, выключай дальний свет как только обгоняющий включит его.
При остановке автомобиля перейди на габаритный свет. Это улучшит видимость дороги водителями встречных автомобилей и будет для них сигналом о том, что ваш автомобиль стоит. Ни в коем случае не оставляйте стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это ослепляет других водителей.
Пропускай пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Этого, прежде всего, требуют Правила дорожного движения. И не следует забывать, что все мы водители и пешеходы одновременно. Помните о том, что пешеходы знают, что вы, водители, обязаны их пропустить. Однако конфликты на перекрестках и пешеходных переходах имеют место быть. Всегда представляйте себе, что где-то переходит дорогу ваш близкий человек и ему было бы приятно встретиться с доброжелательным водителем, а не тем, который готов проехать по ногам.
Выполнение этих несколько советов поможет решить большинство конфликтов на дороге. Агрессивное вождение к добру не приводит, следовательно, ни к чему закреплять этот стереотип поведения в своем сознании.
ОГИБДД МО МВД России «Турочакский»
Моральный консерватизм: сохранение образа жизни | Моральные пределы уголовного права Том 4: Безобидное правонарушение
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicМоральные пределы уголовного права, том 4: Безобидные правонарушенияМоральная философияФилософия праваОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы
Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicМоральные пределы уголовного права, том 4: Безобидные правонарушенияМоральная философияФилософия праваОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы
Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Файнберг, Джоэл, «Моральный консерватизм: сохранение образа жизни», Моральные пределы уголовного права, том 4: безвредное правонарушение (
New York , 1990; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 ноября 2003 г. ), https://doi.org/10.1093/01950647 04.003.0002, по состоянию на 23 июля 2023 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicМоральные пределы уголовного права, том 4: Безобидные правонарушенияМоральная философияФилософия праваОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы
Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicМоральные пределы уголовного права, том 4: Безобидные правонарушенияМоральная философияФилософия праваОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы
Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
Файнберг анализирует разновидность чистого юридического морализма, который он называет «моральным консерватизмом», согласно которому юридическое принуждение является законным, если оно может предотвратить резкое изменение образа жизни группы. Морально-консервативный взгляд на социальные изменения не считает какой-то один образ жизни выше других, а скорее рассматривает любое существенное изменение в традиционной культуре как зло.0038 как таковой . Файнберг обрисовывает, во-первых, аргументы в пользу нечистого морального консерватизма, основанного на справедливости и ущербе интересам, и, во-вторых, аргументы в пользу чистого морального консерватизма, основанного на необходимости предотвратить свободно плавающее зло социальных изменений. Он утверждает, что применять юридическое принуждение для предотвращения свободно плавающего зла, такого зла, как ложные убеждения или злые мысли, которые не могут обосновывать личное недовольство, было бы навязыванием страданий и вреда ради блага другого человека.
Ключевые слова:
принуждение, культура, зло, справедливость, обида, вред, интересы, нравственный консерватизм, социальные изменения, образ жизни
Предмет
Философия праваМоральная философия
Коллекция:
Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Институциональный доступ
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Определение и как найти свое
Ваш моральный компас, совесть и этика могут звучать как один и тот же набор ценностей, но ваш моральный компас иногда может увести вас от жестких социальных законов.
Когда вы сталкиваетесь с решением или вас просят высказать свое мнение, ваша реакция часто определяется личными ценностями, которые вы приобрели на протяжении всей жизни.
Некоторые из этих ценностей, которые определяют, как вы отличаете правильное от неправильного, составляют ваш моральный компас. Во времена, когда социальные правила, касающиеся прав человека и поведения, противоречат вашим убеждениям, ваш моральный компас — это то, что направляет ваше поведение.
Нравственность определяет, воспринимается ли действие как хорошее или плохое, правильное или неправильное. Мораль определяет ваше индивидуальное поведение в обществе.
Ваш моральный компас — это ваш личный набор убеждений и ценностей в отношении правильного и неправильного. Мораль не фиксирована. Они могут меняться по мере того, как вы сталкиваетесь с новым жизненным опытом, получаете знания или справляетесь с трудностями.
Моральный компас каждого человека уникален. Несмотря на то, что многие концепции морали кажутся общепризнанными, внутри этих основополагающих убеждений могут быть неограниченные моральные соображения.
Моральный компас против совести
Ваш моральный компас не то же самое, что ваша совесть, хотя ваш моральный компас может информировать вашу совесть.
«Она отличается от совести, которая представляет собой врожденное чувство правильного и неправильного, помогающее нам выносить моральные суждения», — объясняет Стив Карлтон, лицензированный клинический социальный работник из Денвера, штат Колорадо. «Другими словами, моральный компас дает руководство в принятии этических решений, а совесть служит внутренней системой сигнализации, чтобы предупредить нас, когда мы нарушили наш моральный кодекс».
Было ли это полезно?
Термины «мораль» и «этика» часто используются взаимозаменяемо, но это не одно и то же.
Этика может согласовываться с моралью, объясняет Карлтон, но этика, как правило, представляет собой культурные и социальные стандарты, определяющие, как должны вести себя «все».
«Хотя моральный компас человека может влиять на его этические решения, этика — это скорее навязанный извне набор стандартов или правил, которым необходимо следовать для поддержания общественного порядка и предотвращения хаоса», — говорит он.
Примером этики могут быть последствия нечестности, такие как объявление мошенничества незаконным при любых обстоятельствах.
Примером морали может быть согласие с тем, что нечестность недопустима, за исключением определенных ситуаций, например, если вы делаете это, чтобы защитить себя или другого человека.
Современные концепции нравственного развития были впервые предложены психологом Жаном Пиаже, который считал, что развитие происходит поэтапно, каждый из которых основан на жизненном опыте.
Позднее концепция Пиаже была расширена психологом Лоуренсом Кольбергом, который считал, что нравственное развитие в детстве состоит из трех фаз, каждая из которых определяется стадиями обучения, определяющими моральное выравнивание.
Фаза 1: Доконвенциональная
- Стадия 1: Поведение обусловлено стремлением избежать наказания.
- Стадия 2: Поведение определяется вознаграждением или удовлетворением личных потребностей.
Этап 2: Обычный
- Этап 3: Детями движет желание получить одобрение других.
- Этап 4: Дети начинают учитывать законы и правила общества вокруг них.
Этап 3: посттрадиционный
- Этап 5: Индивидуальные права становятся более важными, чем общественный закон.
- Стадия 6: Моральные решения основаны на точке зрения всех, кого это может затронуть.
Кольберг считал, что не каждый достигнет конечного уровня развития морального компаса в своей жизни.
Не всегда легко отличить правильное от неправильного, но вы можете начать понимать свой моральный компас с помощью нескольких методов, которые рекомендует Карлтон.
Самоанализ
Ваш моральный компас состоит из ваших убеждений, поэтому может быть полезно активно пересматривать их на протяжении всей жизни. Вы можете сделать это, задавая такие вопросы, как:
- Во что я верю?
- Какие ценности важны для меня в других?
- Что происходит в мире вокруг меня, с чем я согласен/не согласен?
- Как я отношусь к популярным темам дебатов?
Расширение кругозора
Еще один способ определить свой моральный компас, говорит Карлтон, — это узнать об окружающих вас обществах.
«Размышление о том, как разные культуры относятся к морали, может помочь вам раскрыть свои собственные убеждения», — говорит он. «Кроме того, чтение книг или статей по этике может помочь расширить ваше понимание морали и помочь сформулировать собственный моральный кодекс».