Содержание
Грузовики МАЗ в Советской армии
- Главная
- Статьи
- Тяжелые, дизельные, передовые: грузовики МАЗ в Советской армии
Автор:
Евгений Кочнев
9 августа 1944 года, через месяц и шесть дней после освобождения Минска от Вермахта, в брошенных немецких авторемонтных мастерских была налажена сборка поступавших по ленд-лизу американских армейских грузовиков. Первая партия была готова уже в ноябре, и в 1945-м советское правительство приняло решение об образовании там Минского автомобильного завода по производству грузовиков марки МАЗ.
Строить на практически пустом месте крупный автозавод и выпускать на нём никому не ведомые тяжелые автомобили с дизельными двигателями оказалось не так уж просто, поэтому в помощь МАЗу правительство СССР выделило Ярославский автозавод (ЯАЗ), который поначалу должен был передать комплекты своих машин для сборки в Минске. Так родилось первое в Белоруссии грузовое семейство «200» капотной компоновки.
Семейство МАЗ-200/205 (1947/1951-1967 гг.)
Первыми автомобилями, изготовленными в Минске к 7 ноября 1947 года, были короткобазные самосвалы МАЗ-205, которые помимо народного хозяйства поступали в инженерно-строительные батальоны Советской армии, где применялись при строительстве дорог, военных объектов и сооружений.
Первая продукция Минского автозавода – шеститонный самосвал МАЗ-205 для гражданских и военных нужд. 1947 год
В феврале 1951-го началась сборка 110-сильных семитонных грузовиков МАЗ-200, внешне отличавшихся от ярославского прообраза ЯАЗ-200 лишь вертикальной решёткой радиатора и новой объёмной эмблемой в виде хромированного зубра на боковинах моторного отсека.
Серийный дизельный грузовик МАЗ-200 – младший брат автомобиля ЯАЗ-200. 1951 год
Эти машины применялись в основном в народном хозяйстве, а в Советской армии их использовали для доставки воинских грузов или до 20 человек личного состава, а также для буксировки орудий массой до 9,5 тонн.
Грузовики МАЗ-200 с прицепными зенитными пушками на военном параде в Киеве. 1958 год
В середине 50-х небольшой партией был выпущен средний артиллерийский тягач МАЗ-200Г с деревянной грузовой платформой с металлической оковкой и откидными скамьями для расчёта буксируемого орудия, задним откидным бортом, решётчатыми надставками и тентом. Дополнительно к нему прилагался штатный двухосный прицеп.
Специальный пятитонный 110-сильный армейский грузовик-тягач МАЗ-200Г. 1954 годИспытания автомобиля МАЗ-200Г в сцепе с шеститонным прицепом МАЗ-5207В (архив 21 НИИЦ)
Увеличенное передаточное отношение главной передачи обеспечивало машинам высокое тяговое усилие, но скорость при этом сократилась до 52 км/ч.
Большое значение в те времена придавалось испытаниям и применению автопоездов с полуприцепами, которые при отсутствии в стране мощных двигателей могли доставлять увеличенные объёмы грузов.
Военизированный вариант серийного седельного тягача МАЗ-200В (фото С. Андреева). 1952 год
К таким системам относился военизированный седельный тягач МАЗ-200В с 135-сильным дизелем и двумя запасными колёсами за кабиной. Он обеспечивал достаточно высокую нагрузку на седло (7,2 тонны) и работал со штатными полуприцепами с деревянными кузовами и четырьмя продольными скамьями на 52 человека.
Седельный тягач МАЗ-200В с 12-тонным военным полуприцепом МАЗ-5215Б. 1958 год (архив 21 НИИЦ)
Военное оборудование на шасси МАЗ-200
В середине 50-х на вооружение была принята простая топливная автоцистерна АЦ-8-200 с опорожнением топлива самотёком или при помощи ручных насосов. Она являлась упрощённым исполнением войскового и аэродромного топливозаправщика ТЗ-200 с центробежным насосом и боковыми цилиндрическими пеналами для рукавов, разработанного ещё для шасси ЯАЗ-200, но получившего новую кабину.
Многоцелевой топливозаправщик ТЗ-200 на шасси МАЗ-200 с задним постом управления. 1952 год (фото С.Андреева)
С 1951 года на шасси 200-й серии устанавливали многоцелевые механические пятитонные автомобильные краны К-51 и войсковые К-52М с дизель-электрическим приводом рабочих органов. Для перегрузки ракет с транспортных машин на пусковые установки гусеничного комплекса «Луна» служили шеститонные автокраны К-61 и К-64.
Войсковой автокран К-52М со штатным 380-вольтным генератором и длиной стрелы в 7,5 метровМеханический автокран К-61 с семиметровой стрелой при перегрузе ракеты комплекса «Луна» на боевую машину
Среди прочей автотехники на базе МАЗ-200 оказалась оригинальная аэродромная тепловая машина АТМ-200 с реактивным двигателем для осушения взлетно-посадочных и рулёжных дорожек. В 60-е на специальном шасси МАЗ-200Ш была создана азотодобывающая станция АДС-50 со специальным кузовом автоагрегатного завода «Ударник», в двух отсеках которого помещалось технологическое и насосно-компрессорное оборудование для охлаждения атмосферного воздуха и получения сжиженного азота.
В экспозиции рязанского Музея ВДВ восстановленная машина АДС-50 для приготовления азотной кислоты
Семейство МАЗ-501/502 (1955-1966 гг.)
В 1955 году появился первый полноприводный гражданский автомобиль-лесовоз МАЗ-501 с коником и задними двухскатными колёсами, работавший в сцепе с прицепом-роспуском и способный вывозить из леса 30-метровые хлысты древесины. Им заинтересовалось Министерство обороны и на следующий год организовало испытания конструктивно идентичного седельного тягача МАЗ-501В в сцепе с военным полуприцепом.
На испытаниях автопоезд в составе тягача МАЗ-501В и войскового полуприцепа МАЗ-5245Б. 1956 год (архив 21 НИИЦ)
В 1957-м начался мелкосерийный выпуск четырёхтонных грузовых вездеходов МАЗ-502 с низкобортными металлическими кузовами с откидными скамейками для перевозки 16-18 солдат и варианта 502А с лебёдкой. Эту гамму дополнил седельный тягач 502В.
Полноприводный грузовик-тягач МАЗ-502 со всеми односкатными колёсами и шинами размером 15,00-20. 1957 годАрмейский автомобиль МАЗ-502А с колёсной базой 4,5 метра и передней шеститонной лебёдкой
Машины были оборудованы двухтактным дизелем мощностью 130 л.с., пневматическим усилителем рулевого механизма и главной революционной находкой своего времени – двухступенчатой раздаточной коробкой с несимметричным межосевым блокируемым дифференциалом, передававшим на задний мост 2/3 общего крутящего момента.
Все автомобили 502-й серии поступали в советские ракетные и противовоздушные части и в небольших количествах отправлялись на вооружение армий дружественных стран. В целом применение бортовых и седельных вездеходов сводилось к использованию мобильных транспортно-заряжающих и перегрузочных систем для доставки и перестановки ракет или их частей на заряжающие устройства, входившие в состав различных ракетных комплексов.
Седельный тягач МАЗ-502В с установкой ПР-41А зенитно-ракетного комплекса «Даль». 1961 годТягач МАЗ-502В с транспортной полуприцепной машиной зенитно-ракетного комплекса «Ангара». 1962 год
Семейство МАЗ-500 (1963-1977 гг.)
В период мирного развития Страны Советов с «углублением застойных течений в экономике» объём выпуска новой военной автотехники существенно сократился. В сфере же белорусских армейских грузовиков второго поколения его называли фургоно-цистерным направлением.
Развитием капотной модели МАЗ-502 стал опытный армейский пятитонный грузовик-тягач МАЗ-505 с кабиной над двигателем, способный буксировать прицепной состав или артиллерийские орудия полной массой до 12 тонн. Он был унифицирован с новым лесовозом МАЗ-509В и сохранил легендарный несимметричный дифференциал, но так и не вышел из стадии испытаний.
Опытный бескапотный пятитонный военный грузовик-тягач МАЗ-505. 1962 годХодовые испытания автомобиля МАЗ-505 с двухосным 8,5-тонным прицепом МАЗ-886
С марта 1963-го единой базой гражданских и военных машин стал бескапотный заднеприводный грузовик МАЗ-500 с дизельным двигателем V6 в 180 л.с. В 70-м модернизированная модель получила новую облицовку радиатора и индекс 500А. Попытка запустить в производство транспортный грузовик-тягач МАЗ-500Г, приспособленный для перевозки личного состава и буксировки прицепов, так и не вышла из опытной стадии.
Опытный военизированный длиннобазный грузовик МАЗ-500Г с прицепом и цельнометаллическими кузовами
Для монтажа военных надстроек на грузовиках МАЗ-500/500А выпускались специальные шасси 500Ш и 500АШ, на которых соответственно базировались герметизированные кузова-фургоны К-500 и К-500А из армированного пенопласта с системами жизнеобеспечения и световыми проёмами в боковинах и покатых скосах крыши.
Автомобиль-шасси МАЗ-500Ш с обитаемым армейским кузовом К-500. 1969 год
В середине 70-х к ним добавились более прочные каркасно-металлические конструкции КМ-500 с несколькими световыми окнами на скосах крыши и глухими боковинами, обычно служившие для развертывания полевых мастерских.
Шасси МАЗ-500АШ со стальным армейским кузовом КМ-500 с оснащением токарно-фрезерной мастерской. 1976 год (архив 21 НИИЦ)
Вторым важным военным направлением на базе 500-й серии были почти одинаковые простые автоцистерны АЦ-8-500/500A вместимостью 8000 литров горючего без собственного перекачивающего оборудования и системы управления заправкой.
Многоцелевая упрощенная автоцистерна АЦ-8-500 на шасси МАЗ-500А. 1977 год
В 60-е на тех же шасси выпускали аэродромные топливозаправщики ТЗА-500 со сварной эллиптической цистерной ёмкостью 7000 литров, центробежным насосом с приводом от трансмиссии шасси, задней кабиной управления и раздаточными рукавами. С 1972-го в производство пошёл модернизированный вариант ТЗА-500А с увеличенной до 7,5 тысяч литров горючего и более производительным насосом.
Аэродромный топливозаправщик ТЗА-500 на шасси МАЗ-500 с задней кабиной управления. 1969 годМодернизированный заправщик ТЗА-500А на базе МАЗ-500А при заправке самолета Як-40. 1972 год
Семейство МАЗ-5335/5334 (1977-1990 гг.)
В третьем поколении военных МАЗов новым базовым грузовиком стал восьмитонный МАЗ-5335, отличавшийся лишь новой передней облицовкой и поступавший в армию в доработанном виде с металлической грузовой платформой, продольными боковыми скамейками в кузове и светомаскировочными фарами.
Армейский 180-сильный грузовик МАЗ-5335 в Музее военной автомобильной техники в Рязани
Многоцелевые шасси МАЗ-5334 служили основой предыдущих и новых версий фургонов и автоцистерн. На них по-прежнему устанавливали типовые кузова КМ-500 с повышенным расположением крыши, в которых размещалось оборудование различных полевых мастерских, включая мастерскую по изготовлению резинотехнических изделий.
Шасси МАЗ-5334 с кузовом КМ-500 для оснащения тяжёлой полевой мастерской. 1989 год (архив 21 НИИЦ)Токарная мастерская МРТИ-1 в кузове КМ-500 на шасси МАЗ-5334 и прицепом. 1989 год (архив 21 НИИЦ)
Армейские автоцистерны и топливозаправщики этого периода существенно не изменились, и только машина АЦ-8-5334 получила самовсасывающий центробежный насос.
Заправочная автоцистерна АЦ-8-5334 двойного назначения на автомобиле-шасси МАЗ-5334. 1985 год
В 1988-м последней в этом ряду стала заправочная автоцистерна АЦ-9-5337 на новом шасси МАЗ-5337 вместимостью девять тысяч литров топлива для одновременной заправки двух потребителей.
На заглавной фотографии – аэродромный топливозаправщик ТЗА-500А на шасси автомобиля МАЗ-500А на фоне нового реактивного самолёта Ту-134А.
СССР
история
военная техника
Новые статьи
Статьи / Интересно
5 причин покупать и не покупать Audi A6 IV (C7)
Прав ли Джереми Кларксон, считавший Audi слишком правильными в плане управляемости, а потому скучными? Справедливо ли бытующее мнение, что после пробега в 150 тысяч километров Audi превращае. ..
2720
4
0
04.06.2023
Статьи / Авто с пробегом
Mazda CX-5 I с пробегом: сделайте антикор и берегите лобовое стекло
Mazda CX-5 образца 2011 года заменила у нас сразу два кроссовера: и не очень популярный CX-7, и еще более диковинный на наших дорогах компактный Tribute. Тем удивительнее, что CX-5 оказалась…
2122
13
1
31.05.2023
Статьи / Популярные вопросы
ДТП при буксировке: кого и когда могут признать виновным
Мы уже рассказывали о том, как правильно буксировать автомобиль на мягкой сцепке и за что можно получить штраф. Сегодня же коснемся более неприятного вопроса: ДТП при буксировке. Кого могу…
594
0
1
29.05.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?
В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в…
14287
8
9
07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв
Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300
Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв…
8593
12
4
02.03.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв
Любовь по инструкции: тест-драйв ГАЗ Соболь NN
Соболь NN ждали долго. Появилась ГАЗель NEXT – а Соболя NEXT нет. Вышла ГАЗель NN – а Соболя NN не видно. Вроде и отличий между ГАЗелью и Соболем не так уж много, можно было бы построить его…
7116
0
1355
03.03.2023
МАЗ|Комбинированные дорожные машины|ЭД-244
ЭД-244Версия для печати | Отправить заявку |
Машина ЭД-244 выполнена на базе двухосного шасси МАЗ-5337А2-340 и идеально подходит для круглогодичного обслуживания городских территорий, что обусловлено удачным сочетанием характеристик шасси с техническими характеристиками навесного оборудования.
Возможность установки (сезонной замены) широкой номенклатуры сменного навесного оборудования позволяет выполнять широкий спектр работ по зимнему и летнему содержанию дорог и автомагистралей с твердым покрытием.
В зимний период машина предназначена для распределения противогололедных материалов (пескосоли, увлажненной соли, жидких хлоридов), патрульной и скоростной снегоочистки, удаления снежного наката и наледи с дорожного полотна.
В летний – для поливки и мойки дорожного полотна, сметания мусора с проезжей части дорог, мойки дорожных знаков, элементов обстановки дорог и обслуживания дорожных ограждений (столбиков, отбойного бруса), забора воды из водоема.
На фото машина укомплектована:
- пескоразбрасывающее оборудование
- плужное оборудование со скоростным отвалом
- средний (грейдерный) нож
В зависимости от пожеланий Заказчика в качестве емкости для воды могут использоваться как металлическая цистерна, так и пластиковые баки Е-2000.
Благодаря наличию универсальной передней монтажной плиты (так же как и для машин серии ЭД-405) на машину возможен монтаж полного перечня плужного (скоростной, комбинированный, поворотный отвалы), а также щеточного, фронтально-моечного, оборудования для мойки элементов обстановки пути. Машины могут по заказу комплектоваться автоматической системой управления плотностью и шириной распределения реагентов независимо от скорости движения.
На фото машина укомплектована:
- оборудование для распределения увлажненной соли
- средняя подметальная щетка
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Базовое шасси | МАЗ-5337А2-340 |
Мощность двигателя, л.с. | 220 |
Грузоподъемность, т | 10 |
Кузов | |
Объем кузова, м3 | 5,0 |
Поливомоечное и рассолораспределяющее оборудование | |
Объем пластиковых баков, м3 | 8,4 |
Объем металлической цистерны, м3 | 7,5 |
Обрабатываемая полоса при поливке, м | 4-18 |
Распределитель жидких реагентов | |
Количество распределяющих дисков, шт.![]() | 2 |
Обрабатываемая полоса, м | 2-10 |
Плотность распределения жидких хлоридов, мл/м2 | 50-150 |
Разбрасывающее устройство | |
Обрабатываемая полоса, м | 4-10 |
Плотность распределения пескосоли, г/м2 | 50-500 |
Плотность распределения чистой соли, г/м2 | 10-70 |
Объем баков для увлажненной соли, м3 | 1,5 |
Плужное оборудование с поворотным отвалом | |
Обрабатываемая полоса, м | 2,47-3 |
Плужное оборудование со скоростным отвалом | |
Обрабатываемая полоса, м | 2,6 |
Плужное оборудование с комбинированным отвалом | |
Обрабатываемая полоса, м | 2,47-3 |
Оборудование для мойки жеских барьерных ограждений | |
Диаметр щетки, м | 1 |
Средняя подметальная щетка | |
Обрабатываемая полоса, м | 2,34 |
Средний (грейдерный) нож | |
Обрабатываемая полоса, м | 2,9 |
Передняя подметальная щетка | |
Обрабатываемая полоса, м | 2,4 |
Высоконапорная мойка | |
Обрабатываемая полоса, м | 2,5-8,0 |
Mazda автомобиль PNG картинки скачать бесплатно
Главная
»
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
»
Мазда
2 спортивных автомобиля на потрясающей победе…
Shutterstock.com
Скачать
машина во время заката. полис…
Shutterstock.com
Скачать
Векторный японский автомобиль. Красный японец…
Shutterstock.com
Скачать
Суракарта, Индонезия — 9 сентября0008
Shutterstock.com
Скачать
Красный Автомобиль и декорации вокруг.
Shutterstock.com
Скачать
Серебряный вид спереди на закате …
Shutterstock.com
Скачать
Ярко-красный свадебный автомобиль на…
Shutterstock.com
Скачать
силуэт спортивного…
Shutterstock.com
Скачать
Mazda Motor Corporation, обычно называемая просто Mazda, — японский многонациональный автопроизводитель, базирующийся в Фуке, округ Аки, префектура Хиросима, Япония.
В 2015 году Mazda произвела 1,5 миллиона автомобилей для глобальных продаж, большая часть из которых (почти 1 миллион) была произведена на японских заводах компании, а остальные поступили на множество других заводов по всему миру. В 2015 году Mazda была пятнадцатым крупнейшим автопроизводителем в мире по объему производства.
Название Mazda появилось с производством первых трехколесных грузовиков компании. Среди других кандидатов на название модели были Sumera-Go, Tenshi-Go и другие. Но они были отброшены, когда было решено назвать его в честь фамилии тогдашнего президента компании Дзюдзиро Мацуда. Имя также связывали с Ахура Маздой (Богом Света) в надежде, что оно украсит образ этих компактных автомобилей. Надпись Mazda использовалась в сочетании с корпоративной эмблемой Mitsubishi, которая отвечала за продажи, для создания зарегистрированного товарного знака трехколесного грузовика Toyo Kogyo.
Северная Америка — крупнейший рынок Mazda. Доля рынка Mazda в США упала до 10-летнего минимума в 2016 году и составила 1,7 процента. Лояльность Mazda к бренду в 2016 году составила 39 процентов, что ниже среднего показателя по отрасли, составляющего 53 процента.
На этой странице вы можете скачать PNG картинки: Mazda автомобиль PNG картинки скачать бесплатно
В этой галерее «Мазда» у нас есть 135 бесплатных PNG изображений с прозрачным фоном.
pngimg.com Copyright © 2013
— 2023. Бесплатные PNG изображения, картинки и клипарты для дизайна и веб-дизайна
Спорткар Mazda Miata с открытым верхом: ФОТО
Рынки США Загрузка…
ЧАС
М
С
В новостях
Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА
Технические участники
Значок «Сохранить статью» Значок «Закладка» Значок «Поделиться» Изогнутая стрелка, указывающая вправо.
Читать в приложении
Аарон Браун/Tech Insider
Mazda Miata — один из самых любимых и востребованных доступных спортивных автомобилей в мире, но чаще всего он известен в версии с мягким верхом и крышей с ручным управлением. Это может скоро измениться.
Вечером во вторник, прямо перед международным автосалоном в Нью-Йорке, Mazda продемонстрировала совершенно новую версию Miata с убирающейся жесткой крышей, и она выглядит совершенно потрясающе.
Хотя официальные характеристики и цены еще не объявлены, мы смогли поближе познакомиться с автомобилем, чтобы помочь вам продемонстрировать, насколько хороша эта новая Miata.
Выглядит так же бодро, как и любая другая Miata.
Аарон Браун/Tech Insider
Mazda не сообщила официальных точных цифр, но заявила, что, по их оценкам, убирающаяся жесткая крыша добавляет автомобилю около 100 фунтов веса.
Аарон Браун/Tech Insider
Даже для легкого автомобиля с ограниченной мощностью, такого как Miata, это не так уж и много.
Подумайте об этом, вы бы предпочли иметь пассажира? Или новая Miata?
Я бы выбрал второе.
Интерьер почти такой же, как у обычной Miata.
Аарон Браун/Tech Insider
Mazda заявила, что, несмотря на то, что жесткая крыша складывается сзади, эта новая модель имеет такой же объем багажника, как и мягкий верх.
Аарон Браун/Tech Insider
Сквозное окошко создает «новое ощущение открытого воздуха».
Аарон Браун/Tech Insider
Процесс открывания крыши быстрый и простой.
Аарон Браун/Tech Insider
И это без раздражающей тканевой крыши с ручным управлением.
Чтобы поднять или открыть крышу, вам нужно двигаться со скоростью менее 6 миль в час.