Физическое и моральное старение машин: Лекция 2. Моральное и физическое старение машины и его этапы. Обеспечение уровня качества машин — Студопедия

Содержание

Лекция 2. Моральное и физическое старение машины и его этапы. Обеспечение уровня качества машин — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Тема 2. СТАРЕНИЕ ТЕХНИКИ

В современном понимании техника – это диалектически развивающаяся материальная совокупность средств труда, предметов труда и самого труда.

Динамическое состояние этой совокупности на конкретный момент времени называется уровнем техники, в свою очередь характеризуемым уровнем научно-технических знаний и производственной базы.

Машины составляют основу техники, поэтому развитие техники может происходить только на основе совершенствования существующих и создания новых видов машин.

С развитием техники повышается технический уровень машин, меняются выполняемые ими функции и совершенствуются принципы их конструирования. Если до середины XX века основной функцией машин была замена мускульной энергии человека и животных, то во второй половине XX века появились машины, облегчающие интеллектуальный труд человека.

Создание новых образцов машин, как правило предопределяется необходимостью значительного повышения производительности труда, реализации новых технологических процессов и практически воплощением научных открытий.

Технология любого производства (добычи и переработки полезных ископаемых, строительства, машиностроения и т.д.) представляет собой техническое оформление процесса труда. Между машинами, используемыми в производстве и технологией производства, существует теснейшая связь. Развитие технологии производства вызывает необходимость создания новых машин.

Любая машина с течением времени стареет и заменяется новой более совершенной. В наш век бурного технического прогресса этот процесс убыстряется. Стареют отдельные узлы механизма, важнейшие элементы изделия, наконец появляется новый принцип осуществления его функций. Естественно, что и форма при этом не остается неизменной. Какой бы современной ни казалось она сегодня мы еще станем свидетелями её старости.

Так, металлорежущие станки, рассчитанные на работу с инструментом из быстрорежущих сталей, после внедрения металлокерамических резцов оказались в техническом отношении устаревшими, поскольку их мощность, скорость резания и прочность не обеспечивали достигнутых к этому времени эксплуатационных показателей инструмента, т. е. произошел не физический, а моральный износ станков.

Необходимо так же считаться с моральным старением формы (изделий, вещей). Станок, прибор бытовая машинка должны полностью отдать обществу

запланированную долю полезного эффекта, не старея внешне раньше, чем будет исчерпан их технический ресурс. Стилевые особенности, моду и характер формы необходимо согласовывать с видом изделия, сроком службы его механизма. Ресурс одного станка рассчитан на три года, другой может использоваться доброе

десятилетие. Различны сроки службы бытовых машин и приборов. Значит нельзя подходить одинаково к формам разных промышленных изделий. Те из них, чья жизнь коротка, могут конструироваться более острохарактерными большей очевидностью отражать моду. Форма же изделий, предназначенных к длительной службе, должна быть более сдержанной, нейтральной.

Различают две формы морального износа машин. Первая форма обуславливается удешевлением производства машин. Действие этой формы проявляется в том, что у потребителя уменьшается сравнительная фондоотдача, т. е. величина отношения стоимости произведенных машиной работ к стоимости самой машины. Вторая форма морального износа машины связана с появлением другой, заменяющей ее машины с более высокими техническими показателями, это, разумеется, не означает, что

с появлением новой машины старая всегда обесценивается до такой степени, что ее следует выбросить в металлолом, однако экономически целесообразный срок службы машины должен определяться и моральным старением.

С точки зрения морального износа машина имеет определенные «циклы жизни» в сферах воспроизводства и эксплуатации.

Типичный цикл жизни машины в сфере воспроизводства представлен на рисунке 1.

Из рисунка видно, что с появлением новой конкурентоспособной машины сбыт (кривая 1) быстро увеличивается достигает максимума и по мере насыщения потребительского рынка начинает сокращаться. Аналогично изменяется прибыль (кривая 2) предприятия – изготовителя. Максимумы кривых сбыта и прибыли, как правило не совпадают во времени вследствие инерции производства.

В сфере эксплуатации (рисунок 2)

Типичный «цикл жизни» машины определяется разностью между величиной прибыли (кривая 1), образующейся у потребителя и эксплуатационными затратами (кривая 2). Как видно из графика, с течением времени эта разность убывает и с критического момента Ткр эксплуатация машины становится убыточной. При этом возрастание эксплуатационных затрат в основном обуславливается физическим износом машины, вызывающим необходимость ремонтно — восстановительных работ, замены изношенных частей, более частых регулировок и наладок. В случаях когда машины используются в какой- либо отрасли промышленности впервые и в связи с этим их конструкция еще не достигли достаточной степени зрелости и совершенства, момент Ткр наступает раньше.

Где же искать резервы для повышения качества объектов новой техники?

Для улучшения уже существующих машин такими резервами являются применение новых

материалов, рациональных профилей, повышение единичной мощности, надежности, снижение трудоемкости обслуживания и ремонта, улучшение эргономических и экологических свойств.

Поставка машин на внешний рынок и их сбыт в условиях конкуренции требуют особого подхода к созданию машин новых конструкций, т.к. в этих условиях для товароведческой оценки качества новой машины наряду с высокими технико-экономическими показателями используются также показатели, характеризующие наиболее полное, достижимое на данный момент времени, удовлетворение непрерывно возрастающих общественных потребностей.

Применительно к промышленным изделиям совокупность таких показателей в современной литературе получила название конкурентоспособности этих изделий.

На современном этапе конкурентоспособности машины зависит от ее технических показателей, отпускной цены, модного комфортабельного оформления, надежности и экономичности в эксплуатации.

Конкурентоспособность всякого изделия, в том числе и машин, по своей природе весьма динамична и проходит, как правило, последовательно три этапа. На первом этапе изделие «завоевывает рынок».В это время уточняются его продажная и объем сбыта. Второй этап наступает, когда изделие начинает пользоваться спросом и объемы его производства быстро возрастают. На третьем этапе изделие постепенно теряет свои преимущества вследствие появления новых заменяющих его

более конкурентоспособных изделий. Для продления второго этапа конструктор должен поддерживать конкурентоспособность изделия путем изменения модели, фасона, отделки, введения различных усовершенствований и т.д. Поддержанию конкурентоспособности также способствует снижение цен за счет совершенствования технологии производства, уровня стандартизации и т.д. При исчерпании этих возможностей изделие морально устаревает и теряет конкурентоспособность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Старение машин виды его проявлений

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Организация сборочных работ.

Основы сборки типовых соединений


Комплектование деталей


Процесс комплектования включает следующие работы: подбор деталей по размерам и массе, выполнение пригоночных работ по отдельным деталям, подачу скомплектованных узлов на сборку.

При подборе деталей необходимо обеспечить заданный характер посадки. Поэтому в авторемонтном производстве наряду с методом полной взаимозаменяемости используют групповую взаимозаменяемость, метод регулирования с применением регулировочных прокладок и шайб.

При комплектовании ряда деталей производят некоторые пригоночные работы. Наиболее часто осуществляют припиловку, шабрение, притирку, полировку, развертывание, прогонку резьбы, зачистку заусениц.

 

Сборка автомобиля на авторемонтном предприятии слагается из сборки подгрупп, узлов и вспомогательных агрегатов. Детали соединяют в подгруппы, а затем подгруппы и детали с базовой деталью, образуя при этом группу, узел и агрегат.

Различают две основные организационные формы сборки: стационарную (неподвижную) и поточную (подвижную).

Стационарную сборку осуществляют на одном посту, одной бригадой ремонтных рабочих, без обезличивания деталей, узлов и агрегатов. При этом увеличивается продолжительность сборочных работ, и требуются рабочие высокой квалификации. Данный способ применяют лишь в условиях единичного и мелкосерийного ремонта автомобилей.

Наиболее совершенной формой сборки узлов агрегатов и автомобилей является поточный метод. Поточную сборку выполняют при перемещении собираемого объекта от одного поста к другому на конвейерах с непрерывным или периодическим движением.

При поточной сборке детали, узлы и агрегаты обезличиваются, но строго сохраняется принцип взаимозаменяемости. На сборку подают некоторые необезличенные детали, которые совместно обрабатывались, например шатун с крышкой. Поточная сборка позволяет разбить технологический процесс на ряд простейших операций и специализировать рабочие посты. Все это снижает трудоемкость сборочных работ и себестоимость ремонта.

 

 

Эксплуатация автомобиля, как любой машины всегда сопровождается более или менее интенсивным изменением показателей свойств, совокупность которых отражает его качество. Процесс изменения качества автомобиля, а это, как правило всегда ухудшает качество можно назвать старением.

Физическое старение проявляется в ухудшении функциональных возможностей составляющих автомобиль агрегатов и систем, снижении прочностных характеристик деталей, потере товарного вида и т.д. Сложность обобщенной оценки процесса физического старения автомобиля и любой машины заключается в том, что качество многообразно и его практически невозможно выразить некоторой однозначной характеристикой.

При попытке комплексной оценки качества на основе еди­ничных показателей возникает необходимость введения пара­метров весомости единичных показателей. Выбор приемле­мых количественных значений параметров весомости является сложной задачей, поскольку в большинстве случаев он будет субъективным (кого-то больше не устраивает потеря автомо­билем внешнего вида, кого-то — снижение экономичности или динамических показателей, и т. п.). Задача количественного выражения процесса старения автомобиля как ухудшения его качества тем более усложняется, если показатели качества не выражаются количественно.

Наиболее объективной мерой физического старения авто­мобиля можно считать экономические затраты, необходимые для восстановления фактического состояния автомобиля на те­кущий момент времени до исходного состояния, выражаемого техническими характеристиками нового автомобиля.

Моральное старение автомобиля, как и любой другой тех­ники, проявляется в двух формах. Первая его форма заключа­ется в том, что техника (автомобили) той же конструкции по истечении некоторого времени вследствие совершенствования технологии производства и повышения производительности труда начинает производиться дешевле. Вторая форма мораль­ного старения проявляется в том, что появляется новая, более производительная, экономичная и в общем случае качествен­ная техника. Это приводит к тому, что имеющаяся техника, не изношенная физически и вполне пригодная для эксплуатации, начинает тормозить рост производительности труда, т. е. уста­ревает. Моральное старение является объективной экономиче­ской категорией научно-технического прогресса.

Автомобиль как техническое средство имеет определенную специфику. Если грузовой автомобиль можно считать в полной мере средством производства, поскольку он предназначен и ис­пользуется для выполнения транспортной работы, то функции легкового автомобиля, находящегося в личном пользовании, шире. Легковой автомобиль является не только средством передвижения, но многими людьми он воспринимается как сим­вол комфорта и личного престижа. Важную роль в оценке ка­чества легкового автомобиля имеют веяния моды — господство в данное время тех или иных внешних форм в предметах быта. В этом плане моральное старение автомобиля приобретает осо­бый смысл. Потребители будут стремиться сменить автомобиль не только из-за его физического старения и ухудшения эксплуа­тационных характеристик, но и в связи с изменением моды или просто повышением уровня материального благосостоя­ния. Следует иметь в виду, что заменяемый автомобиль в этом случае обычно не отправляется в утиль, а перепрадается другому потребителю, который по условию соотношения цена-качество считает продолжение эксплуатации такого автомобиля вполне аправданным.

 

Моральное старение автомобилей имело бы решающее зна­чение при законодательном ограничении возможности экс­плуатации автомобилей, не отвечающих периодически пере­сматриваемым в сторону ужесточения нормам экологической, активной и пассивной безопасности. Такая практика перспек­тивного планирования эксплуатационных показателей вновь проектируемых автомобилей в виде требований в ЕС уже имеет место. Новые требования обычно не распространяются на автомобили прошлых лет выпуска, так как это будет суще­ственно ущемлять интересы владельцев старых автомобилей, технические характеристики которых вполне отвечают нормам, действовавшим на момент их выпуска. Следует иметь в виду, что в общем количестве легковых автомобилей России в 2008 г. доля автомобилей старше 10 лет была 50%, доля автомобилей со сроком службы от 5 до 10 лет — 28 % и только 22 % составляли автомобили до 5 лет.

В условиях эксплуатации требования к качеству автомобиля и решение вопроса о сроке его службы в определенной мера за­висят от степени насыщенности автомобильного рынка и сло­жившегося соотношения стоимости автомобиля и запасных частей к нему. При дефиците автомобилей на рынке и доступ­ности запасных частей естественно длительное использование автомобилей. Старение автомобиля в условиях отсутствия за­пасных частей объективно будет сопровождаться малым сро­ком его службы.

Старение автомобиля является сложным многовариантным понятием, содержание которого во многом определяется позицией его рассмотрения. Тем не менее, разработка новой конструкции автомобиля не должна проводиться без учета процессов его старения. Наибо­лее важным является понимание задач обеспечения надежности автомобиля по мере его старения, безопасности автомобиля, а также проблем утилизации, как завершающего этапа жизненного цикла автомобиля.

 

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Связь между моралью и технологиями

Патриция Фачин, журналистка Instituto Humanitas Unisinos в Бразилии, недавно взяла интервью у Брайана Грина, помощника директора по этике кампуса Центра прикладной этики Марккулы, об этике и технологиях. Высказанные мнения являются его собственными. В нескольких публикациях мы поделимся некоторыми основными моментами интервью. Полную версию интервью на португальском языке можно найти на веб-сайте IHU. Во второй части интервью Фачин спрашивает Грина об отношениях морали и технологий.

В недавнем интервью вы заявили, что моральные проблемы, связанные с технологиями, связаны с тем, как люди будут использовать эти технологии, то есть будут ли они использоваться в хороших или плохих целях. Как бы вы определили хорошее использование технологии и плохое ее использование?

Правильное использование технологии — это использование технологий, улучшающих физическое, умственное, духовное и моральное благополучие человека. Она помогает людям стать более здоровыми, более образованными, более любящими Бога и ближнего и лучше принимать нравственные решения. Плохая технология сделает обратное: сделает нас более больными, менее образованными, менее любящими других и хуже при принятии моральных решений. Технологии часто просто упрощают действия — и нам нужны хорошие технологии, которые облегчают хорошие действия, а не плохие технологии, которые облегчают плохие действия. Цитируя Питера Морина, основателя Католического рабочего движения, мы должны стремиться «создать общество, в котором людям легче быть хорошими». Технологии могут помочь в этом, но пока их можно было бы лучше направить9.0005

Какие доказательства позволяют вам утверждать, что искусственный интеллект может увеличить неравенство?

Мы уже видим, как это происходит: несколько технологических компаний и их инвесторы зарабатывают сотни миллиардов долларов за счет (поначалу) кажущегося незначительным повышения эффективности, например, в продажах или рекламе. Но эти незначительные достижения быстро распространяются на миллионы людей.

Лишь несколько организаций разрабатывают ИИ или активно его используют, по крайней мере, на начальном этапе. Но в то начальное время в нашей всемирной экономической системе ИИ уже используется богатыми для дальнейшего обогащения. ИИ используется для повышения эффективности в сфере финансов, рынков, права, энергетики, транспорта, связи и так далее. И многие люди, которые раньше выполняли эти задачи, могут вскоре остаться без работы, в то время как у тех немногих, кто их нанял, затраты на рабочую силу резко снизятся, а доходы вырастут. А по мере роста доходов они могут дополнительно инвестировать в технологии, тем самым ускоряя неравенство. Этот тип неравенства является самоусиливающимся, если только внешние факторы — моральные факторы — не заставят нас скорректировать экономическую структуру таким образом, чтобы она приносила людям более широкую пользу.

Конечно, ИИ также может привести к удешевлению потребительских товаров, поскольку затраты на производство снижаются, и это поможет потребителям. Но чистый эффект, учитывая нашу нынешнюю экономическую структуру, скорее всего, усугубит неравенство.

В том же недавнем интервью вы подчеркнули различие между взглядами на искусственный интеллект с точки зрения эффективности и с точки зрения морали. Считаете ли вы, что в этом обсуждении было больше размышлений с точки зрения эффективности или с точки зрения морали?

Большинство людей, которых я знаю, думают только об эффективности денег. Очень немногие думают о морали системы в целом. Человеческие взгляды склонны чрезмерно сосредотачиваться на мелких идеях и упускать из виду общую картину. Нам нужно видеть общую картину будущего, которое мы создаем, планировать его и адекватно управлять им, если мы хотим, чтобы это будущее было лучше, а не адом. Когда маленькие дела идут хорошо для нескольких людей, а большие дела идут плохо для многих людей, это не приведет к лучшему миру.

Что на самом деле отличает эти две точки зрения? Что значило бы рассматривать искусственный интеллект с точки зрения эффективности, с одной стороны, и с точки зрения морали, с другой?

В первом случае использование ИИ для лучшей рекламы потребительских товаров сейчас является основной отраслью. Если ИИ дает вам 10-процентное преимущество в продаже вашего продукта по сравнению с обычной рекламой, это важно, и предприятия будут его использовать.

С другой стороны, использование ИИ для продвижения морали может решить совершенно другую проблему, чем проблема рекламы. Вместо этого он может выбрать, как оптимизировать здравоохранение, образование или энергоэффективность. Обратите внимание, что эти моральные решения также могут сэкономить деньги, а могут и нет. Возможно, чтобы действительно улучшить наши системы здравоохранения или образования, нам нужно инвестировать миллиарды долларов сейчас, чтобы пожинать плоды через десятилетия. Или, возможно, мы вообще не получим выгоды, возможно, они только принесут нам дополнительные расходы — в конце концов, здравоохранение, которое продлевает жизнь, часто продлевает жизнь пожилых и больных, поэтому стоит гораздо больше денег, чем если бы они вместо этого умерли. Денежная эффективность может означать позволить больным людям умереть или подвергнуть их эвтаназии, что является законным в некоторых странах. Но мораль, уважающая человеческое достоинство, не может этого принять. Убийство людей может сэкономить деньги, но оно не только разрушает жизни убитых, но и портит характеры тех, кто живет дальше: преступника и тех, кто допускает зло бездействием, тем самым облегчая дальнейшие и худшие злые действия.

Если мы внедрим эту черствость и порок в компьютерный код ИИ, это может быстро привести нас в нечеловеческие места, куда мы не хотим идти.

Нравственность в век машин: держать людей в курсе

Нравственные способности человека не должны уменьшаться из-за новых технологий, и «век машин» не должен быть периодом зловещих управляющих алгоритмов. Наша цель — поддерживать новые подходы и технологии искусственного интеллекта, которые предоставят инструменты для расширения возможностей человеческого нравственного интеллекта, расширения наших этических способностей и содействия духовному совершенствованию человека.

Люди и наши технологии существуют в сложном цикле обратной связи. Когда мы создаем новые устройства, они, в свою очередь, влияют на нас, обогащая и ограничивая наш жизненный опыт. Эта петля особенно эффективна в случае искусственного интеллекта, который расширяет наши возможности, но также дает возможность отказаться от некоторых наших обязанностей, делегируя выбор умным машинам. Благотворительный фонд Templeton World Charity Foundation будет поддерживать исследования этой петли и разработку теорий, моделей и технологий, поддерживающих нравственное укрепление и развитие человека. Мы стремимся поддерживать подходы, которые борются с возможностью того, что люди станут просто пассивными потребителями ограниченного выбора, генерируемого нашими собственными машинами.

Исследования и разработки в области искусственного интеллекта щедро финансируются теми, кто ищет прибыль. Огромные ресурсы в настоящее время направляются на поиск «пригодных для монетизации» теорий и технологий, но остается мало прямого финансирования, направленного на то, как эти инновации влияют на человеческую деятельность, моральные способности и развитие. Это дает беспрецедентную возможность использовать наши ресурсы, сотрудничая с лабораториями, исследователями и компаниями, у которых есть другие средства для их технической работы, но которые ищут дополнительное совместное финансирование для поддержки конкретных исследований и разработки подходов к улучшению человеческого процветания. Таким образом, мы ожидаем, что основная часть грантов в рамках этой задачи будет в значительной степени использована за счет средств, предназначенных для чисто технических целей.

Мы уже используем ИИ во многих контекстах с реальным человеческим воздействием, начиная от иммиграционного контроля в аэропортах и ​​заканчивая распределением власти в городах. К этим применениям все чаще присоединяются гораздо более тонкие приложения, где машинная логика иногда заменяет суждения, выносимые людьми, решения, которые могут иметь огромный моральный или этический вес. Среди наиболее известных из них — алгоритмы, которые помогают правительствам решать, какие преступники с наибольшей вероятностью совершат повторные правонарушения, алгоритмы, которые, как недавно выразил беспокойство генеральный прокурор США, могут «непреднамеренно подорвать наши усилия по обеспечению индивидуального и равного правосудия». Обеспечение справедливых результатов должно быть обязательным условием для всех таких приложений, но из-за современного состояния искусственного интеллекта это может оказаться сложной задачей. С экономической эффективностью и предсказательной силой, которые обеспечивают эти алгоритмы, потребуется усердие, чтобы обеспечить, чтобы моральное принятие решений человеком оставалось на первом плане — чтобы оно было полностью встроено в эти новые инструменты и усилено ими.

В некоторых из вышеперечисленных случаев машинный век, кажется, позволяет нам «аутсорсингу» принятия решений. Конечно, банальные решения, например, какая песня будет следующей в нашем плейлисте, кажутся лишенными морального или этического содержания (но на самом деле могут иметь тонкие и важные последствия). Но в более важных ситуациях мы, безусловно, рискуем уступить часть нашего внутреннего компаса. Как мы можем гарантировать, что инструкции и ценности, которые мы программируем в эти машины, согласуются с нашими собственными или что выбор, который мы просим их сделать от нашего имени, будет соответствовать доброжелательному взгляду на будущее человеческого существования? И в мире множества (иногда противоречащих друг другу) этических систем, как мы можем лучше всего объяснить структуру принятия этих решений? На эти вопросы необходимо ответить, если мы хотим, чтобы наши врожденные способности укреплялись, а не атрофировались.

Такие вопросы начали изучаться в областях вычислительной техники, искусственного интеллекта и робототехники, а также в подобластях философии, теологии и социальных наук. Зарождающееся исследование машинной этики начало задавать вопрос о том, как реализовать моральное принятие решений в компьютерах и роботах. Некоторые исследователи, например, уже начали использовать истории для «обучения» человеческих ценностей системам ИИ, чтобы помочь им выполнять нравственно нейтральные действия. Мы будем искать такие точки опоры, где новые подходы предлагают особые перспективы.

Наиболее многообещающие подходы намеренно включают в себя элемент человеческого размышления и взаимодействия — они направлены на то, чтобы не дать нам стать морально вялыми, регулярно опрашивая нас и добиваясь постоянного «согласия» или аудита. Они пытаются бороться с тенденцией некоторых из этих систем отодвигать принятие этических решений человеком на задний план нашего социально-технологического интерфейса. Глубокая человеческая обратная связь имеет решающее значение, если мы хотим оставаться полностью «в курсе» — осуществляя моральный выбор во имя обретения все больших моральных и этических способностей. Мы будем особенно стремиться финансировать те подходы, которые сосредоточены именно на этом «закольцовывании» человеческой деятельности.

Такие подходы подчеркивают вполне реальную возможность того, что мы можем научиться быть лучше, создав инструменты ИИ, которые помогут нам более четко увидеть моральные и этические затруднения, с которыми мы сталкиваемся, и, возможно, дать голос нашим лучшим ангелам. Поскольку ИИ способен выявлять закономерности и замечать связи, которые часто остаются незамеченными, такие машины, в принципе, могли бы увеличить наши собственные способности и помочь нам размышлять, расти и действовать лучше.

Этот вид помощи можно рассматривать как улучшение, инструмент обучения, который расширяет, а не заменяет наше собственное восприятие, выбор и способности. Мы предлагаем исследователям изучить возможность того, что благодаря своей способности переваривать гораздо больше информации, чем, например, люди, машинный интеллект может выявлять условия, ситуации и возможности, которые в противном случае мы могли бы упустить, тем самым повышая нашу способность выбирать и нравственные, этические действия и внимание к наиболее важным аспектам жизни.

Одной из серьезных проблем, связанных со всеми этими петлями обратной связи, является непрозрачная природа некоторых видов машинного интеллекта. Например, искусственные нейронные сети функционируют как закрытые «черные ящики». У них явно есть правила, которые связывают входы и выходы, но современные технологии не дают человеку возможности понять, что это за правила на самом деле. В результате мы можем создавать машины и полагаться на них, чтобы они помогали нам принимать моральные решения, которые только кажутся согласующимися с нашими ожиданиями и этическими предписаниями. Было бы полезно получить более глубокое представление о работе таких инструментов, чтобы иметь возможность интерпретируют  правила, которые могут быть неявными в их внутренней работе, так что они становятся более прозрачными элементами в сложных петлях человеческого принятия решений и социальных изменений. Некоторые исследования в этой области в настоящее время поддерживаются, и благотворительный фонд Templeton World Charity Foundation будет стремиться к совместному финансированию проектов в этой области, уделяя особое внимание моральному и этическому содержанию внутреннего программирования машинного интеллекта.

Такие термины, как «моральный» и «этический», нагружены личным, культурным, философским и теологическим содержанием, и работа в этой области требует тщательного подхода к возникающим тонким вопросам. Мы стремимся привлекать мыслителей вне географических и дисциплинарных границ и использовать их идеи в технической работе, которую мы поддерживаем.

 

Постановка задачи

Разработка теорий, моделей и технологий, позволяющих людям использовать инструменты искусственного интеллекта для повышения моральных способностей, обогащения этических действий и содействия духовному совершенствованию человека.

(Далее следует рассматривать как описательный, а не исчерпывающий обзор поставленных задач. )

1. Составьте систематический обзор того, как моральные способности отражаются, увеличиваются или уменьшаются, а также в новых контекстах для петлей человек-ИИ.

2. Наведите мосты между религиозными традициями и развивающимися исследовательскими сообществами ИИ.

3. Совершенствуйте исследования и разработки ИИ на стадии зрелости, созревания или проверки концепции с четко выраженной моральной/этической направленностью.

4. Разработать инструменты, методы и процессы для обеспечения того, чтобы человеческая деятельность оставалась на первом плане в действиях с моральными последствиями, связанных с искусственным интеллектом.

  • Выявить и исследовать виды и ситуации «аутсорсинга» человеческих моральных способностей в пользу машинного интеллекта.
  • Исследуйте методы, с помощью которых можно заставить машинный интеллект действовать в соответствии с моральными решениями человека.
  • Определите и разработайте подходы к укреплению, а не к атрофии человеческих моральных способностей в петле человек-ИИ.
  • Привлекайте новые подполя и междисциплинарные группы, уделяя особое внимание машинной этике и новым методам наполнения машин общими способностями, охватывающими сложные ситуации, в которых могут быть обнаружены моральные и этические проблемы.
  • Разработайте сильные элементы обратной связи, чтобы обеспечить активное участие, размышления, аудит, согласие и т. д. людей, чтобы полностью вовлечь их в цикл морально значимых действий.

5. Используйте уникальные возможности ИИ, чтобы расширить горизонты человеческих моральных действий и предоставить новые формы информации, на основе которых люди будут принимать решения.

  • Разработка инструментов, приспособлений, протезов и т. д., укрепляющих человеческие способности, особенно в контексте устоявшихся и постоянных моральных обязательств.

6. Изучите возможности интерпретации внутренней работы искусственного интеллекта, чтобы кажущиеся моральными решения, принимаемые машинами, могли быть полностью понятны людям.

7. Разработать подходы для обеспечения ясности и открытости в объяснении разновидностей моральных/этических/философских основ, на которых должны основываться петли человек-ИИ.

Области, которые мы не финансируем

  • Исследование или разработка полностью автономного машинного интеллекта.
  • Исследование или разработка технологий, направленных на замену принятия моральных решений человеком решением машины.
  • Исследование морального/этического статуса самих машин, кроме как в рамках более широкого исследования свободы действий и способностей, охватывающих широкий спектр интеллектов.
  • Универсальные машинные надзиратели или мониторы морали ИИ, которые не работают в определенном контексте текущего человеческого выбора или определенного набора обязательств.

Блокпосты

Инженеры не специалисты по этике, а специалисты по этике (как правило) не знают, как писать компьютерный код; нам понадобятся тесно сотрудничающие группы экспертов из разных дисциплин, чтобы внести свой вклад в решение этой задачи. Всеобъемлющая и надежная основа морали человека/машины, скорее всего, потребует знаний и опыта в обычно не связанных между собой дисциплинах. Первым шагом к реализации цели, описанной в этом заявлении о вызове, является содействие междисциплинарному конструктивному диалогу.

Существует также потребность в дисциплинах, участвующих в разговоре, чтобы переосмыслить и выйти за существующие границы. Например, при изучении морали и этики часто предпринимались попытки свести очень сложные ситуации к упрощенным сценариям с целью теоретического исследования. Чтобы рассмотреть вопрос о том, как система обратной связи между человеком и машиной должна участвовать в моральных решениях в реальном мире, необходимо иметь надежные отчеты как об основных принципах, которые могут направлять действия (на основе такого рода теоретических исследований), так и о том, как они разыгрываются в реальном мире и могут быть использованы для разработки технологий будущего и улучшения цикла «человек-ИИ» (более практическая этика).

Кроме того, есть препятствие морального плюрализма. «Мораль» или «этика» не являются единичными монолитными сущностями, с которыми соглашаются все специалисты по этике или учителя морали. Мораль, ценности и этика существуют в широком спектре взглядов, на которые влияют религия, культурные традиции, политические тенденции и случайные обстоятельства. Даже выведение одного принципа в качестве «общей нити», такого как так называемое Золотое правило, мало поможет, так как практическое применение «как бы вы поступили» в значительной степени зависит от мировоззрения человека. В зависимости от школы этики, которой придерживается человек (например, консеквенциалистской, онтологической или иной), противоположные действия могут в конечном итоге считаться «наиболее этичными». Таким образом, определение и уточнение того, какую этическую или моральную основу следует использовать — философский, а не научный вопрос — будет ключевой задачей.

С технической точки зрения остаются глубокие несоответствия между миром, воспринимаемым людьми и машинным интеллектом. С одной стороны, машины способны поглощать огромное количество данных в формах, просто недоступных для людей. И они могут успешно разрабатывать стратегии решения проблем в очень ограниченных ситуациях намного лучше, чем люди. С другой стороны, люди естественным образом предварительно обрабатывают информацию, которую предоставляет мир, характеризуя факты и приписывая мотивы, например, таким образом, чтобы заложить основу для использования этих входных данных для принятия решений. Наши общие способности, способность интуитивно связать похожие, но разные ситуации и гибкость нашего ума намного превосходят любой из существующих машинных интеллектов. Умение плодотворно чередовать эти два очень разных вида «разума» (и разработка соответствующего аппаратного и программного обеспечения) представляет собой серьезное препятствие на пути разработки морально обогащающих инструментов и методов ИИ.

В основе всех этих вопросов лежит простая предпосылка, что мы можем и должны знать больше о способности живого мира к процветанию. Мы живем во времена совершенствования инструментов, которые помогают нам думать по-другому, а в некоторых случаях и лучше. Возможно, некоторые формы искусственного интеллекта предложат революционные устройства или методы, которые станут посредниками между нами и нечеловеческой жизнью.

Цель инициативы по финансированию Diverse Intelligences состоит в том, чтобы объединить все три формы интеллекта: человеческий, нечеловеческий и машинный, чтобы расширить и углубить человеческое понимание, способности и духовный прогресс. Мы стремимся исследовать способы, которыми индивидуальные и социальные способности проявляются у других существ, и размышлять о том, чем они похожи на наши собственные и чем отличаются от них. Располагая человеческий опыт в созвездии различных форм интеллекта, мы надеемся сформировать расширенное видение процветания на древе жизни и узнать больше о нашем собственном развитии и эволюции. Мы открыты для проектов, которые являются интеллектуально рискованными, но по-прежнему твердо привержены отличной, хорошо продуманной и тщательно реализованной науке.