Действия водителя в опасной для движения обстановке: Пункт 10.1: когда торможение не спасает… — 23 марта 2017

Действия водителя в критических ситуациях

Действия водителя в критических ситуациях

При управлении автомобилем водитель по многим причинам может оказаться в самых разнообразных критических ситуациях, грозящих дорожно-транспортным происшествием. Такие ситуации могут создаваться практически в любых условиях движения. Во избежание происшествия наиболее часто действия водителя сводятся к стремлению остановить автомобиль, т. е. к экстренному торможению вплоть до полной остановки. Иногда обстановка требует резкого изменения направления движения. Значительно реже во избежание происшествия надо увеличить скорость движения. Но бывает, что необходимо одновременно и торможение, и изменение направления движения. В этом случае надо помнить, что сочетание этих приемов, особенно на скользкой дороге или на высокой скорости, приводит к потере устойчивости автомобиля, к заносу и даже опрокидыванию. Водитель должен учитывать эту вероятность и соразмерять свои действия в соответствии с обстановкой.

В ситуации, когда водителем уже приняты все меры к торможению и объезду препятствия, но избежать столкновения или наезда уже невозможно, водитель обязан сохранять самообладание и принимать все меры Для того, чтобы уменьшить тяжесть последствий. К сожалению, иногда аварийная ситуация вызывает у водителя страх. В испуге он теряет способность поступать правильно, у него увеличивается время реакции.

Самый тяжелый вид происшествия — фронтальное столкновение двух машин. Статистика показывает, что из числа всех столкновений автомобилей на дорогах 70% составляют фронтальные. При этом скорость и энергия обеих машин суммируются и последствия такого столкновения бывают крайне тяжелые. Даже суммарная скорость 40 км/ч неизбежно приводит к травмам находящихся в машине людей и повреждениям автомобилей. Поэтому водитель должен сделать все, чтобы избежать фронтального столкновения. Он может направить машину в сторону от дороги, через кювет, в кустарник, на забор, даже на дерево, но только не в лоб двигающейся навстречу машине. Если избежать столкновения все же нет возможности, водитель старается сделать его боковым, скользящим, последствия которого будут менее тяжелыми.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Недопустимо в критическую минуту пытаться покинуть машину, открыть дверцу и выпрыгнуть. Чаще всего это заканчивается трагически: водитель попадает под колеса или машина при опрокидывании придавливает его. Водитель должен всегда до конца оставаться на своем месте. Главное, когда удар уже неизбежен, препятствовать своему перемещению вперед и оберегать голову. Лучше упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, покрепче ухватиться за рулевое колесо и напрячь все мышцы.

Очень опасны неисправности тормозной системы, рулевого управления и ходовой части автомобиля, возникающие в движении. Они вызывают резкое изменение направления движения и делают часто автомобиль трудноуправляемым. Появление этих неисправностей всегда внезапно, и тяжесть их последствий зависит прежде всего от способности водителя сохранить самообладание, быстро принять решение и действовать соответственно создавшейся обстановке.

Приведем примеры критических ситуаций, которые могут возникнуть в результате технических неисправностей автомобиля.

Автомобиль двигается по дороге с сухим асфальтобетонным покрытием со скоростью 60 км/ч. Дорога идет под уклон, встречного движения нет, и водитель пустил автомобиль накатом. На уклоне автомобиль стал набирать скорость, и она уже превысила установленное на дороге ограничение. Водитель решил несколько погасить скорость и спокойно нажал на педаль тормоза. Педаль легко утопилась до пола, но автомобиль на торможение не среагировал. Водитель вторично нажимает на педаль и никакого эффекта: автомобиль продолжает набирать скорость. Мелькнула мысль — в тормозную систему попал воздух и снова, уже судорожно, нажатие на педаль! Нет, тормоза отказали…

А ведь отказ рабочего тормоза на спуске особенно опасен. Например, на уклоне 6% при отключенной от двигателя трансмиссии автомобиль, свободно катящийся накатом со скоростью 30—40 км/ч, на километровом участке набирает скорость до 70 км/ч.

Решение здесь должно быть одно: принять все меры к немедленной остановке автомобиля. Как это сделать?

На сухой дороге для гашения скорости водитель может использовать стояночный тормоз, плавно затягивая рычаг тормоза на несколько щелчков. Резкое и полное включение стояночного тормоза в движении не допускается. На скользких дорогах (а при высокой скорости — и на сухих) включение стояночного тормоза нередко приводит к заносу и даже опрокидыванию автомобиля.

Самый надежный способ остановить автомобиль с неисправным рабочим тормозом практически в любых условиях — это торможение двигателем с последовательным переходом на низшие передачи в КП. Намного сложнее обстановка, когда при отказе рабочего тормоза остановился двигатель и пустить его не удается, а рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. В этих условиях для остановки автомобиля нужно немедленно включить высшую передачу в коробке передач. При включенной передаче двигатель будет гасить скорость и не исключено, что сам начнет работать. Если он все же не пустится, водитель оставляет передачу включенной; неработающий двигатель создает большой тормозной эффект и обеспечит полную остановку автомобиля. Одновременно надо использовать и стояночный тормоз, затянув его хотя бы частично.

Что же могло произойти с рабочим тормозом, если он так внезапно отказал? Причин тут может быть несколько: или оторвался один из шлангов привода колесного тормоза (что бывает при движении через пни, камни, ветки и другие препятствия), или шланг был уже ранее частично поврежден (имел трещины, потертости), или просто был недостаточно затянут один из штуцеров привода тормозов, или перепускной клапан и тормозная жидкость из системы вытекла.

Средняя тяга привода рулевого управления может рторваться в результате износа или неправильной сборки шаровых шарниров. В момент отрыва водитель чувствует мгновенное облегчение усилий на рулевом колесе, а потом увеличение усилий и увод автомобиля вправо. Автомобиль реагирует на поворты рулевого колеса, но очень слабо. Водитель обязан приложить любые усилия на рулевом колесе, но автомобиль удержать на своей полосе движения и одновременно плавно остановить его рабочим тормозом.

Шина может разорваться при длительном движении на высокой скорости и при полной загрузке автомобиля, чаще в жаркую погоду. Разрыв сопровождается хлопком. При разрыве шины переднего колеса на рулевом колесе ощущается сильный рывок и затем постоянный увод в сторону лопнувшей шины. Если водитель в момент разрыва шины держал рулевое колесо небрежно, одной рукой, то оно может быть вырвано из руки, и автомобиль резко бросит в сторону. На большой скорости это грозит опрокидыванием или столкновением с другими транспортными средствами. Объясняется это тем, что на колесе с лопнувшей шиной возникает очень большое сопротивление качению и появившаяся сила стремится развернуть автомобиль в сторону поврежденной шины. Для предотвращения происшествия нужны быстрые и правильные действия водителя. Услышав звук разорвавшейся шины и почувствовав сильный рывок на рулевом колесе, водитель должен удержать рулевое колесо от поворотов и усилием в обратную сторону стараться сохранить прямолинейное движение автомобиля, не допуская выезда на полосу встречного движения. Одновременно он осторожно, сначала не выключая сцепления, затормаживает автомобиль рабочим тормозом до полной остановки. При появлении рыскания автомобиля торможение немедленно прекращается и возобновляется лишь после того, как автомобиль перестанет бросать из стороны в сторону. При разрыве шины заднего колеса водитель также слышит хлопок, но сильного рывка на рулевом колесе не ощущает. После хлопка появляется небольшой увод в сторону лопнувшей шины и виляние задней части автомобиля. Дальнейшие действия водителя направлены также на то, чтобы остановить автомобиль.

Рис. 1. На колесе с лопнувшей шиной возникает большая сила сопротивления качению, которая стремится развернуть автомобиль в сторону поврежденной шины

Оторваться колесо может при недостаточной затяжке болтов (гаек) его диска. Признаками слабого крепления колеса является характерный стук, прослушиваемый на небольшой скорости, виляние колеса, видимое со стороны, например из автомобиля, двигающегося сзади. Если слабо закреплено переднее колесо, то на рулевом колесе ощущаются резкие толчки, особенно при повороте. На большой скорости стук, виляние колеса и толчки на рулевом колесе почти не наблюдаются. Такое колесо может соскочить со ступицы (с тормозного барабана) и покатиться произвольно вперед или в сторону. Автомобиль получает удар, как при наезде на пороговое препятствие, и наклоняется в сторону соскочившего колеса. Тормозной барабан или ступица без колеса, катясь по дороге, создают большое сопротивление качению. При этом возникает момент сил, который стремится развернуть автомобиль в сторону соскочившего колеса, при отрыве левого колеса — на полосу встречного движения. Рулевое колесо резко и с большим усилием тянет в сторону и удержать его можно только двумя руками. В этой ситуации задачей водителя является сохранение направления движения автомобиля на своей полосе и быстрейшая остановка его. Водитель двумя руками быстро поворачивает рулевое колесо в сторону, обратную уводу машины, и, почувствовав, что при этом положении рулевого колеса автомобиль двигается прямо, продолжает крепко держать его до полной остановки. Правая нога водителя переносится на педаль рабочего тормоза и производится плавное торможение. Резко тормозить в этих условиях нельзя.

Очень опасно сорвавшееся колесо. При качении оно обладает большим моментом инерции (тем большим, чем больше скорость качения и масса колеса) и может нанести большой ущерб встречным и стоящим транспортным средствам, сооружениям, нанести серьезные травмы пешеходам. Пытаться остановить катящееся колесо «в лоб» бессмысленно, его останавливают ударом ноги со стороны.

Отрыв переднего колеса вместе со ступицей встречается как результат крайне небрежной затяжки гайки крепления и регулировки подшипников ступицы. Признаком ослабления гайки и разрушения подшипников является виляние колеса, видное со стороны и сопровождаемое иногда характерным скрипом. При отрыве колеса водитель ощущает удар, резкий рывок рулевого колеса и наклон автомобиля в сторону, т. е. происходит то же, что и при отрыве колеса со ступицы, но в значительно усиленном виде (удар сильнее, рывок рулевого колеса резче, наклон автомобиля больше). Действия водителя здесь также направлены на то, чтобы удержать автомобиль на своей полосе дороги и плавно остановиться. Однако торможение здесь опасно, и его надо производить очень аккуратно, так как тормозная жидкость из тормозного цилиндра оторвавшегося колеса может вытечь. Попав в момент торможения под задние колеса, она неизбежно вызовет занос автомобиля. Все это делает применение рабочего тормоза весьма опасным, и автомобиль лучше останавливать стояночным тормозом.

Карданный вал отрывается в результате нарушения его крепления. Признаком ослабления крепления вала является вибрация корпуса автомобиля в движении.

Обычно обрывается задний конец вала, когда нарушено крепление его фланца к фланцу заднего моста. При обрыве вал, вращаясь, как хлыстом бьет в корпус автомобиля, что сопровождается большим шумом внизу. Оторвавшийся вал может при этом разрушить привод рабочего тормоза и нанести другие повреждения. Машину следует немедленно остановить рабочим тормозом.

Несколько слов о происшествиях, которые встречаются крайне редко, но иногда приводят к трагическим последствиям.

Прежде всего о пожаре в автомобиле. Чаще всего он возникает в районе двигателя. Признаками загорания являются дым из-под капота и запах горящих горючесмазочных материалов. Причинами загорания могут быть подтекание бензина в местах неплотного присоединения шлангов, плохое состояние штуцеров, прокладок, бензопроводов, ненадежное крепление электропроводов, вызывающее искрение. При обнаружении признаков пожара в районе двигателя водитель тут же выключает зажигание и отключает массу (если в салоне установлен выключатель массы), останавливает автомобиль на правой обочине дороги и дает команду всем пассажирам покинуть машину. Действуя в хорошем темпе, водитель открывает капот двигателя, Делать это нужно крайне осторожно, оберегая лицо, так как резкое открытие капота иногда сопровождается выбросом пламени. Обычно, открыв капот, водитель быстро находит очаг пожара. Любое загорание под капотом двигателя гасится огнетушителем. Если же его нет или он неисправен, то загорание в приборах электрооборудования гасится водой, для чего в крайнем случае можно использовать воду из бачка омывателя ветрового стекла. Однако если бачок омывателя заправлен жидкостью НИИСС-4 или ее смесью с водой, следует помнить, что эта жидкость огнеопасна.

При отсутствии воды загоревшийся прибор можно накрыть куском чистого брезента или толстой ткани и плотно обжать его.

Приборы системы питания тушить водой бесполезно. Для этого нужно использовать брезент, кошму, одеяло или другие ткани, не пропитанные горюче-смазочными материалами. Пожар может возникнуть и в салоне автомобиля, причиной которого чаще всего бывает небрежное обращение со спичками, сигаретами и папиросами, с раскаленным прикуривателем. Находящиеся в салоне материалы, пропитанные бензином или маслом, и емкости с огнеопасными материалами — это потенциальные очаги пожара.

Обнаружив в салоне пожар, водитель должен немедленно остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и высадить всех пассажиров. Загоревшиеся предметы выбрасываются из машины. Гасятся они огнетушителем, песком или землей, плотными материалами, способными прекратить доступ кислорода к очагу, загоревшиеся ткани затаптываются ногами. Для ликвидации пожара водитель использует пассажиров или находящихся вблизи людей.

Каждый водитель должен уметь пользоваться имеющимся в машине огнетушителем. Однако проверки показывают, что водители не умеют применять его.

Бывает и так, что автомобиль падает в воду. При этом иногда машина некоторое время держится на плаву. Водитель должен использовать эти мгновения и покинуть машину через окно двери. Открывать для этого дверь нельзя: это только ускорит погружение машины в воду.

Если автомобиль погрузился на дно при закрытых стеклах дверей, воздух сохраняется в нем еще несколько минут. Прежде всего водитель включает фары, чтобы обозначить место нахождения машины для людей, которые могут прийти на помощь. Спешить покидать машину в этой ситуации не надо. Когда вода заполнит салон наполовину, водитель, набрав полную грудь воздуха, рывком открывает дверь и как можно быстрее всплывает на поверхность. При наличии в салоне пассажиров водитель руководит их действиями и помогает им покинуть машину.

Остановимся еще на одном явлении, очень опасном и недостаточно изученном. Оно бывает с водителями в дальней дороге, и ученые называют его эффектом «заторможенного состояния» или «дорожным гипнозом». Чаще всего он возникает у водителей на длинных прямых участках дорог с малым движением других транспортных средств при длительном управлении автомобилем. Плохой отдых, а также обильная плотная пища перед поездкой способствуют этому явлению.

Эффект «заторможенного состояния» проявляется в виде сонливости, слабости, такого состояния, будто водитель на короткое время потерял сознание. Однако это не обычный сон, а психическое состояние, похожее на гипнотический сон. Водитель сохраняет способность управлять автомобилем в простой дорожной обстановке и может нормально ехать несколько десятков километров. Однако он теряет ощущение скорости, не оценивает дистанцию и самое главное — не реагирует на возникновение опасности. Он может вдруг остановиться или съехать с дороги и потом будет объяснять свои действия тем, что ему что-то показалось.

Это очень опасное состояние водителя, так как оно может привести к столкновению на высокой скорости. Такое состояние водителя почувствуют прежде всего пассажиры, которым его действия по управлению автомобилем покажутся странными. Именно они должны потребовать остановиться и порекомендовать водителю отдохнуть или физическими упражнениями, пробежкой, купанием снять с себя это состояние.

Действия водителя в опасных и критических дорожно-транспортных ситуациях

Цели урока:

Обучающие:

  • обучить действиям  водителя в критических дорожно-транспортных ситуациях.

Развивающие:

  • развивать у подростков сознательное и ответственное отношение к вопросу личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения;
  • развивать самостоятельность в принятии решений в дорожно-транспортных ситуациях;
  • способствовать развитию таких качеств личности как: наблюдательность, внимание, ответственность;
  • способствовать развитию точности исполнения действий,  координации, быстрой реакции, глазомера.

Воспитательные:                                                                                    

  • воспитать культуру безопасного поведения на дороге;
  • воспитать чувство ответственности за собственную жизнь и жизнь других людей, участников дорожно-транспортного движения;
  • способствовать осознанию необходимость умелых и решительных действий водителя в экстремальных условиях.

Задачи урока:

  • научить  действовать в критических типичных дорожно-транспортных ситуациях (таких как, ослепление автомобиля светом фар встречных авто, экстренном торможении, длительных подъёмах, технических неисправностях автомобиля и др.)

Оборудование: рабочая тетрадь, проектор, экран.

Межпредметные связи: ОБЖ.

Время проведения: 90 минут.

Тип урока: Уроки изучения нового учебного материала.

Этапы урока:

  • Организационный момент – 3 мин.
  • Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний – 7 мин.
  • Постановка цели урока и актуализация изучения нового материала – 8 мин.
  • Изучение нового материала – 45 мин.
  • Закрепление изученного материала – 10 мин.
  • Целевой обход учителя – 9 мин.
  • Заключение, анализ и оценка урока – 5 мин.
  • Выдача домашнего задания – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Отметка присутствующих и проверка готовности учащихся к занятию.

2. Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний

Фронтальный опрос по понятиям:

  • тормозной путь, остановочный путь;
  • изменение тормозного и остановочного пути в зависимости от погодных  и дорожных условий, а так же от психо-эмоционального состояния водителя транспортного средства.

3. Постановка цели урока и актуализация изучения нового материала

Сообщение темы урока.

При управлении автомобилем могут возникнуть критические ситуации способные привести к дорожно-транспортным происшествиям. Такие ситуации могут возникнуть при угрозе столкновения автомобиля с другими транспортными средствами или препятствиями, вследствие отказа органов управления или других элементов системы «водитель — автомобиль — дорога — среда», влияющих на безопасность движения и работоспособность автомобиля. Поэтому водитель должен учитывать эти обстоятельства и соизмерять свои действия со сложившейся обстановкой. Если избежать происшествия невозможно, водитель обязан сохранить самообладание и принять все меры для того, чтобы снизить тяжесть последствий.

Мастерство водителя – это не только умение не допускать критических ситуаций, но и выходить из них с наименьшими потерями в случае их возникновения. Управлять автомобилем в критической ситуации намного сложнее, чем в обычной. Здесь счет времени идет в десятых долях секунды, нет времени на раздумья, необходимо действовать очень быстро, но в тоже время правильно, поэтому умение быстро и точно действовать в экстремальных ситуациях — залог успеха.  Чтобы достичь необходимой быстроты и точности действий, надо знать наиболее часто возникающие критические ситуации и наилучшие варианты выхода из них. И, конечно, нужно помнить, что добиться быстродействия, мгновенной реакции, правильного выбора спасительного маневра можно только постоянными тренировками. Рассмотрим типичные дорожно-транспортные ситуации и действия водителя в этих ситуациях.

Изучение  нового материала

Ситуация: технический отказ автомобиля. Доля транспортных происшествий из-за технических отказов (или поломок) в автомобиле сравнительно невелика и составляет 3—5% от общего числа ДТП, однако тяжесть этих аварий высока: 4—5% от общего числа погибших и 8—10%  раненых.

Наиболее типичными техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП, являются внезапный разрыв шины, отрыв колеса, поломка узлов рулевого привода, подвески, отказы тормозной системы. Рассмотрим подробнее эти неисправности.

Внезапный разрыв шины. Двигаясь по дороге автомобиль, может наехать на какой-либо острый предмет, который может проткнуть шину. Лопнувшая шина становится как бы центром поворота автомобиля, и рулевое колесо самопроизвольно начнет поворачиваться в сторону лопнувшей шины. Так, если лопнет левая передняя шина, то автомобиль просто выбросит на встречную полосу.

Рекомендации: Надо покрепче держать рулевое колесо, не давая ему самопроизвольно поворачиваться в сторону лопнувшей шины, и стараться удержать автомобиль на своей полосе движения. Для этого придется приложить значительные физические усилия. Вот почему так важно приучить себя всегда держать рулевое колесо двумя руками, иначе в экстремальной ситуации его может просто выбить из рук.

При взрывном выходе воздуха из шин нельзя резко тормозить, это может усугубить потерю управляемости. При резком торможении или повороте рулевого колеса покрышка может сорваться с обода.

Рекомендации: в этом случае, удерживая с помощью рулевого колеса автомобиль на своей полосе, необходимо уменьшить подачу топлива и, если автомобиль подчиняется поворотам рулевого колеса, начать плавно и осторожно тормозить. Если автомобиль начинает бросать из стороны в сторону, следует немедленно отпустить педаль тормоза и гасить скорость двигателем, затем снова нажать педаль тормоза.

Отрыв колеса. Ситуация, когда колесо отвалилось от автомобиля. Признаками плохо закрепленного колеса при скорости менее 50 км/ч в передней подвеске автомобиля появляется беспорядочный стук, а при скорости более 80 км/ч и при малейшем ее изменении раздается цокающий звук и на рулевом колесе ощущаются толчки (как при дисбалансе колеса). При отрыве переднего колеса водитель с помощью оставшегося колеса должен удержать автомобиль от опрокидывания и остаться на своей полосе движения.

Рекомендации: Тормозить нужно аккуратно: если автомобиль начнет резко поворачивать, следует отпустить педаль тормоза, затем снова начать плавно притормаживать. При этом самое главное — не попасть тормозным барабаном (диском) или рычагом подвески в выемку, не упереться в выступ на дороге, так как это может привести к мгновенному опрокидыванию автомобиля.

3) Заклинило педаль газа. Педаль не возвращается в нормальное положение, и машина набирает скорость.

Рекомендации: Если дорога впереди свободна, попробуйте подтянуть педаль носком ботинка, не теряя контроль над дорогой. Попросите пассажира нагнуться и резко вытянуть педаль. Если требуется остановиться быстро, то, следя за дорогой, поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение, нажмите на тормоз и постарайтесь как можно быстрее съехать на обочину, где выясните причину неисправности. Если вам не удалось найти или устранить неисправность, не заводите автомобиль, отбуксируйте его в сторону, а за тем на место ремонта.

4) Отказ рулевого управления. Эта неисправность встречается редко, но весьма опасна. Чаще всего отказ происходит из-за отсоединения или обрыва рулевых тяг. При отказе рулевого управления автомобиль лишается управления, рулевое колесо легко вращается, автомобиль не реагирует на его вращение.

Рекомендации: Если автомобиль вам больше не подчиняется, первым делом аварийной сигнализацией, звуковым сигналом, включением фар предупредите других водителей. Ни в коем случае нельзя резко тормозить и действовать рулевым колесом! Нужно очень плавно снижать скорость и, по возможности сохраняя прямолинейное движение, остановить автомобиль. А для неопытных водителей дают такой совет: если уж тормозить в такой ситуации, то тормозить намертво, с юзом до полной остановки. При этом колеса не катятся, а скользят, и автомобиль идет юзом в первоначально заданном направлении. Только нельзя отпускать педаль тормоза до полной остановки, иначе автомобиль может «прыгнуть» в сторону повернутого колеса.

4) Отказ тормозов. Отказ тормозной системы может характеризоваться следующими признаками: при нажатии на педаль тормоза она проваливается до пола; величина тормозного пути транспортного средства значительно увеличивается и превышает норму; при торможении происходит занос автомобиля, превышающий допустимую норму.

Рекомендации: при внезапном выходе из строя тормозов автомобиля в процессе движения необходимо покачать педалью тормоза для появления давления в системе, обеспечивающего хоть какое-нибудь торможение. Можно включить стояночный тормоз (но надо иметь в виду, что его может сорвать на высокой скорости движения).  Когда нет времени и места для остановки автомобиля переключением передач и торможения двигателем, во избежание наезда на людей и препятствие безопаснее направить автомобиль на мелкие деревья, кустарники, груды песка, снега, т.е. на какое-либо упругое препятствие. Для остановки автомобиля без тормозов можно использовать рельеф местности, направив его на подъем. Когда скорость снизится почти до нуля, надо поставить автомобиль поперек дороги, чтобы он не скатился назад, и включить заднюю передачу. На плавном спуске, если скорость движения невелика, следует после первой передачи, попытаться включить заднюю передачу  и (очень плавно) сцепление.

Ситуация: Экстренный объезд препятствия. Если на пути движения автомобиля на расстоянии меньше остановочного пути внезапно появляется препятствие, тормозить уже бесполезно.

Рекомендации: Можно избежать наезда, совершив маневр объезда. При этом следует помнить, что расстояние объезда почти вдвое меньше тормозного пути. Например, при скорости 80 км/ч водитель заметил препятствие, до которого оставалось 30—40 м. Минимально возможный тормозной путь при этом составляет 30—35 м (остановочный — 60—65 м). Значит, торможение уже не поможет, а минимальное расстояние объезда составит в этом случае 16—18 м. Поэтому, если позволяют условия, надо объехать препятствие. Такое решение требует исключительного самообладания, так как большинство водителей в данной ситуации безотчетно нажимают педаль тормоза, вместо того чтобы совершить объезд. При съезде выполняют энергичное маятниковое движение рулевым колесом (см. рис.), при этом педаль дросселей не отпускать, а лучше нажать для улучшения сцепления колес автомобиля с дорогой. Надо быть готовым к возможному заносу задней оси и стабилизировать направление движения с помощью опережающего руления в сторону заноса.

Ситуация: Внезапный выезд на обочину. Ситуация возможна в случае, если впереди идущий автомобиль неожиданно резко затормозил. Слева дорога занята, остается съезд по обочине (справа).

Рекомендации: В этом случае надо быть крайне внимательным и хладнокровным. Помните, что резкое торможение или руление на большой скорости на раскисшей после дождя обочине наверняка приведет к заносу. Поэтому при внезапном съезде на обочину нельзя предпринимать резких маневров. Если обочина сухая и расположена на уровне проезжей части, можно вернуться на дорогу, не снижая скорости, но проконтролировав в зеркале заднего вида обстановку сзади и сбоку. Со скользкой обочины следует возвратиться, лишь погасив двигателем скорость и в месте, где обочина расположена на одном уровне с полотном дороги, иначе автомобиль может быть отброшен от кромки дороги обратно на обочину.

Ситуация: Съезд с дороги. Ситуация возникает  в случае, если  навстречу двигается автомобиль, не успевающий завершить обгон. В таком случае, лобовое столкновение практически неизбежно.

Рекомендации: При съезде с дороги следует учитывать, что сугробы, пологие откосы, мелкий кустарник менее всего опасны при наезде на них, а скорость они гасят весьма эффективно. Однако наезда на большие деревья, столбы, стены надо избегать любыми способами, безопаснее даже рискнуть пойти на лобовое столкновение с автомобилем (особенно если это машины одного класса). Например, наезд на неподвижное жесткое препятствие со скоростью 60 км/ч по своим последствиям соответствует лобовому столкновению двух автомобилей, движущихся навстречу друг другу со скоростью 60 км/ч каждый (относительная скорость 120 км/ч!). В любом случае выход из создавшейся ситуации надо искать на своей (правой) стороне дороги. Это должно стать правилом. Выезд на встречную полосу всегда более опасен.

Ситуация: Уход от лобового столкновения. Ситуация возможна, например, при выезде автомобиля на перекресток с второстепенной дороги и на дороге имеется еще транспорт, не позволяющий избежать столкновения.

Рекомендации: При неожиданном выезде транспортных средств с второстепенной дороги в непосредственной близости от вашего автомобиля следует предпочесть прямому удару столкновение под острым углом. Рулевое колесо надо поворачивать в сторону движения транспортного средства-помехи, смягчая удар. Но подобные действия помогут резко снизить тяжесть последствий ДТП только в том случае, когда впереди, в направлении поворота, имеется свободное пространство, и отсутствуют встречные транспортные средства.

Ситуация: Экстренный разгон. Ситуация возможна в случае, если при обгоне обнаружилось, что встречный автомобиль приближается скорее, чем предполагалось.

Рекомендации: В этом случае единственный выход из создавшегося положения — резкий разгон. Для этого нужно быстро перейти на предыдущую передачу, чтобы увеличить силу тяги на колесах. При этом правая рука переводит рычаг переключения передач в требуемом направлении, выбирая его свободный ход. Затем практически без уменьшения подачи топлива и неполном выключении сцепления, резким толчком руки включить пониженную передачу, полностью отпустить педаль сцепления. Автомобиль получает дополнительное ускорение.

Ситуация: Действия водителя при длительных подъёмах.

Рекомендации: При движении в тяжелых дорожных условиях переключение передач нежелательно, так как это вызывает потерю скорости, Следует выбирать пониженную передачу и переходить на нее заранее, до въезда на тяжелый участок. Но если условия дви­жения требуют перейти на более низкую передачу, необ­ходимо делать это очень быстро, с минимальной потерей скорос­ти. Переходить на пониженную передачу надо раньше, чем частота вращения коленчатого вала станет наименьшей.

Ситуация: Занос автомобиля. Возникновение критического заноса связано с грубыми ошибками управления при экстренном торможении и маневрировании, когда на начало потери устойчивости водитель реагирует с опозданием. Угол критического заноса связан не столько с конструктивными особенностями автомобиля, сколько с уровнем мастерства водителя. На скользкой дороге из-за резкого торможения автомобиль может начать разворачивать. От неожиданности неопытный водитель сразу же нажимает на педаль тормоза, еще более усугубляя положение.

Рекомендации:  Как чувствуется начало заноса (а он ощущается раньше, чем его увидят), первое, что должен сделать водитель, это забыть про педали сцепления и тормоза, так как манипулирование ими в такой ситуации не только бесполезно, но и вредно. В его арсенале остаются рулевое колесо и педаль дросселей, которые могут помочь справиться с заносом.

Рассмотрим подробнее ситуацию. Из-за резкого нажатия педали дросселей заднюю часть автомобиля начинает заносить, например, влево.  Необходимо плавно отпустить педаль дросселей, чтобы обеспечить качение ведущих колес без пробуксовки. Быстро, но плавно поворачивать рулевое колесо влево (в сторону заноса), работая руками на боковом секторе, при этом передние управляемые колеса должны находиться в направлении движения. Автомобиль вот-вот замрет на предельном отклонении задней оси. Необходимо быстро вращать рулевое колесо в обратную сторону. Одновременно автомобиль начинает возвращаться в исходное положение. Выровнять автомобиль с помощью рулевого колеса. Если автомобиль снова начинает заносить теперь вправо из-за чрезмерных сил инерции, нужно снова с помощью небольшого поворота рулевого колеса вправо выправить траекторию его движения и увеличить подачу топлива.
Обратите внимание, что во всех фазах вывода из заноса передние колеса автомобиля находятся строго в направлении движения. Рулевое колесо всегда поворачивается быстро, но без рывков, вначале синхронно, а затем с небольшим опережением заноса задней оси. Педалями сцепления и тормоза не пользоваться, поддерживая умеренную подачу топлива

Ситуация: Ослепление водителя дальним светом встречно движущегося автомобиля. В темное суток на трассе возможно ослепление дальним светом.

Рекомендации: Необходимо  остановиться, но, не сворачивая круто вправо, так как можно наехать на препятствие или съехать в кювет. Продолжить движение можно лишь после полного восстановления зрения.

Ситуация: Пожар в автомобиле. Пожар в автомобиле может возникнуть по многим причинам: замыкание в электропроводке, утечка в системе подачи топлива, небрежность при перевозке легковоспламеняющихся грузов, самовоспламенение хранящейся в машине промасленной ветоши,  и др.  Первыми признаками возможного возгорания и вероятного пожара, которые водитель не должен оставить без внимания, могут быть: струйки дыма из мест возгорания, информация водителей встречного или попутного транспорта. Пожары чаще всего возникают в моторном отсеке.

Рекомендации: При пожаре главное — действовать хладнокровие и быстро. Остановить автомобиль, но не вплотную к обочине, чтобы можно было свободно подходить к нему с любой стороны для тушения пожара. Отключить подачу топлива. Помочь пассажирам быстро покинуть загоревшийся автомобиль и укрыться впереди в 25–30 м по ходу движения автомобиля, оставив с собой помощников. Закрыть все окна автомобиля, захватить документы, огнетушитель, аптечку, подручные средства (одеяло, брезент и т.п.), разблокировать замки капота и багажника, покинуть кабину, плотно закрыв дверь. Чуть-чуть приоткрыть капот и в образовавшуюся щель направить струю огнетушителя. Сразу полностью открывать капот нельзя, так как приток воздуха усилит горение, и вырвавшееся пламя может ожечь лицо. Прикрыть капот, не захлопывая его. Через 5-8 сек. снова приоткрыть капот и направить струю гасящего вещества на возгорание, прикрыть капот. Повторять действия до полного прекращения огня. Огнетушитель стараться не расходовать полностью: возможно повторное возгорание от тлеющих материалов. В случае, если огнетушитель не сработал или кончилось гасящее вещество, сбить пламя подручными средствами (одеялом, накидкой, одеждой, песком, ветками). Не гасить водой!
Наиболее опасным является пожар в районе бензобака. Во время тушения пожара нельзя находиться рядом с бензобаком.

Ситуация: Затопление. Автомобиль упал в воду по серьезной причине (уходил от лобового столкновения, провалился под воду и т.п.). Гибель водителя и пассажиров, оказавшихся под водой, чаще всего происходит из-за неправильных, панических действий. Многие пытаются открыть двери до затопления салона водой. Однако наружное давление воды мешает этому, что и парализует волю пострадавших.

Рекомендации: Необходимо хладнокровно ждать (иногда несколько минут) пока происходит погружения автомобиля. За это время можно отстегнуть ремни безопасности, ободрить пассажиров, сориентироваться, как погружается автомобиль, не ложится ли на бок, если да, то на какой, чтобы впоследствии не терять времени на открытие дверей, упершихся в грунт. Пока салон заполняется водой, проверить рукой, не заблокированы ли двери изнутри кнопками, по возможности скинуть тяжелую одежду и обувь. Дождаться полного затопления салона, предупредив об этом пассажиров. Набрав по максимуму в легкие воздуха (он скапливается подушкой под крышей), опустить стекла дверей, и, навалившись на них плечом, попробовать открыть двери. Если они не открываются, можно выдавить лобовое стекло, упершись в него ногами, или попытаться вылезти через опущенные боковые стекла. Помогая другим выбраться из автомобиля, тащите их за одежду, волосы или ноги. Тянуть за руки опасно, так как утопающий может в состоянии аффекта обхватить крепко руками, лишив спасающего подвижности. Если вода мутная, и потеряна ориентация, выпущенная изо рта часть воздуха (всплывающие пузырьки) покажет, где поверхность.
На занятии достаточно подробно рассмотрены вопросы, связанные с основными положениями регламентирующими действия водителя в типичных и экстремальных дорожно-транспортных ситуациях. Знания этих вопросов и правильное применение будет во многом способствовать безаварийности на дорогах.

Закрепление изученного материала

Работа в парах. Предложены карточки, на которых записаны возможные критические дорожно-транспортных ситуациях. Каждая пара берет карточку и анализирует ситуацию. Необходимо ответить на следующие вопросы: причина возникновения такой ситуации, возможности исключения ситуации и правильные действия для выхода из ситуации.

Целевой обход учителя

Обход рабочих мест учащихся, контроль правильности выполнения заданий, при необходимости консультация.

Заключение, анализ и оценка урока

Общий анализ и оценка урока: отметить типичные ошибки, определить пути их исправления. Попросить учащихся оценить урок по пятибалльной шкале (или с использованием смайликов), предварительно раздав листочки для оценивания.

Заключение: Проблема безопасности движения становится с каждым днем острее, несмотря на значительные усилия, прилагаемые для ее решения. Анализ дорожно-транспортных ситуаций приводит к неумолимому выводу о том, что никакие организационные и технические мероприятия, отдельно взятые, не позволят коренным образом снизить аварийность, потому что 60–70% ДТП случается в результате ошибок водителей и пешеходов. Таким образом, важнейший резерв снижения дорожных происшествий заложен в повышении общего уровня мастерства вождения, в умении изменять режим в аварийных ситуациях в зависимости от изменения реакций автомобиля на управляющие действия и способности водителя предвидеть развитие дорожной обстановки настолько далеко, что вероятность возникновения аварийных ситуаций сводится практически к нулю.

Выдача домашнего задания.

Разобрать дорожно-транспортные ситуации, возникающие в зимнее время года.

Литература.

    • Э. С. Цыганков. Управление автомобилем в критических ситуациях.  – М.: Рипол Классик, 2007.
  1. Э. С. Цыганков. Школа управления автомобилем для женщин. – М.: Эксмо, 2007.
  2. А. Громаковский. Обслуживание и вождение автомобиля в любое время года. – Питер, 2009.
  3. А. Громаковский. Типичные ошибки начинающих водителей. – Питер, 2009.

Безопасное вождение | Опасные условия

Тактика безопасного вождения часто требует от вас понимания опасных условий и того, как реагировать на них, когда вы находитесь на дороге. Опасные условия существуют по всему миру, и в зависимости от того, где вы находитесь, их может быть много.

Некоторые опасные состояния появляются быстро, почти из ниоткуда. Другие условия допускают, по крайней мере, некоторое время предупреждения, прежде чем они будут представлять опасность для водителей.

  • Плохая погода
    • Плохие погодные условия, такие как дождь, туман, ветер, снег или гололед, могут сделать вождение коварным и опасным.
  • Сложные дорожные условия
    • Сложные дорожные условия, такие как крутые повороты, оживленные перекрестки, неровные поверхности или препятствия на дороге, могут привести к несчастным случаям.
  • Плохой свет или блики
    • Плохое освещение ночью или блики днем ​​могут ухудшить видимость и часто являются причиной несчастных случаев.
  • Интенсивное движение
  • Дорожные работы
    • Дорожные работы с уменьшенными или суженными полосами движения; или аварии, могут создать опасные условия для водителей, приближающихся к месту происшествия.
  • Несчастные случаи

При столкновении с опасным состоянием лучший совет — снизить скорость. Слишком быстрое вождение в опасных условиях может привести и приводит ко многим дорожно-транспортным происшествиям. Просто снизив скорость, вы можете дать себе дополнительное время, необходимое для того, чтобы увидеть и отреагировать на то, что происходит перед вами и вокруг вас. Тактика защитного вождения также требует, чтобы вы иногда останавливались и останавливались, если условия настолько суровы, что дальнейшее движение может быть опасным. Часто лучше остановиться и переждать, чем пытаться пройти через определенные условия.

Этот документ предназначен только для общих информационных целей и не должен рассматриваться как совет или мнение о каких-либо конкретных фактах или обстоятельствах. Содержание этого документа предоставляется на условиях «как есть» без каких-либо гарантий. Нельзя предполагать, что этот документ содержит все приемлемые процедуры обеспечения безопасности и соответствия требованиям или что дополнительные процедуры могут быть неуместны в данных обстоятельствах. Markel не гарантирует, что эта информация является или может быть использована для соблюдения какого-либо закона или постановления, гарантии от предотвратимых убытков или свободы от юридической ответственности. Эта публикация не предназначена для юридических, андеррайтинговых или любых других профессиональных консультаций. Лица, нуждающиеся в совете, должны проконсультироваться с независимым консультантом. Markel не гарантирует какой-либо конкретный результат и не берет на себя обязательств по обновлению какой-либо информации или удалению каких-либо элементов, которые больше не являются точными или полными. Кроме того, Markel не несет никакой ответственности перед каким-либо лицом или организацией за убытки или ущерб, вызванные или возникшие в результате какой-либо зависимости от этого контента.

Markel ® является зарегистрированным товарным знаком Markel Group Inc.

© 2023 Маркел Сервис, Инкорпорейтед. Все права защищены.

Было ли это полезно?

0

НРАВИТЬСЯ

Похожие статьи

8 сценариев опасного вождения и способы обеспечения безопасности – электронные метки – услуги по регистрации и регистрации транспортных средств, основанные на технологиях

6474 просмотра

Часть вашего долга как водителя состоит в том, чтобы уделять первостепенное внимание своей безопасности.
при принятии любого решения, которое может подвергнуть вас риску в дороге.

Используйте eTags

© , чтобы быстро оформить услугу DMV. Продления, передача титула и многое другое, все онлайн!

Тем не менее, ваша способность оставаться в безопасности также зависит от того, насколько тактично вы справляетесь с простыми, если не опасными, сценариями вождения.

Ниже вы найдете 8 опасных дорожных ситуаций, а также рекомендации, учитывая важность безопасного вождения.

#1 Желтый или желтый светофор

Всякий раз, когда загорается желтый свет, когда вы приближаетесь к
перекрестке, будьте бдительны, так как любое ваше решение может повлиять на вашу безопасность.

Вам рекомендуется не ехать на желтый свет, если вы
Думайте, что сможете безопасно остановиться до того, как загорится красный свет.

Возможно, ты даже не успеешь вовремя пройти сквозь свет,
чтобы камерам или полицейским было легче поймать вас на месте преступления.

#2 Встреча с оленем на дороге

Увидеть оленя на дороге может быть страшно, в зависимости от того, насколько близко вы находитесь к незваному гостю.

Настоятельно рекомендуется сохранять спокойствие и постоянно держать руки на рулевом колесе.

Никогда не сворачивайте между полосами движения, так как вы можете столкнуться с транспортным средством на соседней полосе или врезаться в дерево на обочине дороги.

#3 Автомобиль позади вас едет сзади вашего автомобиля

Неустойчивые водители постоянно делают себя видимыми для других, поэтому вам нужно держаться от них подальше.

Как только вы обнаружите, что водитель едет сзади и сигналит, остановите свой автомобиль и дайте ему возможность свободно проехать.

Не относитесь к этому слишком серьезно, особенно если вы не знаете
если человек имеет дело с чрезвычайной ситуацией.

Когда дело доходит до интенсивной езды сзади, опытные водители всегда поворачивают направо, чтобы пропустить их.

Никогда не стоит ехать по дороге, когда другой водитель подъезжает в опасной близости.

#4 Обращение с водителями-инвалидами

Водители с ограниченными возможностями – это люди, способные безопасно управлять автомобилем.
сократилось из-за безответственного употребления наркотиков или алкоголя.

По этой причине вы должны дать им достаточно места для предсказания
свои действия и избегайте отставания.

Чем больше вы будете обращать на них внимание, тем легче вам будет обнаружить пьяных водителей с достаточного расстояния.

Если у вас есть возможность остановиться и поставить свой автомобиль
в безопасном месте, запишите их номерной знак и позвоните по номеру 911, чтобы сообщить
Инцидент.

#5 Обнаружение угрожающего торнадо

Если вы заметили торнадо на дороге, не продолжайте движение в том же направлении, что и торнадо, и не ставьте автомобиль под эстакаду, чтобы дождаться его окончания, так как вы можете подвергнуться воздействию летящих обломков.

Проверьте движение вокруг вас и попытайтесь отойти подальше от
путь торнадо, двигаясь под прямым углом, чтобы держаться подальше от вихря.

Другое решение — припарковать машину и найти убежище.
в прочном здании, чтобы избежать опасности.

Если вы едете в сельской местности, оставьте автомобиль, отойдите как можно дальше от любых деревьев, автомобилей или других крупных объектов или зданий и лягте лицом вниз, закрыв голову руками.

Эта поза обязательна в случае чрезвычайной ситуации.

#6 Дорога затоплена водой

Эксперты рекомендуют водителям не ездить по воде высотой более 4 дюймов, так как вода может повредить двигатель и другие электронные компоненты автомобиля.

Езда по движущейся воде может быть опасной, так как ваш автомобиль может быть унесено прочь, и вы потеряете контроль над управлением.

Если у вас есть автомобиль большего размера, предназначенный для оптимального движения по глубокой воде, пропустите всех встречных водителей, а затем осторожно следуйте своему пути и избегайте опасных маневров.