10Д100 двигатель: ДИЗЕЛЬ 10Д100 принцип работы и назначение

Дизель-генератор 10Д100

Дизель-генератор 10Д100 — силовая установка тепловоза. Дизель соединен с генератором полужесткой муфтой и смонтирован с ним на одной раме. Дизель 10Д100 — двухтактный, вертикальный, десятицилиндровый, двухвальный с противоположно движущимися поршнями, непосредственным впрыском топлива, с турбонаддувом, прямоточной продувкой и водяным охлаждением. В верхней части втулки цилиндра расположены впускные окна, через которые воздух поступает в цилиндр из продувочного ресивера. В нижней части втулки расположены выпускные окна, через которые газы, отработавшие в цилиндре, поступают в выпускной коллектор. В центральной части втулки цилиндра диаметрально противоположно расположены две форсунки, которые впрыскивают топливо в камеру сгорания, образуемую поршнями при их сближении.
Верхний и нижний коленчатые валы соединены между собой торсионной вертикальной передачей. От нижнего коленчатого вала вращение передается на вал генератора, а также на валы масляного и водяных насосов, регулятора скорости и механического тахометра. От верхнего коленчатого вала приводятся в действие центробежный нагнетатель и кулачковые валы топливных насосов. Впускные и выпускные окна открываются и закрываются поршнями при их движении в цилиндре. Нижний коленчатый вал при вращении опережает верхний коленчатый вал на 12°, вследствие чего он передает примерно 70% мощности дизеля. Это опережение обеспечивает также запаздывание закрытия впускных окон относительно выпускных, чем достигается «дозарядка» цилиндра свежим воздухом.
Подачу воздуха в цилиндры дизеля обеспечивает система наддува с охлаждением наддувочного воздуха. Система наддува двухступенчатая: первая ступень — два автономных турбокомпрессора, работающие параллельно; вторая ступень — воздуходувка с механическим приводом. Турбокомпрессоры приводятся во вращение энергией выпускных газов. Атмосферный воздух засасывается через масло-пленочный фильтр.

Технические характеристики

Дизель-генераторы комплектуются деталями и сборочными единицами для подсоединения своих систем к системам тепловозов.

Похожие статьи:

О стационарных двигателях

Дизель-генератор, стационарного типа, представляет собой агрегат, состоящий из двигателя и трехфазного синхронного генератора, смонтированных на общей раме. Генератор и двигатель соединены между

подробнее

Дизель-генератор 11Д100

Дизель-генератор 11Д100М предназначен для использования в качестве основного, резервного или аварийного источника электрической и тепловой энергии, особенно в районах отдаленных от централизованного

подробнее

Дизель-генератор 15Д100

Дизель-генератор 15Д100 предназначен для выработки-электроэнергии и тепла в составе стационарных и блочно-транспортабельных электростанций. В качестве топлива используется дизтопливо. Технические

подробнее

Дизель-генератор 7Д100

Дизель-генераторы 7Д100 используются в качестве силовых установок для блочно-транспортабельных и стационарных энергоустановок. Это вертикальные двухтактные, десятицилиндровые, со встречно-движущимися

подробнее

Дизель-генератор 11ГД100М

Мотор-генератор 11ГД100М предназначен для использования в качестве основного, резервного или аварийного источника электрической и тепловой энергии, особенно в районах отдаленных от централизованного

подробнее

Д100 (2Д100, 9Д100, 10Д100)

 

Блок цилиндров

 

Втулка цилиндров (гильза) 2Д100. 01.101 — 30000 руб/шт

1 Вкладыш шатунный (с канавкой) Д100.24.007сб — 2500 руб/шт

2 Вкладыш шатунные (без канавки) Д100.24.017сб — 2500 руб/шт

3 Вкладыш коренной Д100.02.136сб

4 Вкладыш коренной Д100.02.137сб

5 Вкладыш коренной Д100.02.138сб

6 Вкладыш коренной Д100.02.139сб

 

Поршень

 

7 Поршень нижний Д100.04.001.5  — 6200 руб/шт

8 Поршень верхний Д100.04.002.7  — 6200 руб/шт

9 Палец поршневой Д100.04.004.6 — 1300 руб/шт

10 Кольцо поршневое уплотнительное Д100.04.101сб2 — 250 руб/шт

11 Кольцо поршневое маслосгонное Д100.04.016.2   — 180 руб/шт

12 Кольцо поршневое маслосъемное Д100.04.017.2  — 250 руб/шт

13 Кольцо поршневое компрессионное Д100.04.018 — 250 руб/шт

 

Форсунка

 

14 Форсунка в сборе 10Д100М.17сб.1 — 2400 руб/шт

15 Форсунка в сборе 2Д100.17сб.1 — 1700 руб/шт

16 Распылитель в сборе 10Д100М.17.101сб -450 руб/шт

17 Наконечник распылителя сопловый 10Д100М. 17.102сб -140 руб/шт

18 Наконечник распылителя сопловый Д100.17.102сб  -100 руб/шт

19 Щелевой фильтр Д100.17.007 -170 руб/шт

20 Толкатель 10Д100М.17.006

21 Прокладка Д100.17.013

22 Прокладка Д100.17.018

 

Топливный насос

 

23 Насос топливный Д100.27.101сб -4500 руб/шт

24 Насос топливный 10Д100.27.101сб -4500 руб/шт

25 Толкатель с корпусом в сборе Д100.27.104сб -4000 руб/шт

26 Клапан нагнетательный Д100.27.103сб — 180 руб/шт

27 Насосоный элемент Д100.27.102сб — 700 руб/шт

28 Прокладка Д100.27.006

29 Ролик толкателя Д100.27.027 — 180 руб/шт

30 Втулка Д100.27.028 50 шт — 180 руб/шт

31 Ось ролика Д100.27.029-1 — 180 руб/шт

32 Палец направляющий Д100.27.030-1

 

Насос маслоподкачивающий

 

33 Насос маслоподкачивающий б/эл. двигателя 2Д100.70.001сб  -37000 руб/шт

 

Топливоподкачивающая помпа

 

34 Топливоподкачивающая помпа 2Д100. 32.010сб 20 шт — 6000 руб/шт

35 Сильфон 2Д100.32.013сб  — 1800 руб/шт

36 Адаптер форсунки Д100.01.103сб — 1250 руб/шт

37 Адаптер индикаторного крана Д100.01.105сб 50 шт — 950 руб/шт

38 Втулка Д100.04.061-5  — 770 руб/шт

39 Индикаторный кран 2Д100.06сб — 2200 руб/шт

40 Шестерня коническая Д100.08.003 — 22000 руб/шт

41 Шестерня коническая малая Д100.08.004-1 — 19000 руб/шт

42 Вал торсионный 10Д100.08.100 — 8500 руб/шт

43 Вал верхний Д100.08.101сб — 135000 руб/шт

44 Вал нижний Д100.08.102сб — 135000 руб/шт

45 Муфта Д100.08.024 — 5500 руб/шт

46 Вал Д100.08.005-3 — 7500 руб/шт

47 Вал Д100.08.057-4  — 7600 руб/шт

 

Насос водяной

 

48 Насос водяной 9Д100.11сб — 75000 руб/шт

49 Насос водяной 2Д100.11сб 2 шт — 73000 руб/шт

50 Шестерня Д100.11.005  — 2500 руб/шт

51 Вал 9Д100.11.013 10 шт — 3500 руб/шт

52 Колесо рабочее 9Д100.11.012 15 шт — 9000 руб/шт

53 Вал 2Д100. 11.004 — 3000 руб/шт

54 Колесо рабочее ОВН 2Д100.11.003 — 9000 руб/шт

55 Насос масляный 9Д100.12сб 3шт — 73000 руб/шт

56 Поводок зубчатый Д100.12.009-5  — 1370 руб/шт

57 Шестерня ведущая 9Д100.12.006-1 -5200 руб/шт

 

58 Втулка верхней головки шатуна Д100.24.103сб(размер 96, 100,106) по 1400 руб/шт

59 Вилка 2Д100.25.014 — 14500 руб/шт

60 Крестовина 2Д100.25.015 — 4500 руб/шт

61 Втулка 2Д100.25.016 — 550 руб/шт

62 Шестерня Д100.25.104 -12700 руб/шт

63 Привод эластичный Д100.25сб — 27500 руб/шт

64 Шестерня ведомая 9Д100.26.015 — 1700 руб/шт

65 Вал 9Д100.26.016  — 2800 руб/шт

66 Муфта 9Д100.26.023 -1550 руб/шт

67 Вал приводной 9Д100.26.101 — 2300 руб/шт

68 Валик приводной 10Д100.36.007 — 1000 руб/шт

69 Муфта 9Д100.37.140  — 8500 руб/шт

70 Вал соединительный 9Д100.37.141 — 3500 руб/шт

71 Колесо воздуходувки 10Д100.37.030  — 13000 руб/шт

72 Вал воздуходувки 10Д100.37.126  — 7200 руб/шт

73 Вал промежуточный 10Д100. 37.179 — 8300 руб/шт

74 Диффузор 10Д100.37.350  — 7900 руб/шт

75 Подшипник опорно- упорный 10Д100.37.379 — 1600 руб/шт

76 Подшипник опорный 10Д100.37.380 — 1600 руб/шт

ЦЕНЫ ОРИЕНТИРОВОЧНЫ И ТРЕБУЮТ ОБСУЖДЕНИЯ!

Критерий развития процессов самоорганизации подсистем второго уровня в трибосистемах дизеля

. 2023 7 апреля; 13 (1): 5736.

doi: 10.1038/s41598-023-33015-3.

Денис Барановский
1
, Сергей Мямлин
2

Принадлежности

  • 1 Факультет механики и технологий, Жешувский технологический университет, ул. Kwiatkowskiego 4, 37-450, Сталёва-Воля, Польша. [email protected].
  • 2 Департамент развития и технической политики ОАО «Украинская железная дорога», ул. 5, г. Киев, 03150, Украина.
  • PMID:

    37029188

  • PMCID:

    PMC10082021

  • DOI:

    10.1038/с41598-023-33015-3

Бесплатная статья ЧВК

Денис Барановский и др.

Научный представитель

.

Бесплатная статья ЧВК

. 2023 7 апреля; 13 (1): 5736.

doi: 10.1038/s41598-023-33015-3.

Авторы

Денис Барановский
1
, Сергей Мямлин
2

Принадлежности

  • 1 Факультет механики и технологий, Жешувский технологический университет, ул. Kwiatkowskiego 4, 37-450, Сталёва-Воля, Польша. [email protected].
  • 2 Департамент развития и технической политики ОАО «Украинская железная дорога», ул. 5, г. Киев, 03150, Украина.
  • PMID:

    37029188

  • PMCID:

    PMC10082021

  • DOI:

    10.1038/с41598-023-33015-3

Абстрактный

В работе показаны возможности процессов в трибосистемах дизелей, обеспечивающих развитие в них процессов самоорганизации. Критерий возможности развития процессов самоорганизации подсистем второго уровня показывает, что в реальном необратимом процессе происходит уменьшение потока механической энергии. В работе рассмотрены три случая возможности развития процессов самоорганизации подсистем второго уровня на примере трибосистемы «коленвал-вкладыш» для условий работы дизеля 10Д100. Определено, что для снижения скорости изнашивания трибосистем дизеля необходимо обеспечить протекание процесса энергомассообмена на их контактирующих поверхностях трения градиентами химических потенциалов и плотностью дислокаций взаимодействующих материалов. . Полученное выражение является критерием возможности развития процессов самоорганизации подсистем второго уровня, указывающим на то, что система потеряет устойчивость, если плотность подвижных дислокаций или скорость изнашивания трибосистем дизеля возрастут. .

© 2023. Автор(ы).

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конкурирующих интересов.

Цифры

Рисунок 1

Иерархия подсистем…

Рисунок 1

Иерархия подсистем трех уровней в ТС дизелей.


Рисунок 1

Иерархия подсистем трех уровней в ТС дизелей.

Рисунок 2

Энергомассообмен в…

Рисунок 2

Энергомассообмен в ТС «коленвал-вкладыш» для условий работы дизеля…


фигура 2

Энергомассообмен в ТС «коленвал-вкладыш» для условий работы дизеля 10Д100 при процессах самоорганизации.

Рисунок 3

Энергомассообмен в…

Рисунок 3

Энергомассообмен в ТС «коленвал-вкладыш» для условий работы дизеля…


Рисунок 3

Энергомассообмен в ТС «коленвал-вкладыш» для условий работы дизеля 10Д100 при процессах частичной самоорганизации.

Рисунок 4

Энергомассообмен в…

Рисунок 4

Энергомассообмен в ТС «коленвал-вкладыш» для условий работы дизеля…


Рисунок 4

Энергомассообмен в ТС «коленвал-вкладыш» для условий работы дизеля 10Д100 при процессах критического износа взаимодействующих материалов.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Исследование управления смещением топлива в дизельном двигателе высокого давления с системой впрыска Common-Rail на основе сигналов сегментов коленчатого вала.

    Ван Ю, Ван Г, Яо Г, Шен Л.

    Ван Ю и др.
    Датчики (Базель). 2022 27 апреля; 22 (9): 3355. дои: 10.3390/s22093355.
    Датчики (Базель). 2022.

    PMID: 35591045
    Бесплатная статья ЧВК.

  • [Коэффициенты выбросов выхлопных газов для судовых дизельных двигателей в Китае, основанные на испытательном стенде].

    Xing H, Duan SL, Huang LZ, Han ZT, Liu QA.

    Син Х и др.
    Хуан Цзин Кэ Сюэ. 2016 8 октября; 37 (10): 3750-3757. doi: 10.13227/j.hjkx.2016.10.011.
    Хуан Цзин Кэ Сюэ. 2016.

    PMID: 29964405

    Китайский язык.

  • Выбросы твердых частиц из дизельных двигателей: корреляция между технологией двигателя и выбросами.

    Фибиг М., Виарталла А., Холдербаум Б., Кисоу С.

    Фибиг М. и др.
    J Occup Med Toxicol. 2014 7 марта; 9 (1): 6. дои: 10.1186/1745-6673-9-6.
    J Occup Med Toxicol. 2014.

    PMID: 24606725
    Бесплатная статья ЧВК.

  • Аспекты экспериментального исследования использования водорода в автомобильном дизеле.

    Чернат А., Пана С., Негуреску Н., Нуту С., Фуиореску Д., Лазарою Г.

    Сернат А. и др.
    Гелион. 2023 февраль 20;9(3):e13889. doi: 10.1016/j.heliyon.2023.e13889. Электронная коллекция 2023 март.
    Гелион. 2023.

    PMID: 36895365
    Бесплатная статья ЧВК.

    Обзор.

  • Термодинамика поверхностной деградации, самоорганизации и самовосстановления биомиметических поверхностей.

    Носоновский М., Бхушан Б.

    Носоновский М. и соавт.
    Philos Trans A Math Phys Eng Sci. 2009 28 апреля; 367 (1893): 1607-27. doi: 10.1098/rsta.2009.0009.
    Philos Trans A Math Phys Eng Sci. 2009.

    PMID: 19324726

    Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Рекомендации

    1. Костецкий БИ. Структурно-энергетическая концепция в теории трения и изнашивания (синергизм и самоорганизация) Износ. 1992;159(1):1–15. doi: 10.1016/0043-1648(92)

      -L.

      DOI

    1. Зиненко СА. Математическое моделирование самоорганизации в трибосистемах. I. Макроскопические состояния и временные структуры. Носить. 1992;156(2):351–363. doi: 10.1016/0043-1648(92)

    2. -Z.

      DOI

    1. Глансдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория строения. Стабильность и колебания. Уайли; 1971. с. 306.

    1. Амири М, Хонсари ММ. О термодинамике трения и изнашивания: Обзор. Энтропия. 2010;12(5):1021–1049. дои: 10.3390/e12051021.

      DOI

    1. Кламецкий Б.Е. Энтропийная модель диссипации энергии пластической деформации при скольжении. Носить. 1984;96(3):319–329. doi: 10.1016/0043-1648(84)-9.

      DOI

Критерий развития процессов самоорганизации подсистем второго уровня в трибосистемах дизеля

В процессе изучения возможности развития процессов самоорганизации подсистем второго уровня в ТС дизеля , теории термодинамики нестационарных процессов, физики твердого тела, теории износа и основ механики. Для решения дифференциального уравнения энергомассообмена использовалась методика численного расчета.

Объектом исследования являются процессы самоорганизации подсистем второго уровня в ТС дизеля.

Предметом исследования является критерий развития процессов самоорганизации подсистем второго уровня в ТС дизеля.

Гипотеза исследования основана на критерии Глансдорфа–Пригожина и использовании зависимостей, объединяющих физико-механические и трибологические свойства ТС, критерия развития процессов самоорганизации подсистем второго уровня в ТС можно купить дизель.

Для численного решения дифференциального уравнения энергомассообмена использовали персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение.

Данные для исследования

ТУ дизелей — совокупность физических объектов, взаимодействующих друг с другом контактно-механическими средствами, причем в точках контакта происходит разрыв линейных скоростей взаимодействующих объектов, где взаимная энергия -массопередача происходит 20 .

Простые ТС дизелей состоят из двух устройств, работающих без смазывания поверхности сухой абразивной массой. В первую очередь это касается эксплуатации дизельных автомобилей в пусковой период и особенно при отрицательных температурах. Во-вторых, даже при наличии смазки возможен режим без смазки поверхности сухой абразивной массой.

Комплекс ТУ дизелей дополняется активной средой, смазочно-охлаждающими жидкостями и искусственно внедряемыми источниками энергии. В свою очередь любая система делится на подсистемы высшего порядка.

Работа подсистем дизелей любого уровня может быть описана уравнениями энергетического баланса и кинетики компонентов, входящих в данную подсистему и определяющих характер взаимодействия, внутреннее структурное и энергетическое состояние. Вследствие взаимодействия компонентов подсистем в ТС дизелей их энергия расходуется на изменение характера поведения, а другая — на изменение их внутреннего состояния 21 . Последняя представляет собой энергию, затрачиваемую на изменение кинетики взаимодействия компонентов подсистем в ТС дизелей, и является основной составляющей энергетического баланса подсистем следующего более высокого уровня. Подсистемы каждого уровня характеризуются своими наиболее информативными энергетическими параметрами в абсолютном, удельном, градиентном и других соотношениях. В дальнейшем они используются для описания энергетических, балансовых и кинетических соотношений, которые показывают первый и второй закон термодинамики 3 . Сочетание энергетических отношений функционирования подсистем разного уровня возможно, но нецелесообразно при наличии в одном уравнении переменных разного порядка. Поэтому каждая подсистема независимо от своего уровня должна описываться своим термодинамическим соотношением. Подсистемы нижнего уровня описываются уравнением баланса энергии в абсолютных величинах или их потоках. Подсистемы высокого уровня целесообразно описывать плотностью потока энергии, а подсистему более высоких порядков — конкретными энергетическими параметрами или их градиентными выражениями.

Иерархия подсистем трех уровней в ТС дизелей представлена ​​графически на рис. 1.

Рисунок 1

Иерархия подсистем трех уровней в ТС дизелей.

Увеличить

При рассмотрении процессов трения и изнашивания, происходящих в дизелях, к подсистемам первого уровня можно отнести взаимодействие связанных деталей с выявленными геометрическими границами, разными физико-механическими свойствами, с известными законами внешней нагрузки и перемещения каждой точки, а также заданного интервала скоростей в ТС дизелей.

Подсистемы второго уровня в ТС дизелей могут включать зоны фрикционных взаимодействий на реальных площадках контакта. Количество подсистем второго уровня соответствует количеству точек фактического контакта. Геометрические границы взаимодействующих объектов данных подсистем определяются зоной, в которой наблюдаются структурно-энергетические изменения.

Подсистема третьего уровня в ТС дизелей может включать микрообъемы контактных и подконтактных зон, охваченных структурно-энергетическими изменениями трибопроцесса. В отличие от подсистем первого и второго уровней в ТС дизелей, обеспечивающих взаимодействие, по крайней мере, двух твердофазных объектов, компонентами подсистем третьего порядка является одно твердофазное образование, изменение структуры которого обусловлено проникающим в него потоком энергии и материи 1 .

Развитие самоорганизующихся систем определяется критерием Глансдорфа-Пригожина 3 , при котором в любой неуравновешенной системе скорость изменения производства энтропии уменьшается. Стационарные или устойчивые термодинамические процессы характеризуются минимальным производством энтропии.

Уравнение баланса энергии подсистем первого уровня представлено в абсолютных значениях энергии или в их потоках 3 :

$$ \overline{F} \cdot \overline{{V_{\kappa } }} = \frac{d}{dt}(Q + W_{m}) = \dot{Q} + \dot{E}_{m}, $$

(1)

где \(\overline{F}\) — средняя сила контактного взаимодействия в ТС; \(\overline{{V_{\kappa } }}\) — средняя скорость скольжения; \(Q\) — количество теплоты, выделившееся в процессе контактного взаимодействия между элементами ТС; \(W_{m}\) — механическая составляющая энергетического баланса ТС; \(\dot{Q}\) — тепловой поток; \(\dot{E}_{m}\) — поток механической энергии в ТС дизелей.

Механическая составляющая энергетического баланса ТС дизелей характеризует затраты энергии на поверхностные структурные изменения и их износ. Его доля не превышает (1,5–3,0) % работы трения, при этом:

$$ \overline{F} \cdot \overline{{V_{\kappa} }} \приблизительно \dot{Q}. $$

(2)

Это уравнение показывает баланс работы трения и выделяемой тепловой энергии в ТС дизелей или процесс диссипации подводимой механической энергии.

Увеличение вырабатываемой энтропии \(\Delta\,S\) определяет режим работы ТС дизелей. Период обкатки характеризуется понижением \(\Дельта\,S\), стационарный — ее стабилизацией, а катастрофический износ — ее резким ростом. 9{2} Q}}{\partial m\partial t} $$

(3)

где \(U\) — внутренняя энергия; \(A_{wp}\) — работа процесса изнашивания; \(m\) — масса объектов контактного взаимодействия.

Процесс поглощения упругой внутренней энергии контактными слоями ТС дизелей происходит в начальный момент фрикционного взаимодействия или в период приработки 23 . По завершении этого процесса его интенсивность падает до нуля, периодически возобновляясь по мере открытия новых контактных слоев вследствие износа. 9{2} + \rho_{g} v_{gs} } \right), \quad \quad \frac{{\partial E_{m}}}{\partial m} \le 0,\;\;\;\ frac{{\partial E_{m} }}{\partial t} \le 0, $$

(5)

где \(T_{c}\) — температура охлаждения поверхности детали; \(T\) — абсолютная температура; \(\mu\) — химические потенциалы; \(\rho\) — потенциал плотности дислокаций; \(\lambda\) — теплопроводность; \(f\) — коэффициент трения; P – сила нажатия на контакт; \(n = \partial N/\partial V\) — объемная концентрация частиц; \(\partial V\) — бесконечно малый объем; \(I\) — интенсивность износа; \(v\) — скорость скольжения; \(D\) — коэффициент квазидиффузии; \(B\) – высота микровыступов; \(\rho_{g}\) — средняя объемная плотность подвижных дислокаций; \(v_{gs}\) — средняя скорость скольжения подвижных дислокаций.

Критерий возможности развития процессов самоорганизации подсистем второго уровня (5) показывает, что в реальном необратимом процессе происходит уменьшение потока механической энергии.

Усилие прижима на контакте, например, для ТС дизеля «коленвал-вкладыш» можно определить:

$$ P = \left( {P_{g} — \left( {m_{p} + m_{1} + m_{2} \cdot \frac{{l_{c} }}{l}} \right) \cdot j — F_{wp} } \right), $$

(6)

где \(P_{g}\) — сила давления газа на поршень, действующая вдоль оси цилиндра; \(m_{p}\), \(m_{1}\), \(m_{2}\) — масса поршня, шатуна, который перемещается вперед и назад вдоль оси цилиндра и масса шатуна, отнесенная к его центру масс, совершающему соответственно сложное движение; \(l\), \(l_{c}\) — общая длина шатуна и расстояние от центра масс до его верхней головки соответственно; \(j\) — ускорение возвратно-поступательного движения поршня; \(F_{wp}\) — сила процесса изнашивания в ТС дизеля. 9{2} + \rho_{g} v_{gs}} \right),\frac{{\partial E_{m}}}{\partial m} \le 0,\;\;\;\frac{{\ частичное E_{m} }}{\partial t} \le 0, $$

(7)

Внешним проявлением самоорганизации в подсистемах второго уровня является стабилизация скорости изнашивания, т.е. определяют в самом конце после полной стабилизации всех мощностных, тепловых и микрогеометрических параметров ТС дизелей.

Термодинамика подсистем второго уровня показывает процесс преобразования нетепловой составляющей внешнего потока механической энергии в необратимые потери энергии и внутренние структурно-энергетические превращения, происходящие в контактных слоях при трении.

Вся суммированная механическая энергия поглощается поверхностными слоями трущихся тел в виде энергии упругой деформации. В результате взаимодействующие структуры соответствуют неуравновешенному состоянию.

Все возможные виды энергии можно разделить на два типа: обратимую и необратимую 3 . Необратимыми являются те виды форм энергии, которые в своем развитии достигли состояния, при котором их последующая трансформация в другие формы потенциально невозможна.