Заз 965 размеры: Габариты ЗАЗ 965 — все размеры (ширина, высота и длина) автомобиля на WhoByCar.com

ЗАЗ-965 Запорожец Расход топлива Объем бака Вес Габаритные размеры Грузоподъемность

Несмотря на ряд неизлечимых «болезней», следствие ошибок конструкторов и вмешательство военного заказчика, «горбатый „Запорожец»» ждала счастливая судьба культового автомобиля. Начало его истории положил переход Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) с 401 -й модели на 402-ю. С самыми благими намерениями новую модель сделали просторнее и динамичнее, но она оказалась и существенно дороже. В ответ активные граждане Союза завалили Минавтопром письмами с просьбами разработать новую «супермалолитражку», которая заняла бы место «Москвича-401».

ЗАЗ-965 Запорожец — видео обзор

 

ЗАЗ-965 Запорожец — видео тюнинга

Для решения этой задачи заводские КБ и автомобильные институты предложили несколько оригинальных разработок, однако все они имели те или иные недостатки. В конце концов, на оригинальность махнули рукой и снова обратили внимание на западные модели. Прототипом будущего «Запорожца» стал Fiat 600 — одна из самых удачных и популярных европейских малолитражек. Ее главной особенностью была заднемоторная компоновка, давшая рекордную компактность и простоту конструкции. Ошибкой будет считать, что автомобиль ЗАЗ-965 — копия Fiat 600. Общность двух авто ограничивается компоновкой и стилем дизайна.

Первое важное отличие — подвеска. Передняя подвеска у «Запорожца» — на продольных рычагах системы «Порше» (как на «Жуке» компании Volkswagen и ранних моделях Porsche), а задняя хоть и повторяет конструкцию Fiat 600, но имеет иные демпфирующие элементы. В модели ЗАЗ была редкая технологическая изюминка: одинаковые переднее и заднее стекла.
Двигатель — полностью отечественная разработка. Он-то и стал главной головной болью будущих владельцев «горбатых».

Военные непременно хотели унифицировать «Запорожец» по мотору с разрабатывавшейся параллельно «амфибией» ЛуАЗ-967 (основным заказчиком выступало министерство обороны). Перепробовав и отметя мотоциклетные 2-цилиндровые, 2- и 4-цилиндровые оппозитные двигатели, остановились на довольно экзотической схеме 4-цилиндрового V-образного двигателя с воздушным охлаждением. На автомобиле-амфибии он располагался спереди и работал стабильно. А вот на «Запорожце» мотор, размещавшийся сзади, был склонен к перегреву, да и шумность оказалась великоватой для гражданской машины. Отчасти ненадежность компенсировалась ремонтопригодностью мотора: его можно было практически в любых условиях полностью разобрать, даже снять цилиндры.

Сначала предполагалось, что «горбатый» будет делаться на МЗМА, поэтому первые образцы носили обозначение «Москвич-444» и «Москвич-560». Затем под новую машину решили реконструировать запорожский «Коммунар», до того выпускавший сельскохозяйственную технику. Производство двигателя отдали Мелитопольскому моторному заводу (МеМЗ). Несмотря на «болезни» двигателя, покупатели встретили «Запорожец» с распростертыми объятиями. Многие свойства авто снискали ему добрую память: живучая подвеска, высокая проходимость (за счет хорошей загрузки ведущих колес), простая конструкция, хорошее качество. При том, что выпуск ЗАЗ-965 завершился в 1969 г., даже 20 лет спустя машину можно было часто встретить на дорогах.

В 1963 г. появился модернизированный ЗАЗ-965А с двигателем увеличенной мощности. Сейчас «горбатый», с одной стороны, служит предметом анекдотов, с другой — объектом культа. Он популярен у коллекционеров и тюнеров, выбирающих его как основу для автоэкзотики. В этом смысле роль ЗАЗ-965 в бывшем СССР весьма похожа на роль «жука» в Германии или того же Fiat 600 в Италии.

Технические характеристики ЗАЗ-965 Запорожец

— Тип кузова: 2‑дверный седан (4‑мест.)

Двигатель ЗАЗ-965 Запорожец

МеМЗ-965
— Объём: 746 см3
— Максимальная мощность: 23 л.с., при 4000 об/мин
— Максимальный крутящий момент: 44 Н·м, при 2500 об/мин

МеМЗ-966
— Объём: 887 см3
— Максимальная мощность: 27 л.с., при 4000 об/мин
— Максимальный крутящий момент: 52 Н·м, при 2800 об/мин

Коробка передач: 4-скоростная механическая

Максимальная скорость ЗАЗ-965 Запорожец

— 100 км/ч с двигателем МеМЗ-966; 80 км/ч с двигателем МеМЗ-965

Объём бака ЗАЗ-965 Запорожец

— 30 литров

Габаритные размеры ЗАЗ-965 Запорожец

— Длина: 3330 мм
— Ширина: 1395 мм
— Высота: 1450 мм
— Клиренс: 175 мм
— Колёсная база: 2023 мм
— Колея задняя: 1160 мм
— Колея передняя: 1144 мм

Расход топлива ЗАЗ-965 Запорожец

— Расход топлива при смешанном цикле: 5,5 л/100 км

Вес ЗАЗ-965 Запорожец

— Снаряженная масса: 665
— Полная масса: 965

Грузоподъемность ЗАЗ-965 Запорожец

— 300 кг

 

ЗАЗ-965 Запорожец фото тюнинга своими руками

Добавить комментарий

ЗАЗ-965А

Автор: по материалам «DeAgostini»

Категории:

Автомобилестроение

Неприхотливый, простой, а главное, относительно дешевый ЗАЗ-965 «Запорожец» стал самой доступной машиной в СССР в 60-е годы. За характерную форму кузова автомобиль навсегда получил прозвище «Горбатый»

Предыстория

Интерес к микролитражным, как их тогда называли, машинам возник в мире к середине 50-х годов. В разных странах появились на свет многочисленные образцы — от различных мотоколясок до сильно уменьшенных копий традиционных по компоновке автомобилей. Не остался в стороне от нового течения в автомобилестроении и Советский Союз. В 50-х годах множество орга-низаций, в том числе ведущие университеты и научно-исследовательские институты страны занялись проблемой микроавтомобиля. Как это не покажется странным, но создать мини-автомобиль намного сложнее, чем большой. При проектировании небольшой машинки очень остро встают вопросы компоновки основных агрегатов (дефицит внутреннего пространства) и общей массы автомобиля (большие и тяжелые агрегаты использовать нельзя). Поэтому именно
на малых автомобилях активно экспериментировали с компоновочными схемами и применяли самые разнообразные технические решения, что одновременно повышало интерес конструкторов к таким машинам и осложняло выбор наиболее прогрессивной конструкции. При создании в нашей стране нескольких опытных и экспериментальных микроавтомобилей классическая компоновка для них была признана нерациональной, так как карданная передача ограничивала полезное пространство салона,увеличивала себестоимость и массу автомобиля. От переднего привода создатели отечественных микроавтомобилей
тоже отказались почти сразу: он не обеспечивал необходимой проходимости, долговечности и технологичности. На Западе большая часть автомобилей этого класса строилась в те годы по заднемоторной компоновке, именно на ней и было решено остановиться, хотя в СССР никогда до этого заднемоторкых легковых машин не выпускали.
На волне общего интереса к микроавтомобилям к подобной работе приступил и Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). С 1956 года МЗМА прекратил производство малогабаритного и легкого (длина 3855 мм, вес 840 кг) четырехместного «Москвича-401», перейдя к выпуску более вместительного, комфортабельного и, естественно, более дорогого «Москвича-402».
Таким образом, в модельном ряду советских легковых автомобилей освободилась ниша лёгкого, недорогого автомобиля для личного пользования на четырёх человек. Работа над новой машиной, получившей наименование «Москвич-444», началась осенью 1956 года под руководством главного конструктора завода А.Ф.Андронова. Ведущим конструктором был С. Н. Лбов. За образец взяли FIAT-600 как наиболее удачный и современный автомобиль в этом классе (ее выпуск начался только в 1955 году). Немаловажным стало и то, что фиатовские автомобили хорошо отвечали условиям массового производства. Но машину не стали копировать слепо — использовали только общие принципы конструкции в отношении кузова, трансмиссии, рулевого управления, независимой пружинной подвески задних колес и передней подвески на единственной поперечной рессоре. Для малогабаритной машины решающим фактором всегда является размер колес. Чем они меньше, тем проще скомпоновать автомобиль в целом, но,учитывая дорожные условия нашей страны, конструкторы были вынуждены увеличить посадочный размер для шины с 12 до 13 дюймов. Этот шаг потребовал существенных изменений в кинематике подвески колес, заставил
увеличить объемы колесных ниш и внести существенные коррективы в общую компоновку машины.
Первый опытный образец «Москвича-444» построили в октябре 1957 года. На нем стоял не четырехцилиндровый рядный двигатель водяного охлаждения, как на ФИАТе, а двухцилиндровый оппозитный мотор МД-65 Ирбитского мотоциклетного завода, имевший воздушное охлаждение. На тот моменту нас в стране не было другого подходящего силового агрегата, поэтому ставку делали на него. Существенным недостатком этого мотора, с компоновочной точки зрения, был очень развитый картер — его глубина (расстояние от оси коленчатого вала до днища масляного поддона) составляла 184 мм, поэтому для получения приемлемой величины клиренса у ступиц задних колес «Москвича-444» пришлось дополнительно устанавливать колесные редукторы, подобные тем, что
применялись позже на внедорожниках ЛуАЗ. Двигатель МД-65, созданный на базе мотоциклетного, как показали испытания, не годился для автомобиля. На мотоцикле с коляской, который весит 320 кг, этот мотор работал в более благоприятных (по нагрузке) условиях, чем на более тяжелой микролитражке. Кроме того, МД-65 на стенде развивал мощность только 17,5 л.с. Отсюда плохая динамика машины: вялый разгон и недобор максимальной скорости (80 км/ч вместо проектных 95 км/ч). Мотор был очень шумным, плохо охлаждался. Но главный недостаток заключался в том, что двигатель был недолговечным: срок его службы до капитального ремонта едва составлял 30 тыс. км. По этим причинам на МЗМА попытались создать свой двухцилиндровый оппозитный
двигатель типа «Ситроен 2ЛС» с воздушным охлаждением и рабочим объемом 748 см3, но в 1958 году он только еще проходил стендовые испытания. В качестве временной меры на усовершенствованный опытный образец «Москвич-444» поставили оппозитный (с противоположно лежащими цилиндрами) двигатель БМВ-600 — тоже от микролитражного автомобиля. Картер этого мотора был значительно мельче, подобно проектировавшемуся на МЗМА. В результате появилась возможность отказаться от колесных редукторов и уменьшить неподрессоренные массы на б кг. Одновременно этот автомобиль
получил более надежную переднюю подвеску на продольных балансирных рычагах и пластинчатыхторсионах (подсмотренную у Volkswagen). Естественно, в связи с внесенными изменениями потребовалось немного изменить кузов модели. Именно этот поздний вариант «Москвича» стал прототипом для автомобиля ЗАЗ-965 «Запорожец», так как в ноябре 1958 года под выпуск нового микроавтомобиля решили перепрофилировать комбайновый завод «Коммунар» в городе Запорожье. А двигатели для «Запорожцев» должен был начать выпу-  скать расположенный поблизости Мелитопольский моторный завод (МеМЗ).
В конце 1958 года в конструкторское бюро МЗМА прибыла бригада инженеров с ЗАЗа, которая совместно с московскими конструкторами приступила к подготовке технической документации для серийного производства нового микролитражного автомобиля. В апреле 1959 года всю работу над моделью ЗАЗ-965 полностью передали в Запорожье. Главным конструктором по новой машине ЗАЗ-965 «Запорожец» стал Ю. Н. Сорочкин. В то же время, с 1955 по 1959 годы, в НАМИ под руководством А.С.Айзенберга (в группу входили также С.С. Истомин, И. В. Марков и др.) создавали четырехцилиндровые двигатели воздушного охлаждения: один с горизонтальным оппозитным расположением
цилиндров (рабочий объем 752 см3), второй более компактный, в редкой конфигурации с V-образным расположением цилиндров (рабочий объем 746 см3). Поскольку момент сил инерции в V-образном двигателе
оказался неуравновешенным,то в конструкцию этого мотора пришлось вводить вал с противовесами, вращающийся при работе в противоположную сторону коленчатому валу с тем же числом оборотов. В результате для «Запорожца» выбрали V-образный мотор НАМИ — втом числе и потому, что его производство можно было сделать многопрофильным: он подходил и для ЗАЗ-965, и для армейских транспортеров переднего края (ТПК). Этот мотор оказался более приспособленным к обслуживанию, чем его оппозитные конкуренты (включая двигатель МЗМА). Например, у него был значительно проще доступ к клапанному механизму для регулировки зазора — не мешали кожухи задних колес. На машине новый двигатель объединили с коробкой передач, главной передачей и дифференциалом в единый силовой агрегат (при этом полностью отсутствовала карданная передача), что позволило очень компактно его разместить в корме, высвободив остальное пространство кузова для размещения пассажиров и их багажа.
Кузов у «Запорожца» несущий, двухдверный. Минимальное количество дверей значительно повышает жесткость небольшого кузова. Кроме того, двухдверная конструкция позволила сделать имеющиеся двери широкими, что особенно важно для людей с ограниченными физическими возможностями, так как 20% запорожских автомобилей с самого начала планировалось оснащать ручным
управлением для инвалидов. С этой же целью на первом «Запорожце» двери навесили на задних петлях, а не на передних. Такая конструкция, хоть и считалась уже устаревшей, так как неплотно закрытая дверь могла самопроизвольно распахнуться на ходу от набегающего потока воздуха, способствовала более удобному входу-выходу из машины.
В передней части кузова находилось багажное отделение, топливный бак (30 л),
запасное колесо и аккумуляторная батарея. Дополнительный небольшой багажник предусмотрен также за задним сиденьем. «Запорожец-965» с самого начала был хорошо принят потребителем. Горожане быстро оценили его маневренность, экономичность, высокую прочность кузова. Независимая подвеска всех колес обеспечивала автомобилю хорошую устойчивость и управляемость на дороге. Кроме того, малая масса силового агрегата, простота и разборная конструкция (съёмные цилиндры) позволяли отремонтировать автомобиль практически в чистом поле. Пользовались уважением «Запорожцы»
и в сельской местности, отчасти из-за своих вездеходных способностей. Хорошей проходимостью ЗАЗ-965 обязан гладкому днищу, небольшим свесам кузова, независимой подвеске всех колес, постоянной загрузке (не менее 60% от общей массы) ведущих колес и сравнительно широкой колее. В особо тяжелых случаях, когда автомобиль оказывался не в состоянии сам выбраться из грязи, его экипаж при известном старании всегда мог высвободить достаточно легкую (650 кг) машину из плена. Однако малый объем багажника (0,1 м3), плохая динамика разгона, высокий уровень шума двигателя, двери с задними петлями, тесный салон вызывали справедливые нарекания потребителей. Справедливости ради следует отметить, что нередко (особенно на машинах первого выпуска) тор- сионы передней подвески теряли упругость, а в жаркую погоду двигатель на машине сильно перегревался.

Модернизация

Машины первых выпусков оснащались подфарниками, расположенными на передних крыльях сверху, но очень скоро они переместились вниз на переднюю облицовку. В это же время, для лучшего охлаждения двигателя на крышке капота сверху расположили большое отверстие с сеткой вместо неэффективных лувров. С ноября 1962 года началось производство автомобиля ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966 с увеличенным рабочим объемом (до 887 см3) и мощностью (до 27 л. с.). На новом двигателе применили более совершенный карбюратор К-123А вместо К-100, вместо двух глушителей на ЗАЗ-965 стали устанавливать один, а большое отверстие на крышке капота переместили под кронштейн номерного знака. В 1966 году выштамповка на передке из вогнутой стала выпуклой, эмблему в виде звезды сменила эмблема в виде щита. На передних крыльях появились оранжевые повторители поворотов. Внутри машины поставили рулевое колесо с утопленной ступицей.С ноября 1966 года на некоторые машины стали устанавливать двигатель МеМЗ-9ббА мощностью 30 л.с. с генератором переменного тока.

Форма и содержание

 

Простота и минимализм — видимо, таким был главный девиз конструкторов первого «Запорожца». Об эргономике рабочего пространства еще мало задумывались


На ступице рулевого колеса буквы «ЗАЗ» — тогда новое и непривычное для большинства автомобилистов название завода


Замок зажигания, тумблеры управления стеклоочистителями, головным светом и указателями поворотов
вынесены в центр приборной панели


Эта компактная комбинация приборов и сигнальных ламп  свежее решение в отечественном автомобилестроении


Отличительная особенность модернизированной модели ЗАЗ-965А  повторитель указателей поворотов на крыле


Внутрисалонное зеркало маленькое, но вполне функциональное


Лампа освещения салона входит в стандартную комплектацию


Замок двери можно заблокировать


Задние фонари одноцветные, желтый рассеиватель для сигнала поворота еще не стал обязательным, зато на фонарях уже появились светоотражатели — катафоты


На «Запорожце» колеса практически бездисковые, а фирменный декоративный колпак колеса крепится прямо к ступице


Двери на первом «Запорожце» открывались против хода, считалось, что такая конструкция упрощает посадку в машину.


Двери на первом «Запорожце» открывались против хода, считалось, что такая конструкция упрощает посадку в машину. О безопасности умалчивалось…


Выступающие наружу петли дверей? На маленькой машине это простительно


Благодаря дверям с задней навеской дверные ручки установлены наоборот, замком вперед


Боковые воздухозаборники-«жабры» — характерная черта «Запорожцев» первого поколения


В багажнике все место заняло полноразмерное запасное колесо и бензобак — а куда же класть багаж?..


Стеклоомыватель на такой маленькой машине расценивался скорее как роскошь, а не обязательное и необходимое оборудование


Краса и гордость «Запорожца» — V-образный четырехцилиндровый мотор с воздушным охлаждением


Карбюратор К-133 не всегда с честью выполнял возложенные на него обязанности и явно нуждался в доработке


Воздушный фильтр с масляной ванной для лучшего отделения твердых частиц (пыли)


Отопитель салона (черная труба) на первом «Запорожце» находился в моторном отсеке


Блок предохранителей

Схема автомобиля ЗАЗ-965А «Запорожец»

Паспортные данные

 

Техническая характеристика ЗАЗ-965А

Число мест:

4

Максимальная скорость

90 км/час

Расход топлива при скорости 40 км/час

5,5 л/100 км

Электрооборудование

12 V

Аккумуляторная батарея

6СТ-42

Генератор

Г-114

Реле-регулятор

РР-109

Стартер

СТ-351

Прерыватель-распределитель

Р-35В

Свечи зажигания

А-6УС

Размер шин

5,20-13

Вес автомобиля в снаряженном состоянии:

без нагрузки общий

650 кг

с нагрузкой 4 человека общий

950 кг

на переднюю ось

380 кг

на заднюю ось

570 кг

Дорожные просветы:

под передней осью

175мм

под задней осью

200мм

Наименьший радиус поворота:

по колее переднего наружного колеса

5,0м

внешний — по наиболее выступающей части

5,2 м

Подвеска передняя:
независимая, рычажно-торсионная

Подвеска задняя:
независимая, пружинная

Рулевой механизм:
глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, передаточное отношение — 17,0                                

Тормоз ножной:
барабанный, на все колеса с раздельным гидравлическим приводом и автомтической регулировкой зазоров

Тормоз ручной:
на задние колеса с механическим приводом

Сцепление:
однодисковое, сухое

Коробка передач:
механическая, четырехступенчатая,
с синхронизаторами на II, III и IV передачах

Передаточные числа трехступенчатой коробки передач:
1-3,73; II—2,29; III-1,39; IV-0,897, задний ход — 4,7

Двигатель

МеМЗ-966, V-образный, карбюраторный, четырехтактный,
четырехцилиндровый, воздушного охлаждения

Диаметр цилиндра

72мм

Ход поршня

54. 4мм

Литраж двигателя

887 см3

Степень сжатия

6.5

Порядок работы цилиндров двигателя

1-2-4-3

Карбюратор: К-127

Максимальная мощность: 27 л. с. при 4000 об/мин

Максимальный крутящий момент: 7,6 кНм при 2700-2900 об/мин

Первую партию автомобилей ЗАЗ-965 «Запорожец» завод «Коммунар» собрал 22 ноября 1960-го года и до конца года выпустил около полутора тысяч «Запорожцев». Базовая модель изготавливалась в период с 1960 по 1963 годы. После модернизации, проведенной в ноябре 1962 года, машина получила новое наименование — ЗАЗ-965А «Запорожец» и выпускалась до мая 1969-го. Всего с конвейера сошло 322 106 экземпляров «Запорожцев» первого поколения.

 

  

следующая статья >>

О ЗАЗ-965 «Запорожец»: технические характеристики автомобиля и история создания

ЗАЗ-965 — советский легковой автомобиль, относящийся к классу А, выпускавшийся в период с 1960 по 1963 год (965А — с 1962 по 1969 год). За 9 лет выпуска с конвейера сошло 322 166 экземпляров, включая их модификации.

ЗАЗ-965 «Запорожец»

Несколько слов о предыстории


Новый Москвич-402 выпускался с 1955 года. Несмотря на то, что он относился к недорогим автомобилям для «средних граждан», он был не по карману многим советским рабочим. Это побудило правительство найти новые решения и разработать современные коляски и малолитражные автомобили. В результате было выпущено даже несколько вариантов модели, например: НАМИ-031, НАМИ-059., ИМЗ-А50 «Белка», ГАЗ-18, но «экзамен» ни один из них не сдал. Правительство не захотело ждать несколько лет основательной проработки и вкладывать в этот проект большие деньги. Гораздо проще было взять за образец какой-нибудь выпускаемый импортный автомобиль и переделать его «на свой лад». Они так и сделали, и «жертвой» стал итальянский малолитражный автомобиль Fiat 600, отличавшийся облегченной конструкцией и пользовавшийся огромной популярностью. Московский завод малолитражных автомобилей даже успел изготовить образец, именуемый «Москвич-444». У него был двигатель от советского мотоцикла «Урал», механические стеклоподъемники и 13-дюймовые колеса. Через некоторое время техническую документацию на эту малолитражку было решено передать запорожскому заводу «Коммунар», ранее специализировавшемуся на сельскохозяйственных машинах.

Экспериментальный «Москвич-444»

Вариант будущего малолитражного автомобиля ГАЗ-18

ИМЗ-А50 «Белка»

Один из вариантов гражданского вездехода НАМИ-031

Специально для этого автомобиля институт НАМИ разработал V-образный 746-кубовый двигатель с 4 цилиндрами. Он имел оригинальную конструкцию с литыми валами. По своим характеристикам двигатель был очень удачным и в результате несколько крупнее двигателя Fiat 600 , что и послужило причиной его установки, оттого и получился своеобразный горб и «Запорожец» получил свое прозвище» горбатый». Еще интересен тот факт, что автомобили собирались на Запорожском заводе, а вот двигатели обновлялись на Мелитопольском автозаводе. Перед началом производства автомобиля зимой 1960 были представлены три прототипа с двигателями МАП-965В. Почти три месяца они проходили серьезные внутренние испытания, где две машины преодолели около 5 тыс. км, а другая — 14 тыс. км. Затем их отправили в Межведомственную комиссию, где проверка продлилась до конца июня. Окончательный вердикт был положительным, хотя комиссия упрекнула конструкторов в том, что вес был завышен почти на 54 кг, а высота салона не соответствовала чертежам до 30 мм. ЗАЗ разрешили запустить в производство, но только после устранения этих и некоторых других недостатков. Кроме того, «Запорожец» показали даже Хрущеву, который, несмотря на свое «сытое брюхо», без проблем садился за руль и чувствовал себя вполне комфортно. Профессиональный советский автоэксперт Скиданенко даже выразил свое уважение и подчеркнул, что такую ​​машину нужно продать как можно скорее по доступной для любого «рабочего» цене.

Прототип «Горбатого» Fiat 600

Серийное производство этого автомобиля было официально запущено в 1960 году со стартовой ценой 18 тысяч дореформенных рублей. Это был хороший показатель, ведь Москвич-407 стоил более 25 тысяч рублей, а если говорить о «Волге», то его цена составляла около 51 тысячи рублей.
В конце 1962 года конструкторы приступили к модернизации «сердца» автомобиля, в результате чего диаметр цилиндров был увеличен до 72 мм, рабочий объем — до 887 куб. см, а мощность — до 27 лошадиных сил.

Первый прототип «Запорожца»

Конструктивно-конструктивные решения

С первых лет этот автомобиль был очень хорошо принят покупателями и не вызывал серьезных нареканий. «Запорожец» показал очень хорошие результаты при движении в сельской местности или по плохим дорогам. Гладкое днище, независимая подвеска всех четырех колес и большая нагрузка (почти 60%) на ведущие колеса обеспечили высокие показатели производительности. Кстати, интересен тот факт, что даже застрявший в болоте или снегу «Запорожец» не создавал никаких проблем своим пассажирам, ведь даже 2 человека легко могли «вытащить» машину из плена, при ее весе всего в 665 кг. Кстати, «Запорожец» отличался тем, что легко мог проехать по неровной колеи, оставленной дорожными грузовиками. Такого не могла сделать ни одна легковая машина, даже ГАЗ-69, которому приходилось одной стороной входить в стойку, а другой плавно передвигаться по перекошенному горбу.

Серийная партия ЗАЗ-965 в производстве

Владельцам «горбачей» он понравился не только хорошей маневренностью и крепким кузовом (за счет всего двух дверей), но и экономичностью и простотой в ремонте двигателя.

Работая над экстерьером автомобиля, дизайнеры не уделяли особого внимания декоративным деталям и широкому набору дополнительных приспособлений, ведь главной целью было создание гражданского бюджетного «коня». Сам корпус был закрытый, конструктивно добротный из цельного металла и типа «пухлый». Его передний конец был подчеркнут двумя складками оригинальной симметричной формы. Их переходные кривые имели довольно маленький радиус, а края колес немного «выпирали». Колпак колеса имел три головки болтов, а задние колеса имели заметный развал. Поскольку двигатель располагался за багажником, его передняя крышка закрывалась изнутри. Передние сиденья были раздельными, подвижными и регулируемыми (в зависимости от роста человека), а заднее сиденье было вполне удобным. Среди полезных «штучек» следует отметить солнцезащитные козырьки, дверные карманы и 12-вольтовое электрооборудование постоянного тока, имевшее систему 1-wire.

Салон автомобиля ЗАЗ-965

В салоне «Запорожца» царил минимализм — за рулем расположились несколько приборов управления, справа — зажигание, несколько кнопок, отопитель и магнитола. Лобовое стекло обеспечивало неплохую обзорность, а боковые стекла имели дефлекторы-уголки спереди.
ЗАЗ-965 был двухдверным, но полноценным 4-местным автомобилем, его длина составляла всего 3,33 м. Попадание на заднее сиденье автомобиля производилось путем сгибания правого переднего сиденья. Днище не имело карданного вала, было идеально гладким, а длина просвета под задней осью составляла всего 20 мм, что обусловливало отличную проходимость.

Панель приборов ЗАЗ-965 передняя

К недостаткам ЗАЗ относились высокая шумность двигателя и плохая шумоизоляция салона, обратное открывание дверей, а также расположение бензобака впереди, что было очень опасно в случае столкновения. У некоторых автовладельцев были негативные отзывы о мощности, которой явно не хватало.

Технические характеристики автомобиля ЗАЗ-965 «Горбатый»


Основной частью корпуса двигателя был картер, в его внутренней перегородке имелась специальная выемка для опоры подшипника. Пара целых подшипников и опора крепились болтом. На стенках картера имелись опоры для распределительного вала, вверху картера — 4 отверстия. Они предназначались для установки цилиндра, его головки были изготовлены из алюминиевого сплава и имели ребра охлаждения. Выпускных каналов было четыре (на каждый цилиндр) и только два впускных. Также были предусмотрены отверстия для свечей зажигания, куда устанавливались дополнительные штуцеры.

Двигатель ЗАЗ-965 расположен сзади

Четырехступенчатая трансмиссия имела два вала и три шестерни. Одна передача была задней, 2-я и 3-я имели косозубые зубчатые колеса, находившиеся в постоянном костыле. 2-я, 3-я и 4-я передачи имели синхронизаторы, необходимые для бесшумной работы. Так как быстрое переключение передач могло повредить систему, конструкция рычага позволяла перемещать его очень плавно и без рывков. Сцепление коробки передач двигалось тремя тягами и вилками. Еще одним слабым местом «Горбатого» была система охлаждения, так как в теплое время года система всегда перегревалась, особенно при длительной езде.

Переднюю подвеску конструкторы позаимствовали у фольксвагеновского «Жука». Он состоял из двух торсионов поперечного типа, которые крепились к 4 плечам. Четыре проушины ведущих колес регулировались дополнительно к рычагам с помощью узла. Задняя подвеска имела два диагональных рычага с плавающими осями. Эта бюджетная и простая по конструкции подвеска сделала машину более экономичной, хотя и не очень быстрой. В дальнейшем конструкторы все же избавились от этой конструкции, заменив ее конструкцией «косого рычага», полуось которой имела шарниры.

Технические характеристики ZAZ-965


Производственные годы 1960-1969
Цена 18 тысяч рублей
2-й Drame-Memet

2

29007 2-DOOR 2-DOIR

29007 2-й DIMER-MET-MEN

2

2-й DIMERIOR

2

2-й DIMERIOR

2-й DIMET-MET

2

2-й. Д / Ш / В) 3330/1395/1450 мм
Вентиляция местная, без сквозняка
Вес с грузом / без груза 669/9650069

Распределение веса, передняя / задняя ось 42 /58%
ПЕРЕДНЯЯ ПЕРЕДНЯЯ ИМЕНТА / Задняя 1150/1160 ММ
Заливка 175 ММ
175 ММ
1117 ММ
. м
Максимальная скорость 100 км/ч
Двигатель бензиновый, V-образный, четырехцилиндровый четырехтактный, карбюраторный, с верхним расположением клапанов и воздушным охлаждением
Fuel Type A-72 or A-76 (GOST 2084-67)
Cylinder type cast iron, twin, with cooling fins
Cylinder diameter 72 mm
Емкость цилиндра 887 CC
Коэффициент сжатия 6,5
Силовая мощность 30 л. с.
Топливный бак 1719179199999999999009

.0071 Lubrication System combined (pressure and spraying)
Carburetor vertical with a falling stream K -125
Clutch single plate, dry, with disk diameter 1.7 cm
Transmission 4-ступенчатая, 3-ступенчатая (2-я, 3-я и 4-я с синхронизаторами)
Дифференциал конический, с 2 сателлитами
Колесо червяк с двойным роликом
Brake system drum on all wheels
Brake actuator (foot / hand) hydraulic / rope
Tires tubeless, low pressure
Tire diameter 13 inches
Подвеска (передняя/задняя) независимая, торсионная/независимая, пружинная
Амортизаторы поршневые, гидравлические, двухстороннего действия и телескопического типа

Модификации «Горбатый» ЗАЗ-965


ЗАЗ-965АБ – модель для инвалидов с ручным рычагом управления.

ЗАЗ-965АР – автомобиль для инвалидов, у которых повреждена только одна нога и/или одна рука.

ЗАЗ-965С – праворульный фургон с задними металлическими панелями и модифицированной системой охлаждения, предназначенный для сбора почты.

Почтовый вагон ЗАЗ-965С

ЗАЗ-965Е «Ялта» — экспортный седан, ввоз которого был организован компанией из Бельгии «Скалдия-Волга» и финской компанией «Конела». Эта модификация имела хорошую шумоизоляцию, более дорогую отделку салона и зеркало, расположенное сбоку на капоте.

ЗАЗ-965Э «Ялта» в музее

965 Пикап – модификация без собственного индекса, использовалась только внутри завода и производилась на базе бракованных серийных автомобилей ZA.

«Запорожец» в индустрии сувениров и кино

В Советском Союзе было несколько предприятий, производивших игрушечный ЗАЗ в масштабе 1:43, например Полтавская мастерская «ААА», Херсонский завод «Киммерия» или Калининградское АГД. Кстати, совсем недавно в 2009 г., белый сувенир «Запорожец» был выпущен вместе с научно-просветительским журналом «Автолегенды СССР» (изд. «DeAgostini»). В 2010 году небольшая компания «Наш автопром» начала продавать бело-голубой экспортный ЗАЗ-965Е (масштаб 1:43). В этом же году Почта Украины выпустила уникальную марку с изображением Запорожца, которая была размещена на конвертах только 18 ноября 2010 года.

Масштабная игрушка ЗАЗ-965 в масштабе 1:43 из журнала «Автолегенды СССР» №131

ЗАЗ-965 можно увидеть в таких известных советских фильмах, как «Королева бензоколонки», «Три плюс два», «Сыщик», «Три рубля», «Ранний проявитель». в мультфильмах «Зима в Простоквашино» и «Ну, погоди!». Кстати, те, кто смотрел фильм «Будь моим мужем», могли узнать и «Горбатого», который специально для этого фильма сделали кабриолетом.

Интересные факты о «Запорожце»


  • Одесситы любили называть ЗАЗ-965 «Еврейский танк».
  • Кроме того, широкое распространение получили такие прозвища, как «Запор», «Зазик», «Фиат Фольксвагенович», «Жужик», «Малыш».
  • Стойкие к горячему воздухозаборники, которые изобрел конструктор Вассерман, получили в народе название «терки Вассермана».
  • «Запорожец» был последним автомобилем в СССР с обратным открыванием дверей.
  • Он отличался хорошими эксплуатационными характеристиками, поэтому «Горбатый» получил известность в народной поговорке: «Где иномарка притормозит, «Запор» на брюхе поползет».

ЗАЗ-965 | Автоклассика

ЗАЗ-965 1960-1969 «Горбатый»

ЗАЗ-965 — советский легковой автомобиль, относящийся к классу А, выпускавшийся в период с 1960 по 1963 год (965А — с 1962 по 1969 год). За 9 лет выпуска с конвейера сошло 322 166 экземпляров, включая их модификации.

Новый Москвич-402 выпускался с 1955 года. Несмотря на то, что он относился к недорогим автомобилям для «средних граждан», он был не по карману многим советским рабочим. Именно поэтому советское правительство взяло за образец какой-то произведенный импортный автомобиль и переделало его «на свой лад». Они так и сделали, и «жертвой» стал итальянский малолитражный автомобиль Fiat 600, отличавшийся облегченной конструкцией и пользовавшийся огромной популярностью. Московский завод малолитражных автомобилей даже успел изготовить образец, именуемый «Москвич-444». У него был двигатель от советского мотоцикла «Урал», механические стеклоподъемники и 13-дюймовые колеса. Через некоторое время техническую документацию на эту малолитражку было решено передать запорожскому заводу «Коммунар», ранее специализировавшемуся на сельскохозяйственных машинах.

С первых лет этот автомобиль был очень хорошо принят покупателями и не вызывал серьезных нареканий. «Запорожец» показал очень хорошие результаты при движении в сельской местности или по плохим дорогам. Ровное днище, независимая подвеска всех четырех колес и большая нагрузка (почти 60%) на ведущие колеса обеспечили высокие показатели производительности. Кстати, интересен тот факт, что даже застрявший в болоте или снегу «Запорожец» не создавал никаких проблем своим пассажирам, ведь даже 2 человека легко могли «вытащить» машину из плена, при ее весе всего в 665 кг. Кстати, «Запорожец» отличался тем, что легко мог проехать по неровной колеи, оставленной дорожными грузовиками. Такого не могла сделать ни одна легковая машина, даже ГАЗ-69, которому приходилось одной стороной входить в стойку, а другой плавно передвигаться по перекошенному горбу.

В салоне «Запорожца» царил минимализм — за рулем расположились несколько приборов управления, справа — зажигание, несколько кнопок, отопитель и магнитола. Лобовое стекло обеспечивало неплохую обзорность, а боковые стекла имели дефлекторы-уголки спереди.

Он понравился владельцам «горбачей» не только хорошей маневренностью и крепким кузовом (за счет всего двух дверей), но и экономичностью и простотой в ремонте двигателя.

 

 

ЗАЗ-965 был двухдверным, но полноценным 4-местным автомобилем, его длина составляла всего 3,33 м. Попадание на заднее сиденье автомобиля производилось путем сгибания правого переднего сиденья. Днище не имело карданного вала, было идеально гладким, а длина просвета под задней осью составляла всего 20 мм, что обусловливало отличную проходимость.