Устройство кислотного аккумулятора: Свинцово-кислотный аккумулятор — устройство, принцип работы, преимущества и недостатки, срок службы

Свинцово-кислотные аккумуляторы

Свинцово-кислотные аккумуляторы

Электрические аккумуляторы тракторов и автомобилей являются электрохимическими устройствами, в которых при зарядке электрическая энергия внешнего источника тока используется на образование химических соединений, при разрядке химическая энергия превращается в электрическую в результате перехода образовавшихся ранее химических соединений в первоначальное состояние.

Поскольку в системах электрического оборудования тракторов и автомобилей применяется напряжение 6, 12 или 24 В, аккумуляторы напряжением около 2 В объединяют в батареи. Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи состоят из трех (6 В) или шести (12 В) последовательно соединенных аккумуляторов.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Дополнительные материалы по теме:

Рис. 1. Устройство кислотной аккумуляторной батареи:
1 — крышка; 2 — перемычка; 3 — пробка заливного отверстия; 4 — баретка; а и б — выводные полюсные штыри; 7 — отрицательная пластина; 8 — сепаратор; 9 — положительная пластина; 10 — эбонитовый бак; 11 — ребра; 12 — перегородка бака

Свинцово-кислотный аккумулятор состоит из бака, в который заливается водный раствор серной кислоты (электролит) и опускаются положительные и отрицательные пластины.

Бак имеет перегородки (рис. 1), отделяющие аккумуляторы друг от друга, и ребра на днище для опоры пластин и образования пространства для накопления выпавшего шлама (частиц активной массы пластин). Сверху бак закрывается крышками с отверстиями: для прохода палюсныхштырей, залива электролита и контроля его уровня в аккумуляторе. Бак изготовляют из эбонита или асфальтопека с кислотостойкими вставками из полистирола.

Крышки бака уплотняют кислотостойкой мастикой из нефтяного битума и авиационного масла.

Пластины отливают в виде решеток, ячейки которых заполняют активной массой. Материалом для решеток служит сплав химически чистого свинца с добавкой 6…8% сурьмы, которая улучшает прочность и литейные свойства сплава.

Активная масса пластин представляет собой порошок из окислов свинца (свинцового сурика и свинцового глета) с добавками для увеличения пористости готовых пластин.

Рис. 2. Схема работы кислотного аккумулятора:
а — зарядка: б — разрядка: t и 1 — соответственно увеличение и уменьшение содержания h3SO в электролите

Свинцовый порошок замешивается серной кислотой и в виде пасты вмазывается в ячейки решетки.

В процессе зарядки под действием электрического тока сернокислый свинец пластин вступает в химическую реакцию с электролитом (рис. 2). При этом активная масса положительных пластин превращается в перекись свинца РЬ02 темно-коричневого цвета, отрицательных — в губчатый свинец РЬ светло-серого цвета, а концентрация серной кислоты в составе электролита повышается. Разрядка аккумулятора сопровождается вступлением серной кислоты h3S04 электролита в химическую реакцию с активной массой положительных и отрицательных пластин, переходом активной массы пластин в сернокислый свинец PbS04 и снижением концентрации серной кислоты в составе электролита.

Сепараторы предотвращают соприкосновение положительных и отрицательных пластин, но дают электролиту свободный доступ к их активной массе. Материалом сепараторов служат мипор (микропористый эбонит), пластмассы (мипласты — микропористые пластмассы, изготовляемые на основе полихлорвиниловой смолы), стекловойлок (из-за недостаточной механической прочности применяется только в комбинации с другими материалами).

Однополюсные пластины собираются в пакеты и объединяются баретками с выводными полюсными штырями.

Пакеты положительных и пакеты отрицательных пластин вместе с сепараторами образуют блоки. В блоке отрицательные и положительные пластины чередуются, между каждыми двумя соседними пластинами ставят сепаратор, крайними пластинами являются отрицательные с более прочной активной массой.

Выводные штыри отдельных аккумуляторов соединяются перемычками таким образом, что в батарее аккумуляторы имеют последовательное соединение. При этом свободные клеммы крайних аккумуляторов служат для присоединения нагрузки.

Основные электрические характеристики стартерных аккумуляторов — электродвижущая сила (э. д. е)., внутреннее сопротивление, напряжение на клеммах, емкость и коэффициент электрической отдачи.

В зависимости от режима разрядки различают номинальную и стартерную емкость.

Номинальную емкость определяют при 10-часовом разрядном режиме до напряжения 1,7 В при начальной плотности электролита 1,285 и температуре электролита 30 °С.

Стартерную емкость определяют при температуре +30 °С и -18 °С. Разрядный ток при этом равен утроенному значению номинальной емкости аккумуляторной батареи.

При параллельном соединении нескольких аккумуляторов в батарею их емкости складываются, а напряжение остается равным напряжению одного аккумулятора. Последовательное соединение аккумуляторов в батарею суммирует напряжение отдельных аккумуляторов, однако емкость аккумуляторной батареи при этом остается такой же, как и емкость отдельного аккумулятора.

Аккумуляторные батареи с сухозаряженными пластинами имеют в маркировке букву 3.

Электрическим аккумулятором называется устройство, служащее для периодического накопления в нем электрической энергии (заряда), переходящей в химическую, которая получается от источников постоянного тока (при заряде) и по мере надобности отдается аккумулятором потребителю (при разряде).

Процесс превращения в химическом источнике тока электрической энергии в химическую называется зарядом, а химической энергии в электрическую — разрядом.

При заряде аккумулятора на его пластинах в результате электролиза (разложения) образуются новые химические вещества. Во время разряда образовавшиеся активные вещества переходят в первоначальные химические соединения. Через некоторое время работы аккумулятора на разряд запас активных веществ в нем истощается и разрядный ток прекращается. Для возобновления действия аккумулятор надо зарядить снова.

Выпускаются различные типы аккумуляторов, отличающиеся друг от друга составом активных веществ и электролитом. В настоящее время наиболее распространены свинцовые (или кислотные) и щелочные аккумуляторы.

Устройство свинцово-кислотного аккумулятора и принцип его работы

Все автомобилисты знают, что под капотом либо в другом укромном месте машины располагается аккумулятор. Если говорить о машинах с ДВС, то здесь применяются стартерные аккумуляторные батареи. На гибридах и электрокарах используются тяговые АКБ.

При всём разнообразии источников питания самыми востребованными и популярными до сих пор остаются свинцово-кислотные. Причём ошибочно считать, что применяться они могут исключительно в сфере автомобилестроения.

Следует детальнее узнать об устройстве свинцово-кислотных АКБ, их принципе работы, познакомиться с существующими разновидностями.

Содержание

  1. Особенности устройства и принцип работы
  2. Разновидности
  3. Где используются
  4. Преимущества и недостатки

Особенности устройства и принцип работы

У свинцово-кислотной батареи конструкция классическая. Это прямоугольный корпус из высокопрочного пластика, который наполняется свинцом и оксидами свинца, а также внутри располагается электролит. В зависимости от типа АКБ электролит может быть жидким или гелеобразным.

Если говорить про устройство свинцово-кислотного автомобильного аккумулятора, то здесь предусмотрено плотное наполнение параллельно расположенных пластин из оксида свинца и свинца. Свинец можно идентифицировать по тёмно-серому цвету с небольшим синеватым оттенком, в то время как оксидно-свинцовые элементы тёмно-коричневые, слегка рыжие.

При этом принцип работы, характерный для свинцово-кислотного питающего аккумулятора, основан именно на взаимодействии пластин и электролита.

Эти пластины погружены в кислоту, которая обязательно входит в состав свинцово-кислотного аккумулятора и объясняет наличие этого слова в названии. Кислота применяется серная, разбавленная с очищенной методом дистилляции водой.

Когда аккумулятор включается в работу, ток идёт от катода (оксидно-свинцовые пластины) к аноду (свинцовые элементы). При этом происходит выделение электронов, которые принимает на себя оксид.

Когда изменяется заряд двух типов пластин, они взаимодействуют с серной кислотой и преображаются в сульфаты свинца.

Поскольку одна пара пластин может дать только 2 В, требуется поднять количество Вольт. Для этого выполняется параллельное соединение большого количества пар пластин. Их размещают достаточно плотно внутри банка, что позволяет снизить объём АКБ. Но поскольку электроны должны перемещаться по терминалам (банкам), то пару пластин разъединяют между собой с помощью специальных изоляционных плёнок.

Особенность свинцово-кислотной АКБ в том, что батарея может иметь большую мощность, или обладать высокой плотностью энергии.

Это означает, что АКБ может сохранять много энергии и в течение долгого времени постепенно её отдавать, либо отдавать большой заряд, но быстро.

В случае с автомобилями используется второй тип, поскольку для запуска двигателя нужен большой стартерный ток.

Если устроенный таким образом источник питания сильно разряжается, на пластинах появляется белый налёт. Это сульфат свинца. Он препятствует нормальному заряду и передаче энергии пластин. Порой достаточно нескольких глубоких разрядов, чтобы произошла сильная сульфатация. Восстановить такую АКБ крайне сложно. Если методы десульфатации не помогли, приходится менять батарею. Подобная схема открывает сильные и слабые стороны аккумуляторов, в основе которых содержатся свинец и серная кислота.

Во многом работа используемого в разных отраслях свинцового или свинцово-кислотного аккумулятора зависит от его типа и выполняемых задач.

Несмотря на имеющиеся сильные стороны, такая АКБ не лишена и недостатков, о которых вы узнаете позже. Но при этом батареи свинцово-кислотного типа продолжают оставаться наиболее востребованными. Очень часто такая технология применяется в качестве автомобильного аккумулятора. Это можно объяснить неплохим КПД при сравнительно низкой стоимости.

Разновидности

Опираясь на основные характеристики, актуальные для свинцово-кислотных аккумуляторов, их можно разделить на соответствующие подкатегории.

Для начала стоит акцентировать внимание на возможностях их обслуживания. Тут выделяют такие типы свинцово-кислотных питающих аккумуляторов:

  1. Обслуживаемые. Предусматривают наличие открытой конструкции. То есть корпус не герметичный. Производитель устанавливает специальные съёмные крышки, позволяющие получить доступ к банкам. Тем самым можно по мере необходимости доливать электролит или кислоту, визуально проверять уровень жидкости и состояние пластин, делать замеры плотности ареометром.
  2. Необслуживаемые. Корпус полностью герметичный. Обслуживание сводится только к контролю заряда с помощью индикатора, а также подключению АКБ к зарядному устройству.

Популярность вторых вполне очевидна. Обслуживаемые АКБ встречаются всё реже, поскольку технологии совершенствуются, от автомобилистов требуется меньше усилий и внимания для поддержания аккумулятора в рабочем состоянии.

Опираясь на такие основные характеристики как назначение и область применения, выделяют следующие разновидности свинцово-кислотных аккумуляторов.

  1. Стартерные АКБ. Могут за короткое время выдать большое количество энергии. Из-за этого обладают большим саморазрядом. Необходимые для автомобилей виды батарей. Нуждаются в вентиляции и определённом обслуживании.
  2. Буферные. Такие виды свинцово-кислотных питающих аккумуляторов служат для того, чтобы в течение небольшого времени хранить сравнительно малый объём энергии. Они функционируют в режиме постоянной подзарядки.
  3. Для бесперебойных устройств. Чаще всего можно встретить в офисах, предназначаются для компьютерной техники. При возникновении перебоя с электроэнергией позволяют без потери данных успеть завершить работу.
  4. Для длительного снабжения энергией. Отличаются большим весом и габаритами. Но это позволяет питать потребителей долгое время. Подобные решения можно встретить в медицинской сфере, в отделениях реанимации. Могут питать достаточно внушительное количество потребителей длительное время.
  5. Гелевые. Существует 2 основных технологии производства гелевых АКБ. Это AGM и GEL. Характеризуются гелеобразным состоянием электролита. Усовершенствованная технология, хотя в её основе всё равно лежат свинец и серная кислота. Гелевые АКБ применяются в автомобилях, используются для работы солнечных батарей и пр.

Чтобы получить определённые характеристики, вносятся соответствующие изменения в конструкцию.

Когда нужно отдать много энергии за короткое время, пластины делают тонкими, но высокими и широкими, уменьшая между ними расстояние. Это позволяет им быстрее отдавать энергию.

Если потребляется мало энергии, но долго, тогда пластины должны быть толстыми, короткими и узкими, расстояние между ними увеличивают.

На параметры АКБ влияют также электролит, применяемые легирующие добавки, такие как кальций, серебро, цинк и пр. Это позволяет выделять ещё несколько разновидностей. Часто встречаются свинцово-кальциевые АКБ.

Где используются

Эксплуатационные характеристики и конструктивные особенности позволяют найти широкое применение для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.

К основным сферам использования можно отнести:

  • питание систем охраны и сигнализаций;
  • применение в качестве источника стартерного тока на автомобиля;
  • автономные системы противопожарной безопасности;
  • системы аварийного питания в зданиях, отделениях медицинских учреждений;
  • кассовые аппараты и электрические весы;
  • системы обеспечения бесперебойного питания для компьютеров;
  • игрушки;
  • лёгкие летательные аппараты и пр.

Конечно же, автомобилистам свинцово-кислотные аккумуляторные батареи известны как источники для подачи стартерного тока. Не зря АКБ называют стартерными.

А вот в качестве тяговых такие батареи используются не так часто, если говорить про питание машин.

Чтобы подвести итоги, стоит взглянуть на плюсы и минусы свинцово-кислотных аккумуляторов, тем самым окончательно дать им характеристику.

К слабым сторонам рассматриваемых источников питания можно отнести:

  • достаточно высокие показатели чувствительности к холоду, из-за чего батарея быстро теряет свою ёмкость;
  • такие АКБ требуют специальной процедуры утилизации, поскольку входящие в состав батареи компоненты губительны для здоровья человека и наносят огромный вред окружающей среде;
  • большинство разновидностей свинцово-кислотных АКБ имеют ограниченное число циклов заряда – разряда, после чего их требуется менять;
  • они выдают сравнительно небольшое количество ёмкости, лимиты ограничены.

Но есть ряд преимуществ, которые во многом перечёркивают эти недостатки.

Именно благодаря этим достоинствам источники питания на основе свинца и кислоты продолжают активно производить и совершенствовать технологию.

К числу главных преимуществ относят:

  1. Компоненты, необходимые для изготовления батарей, часто встречаются в природе. Их несложно получать, перерабатывать. Это снижает затраты на производство.
  2. Тандем из электролита (кислоты) и свинца обеспечивают эффективную энергоотдачу. Другие элементы на такое не способны.
  3. Конструктивно батареи получаются достаточно простыми, не требуется много ресурсов для их сборки. Это удешевляет готовую продукцию.
  4. Длительный срок службы. Понятие относительное, но 4–5 лет работы для любой современной АКБ – это отличный показатель. Некоторые устройства при правильной эксплуатации могут работать по 6–8 лет.
  5. Элементарное обслуживание. В большей степени это касается необслуживаемых видов.

Нельзя сказать, что сейчас у автомобилистов есть большой выбор и какая-то достойная альтернатива свинцово-кислотной технологии. Да, работы ведутся, продаются щелочные АКБ, но и они пока не могут конкурировать с кислотными.

Насколько изменится ситуация в ближайшие 10–20 лет, сказать сложно. Но вряд ли стоит ожидать скорого ухода свинцово-кислотной технологии из сферы производства источников питания. Автомобильных и не только.

Может ли свинцово-кислотный аккумулятор конкурировать в наше время?

Ответ ДА. Свинцово-кислотный аккумулятор — старейший из существующих аккумуляторов. Свинцово-кислотная батарея, изобретенная французским врачом Гастоном Планте в 1859 году, стала первой перезаряжаемой батареей для коммерческого использования. 150 лет спустя у нас все еще нет экономически эффективных альтернатив автомобилям, инвалидным коляскам, скутерам, тележкам для гольфа и системам бесперебойного питания. Свинцово-кислотные аккумуляторы сохранили долю рынка в приложениях, где новые химические составы аккумуляторов были бы слишком дорогими.
Свинцово-кислотный не поддается быстрой зарядке. Типичное время зарядки составляет от 8 до 16 часов. Периодическая полная зарядка необходима для предотвращения сульфатации, и аккумулятор всегда должен храниться в заряженном состоянии. Если оставить аккумулятор в разряженном состоянии, это приведет к сульфатации, и перезарядка может быть невозможна.

Очень важно найти идеальное предельное напряжение заряда. Высокое напряжение (выше 2,40 В на элемент) обеспечивает хорошие характеристики батареи, но сокращает срок службы из-за коррозии сетки на положительной пластине. Низкий предел напряжения подвержен сульфатации на отрицательной пластине. Если оставить батарею на подзарядке в течение длительного времени, это не приведет к ее повреждению.

Свинцово-кислотные не любят частые циклы. Полный разряд вызывает дополнительную нагрузку, и каждый цикл лишает батарею некоторого срока службы. Эта характеристика износа в той или иной степени применима и к другим химическим элементам аккумуляторов. Чтобы предотвратить нагрузку на аккумулятор из-за повторяющихся глубоких разрядов, рекомендуется использовать аккумулятор большего размера. Свинцово-кислотная система недорога, но эксплуатационные расходы могут быть выше, чем у системы на основе никеля, если требуются повторяющиеся полные циклы.

В зависимости от глубины разряда и рабочей температуры герметичный свинцово-кислотный аккумулятор обеспечивает от 200 до 300 циклов разрядки/зарядки. Основной причиной его относительно короткого срока службы является коррозия решетки положительного электрода, истощение активного материала и расширение положительных пластин. Эти изменения наиболее распространены при более высоких рабочих температурах. Велоспорт не предотвращает и не обращает вспять тенденцию.

Свинцово-кислотный аккумулятор имеет одну из самых низких плотностей энергии, что делает его непригодным для портативных устройств. Кроме того, производительность при низких температурах является маргинальной. Саморазряд составляет около 40% в год, один из лучших показателей на аккумуляторных батареях. Для сравнения, никель-кадмиевый аккумулятор саморазряжается за три месяца. Высокое содержание свинца делает свинцово-кислотные экологически безопасными.

Толщина пластин

Срок службы свинцово-кислотной батареи можно частично измерить толщиной положительных пластин. Чем толще пластины, тем дольше будет срок службы. При зарядке и разрядке свинец на пластинах постепенно выъедается и осадок выпадает на дно. Вес батареи является хорошим показателем содержания свинца и ожидаемого срока службы.

Пластины автомобильных стартерных аккумуляторов имеют толщину около 0,040 дюйма (1 мм), в то время как типичный аккумулятор для гольф-мобиля имеет пластины толщиной от 0,07 до 0,11 дюйма (1,8–2,8 мм). Аккумуляторы вилочных погрузчиков могут иметь пластины, толщина которых превышает 0,250 дюйма (6 мм). В большинстве промышленных затопленных аккумуляторов глубокого цикла используются свинцово-сурьмяные пластины. Это увеличивает срок службы пластин, но увеличивает выделение газов и потери воды.

Герметичные свинцово-кислотные

, исследователи разработали необслуживаемую свинцово-кислотную батарею, которая может работать в любом положении. Жидкий электролит заливается во влажные сепараторы, а корпус герметизируется. Предохранительные клапаны обеспечивают вентиляцию во время заряда, разряда и изменения атмосферного давления.

В соответствии с различными потребностями рынка появились две свинцово-кислотные системы: небольшая герметичная свинцово-кислотная система (SLA), также известная под торговой маркой Gelcell, и более крупная свинцово-кислотная система с регулируемым клапаном (VRLA). Обе батареи похожи. Инженеры могут возразить, что слово «герметичный свинцово-кислотный» является неправильным, потому что ни одна перезаряжаемая батарея не может быть полностью герметичной.

В отличие от залитых свинцово-кислотных аккумуляторов, как SLA, так и VRLA имеют низкий потенциал перенапряжения, чтобы предотвратить достижение аккумулятором своего газогенерирующего потенциала во время зарядки, поскольку избыточная зарядка может привести к выделению газов и истощению воды. Следовательно, эти батареи никогда не могут быть полностью заряжены. Чтобы уменьшить высыхание, в герметичных свинцово-кислотных батареях вместо свинцово-сурьмяных используется свинцово-кальциевый.

Оптимальная рабочая температура для свинцово-кислотного аккумулятора составляет 25*C (77*F). Повышенная температура снижает продолжительность жизни. Как правило, повышение температуры на каждые 8°C (15°F) сокращает срок службы батареи вдвое. VRLA, срок службы которого составляет 10 лет при температуре 25°C (77°F), будет годен только в течение 5 лет при эксплуатации при температуре 33°C (92°F). Та же батарея выветрится через 2,5 года, если будет храниться при постоянной температуре пустыни 41°C (106°F).

Рис. 1: Герметичный свинцово-кислотный аккумулятор

Герметичный свинцово-кислотный аккумулятор рассчитан на 5-часовой (0,2) и 20-часовой (0,05C) разряд. Более длительное время разряда дает более высокие показания емкости из-за меньших потерь. Свинцово-кислотные хорошо работают при высоких токах нагрузки.

Аккумуляторы из абсорбированного стекловолокна (AGM)

AGM — это герметичный свинцово-кислотный аккумулятор нового типа, в котором между пластинами используются абсорбированные стеклянные маты. Он герметичен, не требует технического обслуживания, а пластины жестко закреплены, чтобы выдерживать сильные удары и вибрацию. Почти все батареи AGM являются рекомбинантными, то есть они могут рекомбинировать 99% кислорода и водорода. Потерь воды почти нет.

Зарядное напряжение такое же, как и для других свинцово-кислотных аккумуляторов. Даже в условиях сильного перезаряда выброс водорода ниже 4%, указанных для самолетов и закрытых помещений. Низкий саморазряд 1-3% в месяц позволяет длительное хранение без подзарядки. AGM стоит в два раза дороже залитой версии той же емкости. Из-за долговечности в немецких автомобилях с высокими характеристиками используются батареи AGM, а не залитые.

Преимущества

  • Недорогой и простой в изготовлении.
  • Зрелая, надежная и хорошо изученная технология — при правильном использовании свинцово-кислотные аккумуляторы долговечны и обеспечивают надежную работу.
  • Саморазряд является одним из самых низких среди аккумуляторных систем.
  • Высокая скорость разряда.

Ограничения

  • Низкая плотность энергии – плохое соотношение массы и энергии ограничивает использование в стационарных и колесных установках.
  • Нельзя хранить в разряженном состоянии — напряжение элемента никогда не должно падать ниже 2,10 В.
  • Допускает только ограниченное количество циклов полной разрядки — хорошо подходит для резервных приложений, требующих лишь редких глубоких разрядов.
  • Содержание свинца и электролита делает батарею небезопасной для окружающей среды.
  • Ограничения на транспортировку залитой свинцовой кислоты — существуют экологические проблемы в связи с утечкой.
  • Тепловой разгон может произойти при неправильной зарядке.

Аккумуляторы в портативном мире

Материалы по Battery University основаны на обязательном новом 4-м издании « Аккумуляторы в портативном мире. Amazon.com.

Свинцово-кислотные аккумуляторы и усовершенствованные свинцово-угольные аккумуляторы. (Книга)

Свинцово-кислотные батареи и усовершенствованные свинцово-угольные батареи. (Книга) | ОСТИ.GOV

перейти к основному содержанию

  • Полная запись
  • Другие родственные исследования

Аннотация не предоставлена.

Авторов:

Энос, Дэвид Джордж

Дата публикации:
Исследовательская организация:
Национальная лаборатория Сандия. (SNL-NM), Альбукерке, Нью-Мексико (США)
Организация-спонсор:
Национальная администрация по ядерной безопасности Министерства сельского хозяйства США (NNSA)
Идентификатор ОСТИ:
1502636
Номер(а) отчета:
ПЕСОК2014-17394Б
537276
Номер контракта с Министерством энергетики:  
АК04-94АЛ85000
Тип ресурса:
Книга
Отношение ресурсов:
Связанная информация: Предлагается к публикации в журнале Advances in Batteries for Medium and Large-scale Energy Storage (Menictas, Skyllas-Kazacos and Lim).
Страна публикации:
США
Язык:
Английский

Форматы цитирования

  • MLA
  • АПА
  • Чикаго
  • БибТекс


Энос, Дэвид Джордж. Свинцово-кислотные аккумуляторы и усовершенствованные свинцово-угольные аккумуляторы. . США: Н. П., 2014.
Веб.

Копировать в буфер обмена


Энос, Дэвид Джордж. Свинцово-кислотные батареи и усовершенствованные свинцово-угольные батареи. . Соединенные Штаты.

Копировать в буфер обмена


Энос, Дэвид Джордж. 2014.
«Свинцово-кислотные батареи и усовершенствованные свинцово-угольные батареи». Соединенные Штаты. https://www.osti.gov/servlets/purl/1502636.

Копировать в буфер обмена

@статья{osti_1502636,
title = {Свинцово-кислотные аккумуляторы и усовершенствованные свинцово-угольные аккумуляторы.},
автор = {Энос, Дэвид Джордж},
abstractNote = {Аннотация не предоставлена.},
дои = {},
URL-адрес = {https://www.osti.gov/biblio/1502636},
журнал = {},
номер =,
объем = ,
место = {США},
год = {2014},
месяц = ​​{9}
}

Копировать в буфер обмена


Просмотреть книгу (0,39 МБ)

Дополнительную информацию о получении полнотекстового документа см. в разделе «Доступность документа».