Установка колец поршневых ямз 238: Замена поршневых колец ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238ФМ

Замена поршневых колец ЯМЗ-238Н, ЯМЗ-238ФМ

Для замены поршневых колец предварительно демонтировать поршень с шатуном при снятых головке цилиндров и поддоне. Двигатели оборудованы масляным охлаждением поршней. При демонтаже поршневой группы на указанных двигателях предварительно снять форсунки 8 (рис. 16) охлаждения поршней во избежание их поломок. Для более легкого извлечения поршня очистить нагар с верхнего пояса гильзы. Отвернуть болты крепления крышки шатуна, снять крышку и извлечь через цилиндр поршень в сборе с шатуном. Для отсоединения шатуна от поршня вынуть стопорные кольца поршневого пальца, нагреть поршень в масляной ванне до 80?C и извлечь поршневой палец.

Для снятия поршневых колец надеть щипцы на кольцо, ввести губки 2 щипцов в замок кольца сжав до упора рукоятки 3 щипцов, осторожно вывести кольцо из канавки и снять его с поршня (рис. 98).

Установку поршневых колец производить в обратном порядке.

Осторожно очистить поршень от нагара, предохраняя его от повреждений (особенно торцовые поверхности канавок под поршневые кольца). Перед сборкой все детали тщательно промыть, а масляные каналы продуть сжатым воздухом. Трущиеся поверхности при сборке смазать моторным маслом.

Рис. 95. Щипцы для снятия и надевания поршневых колец:

1 – поршневое кольцо; 2 – губки щипцов, 3 — рукоятки

Рис. 96. Снятие и надевание поршневых колец на поршень.

Поршневой палец должен свободно входить в нагретый поршень. Не допускается запрессовка пальца в холодный поршень.

Для того, чтобы установить в гильзу цилиндра поршень в сборе с поршневыми кольцами и шатуном, предварительно сжать кольца, утопив их в канавки поршня.

Для сжатия колец применять оправку (рис. 97) с конической внутренней поверхностью и буртиков, позволяющим правильно сцентрировать оправку на гильзе цилиндра. Установив поршень в оправку, осадить его в гильзу цилиндра.

При сборке поршня с шатуном и установке их на двигатель выполнять следующие требования:

1. Поршень и гильза должны быть одинаковых размерных групп.

2. Компрессионные кольца устанавливать скошенной стороной и клеймом «верх» к днищу поршня.

3. Замки соседних поршневых колец развести в противоположные стороны в плоскость поршневого пальца.

4. Установить поршень так, чтобы камера сгорания на поршне была смещена внутрь двигателя, в сторону топливного насоса.

5. Клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми.

6. Грязь, заусеницы и забоины на шлицах шатуна и крышки не допускаются.

7. Резьбу и опорные торцы головок болтов крепления крышек шатунов смазать моторным маслом и затянуть в два приеме, начиная с длинного болта, сначала моментом 100 Н•м (10 кгс•м), окончательно моментом 200-220 Н•м (20-22 кгс•м).

Рис. 97. Оправка для установки поршня в гильзу цилиндра:

1 — гильза цилиндра; 2 — блок цилиндров; 3 — обжимное приспособление; 4 — поршневые кольца; 5 — поршень

Ремонт цилиндро-поршневой группы ЯМЗ-238

Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, изготавливаются из специального чугуна

Гильзы устанавливаются своими посадочными поясами в расточки блока цилиндров и сверху прижимаются через бурт и прокладку головками цилиндров

Выступание бурта гильзы над поверхностью блока цилиндров на двигателях:

  • ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 — 1,6+0. 035/-0.065 мм.
  • ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ — 0,1+0.065/-0.035 мм.

На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ могут устанавливаться гильзы со следующими конструктивными особенностями:

Поверхности гильзы фосфатированные.

Фосфатированный слой улучшает притирочные характеристики, увеличивает износостойкость поверхности, снижает вероятность образования натира.

Внешнее отличие фосфатированной гильзы от нефосфатированной ― значительно более темный (от темно-серого до черного) цвет наружной поверхности.

Верхний торец бурта гильзы выполнен выступающей частью к внутренней поверхности гильзы (под асбостальную прокладку газового стыка) с высотой бурта 12,1 мм.

В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.

Гильза 236-1002021-А

Конструктивные особенности аналогичны предыдущей, но только отсутствует фосфатированное покрытие поверхности гильзы.

На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливается фосфатированная гильза 7511. 1002021-01.

Верхний торец бурта выполнен выступающей частью к наружной поверхности (под металлическую прокладку газового стыка) с высотой бурта 9,6 мм.

На верхней посадочной поверхности выполнена канавка для установки резинового уплотнительного кольца.

В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.

По величине внутреннего диаметра гильзы разделены на размерные группы:





Маркировка

 

Наименьший

внутренний

диаметр, мм

А

130,00-130,02

Б

130,02-130,04

Ж

130,04-130,06

 Размерная группа маркируется на нерабочей поверхности бурта гильзы.

Поршни (рис. 2) отлиты из эвтектического алюминиево-кремнистого сплава.

Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки.

На юбке поршня имеется выемка для форсунки охлаждения. В днище поршня выполнена камера сгорания.

На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливаются поршни 7511.1004015-10 с 3-я канавками под поршневые кольца (две под компрессионные и одна под маслосъемное).

Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа «нирезист»).

Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель.

На днище имеются выточки под клапаны газораспределения.

Высота от днища до оси пальца составляет 85 мм. Диаметр под поршневой палец 52 мм.

На двигатели ЯМЗ-238ДЕ2 (индивидуальные головки) устанавливаются поршни 7511.1004015-01 с центральной камерой сгорания и измененными выточками под клапана.

Остальное как на предыдущем поршне.

На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ могут устанавливаться поршни со следующими конструктивными особенностями:

1. Поршень 238НБ-1004015-Б4 с 4-мя канавками под поршневые кольца (три под компрессионные и одна под маслосъемное).

Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа «нирезист») с целью повышения износостойкости.

Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель.

Высота от днища до оси пальца составляет 100 мм.

Диаметр под поршневой палец 50 мм.

2. Поршень 238НБ-1004015 отлит из заэвтектического алюминиево-кремнистого сплава и аналогичен предыдущему, но на нем отсутствует «нирезистовая» вставка под верхнее компрессионное кольцо.

Камера сгорания смещена на 5 мм, без вытеснителя.

Данный поршень поставляется с гильзой в запасные части в комплектах 238НБ-1004008 и 238НБ-1004005-А3.

По величине диаметра юбки поршни разделены на размерные группы:







Маркировка

Диаметр юбки поршня, мм

Обозначение поршней

 

238НБ-1004015-Б4,

238НБ-1004015

7511. 1004015-01,

7511.1004015-10

АНБ

129,80-129,82

129,85-129,87

БНБ

129,82-129,84

129,87-129,89

ЖНБ

129,84-129,86

129,89-129,91

 Размерная группа маркируется на днище поршня.

Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна, разрезные, хромированные, устанавливаются в канавки поршня.

В зависимости от выполняемой задачи в рабочем процессе кольца имеют различную конструкцию и устанавливаются на поршень комплектно в определенном порядке.

На поршни могут быть установлены следующие комплекты колец:

Трехколечный комплект 7511.1004002, где:

  • − первое компрессионное имеет в сечении двухстороннюю трапецию со смещенной вниз бочкообразной хромированной рабочей поверхностью. Номер кольца 7511.1004030
  • − второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное с покрытием хромом. Номер кольца 7511.1004032
  • − маслосъемное кольцо коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 7511.1004034

Четырехколечный комплект для заводской комплектации, который входит в комплект 238Б-1004005, где:

  • − первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию.

Рабочая поверхность хромирована плотным хромом. Номер кольца 236-1004030-Б.

  • − второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3
  • − маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034

Четырехколечный комплект 236-1004002-А4, где:

  • − первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию.

Рабочая поверхность хромирована пористым хромом. Номер кольца 236-1004030-А2

  • − второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3
  • − маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034

При установке поршневых колец обращать особое внимание на правильность их расположения. Слово «Верх» должно быть обращено к днищу поршня.

Для обеспечения точной посадки при сборке поршень и гильза должны подбираться из одних размерных групп.

В разные цилиндры двигателя допускается установка комплектов гильза-поршень разных размерных групп.





Маркировка

гильзы

Маркировка

поршня

А

АНБ

Б

БНБ

Ж

ЖНБ

Поршневой палец двигателей ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ – пустотелый, плавающего типа с цементированной наружной поверхностью.

Палец устанавливается в отверстие в поршне. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.

Поршневой палец двигателей ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 – азотированный, имеет увеличенный наружный диаметр (рис. 5).

ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГИЛЬЗА ― ПОРШЕНЬ ― КОЛЬЦА ПОРШНЕВЫЕ

По конструктивным особенностям:











Гильза

Комплект колец

Поршень

ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2

(общие головки цилиндров)

Под металлическую

прокладку

7511.1002021-01

3-х колечный

комплект

7511. 1004002

Со смещенной

камерой сгорания

7511.1004015-10

ЯМЗ-238ДЕ2

(индивидуальные головки цилиндров)

Под металлическую

прокладку

7511.1002021-01

3-х колечный

комплект

7511.1004002

С центральной

камерой сгорания

7511.1004015-01

ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ

(общие головки цилиндров)

Основной вариант

Фосфатированная

236-1002021-А5

 

4-х колечный с

плотным хромом

(заводская комплектация)

С 4-мя канавками и с

нирезистовой встав-

кой 238НБ-1004015-Б4

Допустимые варианты (при ремонте двигателя)

Не фосфатирован-

ная 236-1002021-А

 

4-х колечный с

пористым хромом

236-1004002-А4

 

С 4-мя канавками и с

нирезистовой встав-

кой 238НБ-1004015-Б4

или без вставки

238НБ-1004015

В эксплуатации при ремонте работавших двигателей допустима установка новых поршневых колец в старую гильзу цилиндра, находящуюся в исправном состоянии, при этом использовать только комплект поршневых колец с пористым хромом 236-1004002-А4. Другие варианты не допускаются

Замена поршневых колец

Для замены поршневых колец предварительно демонтировать поршень с шатуном при снятой головке цилиндров и поддоне.

Двигатели оборудованы масляным охлаждением поршней.

При демонтаже поршневой группы на указанных двигателях предварительно снять форсунки охлаждения поршней во избежание их поломок.

Для более легкого извлечения поршня очистить нагар с верхнего пояса гильзы.

Отвернуть болты крепления крышки шатуна, снять крышку и извлечь через цилиндр поршень в сборе с шатуном.

Для отсоединения шатуна от поршня вынуть стопорные кольца поршневого пальца, нагреть поршень в масляной ванне до 80ºС и извлечь поршневой палец.

Для снятия поршневых колец надеть щипцы (рис. 6) на кольцо, ввести губки 2 щипцов в замок кольца и, сжав до упора рукоятки 3 щипцов, осторожно вывести кольцо из канавки и снять его с поршня (рис. 7).

Установку поршневых колец производить в обратном порядке.

Осторожно очистить поршень от нагара, предохраняя его от повреждений (особенно торцовые поверхности канавок под поршневые кольца).

Перед сборкой все детали тщательно промыть, а масляные каналы продуть сжатым воздухом.

Сборку поршня с пальцем производить легким нажатием руки, при этом необходимо обильно смазать моторным маслом отверстие в поршне и палец.

Не допускается запрессовка пальца в поршень.

Для того, чтобы установить в гильзу цилиндра поршень в сборе с поршневыми кольцами и шатуном, предварительно сжать кольца, утопив их в канавки поршня.

Для сжатия колец применять оправку (рис. 8) с конической внутренней поверхностью и буртиком, позволяющим правильно сцентрировать оправку на гильзе цилиндра.

Установив поршень в оправку, осадить его в гильзу цилиндра.

При сборке поршня с шатуном и установке их на двигатель выполнять следующие требования:

  • 1. Поршень и гильза должны быть одинаковых размерных групп.
  • 2. Компрессионные кольца устанавливать клеймом «верх» к днищу поршня.
  • 3. Замки соседних поршневых колец развести в противоположные стороны в плоскость поршневого пальца.
  • 4. Установить поршень так, чтобы смещенная камера сгорания в поршне была направлена внутрь двигателя, в сторону топливного насоса.

На двигателях с индивидуальными головками цилиндров применяются поршни с центральной камерой сгорания.

Устанавливать поршень в гильзу так, чтобы стрелка на поршне была направлена в развал двигателя, в сторону топливного насоса. При этом выточки на днище поршня под клапаны будут смещены относительно центра цилиндра в сторону выхлопных коллекторов.

  • 5. Клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми.
  • 6. Грязь, заусеницы и забоины на шлицах шатуна и крышки не допускаются.
  • 7. Резьбу и опорные торцы головок болтов крепления крышек шатунов смазать моторным маслом и затянуть в два приема, начиная с длинного болта, сначала моментом 100 Н·м (10 кгс·м), окончательно моментом 200 – 220 Н·м (20 – 22 кгс·м).

Ремонт цилиндро-поршневой группы ЯМЗ-238

Гильзы цилиндров «мокрого» типа, из специального чугуна

Гильзы устанавливаются ремнями безопасности в расточки блока цилиндров и запрессовываются сверху через буртик и прокладка головками цилиндров

Выступ буртика гильзы над поверхностью блока цилиндров на двигателях:

ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 — 1,6 +0,035 / -0,065 мм.

ЯМЗ-238БЭ, ЯМЗ-238ДЭ — 0,1 +0,065 / -0,035 мм.

На двигатели ЯМЗ-238БЭ, ЯМЗ-238ДЕ могут быть установлены вкладыши со следующими конструктивными особенностями:

Поверхности гильз фосфатированы.

Фосфатированный слой улучшает характеристики притирки, повышает износостойкость поверхности, снижает вероятность истирания.

Внешнее отличие фосфатированного рукава от нефосфатированного — значительно более темный (от темно-серого до черного) цвет внешней поверхности.

Верхний конец хомута рукава выполнен выступающей частью к внутренней поверхности рукава (под асбостальную прокладку газового стыка) с высотой хомута 12,1 мм.

В нижней части втулки имеются три канавки для антикавитационных и уплотнительных резиновых колец.

Втулка 236-1002021-А

Конструктивные особенности аналогичны предыдущей, но на поверхности втулки нет фосфатного покрытия.

Втулка фосфатированная 7511.1002021-01 устанавливается на двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2.

Верхний конец хомута выполнен выступающей частью к наружной поверхности (под металлическую прокладку газового стыка) с высотой хомута 9,6 мм.

На верхней посадочной поверхности сделан паз для установки резинового уплотнительного кольца.

В нижней части втулки имеются три канавки для антикавитационных и уплотнительных резиновых колец.

По величине внутреннего диаметра втулки делятся на размерные группы:

маркировка

 

Минимум

интерьер

диаметр, мм

А

130,00-130,02

Б

130,02-130,04

Ж

130,04-130,06

Размерная группа указана на нерабочей поверхности плеча рукава.

Поршни (рис. 2) отлиты из эвтектического алюминиево-кремниевого сплава.

Поршень охлаждается маслом из стационарной форсунки.

Юбка поршня имеет насечку для охлаждающей форсунки. В днище поршня выполнена камера сгорания.

Поршни 7511.1004015-10 с 3 канавками под поршневые кольца (две компрессионные и одна маслосъемная) устанавливаются на двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2.

Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа нирезист).

Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность подрезана и имеет вытеснитель.

На днище имеются пазы для газораспределительной арматуры.

Высота от низа до оси пальца 85 мм. Диаметр поршневого пальца 52 мм.

Поршни 7511.1004015-01 с центральной камерой сгорания и измененными канавками клапанов устанавливаются на двигатели ЯМЗ-238ДЕ2 (индивидуальные головки).

В остальном то же, что и на предыдущем поршне.

На двигатели ЯМЗ-238БЭ, ЯМЗ-238ДЭ могут быть установлены поршни со следующими конструктивными особенностями:

1. Поршень 238НБ-1004015-Б4 с 4 канавками под поршневые кольца (три под компрессионные и одна под маслосъемные).

Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа нирезиста) с целью повышения износостойкости.

Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность подрезана и имеет вытеснитель.

Высота от низа до оси пальца 100 мм.

Поршневой палец диаметром 50 мм.

2. Поршень 238НБ-1004015 отлит из заэвтектического алюминиево-кремниевого сплава и аналогичен предыдущему, но не имеет «нирезистовой» вставки под верхнее компрессионное кольцо.

Камера сгорания, смещенная на 5 мм, без вытеснителя.

Поршень поставляется с гильзой для ЗИП в комплектах 238НБ-1004008 и 238НБ-1004005-А3.

По диаметру юбки поршни делятся на размерные группы:

Маркировка

Диаметр юбки поршня, мм

Обозначение поршня

 

238НБ-1004015-Б4,

238НБ-1004015

7511. 1004015-01, д.

7511.1004015-10

АНБ

129,80-129,82

129,85-129,87

БНБ

129,82-129,84

129,87-129,89

ЖНБ

129,84-129,86

129,89-129,91

Размерная группа указана на головке поршня.

Кольца поршневые из специального чугуна, разъемные, хромированные, устанавливаются в канавки поршней.

В зависимости от задачи, выполняемой в рабочем процессе, кольца имеют различную конструкцию и устанавливаются на поршень комплектом в определенном порядке.

На поршни можно устанавливать следующие комплекты колец:

Комплект трех колец 7511.

1004002, где:

− первое сжатие имеет в поперечном сечении двустороннюю трапецию со смещенной вниз бочкообразной хромированной рабочей поверхностью. Кольцо № 7511.1004030

− второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное с хромовым покрытием. Кольцо № 7511.1004032

− маслосъемное кольцо коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и пружинным расширителем. Номер кольца 7511.1004034

Комплект из четырех колец для заводской установки, который входит в комплект 238В-1004005, где:

− первое сжатие имеет в сечении одностороннюю трапецию.

Рабочая поверхность покрыта твердым хромом. Номер кольца 236-1004030-Б.

− второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, мин. Кольцо № 236-1004032-А3

− кольца маслосъемные коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034

Комплект четырех колец 236-1004002-А4, где:

− первое сжатие имеет в сечении одностороннюю трапецию.

Рабочая поверхность хромирована пористым хромом. Кольцо № 236-1004030-А2

− второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, мин. Кольцо № 236-1004032-А3

− кольца маслосъемные коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034

При установке поршневых колец обратите особое внимание на их правильное положение. Слово «Верх» должно быть обращено к нижней части поршня.

Поршень и втулка должны быть выбраны из одной и той же размерной группы во время сборки, чтобы обеспечить точную посадку.

Допускается установка комплектов гильза-поршень разных размерных групп в разные цилиндры двигателя.

Маркировка

картридж

случая

Маркировка

поршень

А

АНБ

Б

БНБ

Ж

ЖНБ

Поршневой палец двигателей ЯМЗ-238БЭ, ЯМЗ-238ДЭ — полый, плавающего типа с цементируемой наружной поверхностью.

Штифт устанавливается в отверстие в поршне. Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, установленными в специальные канавки в бобышках поршня.

Поршневой палец двигателей ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 азотирован, имеет увеличенный наружный диаметр (рис. 5).

ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТАЦИИ ВТУЛКА — ПОРШЕНЬ — ПОРШНЕВЫЕ КОЛЬЦА

По конструктивным особенностям:

Рукав

Комплект колец

Поршень

ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 (общие ГБЦ)

Для металлической облицовки

7511.1002021-01

3 кольца

набор

7511.1004002

Смещение

камера сгорания

7511.1004015-10

ЯМЗ-238ДЕ2 (индивидуальные головки блока цилиндров)

Для металлической облицовки

7511. 1002021-01

3 кольца

набор

7511.1004002

Из центрального

камера сгорания

7511.1004015-01

ЯМЗ-238БЭ, ЯМЗ-238ДЭ (общие головки блока цилиндров)

Базовая опция

Фосфатированный

236-1002021-А5

 

4 кольца

толстый хром

(заводское оборудование)

С 4 канавками

и с нерезистивной вставкой 238НБ-1004015-Б4

Допустимые варианты (при ремонте двигателя)

Не фосфатированный 236-1002021-A

 

4-кольцо с пористым хромом

236-1004002-А4

 

С 4 канавками

и с вставкой из нирезиста 238NB-1004015-B4 или без вставки 238NB-1004015

В эксплуатации при ремонте работающих двигателей допускается установка новых поршневых колец в старую гильзу цилиндра, находящуюся в исправном состоянии, при этом используется только комплект поршневых колец с пористым хромом 236-1004002-А4. Другие варианты не допускаются

Замена поршневых колец

Для замены поршневых колец сначала демонтируйте поршень с шатуном со снятой головкой блока цилиндров и поддоном.

Двигатели оснащены поршнями с масляным охлаждением.

При демонтаже поршневой группы на указанных двигателях сначала снимите форсунки охлаждения поршней, чтобы не повредить их.

Для облегчения снятия поршня очистить от нагара верхний пояс гильзы.

Отверните болты крышки шатуна, снимите крышку и выньте поршень в сборе с шатуном через цилиндр.

Для отсоединения шатуна от поршня снимите стопорные кольца поршневого пальца, нагрейте поршень в масляной ванне до 80ºС и снимите поршневой палец.

Для снятия поршневых колец наденьте пассатижи (рис. 6) на кольцо, вставьте губки 2-х пассатижей в замок кольца и, сжав ручки 3-х пассатижей до упора, осторожно снимите кольцо из канавки и снимите ее с поршня (рис. 7).

Установите поршневые кольца в обратном порядке.

Тщательно очистить поршень от нагара, оберегая его от повреждений (особенно торцевые поверхности канавок под поршневые кольца).

Перед сборкой тщательно промойте все детали и продуйте масляные каналы сжатым воздухом.

Собрать поршень пальцем, слегка нажимая рукой, при этом необходимо обильно смазать отверстие в поршне и палец моторным маслом.

Не допускается запрессовка пальца в поршень.

Для установки поршня в сборе с поршневыми кольцами и шатуном в гильзу цилиндра предварительно спрессуйте кольца, утапливая их в канавки поршня.

Для сжатия колец используйте оправку (рис. 8) с конической внутренней поверхностью и уступом, позволяющим правильно центрировать оправку на гильзе цилиндра.

Установив поршень в оправку, вдавите его в гильзу цилиндра.

При сборке поршня с шатуном и установке их на двигатель выполнять следующие требования:

  • 1. Поршень и гильза должны быть одной размерной группы.
  • 2.