Содержание
что это такое, из чего делают покрытие, состав по ГОСТу
Асфальтобетон применяется в различных видах строительных работ, направленных на формирование дорожного покрытия. Способ применения зависит от того, из чего состоит асфальт и как он укладывается.
Содержание
- Асфальтобетонная смесь — что это такое
- Особенности и основные характеристики асфальтобетона
- Чем отличается от обычного асфальта
- Сферы применения асфальтобетонных смесей
- Что входит в состав асфальтобетона по ГОСТ
- Виды и типы асфальтобетонных покрытий, технические характеристики
- Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке
- Виды асфальтобетонов по температуре укладки
Асфальтобетонная смесь — что это такое
Под АБС (асфальтобетонная смесь) подразумевают состав из битумного связующего вещества и минерального наполнителя различной природы и фракции. Производство асфальтобетона строго регламентируется ГОСТом. Область применения материала включает все виды дорожного строительства.
Покрытие допускается к эксплуатации сразу или через несколько часов после окончания монтажных работ.
Особенности и основные характеристики асфальтобетона
Асфальтобетонное покрытие характеризуется высокой прочностью и жесткостью. Эти свойства обеспечивает минеральный наполнитель. Полотно слабо поддается деформациям от разного рода нагрузки за счет специальных инертных присадок. Появление дефектов возможно в процессе эксплуатации только в результате аварийных ситуаций.
Производство продукта совершенствуется, но существует ряд традиционных операций. Начинается процесс с подготовки сырьевой базы. Зерновой твердый наполнитель проходит стадию очистки от биологических примесей. Резина (вторсырье) измельчается до состояния порошка с фракцией не более 1 мм. Она придает смеси гибкость и устойчивость к влаге.
Компоненты в сухом виде просеивают и высушивают методом нагревания массы до +200℃. Это необходимо для качественной связки компонентов посредством битумного связующего.
Готовые компоненты смешивают до однородного состояния вместе с функциональными присадками. Композит с нефтепродуктами соединяют под воздействием разных температур. На основании этого различают холодный, теплый или горячий асфальтобетон. В первом случае нагревают только битумный раствор, в других двух весь состав. Минимальное воздействие происходит при температуре +160℃. Хранение готового к укладке продукта осуществляется в аналогичных условиях (+150-+180℃).
Чем отличается от обычного асфальта
Что такое асфальт и в чем его отличие от асфальтобетона? Поверхностный взгляд на материалы говорит о том, что они одинаковы. Это объяснимо битумным связующим и применимостью в дорожном строительстве. При детальном изучении все сведется к тому, что асфальтобетон является усиленной модификацией асфальта.
Основное отличие модернизированного покрытия от более однородного аналога заключается в рецептуре приготовления. В первый включен щебень или гравий крупной фракции.
Дополнительно могут быть добавлены песок и каменная мука. Асфальт по составу более натуральный материал. Он может содержать не менее 70 % нефтяного битума.
От природы покрытия зависит его предназначение. Асфальт – это материал, способный выдержать значительные нагрузки, поэтому его используют для благоустройства пешеходных зон. Асфальтобетон – более прочное покрытие. Он допустим для строительства дорожного полотна под любой транспорт.
Сферы применения асфальтобетонных смесей
Широкое распространение асфальтобетонной смеси обосновано простотой укладки, высокими техническими показателями и разнообразием готовых составов. Прописанные в стандартах требования для производства материала обеспечивают соответствие заявленных характеристик проверенным на практике.
Готовые смеси используют для формирования пола в складских помещениях и на крупных промышленных предприятиях. С помощью асфальтобетона закатывают площади, автомобильные парковки, возводят дорожные покрытия общественного характера.
Кроме того, допустимо строительство транспортных магистралей, взлетной полосы, аэродрома в целом.
Что входит в состав асфальтобетона по ГОСТ
Из чего делают асфальт? Главными компонентами композитного материала являются битумный связующий и минеральный наполнитель. Последний делят на три группы:
- Порошок. Его доля в составе достигает 20 % от общей массы. По природе это могут быть измельченные до пылеобразного состояния осадочные породы, доломитовые, промышленные отходы, зольные шлаки. Их применение положительно сказывается на снижении водонепроницаемости, повышает прочность и плотность асфальта.
- Песок. Он выступает в роли заполнителя пустот, способствует образованию однородной массы с высокой плотностью. Содержание зерен регламентируется, чтобы не снизить износостойкость.
- Гравий и щебень. Камни добавляют в количестве от 30 до 60 % от общей массы. По природе это осадочные или вулканические породы, отходы металлургических предприятий. Форма и свойства заполнителя определяют технические характеристики покрытия.

С целью удешевления асфальтобетона за границей начали добавлять в состав резину. Как правило, это переработанные автомобильные шины. Такое решение на качественных показателях смеси в результате практически не сказывается.
Для повышения прочностных характеристик добавляется целлюлоза. Такой природный стабилизатор дополнительно способствует улучшению связки между компонентами.
Если нужно придать цвет асфальтовому покрытию, то это делают на этапе приготовления смеси. В состав могут добавлять подсвеченный битум, крошку из мрамора или керамики, кварцитовый или гранитный щебень. Обновлять разметку или рисунок в этом случае не нужно, так как природный краситель сохраняет цвет на протяжении всего срока эксплуатации велодорожки, спортивной или детской площадки.
Виды и типы асфальтобетонных покрытий, технические характеристики
Технические характеристики зависят от состава. Свойства покрытия также определяются условиями, в которых проводятся монтажные работы.
Так, предел прочности на сжатие нормируется ГОСТом на композитный асфальт в зависимости от температуры. Выглядит это так:
- 0℃ –от 9 до 13 МПа;
- + 20℃ – от 2 до 2,5 МПа;
- + 50℃ – от 0,9 до 1,5 МПа.
Прочность на растяжение или трещиностойкость равна 2-7,5 МПа. Коэффициент водостойкости составляет 0,6-0,95, водонасыщение с высокой плотностью асфальтобетона – 1-4 %, у пористого – 4-10 %. Сдвигоустойчивость или коэффициент трения должен быть в пределах 0,62-0,87. Морозостойкость составляет от 15 до 50 циклов.
Расход смеси вычисляют исходя из слоя в 10 мм:
- мелкозернистый А, Б, В– в среднем 25 кг/кв.м;
- крупнозернистый – около 24 кг/кв.м;
- щебеночный –почти 26 кг/кв.м.
Вес асфальтобетона в 1 м3 при демонтаже составляет от 2000 до 2800 кг.
Одной из важных характеристик считается коэффициент уплотнения. От него зависит качество укладки и долговечность покрытия. Для холодного типа показатель должен превышать 0,96, для горячих – 0,99.
Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке
Классификация материалов в соответствии с государственным стандартом (ГОСТ асфальтобетонные смеси 9128-2013) ведется на основании минерального наполнителя. Это могут быть песчаные, гравийные или щебеночные смеси. Также разделение ведется по размерам минералов:
- Первый тип включает в себя зерна фракцией до 10 мм. Дорожное покрытие отличается высокой плотностью и гладкой поверхностью. Такой продукт используют для строительства полотен для велосипедистов, роллеров, пешеходов, им покрывают детские площадки.
- Мелкозернистый тип включает минералы размером до 20 мм. Материал пригоден для формирования внешней оболочки городских дорог, автомагистралей и аэродромных площадок. Чтобы исключить расслоение или образование колеи, добавляют различные функциональные присадки. Удельный вес кубического метра асфальта составляет около 2300 кг.
- Крупнозернистой смесью называют асфальтобетон с наполнителем фракцией до 40 мм.
Песок здесь выступает в роли заполнителя пустот между гравием. Такой продукт используют для формирования основы дорожного пирога под оболочку.
Минеральный состав асфальтобетонной смеси для удобства отражен в маркировке. Определяющим для этого критерием является содержание твердого наполнителя крупных фракций:
- А – 50-60 %;
- Б – 40-50 %;
- В – 30-40 %.
Если минеральную часть составляет только песок, то маркируют как «Г» и «Д». Наполнитель может быть добыт в природных водоемах или являться отсевом продуктов дробления горных пород.
В совокупности с технологией производства асфальта на основании используемого сырья различают три марки готовой к укладке смеси. Первую составляют горячие плотные смеси типа А, Б, Г и холодные Б, В, Г с щелочной природой и пористой структурой. Во вторую входят горячие и холодные Б, В, Г, Д (пористые, песчаные). В третий вариант могут входить только горячие Б, В, Г, Д.
Виды асфальтобетонов по температуре укладки
Укладку асфальтобетона производят на подготовленную площадку.
С нее снят верхний слой почвы, проведено предварительное выравнивание. Для отвода воды устраивается дренажная система. Для компенсации нагрузки на грунт основание покрывают трехслойной подушкой:
- щебень фракцией до 60 мм;
- гравий размером до 40 мм;
- песок.
Различия в методах проведения монтажных работ заключаются в том, как делают асфальт. Укладкой асфальтобетона занимаются при температуре свыше +5℃.
Технологий проведения работ три, выбор зависит от характера смеси:
- Под холодное основание рекомендуется пропитать битумом. Покрытие трамбуют и посыпают песком или цементом. Это позволяет снизить липкость сформированного полотна.
- Горячую смесь производят из заполнителя, присадок и расплавленного битума. Продукт доводят до однородного состояния и выкладывают на подушку. Формирование покрытия проводится трамбованием или с помощью катков. Ездить по дороге можно через 6 часов.
- Третий вариант подразумевает использование литого асфальта.
Его нагревают до температуры + 235℃ и перемешивают в специальном оборудовании. Из бункера асфальтоукладчика смесь подается на рабочую площадку. Дополнительное трамбование или укатка покрытию не требуется.
Асфальтобетон в отличие от асфальта в составе содержит твердый минеральный наполнитель различной фракции: порошок, песок, гравий или щебень. Благодаря этим компонентам продукт приобретает улучшенные показатели прочности и плотности. Такие свойства актуальны при строительстве дорожных покрытий, которые подвергаются сильным нагрузкам: дорога под грузовой транспорт, магистраль, аэродром.
Асфальтобетон: описание,виды,применение,свойства,фото,видео.
Асфальтобетонное покрытие — подходящий стройматериал для дорог.
Его техническая характеристика позволяет обеспечить гладкость и нужную шероховатость поверхности при помощи выравнивающего асфальтоукладчика. Еще одним преимуществом асфальтобетонной смеси является возможность использования дорожного полотна сразу после укладки. В свою очередь, цементобетон приобретает необходимую структуру только через двадцать восемь дней. Кроме того, теплые асфальтобетонные смеси распределяются равномерным выравнивающим слоем. Такие поверхности легко ремонтировать, мыть, на них долго держится краска.
Типы и предназначение асфальтобетона
Универсальный асфальтобетон — это смесь, которая содержит не более 15% асфальта. В ее состав входят дополнительные инертные вещества (тонкодисперсные минеральные добавки), улучшающие показатели и эксплуатационные характеристики состава. Асфальтобетонные смеси используют при строительстве дорог, так как они выдерживают значительные механические нагрузки, отличаются прочностью и долговечностью. Благодаря составляющим компонентам, этот стройматериал может подвергаться укатке и уплотнению с целью повышения прочности.
Асфальтобетон разделяют на крупнозернистый, среднезернистый и мелкозернистый. Разные типы дорожного асфальтобетона отличаются между собой количеством основного заполнителя (гравия, щебня, песка). Для создания крупнозернистого используют щебень размером до 40 мм, среднезернистого — до 25 мм, мелкозернистого — до 20 мм.
Невозможно точно определить, какой асфальтобетон лучше. Каждый тип имеет свое предназначение в дорожном строительстве: Крупнозернистый асфальтобетон обычно используется для обустройства нижнего слоя дороги. В составе смеси имеется щебень размером до 0,4 см. Среднезернистый асфальтобетон применяется для укладки однослойных дорожных покрытий или для создания верхнего слоя двухслойного полотна. Один из основных компонентов асфальтобетонной смеси этого типа — щебень размером до 0,25 см. Мелкозернистый асфальтобетон отличается высокой сопротивляемостью к атмосферным и механическим воздействиям. Поэтому его часто используют для устройства автомобильных трасс с интенсивным движением и укладки верхнего слоя в двухслойных дорожных покрытиях.
Щебень, содержащийся в составе смеси, имеет размеры 0,5-2 см.
Как нагрузка влияет на толщину асфальта
| Тип нагрузки | Толщина асфальтобетона |
| Малая | 3 сантиметра |
| Небольшая | 6 сантиметров |
| Средняя | ~12 сантиметров |
| Высокая | ~18 сантиметров |
| Очень высокая | до 30 сантиметров или больше |
Стоит обратить внимание, что при укладке нескольких слоев асфальтобетона друг на друга требуется уплотнение каждого слоя. Если этим пренебречь, асфальтовое покрытие будет деформироваться, а также потеряет свои физико-механические свойства.
Виды
Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:
- По наличию минеральной составляющей. Растворы классифицируют в зависимости от того, какой тип составляющей используется при изготовлении.
Существуют разные типы компонентов, входящих в состав асфальтобетонной смеси. Например, для типа А характерно пятидесятипроцентное содержание щебня в растворе. - По размеру минеральных зерен составы бывают трех типов: песчаная (зерна для песчаной смеси должны быть менее пяти миллиметров), крупнозернистая (зерна менее сорока миллиметров) и мелкозернистая асфальтобетонная смесь (зерна размером менее двадцати миллиметров).
- В зависимости от используемого стройматериала, смесь бывает песчаная, гравийная и щебеночная.
- Температура также влияет на технические характеристики растворов. Классификация производится согласно температуре, которая зафиксирована в то время, когда происходила укладка смеси. Различают две разновидности: горячие асфальтобетонные смеси и теплые асфальтобетонные смеси. В частности, при распределении холодная асфальтобетонная смесь должна иметь температуру около 5°С, горячая – не ниже 120°С.
Условия при асфальтировании
Данный параметр определяет:
- Температуру смеси в момент асфальтирования;
- Температуру воздуха;
- Температуру основания;
- Требуется ли уплотнение.

Особенности разновидностей асфальтобетонных смесей по технологии укладки
| Горячие | Литые | Холодные | |
| Температура смеси | 110-150°C | 190-250°C | не менее +5°C |
| Температура нижележащего слоя | не ниже +5°C | не ниже +5°C | не менее +5°C |
| Температура воздуха | не ниже +5°C | не ниже +5°C | не ниже -10°C (в экстренных ситуациях диапазон расширяется до -20°C) |
| Требуется ли уплотнение | Да | Нет | Да |
| Физико-механические характеристики | Высокие | Высокие | Средние |
| Область применения | Строительство и ремонт асфальтобетонных покрытий | Строительство и ремонт асфальтобетонных покрытий | Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий |
После укладки и уплотнения некоторых асфальтобетонных смесей требуется искусственное образование шероховатости.
Марки растворов
На рынке строительных материалов представлены две марки. Первая марка предполагает использование щебня 1000-1200. Для второй марки — применяют щебенку 800-1000. Перед тем как воспользоваться той или иной смесью, необходимо определить ее марку. Горячие составы, которые укладываются при определенной температуре, имеют следующую маркировку (i):
- раствор марка;
- высокоплотные; i;
- плотные;
- А; i, ii;
- Б, В; i, ii, iii;
- Г, Д. ii, iii;
- пористые i, ii.
Свойства асфальтовых эмульсий
Асфальтовые эмульсии – это дисперсии из очень тонко измельченного битума, находящегося в водной среде. Такие эмульсии характеризуются низкой вязкостью – их используют при температуре окружающей среды, то есть этот материал идеален для строительной отрасли и применяется очень широко. Существует два класса асфальтовых эмульсий: химические (эмульсии со щелочным эмульгатором) и глинистые.
Асфальтовые эмульсии чаще всего применяют при строительстве дорожных покрытий для автострад, устройстве кровельных покрытий, а также в качестве адгезивных и герметизирующих соединений в строительной отрасли.
Одно из главных преимуществ адгезивов и герметиков на битумной основе – их низкая себестоимость. Битум в разы дешевле, чем синтетические полимеры и каучуки, поэтому выгода его применения как в качестве самостоятельного материала, так и в смесях с прочими полимерами, не вызывает никаких сомнений.
При помощи эмульсий осуществляется склеивание, создание покрытий, пропитка поверхностей, создание влагонепроницаемых покрытий, изоляция поверхностей. Используют битумные эмульсии и как адгезивы при укладке кровли,
создании строительных оболочек, изоляции зданий, а также других операциях, требующих осуществление быстрого испарения воды из мест соединений.
Вязкость эмульсии — основной критерий для ее применения. Как правило, при создании покрытия или осуществлении герметизации поверхности необходимо придать эмульсии большую вязкость, чтобы получить пленку необходимой толщины. Асфальтовая эмульсия, которую используют при склеивании слоев оболочки, должна обладать достаточной текучестью, чтобы слой был максимально однородным.
Поэтому для получения нужных свойств может быть необходимо разбавить эмульсию водой.
Дорожно-климатические зоны
География, которая определяет климатические условия, также важна. От данных условий зависит, как долго будет служить асфальтовое покрытие, и как будет переносить перепады температур и морозное пучение почвы.
Существует 5 климатических зон:
- Тундра, которая характеризуется вечномерзлыми грунтами.
- Лесная зона, где грунты характеризуются избыточным увлажнением.
III. Лесостепная зона, где грунты бывают увлажненными в отдельные периоды.
- Степная зона, которая характеризуется сухостью грунтов.
- Пустынно-степная зона с засоленными грунтами.
Чем выше показатели морозного пучения, тем более пластичным должен быть асфальт. Это поможет избежать образование трещин. Там, где грунты очень влажные, укладывают асфальт, способный противостоять водонасыщению. В засушливых регионах рекомендуется использовать асфальт со специальными добавками, которые продлевают срок службы полотна.
Особенности и основные характеристики асфальта
Чтобы ответить на вопрос, чем отличается асфальт от асфальтобетона, необходимо в отдельности разобраться с каждым из этих материалов.
Люди ассоциируют асфальт с автомобильной дорогой или тротуаром. Материал может быть искусственным или натуральным. Параметр определяется в зависимости от содержания битума который находится в диапазоне от 13 до 75%.
Асфальт – это смесь битума, гравия и песка, которая применяется в строительстве чаще всего. В искусственный вариант добавляют минеральный порошок.
Главное отличие асфальта от асфальтобетона состоит в том, что в последний вариант принято добавлять искусственные компоненты.
Сфера использования асфальта:
- Основное покрытие дорог со средне нагрузкой.
- Благоустройство тротуаров и детских площадок.
- Выравнивание площади дома.
Асфальт может применяться и не по назначению. К примеру, из него делают лавки, печати гравюр и лаков.
Преимущества использования асфальта:
- Влага остается на поверхности. Она не мигрирует по ней, поэтому не может уменьшить плотность. Для уплотняемых асфальтобетонов данное свойство не характерно.
- Асфальт отличается большей адгезией. Асфальтобетон получают посредством воздействия высокой температуры, приводящей к нежелательному спеканию. Дополнительно приходится использовать рулонный материал для повышения гидроизоляции. Асфальт функционирует как системное покрытие. В нем нет пролетов. Она также применяется для мостовых сооружений.
- Материал прослужит долго даже при условии постоянной нагрузки. Асфальт не пострадает от воздействия частот разного уровня. Жизненный цикл конструкции напрямую зависит от толщины слоя.
- Демпфирование – колебания автоматически гасятся в поверхности.
- Материал не подвержен коррозии. На его поверхности не могут размножаться бактерии. Он состоит из экологически чистых материалов.
Если стоит выбор асфальтобетон или асфальт, то выбирать нужно после тщательного анализа требований к будущей поверхности.
К примеру, первый вариант материала водонепроницаем и более долговечен. Он получил такие свойства благодаря добавлению модифицированных термоэластопластов. Материал по устойчивости в несколько раз превышает битум.
Недостатки использования обычного асфальта:
- Состав прослужит долго только в случае правильного замешивания.
- Для укладки требуется специальная тяжелая техника.
- Высокая себестоимость доставки, погрузки и разгрузки материала.
- Отсутствие сопротивления пластического колебанию. Такая характеристика фиксируется при технических ошибках или отсутствии опыта работы в данной области у строителей.
- Повышенный риск образования трещин в поверхности в холодное время года.
- Повышается хрупкость материала при увеличении температуры воздуха.
Особенности и основные характеристики асфальтобетона
Материал имеет широкую сферу применения. Он ориентирован не только на создание покрытий дорог. Асфальтобетон получают посредством тщательного перемешивания битума и химических компонентов.
Для укрепления смеси добавляют инертные вещества. Они позволяют поверхности не деформироваться даже в случае сильной нагрузки. Асфальтобетон характеризуется твердостью и прочностью. Для повышения данных свойств используется щебень, гравий и песок.
Если рассматривать асфальтобетон, то его главное отличие от асфальта – возможность тщательного уплотнения. Характеристика достигается посредством искусственных добавок. Материал уже полностью уплотнен перед началом работ. Отличие между материалами также заключается в способе укладки и необходимом оборудовании. Без их наличия невозможно начать дорожные работы.
Существуют холодные смеси. Они набирают прочность при остывании поверхности. Затвердевание получается посредством устранения их состава углевода. Он входит в немедленную связь с воздухом и начинает испаряться. Химическая реакция происходит между добавками и битумов. Благодаря этому удается получить прочное покрытие. Оно обладает следующими преимуществами:
- Ремонтные работы производятся в любое время года.

- Ремонт ям не требует наличия специальной тяжелой техники или оборудования.
- Дороге не нужно время для сушки. После окончания работ по ней сразу же пускают транспорт.
- Широкое распространение и ассортимент материала. Для удобства использования производитель фасует смесь в пластиковые мешки. Вес составляет 25 и 30 кг. Это очень удобно, комфортно и выгодно.
- Максимальный срок годности составляет год.
Асфальтобетон характеризуется также рядом недостатков:
- У холодного варианта смеси повышена водонепроницаемость. При использовании горячего варианта показатель снижается в три раза.
- Покрытие страдает от сдвиговых нагрузок. От воздействия образуются волны.
- Высокая стоимость в сравнении с обычным асфальтом.
Что входит в состав асфальтобетона?
Различают несколько типов асфальтобетона, состав которых заметно отличается. В отдельных случаях состав и качества исходных ингредиентов оказываются связанными с методом производства.
В общем виде АБ состоит из трех основных частей: вяжущего, минерального компонента и каменного. Последнее, однако, не касается песчаных модификаций асфальта, где каменная составляющая исключена.
О том, что входит по ГОСТУ в состав холодного, теплого и горячего, мелкозернистого и крупнозернистого асфальтобетона, а также песчаного и пористого, расскажем вам далее.
Вяжущее вещество
В производстве АБ в качестве вяжущего применяют битум. Несколько ранее использовался также деготь, но сегодня от его применения отказались.
Главная особенность этого ингредиента – вязкость. Она должна быть достаточной, чтобы при смешении покрывать щебень или гравий, но недостаточной, чтобы стекать с них. Вяжущее должно обладать приличной стойкостью, чтобы противостоять деформации, но при этом оставаться пластичным и не формировать трещины. Битум рекомендованных марок вполне подходит для этой задачи.
Может использоваться разжиженный битум – праймер, или эмульсия.
В первом случае вещество разводят растворителем, во втором – смешивают с водой и эмульгатором. Цель такой операции – обеспечить высокую текучесть битума, что требуется при работе в морозы. Вода и растворитель по мере охлаждения состава испаряются, а битум сохраняет свои качества.
При получении АБ применяют вязкие битумы, свойства которых регулирует ГОСТ 22245, и жидкие – по ГОСТ 11955. Марки битума подбирают исходя из марки, класса асфальта и метода получения – холодная, горячая смесь.
Кроме того, используют и специальные разработки – полимерно-битумные вяжущие, повышающие коэффициент упругости готового покрытия, модифицированные битумы и так далее. Эти варианты регламентирует не ГОСТ, а ТУ.
Количество битума по массе или объему занимает разную долю в разных АБ.
| Вид и тип АБ | Содержание битума, % по массе |
| Горячие | |
| Высокоплотные и плотные | 4,0–6,0 |
| А | 4,5–6,0 |
| Б | 5,0–6,5 |
| В | 6,0–7,0 |
| Г, Д | 6,0–9,0 |
| Пористые | 3,5–5,5 |
| Высокопористые щебеночные | 2,5–4,5 |
| Высокопористые песчаные | 4,0–6,0 |
| Холодные Б | 3,5–5,5 |
| Холодные В | 4,0–6. 0 |
| Холодные Г, Д | 4.5–6,5 |
В щебеночно-мастичных асфальтах и литом асфальтобетоне содержание его выше: 5,5–7,5 в первом случае и до 9,5% во втором.
Состав минеральной части асфальтобетона, а также щебень и гравий рассмотрены ниже.
Видео ниже посвящено гранулированному резинобитумному вяжущему веществу для модификации битумов в составе асфальтобетонов:
Каменный наполнитель
Под ним подразумевают не только собственно камень – гравий или щебень, но и любые минеральные ингредиенты, в том числе и песок, и отсев. Важным здесь является буквально все: процентное содержание, форма , размер камня, происхождение, собственное сопротивление износу и много другое.
Для каменного материала значимым является зерновой состав. Причем именно соотношение зерен разного диаметра, количество пылевых частиц, глины и так далее определяет дальнейшее использование наполнителя.
Наиболее губительными для качества готового покрытия выступают пластинчатые и игольчатые зерна.
Содержание подобных регулирует ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344:
- не более 15 % по массе для АБ типа. А и АБ высокой плотности:
- не более 25% для типа Б горячего и холодного;
- не более 35% для типа. А горячего и холодного.
Зерновой состав гравия и песка регулирует ГОСТ 23735. Происхождение его в немалой степени влияет на твердость и прочность асфальта, а также не износостойкость и морозостойкость.
- Так, для получения высокоплотных типов материала, применяют щебень из метаморфических горных пород и из изверженных – базальт, диабаз, перидотит, серпентин, габбро. Также допускается камень из осадочных пород – известняк, доломит, марка дробимости которого должна быть не менее 1200.
- Материал с меньшими параметрами используют для всех остальных типов АБ. Щебень из металлургического шлака для получения высокоплотного слоя не используется, но для плотного холодного типа и других применяют камень марки 1200, 1000 и ниже.
- Щебень из гравия тоже неприменим для изготовления высокоплотного АБ.

Этот же материал проходит проверку на соответствие параметров по морозостойкости.
- Так, для 1–3 климатического пояса плотные и высокоплотные АБ изготавливают из щебня, чей класс морозостойкости равен F50. Пористые и высокопористые – из камня классом F 15 и F25.
- Для зон 4 и 5 только высокоплотный горячий асфальт выполняют на основе щебня классом F 50
Про роль песка в составе асфальтобетона поговорим ниже.
Песок
Добавляется в любые виды АБ, но в некоторых – песчаный асфальтобетон, он выступает как единственная минеральная часть. Песок применяют как природный – из карьеров, так и получаемый отсевом при дроблении. Требования к материалу диктует ГОСТ 8736.
- Так, для плотных и высокоплотных подходит песок с классом прочности в 800 и 1000. Для пористых — уменьшается до 400.
- Число глинистых частиц – в диаметре менее 0,16 мм, тоже регулируется: для плотных – 0,5%. Для пористых – 1%.
- Глина увеличивает способность АБ к набуханию и снижает морозостойкость, поэтому за этим фактором следят особо.

Минеральный порошок
Эта часть формирует вместе с битумом вяжущее вещество. Также порошок заполняет поры между крупными каменными частицами, что снижает внутреннее трение. Размеры зерна крайне малы – 0, 074 мм. Получают их из системы пылеуловителей.
По сути дела, минеральный порошок производят из отходов цементных предприятий и металлургических – это пыль-унос цемента, золошлаковые смеси, отходы переработки металлургических шлаков. Зерновой состав, количество водорастворимых соединений, водостойкость и прочее регулирует ГОСТ 16557.
Дополнительные компоненты
Для улучшения состава или придания каких-то определенных свойств в исходную смесь вводят различные добавки. Разделяют их на 2 основные группы:
- компоненты, разработанные и изготавливаемые специально для улучшения свойств – пластификаторы, стабилизаторы, вещества, препятствующие старению и прочее;
- отходы или вторичное сырье – сера, гранулированная резина и так далее.
Стоимость таких добавок, конечно, намного меньше.
Плотность/ пористость асфальтобетонных смесей
Данный показатель подразумевает остаточную пористость асфальтобетона после уплотнения. Для определения используются лабораторные испытания, для чего из асфальтобетонного покрытия вырезаются образцы.
| Наименование | Значение |
| Высокоплотная | 1 – 2,5% |
| Плотная | 2,5 – 5% |
| Пористая | 5 – 10% |
| Высокопористая | 10 – 18% |
Наиболее прочные разновидности асфальта имеют минимальную пористость/ максимальную плотность. Однако высокая плотность не всегда означает такую же прочность – песчаный асфальт может иметь остаточную пористость 1%, однако будет уступать по прочности щебеночным вариантам.
Особенности изготовления
Мелкозернистые асфальтные смеси изготавливаются на специализированных заводах, а их укладка выполняется при помощи техники, с использованием специальных способов.
Этот стройматериал обычно доставляется на объект при помощи спецтранспорта, так как некоторые асфальтобетонные смеси требуют непрерывного подогрева. Важная информация! Объемный вес готового мелкозернистого асфальтобетона зависит от пропорций составляющих элементов. Стройматериал представлен производителями в нескольких вариантах, которые отличаются комбинацией смеси или наличием дополнительных компонентов.
Главная задача производителя — при изготовлении мелкозернистого асфальтобетона надо определиться с фракцией наполнителя. Обычно для этого используется определенное количество щебенки, диаметр которой не превышает 20 мм. Правильно подобранные пропорции позволяют обеспечить требуемый удельный вес готового мелкозернистого асфальтобетона. Также в асфальтобетонную смесь добавляют нужное количество сыпучих веществ, например, шлак или песок. От этого компонента зависит густота и тягучесть состава. Инструкция, по которой изготавливают асфальтобетон, содержит этап добавления связывающего вещества.
Им является гудрон, получаемый в результате перегонки нефти. Полезный совет! Обычно производители изготавливают на специализированном предприятии 2-3 вида асфальта, которые оптимально подходят для конкретных климатических условий. При крупном заказе они могут внести изменения в состав асфальтобетонной смеси.
Выводы
Марка асфальта не может служить однозначным показателем прочности материала, так как каждая марка включает в себя по несколько возможных комбинаций параметров асфальтобетонных смесей.
Одна марка асфальта может указывать на высокопрочный щебеночный асфальтобетон, при этом в нее же может входить гораздо менее прочный песчаный асфальт.
Всего существует 3 марки асфальтобетона, которые классифицируют смеси по 4 параметрам:
- Состав и вид основного материала;
- Плотность/ пористость;
- Условия при укладке;
- Содержание в составе горных пород.
При этом данная маркировка отражает уровень качества материала при условии эксплуатации по прямому назначению – некоторые асфальтовые смеси предназначены для автомобильных дорог разных категорий, а некоторые для устройства пешеходных зон.
применений и различных типов асфальта и битума.
Содержание
Toggle
Асфальт и битумы образуют взаимосвязанную группу или материалы, которые имеют широкое применение в строительстве. Здесь вы познакомитесь с различными типами асфальта.
Термин «асфальт» в разных странах используется по-разному. Так, в США под асфальтом понимают твердый или полутвердый продукт, в котором преобладающими составляющими являются битумы.
Это определение охватывает как природную асфальтовую породу, так и побочный продукт аналогичного состава, полученный при переработке сырой нефти.
Однако в Европе и других странах термин «асфальт» обычно ограничивается встречающейся в природе горной породой, которая содержит битумы в большом количестве.
Не используется для искусственных смесей или продуктов.
Термин битум, однако, повсеместно рассматривается как сложная смесь углеводородов.
Типы асфальта.
1. Асфальт родной.
Чистые асфальты встречаются в природе в виде твердых или полутвердых отложений в некоторых частях мира.
Наиболее известны залежи озерного асфальта в Венесуэле. Иногда асфальтовая порода может содержать другие минеральные примеси.
2. Асфальтовая скала.
Это тип известняка, переработанного в битумную породу. Это произошло в местах, где природные битумы проникли в расщелины известняковой породы и превратили ее в асфальтовую композицию.
Асфальтовая порода используется в местах залегания для мощения дорог и устройства дорог.
3. Асфальтиты.
По составу они аналогичны асфальту и имеют низкую температуру размягчения (около 200°F).
Некоторые асфальтиты широко используются в электрических аккумуляторных батареях, термопластичных формованных изделиях, мастичных полах и покрытиях трубопроводов.
Страны, производящие природный асфальт и битумную породу: Тринидад, Албама, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Ирак и Сирия.
Использование асфальта.
Асфальты используются, как правило, в сочетании с другими материалами, во многих областях техники.
Некоторые примеры приведены ниже:
1. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
Асфальты высшие сорта применяют в электротехнической промышленности при смешивании с древесной смолой, пеком, каучуком, смолой. Контейнеры для аккумуляторов являются лучшими примерами.
2. ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.
Битумы асфальтобетонные характеризуются комплексом полезных свойств, таких как: атмосферостойкость, водонепроницаемость, вяжущая способность и способность образовывать гибкую поверхность.
Благодаря этим качествам они широко используются в строительстве автомобильных дорог как в основаниях дорог, так и в качестве поверхностных материалов.
Типы асфальтобетонных смесей, используемых на дорогах.
Три типа асфальтобетонных смесей, используемых на дорогах:
- Рулонный асфальт,
- Асфальтовая мастика,
- Асфальт из спрессованной породы .

Рулонный асфальт используется только для мощения. Асфальтовая мастика богата битумами. Он используется в смеси с заполнителями, когда он образует водонепроницаемый и пластичный материал, которому можно придать любую желаемую форму в горячем состоянии.
3. АСФАЛЬТИЧЕСКИЕ КРАСКИ.
Битуминозные битумы используются в качестве основных ингредиентов в некоторых красках. Такие краски особенно полезны для влажных стен и бетонных конструкций.
4. АСФАЛЬТОБЕТОН.
Некоторые сорта асфальта очищаются в соответствии со спецификациями, придающими ему превосходные вяжущие свойства. Он называется асфальтовым вяжущим и при смешивании с мелкими и крупными заполнителями дает асфальтобетон.
Именно в этой форме асфальт обычно используется при мощении автомагистралей и аэропортов, где он придает дорожному покрытию желаемую гибкость и прочность одновременно.
Спасибо за прочтение! Не забудьте поделиться им.
Подробнее: Классификация кирпичей | Виды кирпичей.
Применение асфальта — EAPA
Хотя асфальт в основном используется для мощения дорог, его также можно использовать для различных других целей. Универсальность асфальта делает его таким широко используемым материалом. Среди прочего, его можно найти в следующих секторах:
- Транспорт (например, автомобильные дороги, железнодорожные полотна или взлетно-посадочные полосы аэропортов, рулежные дорожки и т. д.)
- Отдых (детские площадки, велосипедные дорожки, беговые дорожки, теннисные корты…)
- Сельское хозяйство (полы в амбарах, теплицах…)
- Промышленность (порты, заглушки полигонов, рабочие площадки…)
- Строительство зданий (полы…)
Промышленное применение (Источник: Avema Wegenbouw)
В следующих параграфах более подробно описано применение асфальта в туннелях, настилах мостов, железнодорожных путях, аэродромах и даже при строительстве полигонов.
Асфальтовые покрытия в туннелях
Большинство дорог с твердым покрытием в мире покрыты асфальтом, который обеспечивает хорошие эксплуатационные характеристики и долговечность в условиях наиболее интенсивного движения.
Таким образом, асфальтовые материалы в высшей степени подходят для использования при строительстве и покрытии дорог в туннелях. Асфальты
обеспечивают хорошую производительность и долговечность в широком диапазоне климатических и транспортных условий. Все чаще и чаще асфальты используются в промышленных зонах или для конкретных целей, например, в зданиях, в аэропортах и в качестве базовых слоев для железнодорожных путей, а также в зонах, широко используемых в туннелях.
Использование асфальта в автодорожных туннелях — тема, которую часто обсуждают инженеры строительной отрасли. Предыстория этих дискуссий в основном связана с безопасностью в туннелях и реакцией на возгорание асфальта. Документ с изложением позиции EAPA «Асфальтовые покрытия в туннелях» (2008 г.) описывает возможности использования асфальта в туннелях. В нем рассматриваются вопросы строительства укладки асфальта в туннелях, снижения шума, сопротивления скольжению, технического обслуживания и легкости в туннелях, а также аспекты безопасности в отношении работ по укладке дорожного покрытия и реакции на пожары в туннелях.
Асфальт настила моста
В Европе большинство (если не все) стальных и бетонных мостов имеют сверху асфальтовое покрытие.
Одной из основных причин использования асфальта является защита стальных и бетонных конструкций от воды и солей против обледенения.
Из-за различных требований к конструкции дорожной одежды на настиле моста, эти функции, как правило, не выполняются или выполняются только частично одним материалом, может быть выполнено функциональное разделение слоев, образующих покрытие настила, часто представляет собой «систему», состоящую из нескольких слоев. Эта система в основном состоит из асфальтового покрытия, но может включать в себя грунтовки и мембраны для мощения, связующие покрытия и ткани для мощения. В общем, систему асфальтового покрытия моста можно разделить на четыре разных слоя: герметизирующий/связующий слой (грунтовка), гидроизоляционный слой, защитный слой и поверхностный слой (асфальт). Более подробную информацию можно найти в следующей ссылке:
Стальной мост в Маркальтё, Венгрия
Дополнительную информацию можно найти в:
Документ с изложением позиции EAPA (2013 г.
)
Дополнительную информацию можно найти по адресу:
Документ с изложением позиции EAPA «Асфальтовые покрытия в туннелях» (2008 г.)
Асфальт на железнодорожных путях
Было показано, что асфальтовые смеси представляют собой хорошую техническую альтернативу некоторым элементам традиционного железнодорожного строительства. В частности, опыт использования асфальта в верхнем строении пути (традиционное верхнее строение состоит из рельсов, шпал, скреплений и балласта) и в подбалластном слое показало, что эти типы конструкции способны полностью удовлетворить требования современных железнодорожных путей.
Свойства битума и асфальта открывают хорошие возможности для применения этого типа материала в строительстве железнодорожных путей. Это было доказано в различных применениях, как для тяжелонагруженных гусениц, так и для высокоскоростных гусениц.
Использование асфальта в железнодорожном строительстве положительно влияет на несущую способность конструкции.
Это повышает как стабильность, так и долговечность конструкции, что способствует снижению потребности в обслуживании. Кроме того, использование асфальта также способствует снижению вибрации и шума.
Использование асфальта может уменьшить общую высоту надстройки, что важно в случае туннелей и мостов.
Применение асфальта в железнодорожном строительстве можно разделить на использование в качестве подбалластного слоя и использование в качестве полнослойного (асфальтового) строительства, также называемого безбалластным путем.
Железнодорожный путь без балласта (Источник SATA)
Мировой опыт показал, что использование асфальта может стать хорошей альтернативой в современном железнодорожном строительстве. Благодаря особым свойствам асфальтобетонных смесей материалы способны соответствовать многим требованиям.
Дополнительную информацию можно найти в:
Документ с изложением позиции EAPA «Асфальт на железнодорожных путях» (2014 г.)
Использование асфальта на аэродромах
Большинство дорог с твердым покрытием в мире покрыты асфальтом, что обеспечивает хорошие эксплуатационные характеристики и долговечность в условиях наиболее интенсивного движения.
Асфальтовые смеси также широко используются при строительстве площадок с твердым покрытием и стоянок как для легковых, так и для большегрузных транспортных средств. Поэтому они особенно подходят для использования при строительстве и покрытии подъездных дорог, дорог по периметру и стоянок транспортных средств на аэродромах. 9Асфальты 0115 обеспечивают хорошую производительность и долговечность в широком диапазоне климатических и транспортных условий. Асфальты все чаще используются в промышленных зонах или для специальных целей, например, в качестве основы для железнодорожных путей. Асфальт также широко используется в строительстве аэропортов, хотя это использование не всегда признается.
Большинство аэропортов имеют асфальтовое покрытие. В аэропортах есть различные области, такие как взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны и парковочные места. Для каждого из них требуемые характеристики могут различаться, особенно для поверхностных слоев. Для стоянок и перронов необходима хорошая устойчивость к проколам, топливу и химическим веществам.
Для других поверхностей необходимо хорошее сопротивление скольжению. Асфальтовые смеси отвечают этим разнообразным требованиям.
Помимо этих целей, асфальтобетонные смеси широко используются для покрытия взлетно-посадочных полос и зон обслуживания воздушных судов на самых разных аэродромах, от международных аэропортов, регулярно используемых самыми тяжелыми авиалайнерами, до военных аэродромов, на которых размещаются высокопроизводительные реактивные самолеты, и небольших внутренних аэродромов, регулярно используемых легкими или средними самолетами, до самых маленьких частных аэродромов, используемых легкими одноместными или двухместными самолетами.
В Европе за строительство и покрытие военных аэродромов отвечает министерство обороны каждой страны, тогда как ответственность за гражданские аэропорты обычно возлагается на органы гражданской или муниципальной авиации. Эти организации часто имеют свои стандартные спецификации для этого вида работ.
Асфальтовая взлетно-посадочная полоса
Дополнительную информацию можно найти в:
Документ с изложением позиции EAPA «Использование асфальта на аэродромах» (2003 г.
)
Строительные площадки для захоронения отходов в асфальте
Асфальтобетон является превосходным гидроизоляционным материалом и хорошо зарекомендовал себя в гидротехнике на протяжении многих десятилетий.
В то время как состав асфальтобетона для дорожного строительства ориентирован на прочность, устойчивость и качество поверхности, в гидротехнике главное – непроницаемость асфальта.
Отличие асфальта в гидротехническом строительстве от покрытия полигона состоит в том, что в гидротехническом строительстве допустима небольшая степень водопроницаемости, тогда как в покрытии полигона, которое должно защищать грунтовые воды на века вперед, этого нельзя допустить.
Водопроницаемость асфальтобетона зависит от содержания в нем пустот. Асфальт с содержанием пустот менее 3 % по объему непроницаем даже при высоком давлении воды.
По этой причине асфальт часто используется для устройства резервуаров с питьевой водой, защиты дна свалок, гидроизоляционных конструкций и т.


Песок здесь выступает в роли заполнителя пустот между гравием. Такой продукт используют для формирования основы дорожного пирога под оболочку.
Его нагревают до температуры + 235℃ и перемешивают в специальном оборудовании. Из бункера асфальтоукладчика смесь подается на рабочую площадку. Дополнительное трамбование или укатка покрытию не требуется.
Существуют разные типы компонентов, входящих в состав асфальтобетонной смеси. Например, для типа А характерно пятидесятипроцентное содержание щебня в растворе.
К примеру, первый вариант материала водонепроницаем и более долговечен. Он получил такие свойства благодаря добавлению модифицированных термоэластопластов. Материал по устойчивости в несколько раз превышает битум.
0

Стоимость таких добавок, конечно, намного меньше.
