Техника безопасности при ремонте электродвигателей: Меры безопасности при эксплуатации электродвигателей

Меры безопасности при эксплуатации электродвигателей

С момента создания электродвигателей прошло много лет. Сложно представить предприятия, в которых не применялись бы электродвигатели. Электродвигатели нашли свое применение повсюду, начиная с бытовых маленьких приборов, аппаратов, заканчиваямощными, промышленными электродвигателями, выполняющих тяжелую работу.

Выпускают электродвигатели трех видов:

  • Асинхронные электродвигатели 
  • Синхронные электродвигатели 
  • Электродвигатели постоянного тока

Асинхронные электродвигатели делятся на два вида:

  • Асинхронный эл.двигатель с короткозамкнутым ротором
  • Асинхронный эл.двигатель с фазным ротором

Больше всех используются в промышленности электродвигатели асинхронные с короткозамкнутым ротором. При длительных больших нагрузках, применяют синхронные электродвигатели. Где нужно менять скорость вращения электродвигателя, по технологическим требованиям, там используют асинхронные электродвигатели с фазным ротором, и электродвигатели постоянного тока.

Независимо от вида электродвигателей, требуется их установка и правильная эксплуатация. При монтаже и обслуживании электродвигателей, нужно соблюдать меры безопасности.

Техника безопасности при монтаже электродвигателей.

Для монтажа электродвигателя требуется четкий проект. В проекте указывают место установки электродвигателя, указывают, в связке с каким агрегатом будет работать, расчет проводов, нагрузок. Удобнее обратиться по проектированию в специализированные проектные мастерские, так как это повышает безопасность.

Для монтажа электродвигателя на место установки, необходимо нанять профессиональных монтажников, которые работают не первый год. Электродвигатели небольшой мощности (до 10Квт), небольшой массы (до 50кг), допускается устанавливать самостоятельно, после монтажа пригласив для проверки бригаду монтажников.

Сечение проводов подбирают по формулам, учитывая, что медный провод сечением 2,5мм2 выдерживает нагрузки до 30Ампер.

Формула расчета мощности для трёхфазной цепи P= 1,7*U*Y. Где U напряжение, Y сила тока, а 1,7 это квадратный корень из 3-х. Переделав формулу, получают расчет тока для электродвигателя мощностью 10Квт, Y= 10000ВТ/(1,7*380Вольт)= 15 ампер Составляют пропорцию 2,5мм2-30Ампер Хмм2-15Ампер Х=(15Ампер*2,5мм2)/30Ампер=1,25мм2 Такого сечения проводов в стандартном ряде нет, поэтому подбирают провод сечением 1,5мм2.

При самостоятельном монтаже нужно быть предельно осторожным. Даже электродвигатель небольшой массы может создать травму монтажникам. По возможности работать нужно при помощи испытанных, проверенных подъемных механизмов. Пользоваться рычагами, работать в защитных средствах: в каске, защитных очках, спецодежде, рукавицах, спец.обуви.

Объяснить работникам, как обезопасить работу. При подъеме электродвигателя от пола на высоту более 1 метра, нельзя подходить к электродвигателю, можно выравнивать, направлять электродвигатель к месту установки, только после того, как двигатель окажется на высоте нескольких сантиметров от пола.

При перемещении и опускании нельзя держать электродвигатель за нижнюю часть. При подключении кабеля питания электродвигателя работы выполняют со снятым напряжением. Автоматический выключатель отключают, на ручку вывешивают плакат «не включать! Работают люди». Отходящие провода кабеля отцепляют от автоматического выключателя, предварительно проверив отсутствие напряжения на контактах.

После установки, закрепления, подключения электродвигателя, сначала электродвигатель запускают без нагрузки, то есть, не соединив его с агрегатом. После проверки проверяют электродвигатель в работе в связке с агрегатом, подав нагрузку.

Техника безопасности при эксплуатации электрических машин.

При работе электродвигателей необходимо соблюдать элементарные правила безопасности. Нельзя касаться вращающихся, движущихся частей электродвигателей, и соединенных с ними аппаратов во время их работы. Нельзя проверять руками, какое направление вращения имеет включенный электродвигатель. Нельзя совать предметы, через отверстия на кожухе крыльчатки электродвигателя. Нельзя находиться возле электродвигателя в развевающейся одежде. Одежда должна быть застегнутой. Не допускать попадания воды на работающий электродвигатель, попадания масел, и других жидкостей. Запрещается открывать крышку Брно (крышка коробки, в которой кабель соединяется с контактами ЭД) электродвигателя, во время его работы. Нельзя стоят на работающем электродвигателе.

Соединительные муфты электродвигателя и агрегата, должны быть закрыты защитным кожухом, во избежание попадания на них разных посторонних предметов, животных и людей. Рекомендуется закрывать козырьками сам электродвигатель, если производственные процессы связаны с перегоном жидкостей. Нельзя бросать различные предметы в сторону работающего электродвигателя. Запрещается разбирать, производить ремонтные работы на работающем электродвигателе. Все ремонтные работы производятся только на отключенном, обесточенном электродвигателе.

Правила безопасности при работе на электродвигателе.

Рабочий электродвигатель должен быть заземлен, заземление ставят при монтаже электродвигателя. Не допускается последовательное соединение заземлений, то есть не должно быть заземления по такой схеме: электродвигатель — металлическая коробка управления электродвигателем — заземляющий контур. Металлическая коробка и электродвигатель соединяются отдельно с заземляющим контуром.

При работе электродвигателя нельзя его промывать водой, или другими жидкостями, нельзя прочищать щеткой, протирать ветошью. Нельзя проверять устойчивость, надежность креплений электродвигателя, пользуясь ломом, монтажкой. Нельзя выполнять какие-либо работы, стоя на самом электродвигателе. Место, где установлен электродвигатель, должен быть хорошо освещен. Не допускается нахождения возле электродвигателя посторонних людей, животных. Площадка вокруг электродвигателя должна быть чистой, не должны быть рядом воспламеняющиеся вещества, предметы, загромождающие доступ к электродвигателю. На полу не должны находиться растёкшиеся масла, другие скользкие вещества и предметы. Не допускается хранение баллонов с пропаном, с кислородом возле электродвигателей. Нельзя укрывать электродвигатель тканями, минватой. При необходимости можно прикрыть электродвигатель ширмами из негорючего материала, во избежание попадания воды и разных мелких предметов.

Техника безопасности при ремонте электрических машин.

Приступая к ремонту электрических агрегатов, первым делом их обесточивают. Отключат автоматические выключатели, вывешивают запрещающие плакаты, предварительно проверив, что нет напряжения, устанавливают переносные заземления, ограничивают доступ посторонних лиц к ремонтируемому электрооборудованию, установив ограждения. Ремонтные работы выполняет только квалифицированный персонал.

Ремонтными случаями электрооборудования являются:

  • Сильный нагрев корпусов
  • Повышенный гул
  • Искрение во время работы.
  • Сильный шум в подшипниках электродвигателя.
  • Ослабление креплений
  • Сильная вибрация
  • Произвольная остановка электродвигателя со срабатыванием защиты
  • Возгорание электродвигателя (!)

При возгорании электродвигателя, его сразу обесточивают, вызывают пожарных, приступают к тушению углекислотными огнетушителями. Нельзя пытаться тушить горящий электродвигатель не обесточив его.

При необходимости электродвигатель заменяют новым. Придерживаясь выше описанных инструкций, можно обезопасить людей от несчастных случаев и травм.

Техника безопасности при монтаже электродвигателей

Правила техники безопасности при монтаже электродвигателей должны неукоснительно соблюдаться, так как их нарушение приводит к появлению дефектов на внешних и внутренних частях агрегата. На каждом этапе ответственному лицу необходимо следить за их выполнением.

Погрузка/разгрузка

Погрузку/разгрузку следует осуществлять с помощью исправных и надежных строп. Каждый строп должен иметь бирку, на которой указаны срок проверки и допустимая нагрузка. Трос крепится к подъемным кольцам (рымам), в которые пропущены крюки-восьмерки или металлические стержни. Перед строповкой проверяется надежность крепления рым к корпусу двигателя.

При погрузке/ разгрузке запрещено:

  • Оставлять поднятый груз без надзора.
  • Находиться под поднятым агрегатом.
  • Допускать к строповке и управлению механизмами сотрудников, не имеющих разрешения на выполнение таких работ.

Перемещение

Если вес двигателя не превышает 80 кг, его разрешается перемещать и разгружать вручную. В работе должны быть задействованы 2 грузчика. Особое внимание следует уделить надежности настила, применяемого при выгрузке агрегата из автомобиля. Для транспортировки по горизонтальной плоскости предназначены специальные телеги. Если груз перемещается вручную, под него подкладывают раму, деревянный щит либо доску достаточной ширины и используют железные катки.

Установка

Двигатель устанавливается на основание с помощью кранов. В случае их отсутствия возможна установка вручную с использованием:

  • блоков;
  • лебедок;
  • талей.

Их располагают строго над местом установки агрегата. Перед началом работ следует убедиться, что механизмы выдерживают положенную нагрузку.

Центровка

Перед центровкой рабочего устройства с электродвигателем нужно отключить рубильник, автоматический выключатель и вынуть плавкие вставки предохранителей на питающей линии. На месте проведения работ должен быть вывешен плакат, запрещающий включать рубильник. Требуется также надежно заземлить и закоротить концы кабелей или проводов, питающих двигатель. Проворачивание ротора рабочего механизма и электродвигателя согласуется с сотрудниками, ответственными за эксплуатацию рабочего устройства.

Эти же условия необходимо соблюдать при:

  • замене смазки в подшипниках;
  • проверке воздушных зазоров;
  • проверке сопротивления изоляции обмоток;
  • регулировке и подгонке щеток (у модели с фазным ротором).

Разборка/сборка двигателя

Двигатели с весом боковых крышек и роторов до 80 кг разрешается собирать вручную, в работе должны быть задействованы два сотрудника, ознакомленные с мерами предосторожности. Во избежание падения и поломки снятые детали укладываются на деревянные подкладки.

Запрещается снимать шкивы, подшипники, шестерни и соединительные полумуфты ударами кувалды или молотка. Эта процедура выполняется только с помощью специальных съемников. При работе с горючими жидкостями (бензином, керосином, лаком), применяемыми для промывки подшипников и покрытия обмоток, необходимо исключить возможность появления открытого огня вблизи места проведения этих операций.

Сушка электродвигателя током осуществляется при заземлении его корпуса и грамотно выполненной подводке питания.

Техника безопасности при установке электродвигателей требует использования исправного и подходящего по размерам инструмента.

Перед запуском двигателя в холостом или рабочем режиме нужно:

  • удалить посторонние предметы и мусор;
  • проверить надежность заземления;
  • поставить ограждение на ременной передаче или соединительной муфте.

Правила техники безопасности для электродвигателей