Содержание
Схема системы охлаждения на ВАЗ-2112 16 клапанов инжектор: фото
Система охлаждения на ВАЗ-2112 представляет из себя жидкостную систему, закрытого типа с принудительной рециркуляцией. Ниже в этой статье мы рассмотрим с вами её подробную схему, а также основные её части по отдельности.
На видео рассмотрена типичная схема системы охлаждения современного двигателя:
Содержание
- 1 Схема системы охлаждения
- 1.1 Компоненты системы охлаждения
- 1.1.1 Радиатор охлаждения
- 1.1.2 Расширительный бачок
- 1.1.3 Крышка расширительного бачка
- 1.1.4 Термостат
- 1.1.5 Помпа
- 1.1.6 Электровентилятор
- 1.1.7 Датчик охлаждающей жидкости
- 1.1.8 Радиатор отопителя
- 1.1.9 Охлаждающая жидкость
- 1.1 Компоненты системы охлаждения
Подробная схема:
Все основные элементы описаны ниже.
1 – радиатор отопителя; 2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя; 3 – шланг отводящий; 4 – шланг подводящий; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока); 6 – шланг подводящей трубы насоса; 7 – термостат; 8 – заправочный шланг; 9 – пробка расширительного бачка; 10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости; 11 – расширительный бачок; 12 – выпускной патрубок; 13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – подводящий шланг радиатора; 16 – пароотводящий шланг радиатора; 17 – левый бачок радиатора; 18 – датчик включения электровентилятора; 19 – электродвигатель вентилятора; 20 – крыльчатка электровентилятора; 21 – правый бачок радиатора; 22 – сливная пробка; 23 – кожух электровентилятора; 24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения; 25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости; 26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости; 27 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 28 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 29 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 30 – трубки радиатора; 31 – сердцевина радиатора.
Компоненты системы охлаждения
Теперь, когда вам известна вся схема системы охлаждения ВАЗ-2112, вам следует узнать о всех её основных деталях подробнее:
Радиатор охлаждения
Медный радиатор охлаждения
Радиатор предназначен для охлаждения жидкости в системе, когда она проходил через него по так называемому «большому кругу». Он сделан из алюминия, имеет трубчато-пластинчатую, двухходовую конструкцию, оборудован пластмассовыми бачками, в одной из которых есть специальная перегородка, предназначенная для пропуска ОЖ. Жидкость, для прохода по «большому кругу» протекает через верхний патрубок и выходит через нижний.
Расширительный бачок
Этот бачок достаточно надёжен, однако его соединения приходится иногда проверять на герметичность.
Созданный из полупрозрачного полиэтилена расширительный бачок предназначен для залива и контроля охлаждающей жидкости. Когда в системе жидкость заправлена полностью, она должна находиться в бачке между отметками «MIN» и «MAX». В бачок вмонтированы два патрубка для отвода пара, одна от радиатора отопителя, другая от радиатора охлаждения.
Крышка расширительного бачка
Два вида крышек расширительного бачка.
Герметичности системы охлаждения обеспечивается крышкой расширительного бачка, а точнее её впускными и выпускными клапанами. Выпускной клапан поддерживает в сравнении с атмосферным повышенное давление на горячем двигателе, за счёт чего температура кипения становится выше, уменьшая потерю пара.
Термостат
Термостат демонтирован.
Термостат предназначен для распределения потоков охлаждающей жидкости, контролируя её температуру. На холодном двигателе ОЖ циркулирует только по малому кругу, проходя через радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Когда температура вырастает до 87° С, клапан термостата начинает открываться, и достигает полного открытия при 102° С, пуская жидкость по «большому кругу». Термостат для ВАЗ-2112 имеет улучшенное сопротивление дроссельного отверстия, за счёт чего поток жидкости увеличивается.
Помпа
Чем больше лопастей у помпы, тем лучше.
Помпа предназначена для обеспечения циркуляции в охлаждающей жидкости в системе. Помпа — это насос. Он лопастной, приводится в движение от коленчатого вала ремнём ГРМ. В случае «заклинивания помпы» ремень ГРМ порвётся, поэтому следите и проверяйте её состояние. Корпус насоса сделан из алюминия, на передний конец которого запрессован зубчатый шкив, на другой крыльчатка. В случае выхода её из строя, порвётся ремень ГРМ, на 124 двигател клапана не загнёт, а вот на 21120 — загнёт. Поэтому соблюдайте регламент по замене помпы и выбирайте хорошие помпы.
Электровентилятор
Вентилятор можно поставить как с одной, так и двумя моторами. Если он не включается, то проверьте реле вентилятора.
Режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором. Последний сделан из пластмассы и имеет четыре крыльчатки, которые вмонтированы на вал электродвигателя. Двигатель включается по команде датчика через реле по сигналу ЭБУ, когда температура охлаждающей жидкости достигнет температуры в 99° С, и выключается при температуре в 94° С.
Датчик охлаждающей жидкости
Датчик стоить проверить,и если потребуется заменить.
Для контроля за температурой охлаждающей жидкости в системе предусмотрен специальный датчик. Вмонтирован он в головку блока цилиндров и связан с показателем на панели приборов.
Радиатор отопителя
Без этого элемента не обойтись холодной зимой.
Радиатор отопителя предназначен для обогрева воздуха, поступающего в салон. Он соединён напрямую с системой охлаждения, и через него постоянно циркулирует тосол. Для того, чтобы нагреть воздух в салоне, воздух направляется на радиатор, а когда этого не требуется воздух минуя его попадает в салон.
Охлаждающая жидкость
Чаще всего в качестве охлаждающей жидкости заливают тосол.
В качестве охлаждающей жидкости на ВАЗ-2112 чаще всего применяют ТОСОЛ, всего в системе его около 6 литров.
Крайне не рекомендуется использовать воду, так как она вызывает активную коррозию для алюминиевого радиатора.
Система охлаждения Лада Веста (Lada Vesta)
Особенности устройства
Система охлаждения двигателя закрытого типа под давлением. В пробке расширительного бачка имеется предохранительный клапан.
Система охлаждения включает в себя: радиатор системы охлаждения двигателя; водяной насос; термостат; радиатор отопления салона; расширительный бачок.
Схема циркуляции охлаждающей жидкости при низкой температуре (термостат закрыт): 1 — расширительный бачок; 2 — водяной насос; 3 — радиатор отопителя; 4 — блок цилиндров; 5 — корпус термостата; 6 — радиатор охлаждения; 7 — пароотводящий шланг
На автомобиле Lada Vesta применена новая схема циркуляции охлаждающей жидкости. При температуре охлаждающей жидкости ниже температуры начала открытия клапана термостата (термостат закрыт) вся жидкость циркулирует через радиатор 3 отопителя (малый контур). Открытие термостата, не прекращая циркуляции жидкости через радиатор отопителя, приводит к началу циркуляции через радиатор 6 системы охлаждения и его пароотводящий шланг 7 (большой контур).
Преимущество системы охлаждения двигателей автомобиля Lada Vesta по сравнению с прежними моделями ВАЗ — более точная регулировка температурного режима двигателя.
На прежних моделях перемешивание холодной и горячей охлаждающей жидкости непосредственно в корпусе термостата приводило к неуправляемому завышению температуры жидкости. На автомобиле Lada Vesta омыв термоэлемента термостата осуществляется только горячей жидкостью из блока 4 цилиндров, что минимизирует инерционность термостата и позволяет более точно регулировать температуру охлаждающей жидкости. Зависимость температурного режима работы двигателя от внешних факторов снизилась и стала определяться в основном температурой открытия клапана термостата.
Возможность точного регулирования температурного режима улучшила охлаждение двигателя, в частности, уменьшилась температура головки цилиндров за счет меньшей температуры охлаждающей жидкости на прогретом двигателе. В свою очередь это позволило увеличить углы опережения зажигания, и, соответственно, улучшить топливную экономичность и динамику автомобиля.
Температура начала открытия клапана термостата — 85±2°С.
Температура полного открытия клапана термостата — 97±2°С.
Заправочный объём системы охлаждения двигателя:
— 11189 и 21129 (в комплектации без предпускового подогревателя) — 8,7 л;
— 11189 и 21129 (в комплектации с предпусковым подогревателем) — 9,3 л;
— HR16 (h5M) (в комплектации без предпускового подогревателя) — 7,0 л;
— HR16 (h5M) (в комплектации с предпусковым подогревателем) — 7,6 л.
Более побробно о заливаемой охлаждающей жидкости (антифризе) см. тут
Очистка радиатора
За зиму радиатор забивается мусором, песком и со лью. которыми обрабатывают дороги. Из-за этого двигатель начинает перегреваться. Перед началом летнего сезона осмотрите радиатор и при необходимости промойте его в сервисе официального дилера LADA.
Схема системы охлажденияTICO Pro Spotter — 722264
ПУНКТ | ЧАСТЬ № | КОЛ/М | ОПИСАНИЕ |
ТРУБКИ CAC И ШЛАНГИ РАДИАТОРА | |||
1 | 62055 | 1 | CAC СБОРКА-LH ISB13 |
2 | 620678 | 1 | ТРУБКА CAC ПРАВАЯ ПЕРЕДНЯЯ 2016 ISB MITSUBISHI ALT |
3 | 40175 | 4 | ШЛАНГ-ГОРБКА, 3 ДЮЙМА, СИЛИКОНОВЫЙ CAC |
4 | 40185 | 8 | ЗАЖИМ ПОСТОЯННЫЙ МОМЕНТ SAE 362 2-3/4″ НА 3-5/8″ SSTL |
5 | 62048 | 1 | ТУРБО КОЛЕНО ДЛЯ CAC ISB 2013 |
6 | 42261 | 1 | ЗАЖИМ V-BAND |
7 | 42262 | 1 | УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ КОЛЬЦО |
8 | 61958 | 1 | ШЛАНГ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДИАМ. 1-3/4 ВЕРХНИЙ ДВИГАТЕЛЬ СИЛИКОНОВЫЙ (ВЕРХНИЙ ШЛАНГ) |
9 | 40184-1 | 4 | ЗАЖИМ ПОСТОЯННЫЙ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ SAE 262 1-3/4″ НА 2-5/8″ SSTL |
10 | 620535 | 2 | ШЛАНГ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ 2 1/4 X 2 X 8 1/2 LG SILICONE VENAIR (НИЖНИЕ ШЛАНГИ) |
11 | 620487 | 1 | ТРУБКА НАСОСА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ К РАДИАТОРУ |
12 | 40184-2 | 2 | ЗАЖИМ ПОСТОЯННЫЙ КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ SAE 312 2-1/4″ НА 3-1/8″ SSTL |
13 | 41026 | 2 | ШЛАНГ 5/8″ X 85″ ПЕРЕДАЧ К ОХЛАДИТЕЛЮ |
14 | 40471 | 2 | ФИТИНГАДАПТЕР 3/4″ SAE O-RING X 3/4″ MALE JIC STEEL VITON O-RING |
15 | 10624 | 2 | ФИТИНГ КОЛЕНО 90 ГРАДУСОВ 3/4″ MORB X 3/4″ MJIC ВИТОН СТАЛЬ |
16 | 41253 | 33,5 | СИЛИКОНОВЫЙ ШЛАНГ ДЛЯ РАССЫЛКИ — ВД 1 дюйм |
17 | 42188 | 2 | ШЛАНГ- ФОРМУЛИРОВАННЫЙ НАГРЕВАТЕЛЬ НА 90 ГРАДУСОВ- ВД 1″ |
18 | 42205 | 2 | АДАПТЕР УЛ. НЕЙЛОНОВАЯ ТРУБКА 1 ДЮЙМ НА ТРУБКУ 1 ДЮЙМ |
19 | 82371 | 1 | БОЛТ С ШЕСТИГР. ГОЛ. 5/16-18x 1 |
20 | 85024 | 1 | КОНТРГАЙКА NYLOCK COARSE 5/16-18 GRD 8 |
21 | 85090 | 1 | ШАЙБА ПЛОСКАЯ 5/16″ SAE GRD 8 ЦИНК PLT |
22 | 420456 | 6 | ЗАЖИМ ШЛАНГА С ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧОЙ № 16 С ФУТЕРОВКОЙ СТАЛЬ ДИАПАЗОН: 11/16 – 1 1/2 дюйма, внутренний диаметр |
23 | 40722 | 1 | ФИТИНГ СТАЛЬНОЙ 90 ГРАДУСОВ #16 ТРУБКА X #16 NPT |
Загрузка
Спасибо за регистрацию!
Загрузка
Закрывать
Корзина покупателя :
Нет товаров в корзине
Продолжить покупки
Всего:
0,00 долл. США
Посмотреть корзину
Водяное охлаждение — детали, работа, схема, преимущества и недостатки
Содержание
Система охлаждения необходима для того, чтобы двигатель не нагревался настолько, чтобы вызвать проблемы, и в то же время позволял ему работать достаточно горячим, чтобы обеспечить максимальный КПД двигателя. В процессе преобразования тепловой энергии в механическую в цилиндрах возникают высокие температуры из-за процесса сгорания. Большая часть этого тепла передается головке и стенкам цилиндра, поршню и клапанам. Если это избыточное тепло не будет унесено и эти детали не будут должным образом охлаждены, двигатель будет поврежден. Таким образом, должна быть предусмотрена адекватная система охлаждения для предотвращения повреждения механических частей, а также для получения максимальной производительности двигателя
Детали систем водяного охлаждения
Радиатор: Радиатор предназначен для охлаждения воды, поступающей от двигателя.
Назначение: Для обеспечения плотного контакта горячей охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя, с наружным воздухом, чтобы обеспечить высокую скорость передачи тепла от охлаждающей жидкости к воздуху.
Радиатор состоит из трех основных частей:
(i) верхний бак,
(ii) нижний бак и
(iii) трубки.
Горячая вода из верхнего бака, поступающая от двигателя, по трубкам стекает вниз. Тепло, содержащееся в горячей воде, передается на медные ребра, расположенные вокруг труб. Переливная труба, подсоединенная к верхнему1 баку, позволяет сливать лишнюю воду или пар.
Подробнее: Система водяного охлаждения двигателя | Типы системы водяного охлаждения
Существует три типа радиаторов:
(i) трубчатый радиатор с ребрами,
(ii) трубчатый радиатор и
(iii) сотовый или ячеистый радиатор
части системы жидкостного охлаждения
Ребристый трубчатый радиатор:
Возможно, это самый старый тип радиатора, хотя он все еще используется. При этом вода течет внутри трубок. Каждая трубка имеет большое количество кольцевых колец или ребер, плотно прижатых к ее внешней поверхности.
Трубчатый радиатор:
Единственная разница между решетчатым трубчатым радиатором и трубчатым заключается в том, что в этом случае нет отдельных ребер для отдельных трубок. Вертикальные трубки радиатора проходят через тонкие медные листы, расположенные горизонтально.
Сотовый или сотовый радиатор:
Сотовый радиатор состоит из большого количества отдельных воздушных ячеек, окруженных водой. При этом засорение любого прохода затрагивает лишь небольшую часть охлаждающей поверхности. Однако в трубчатом радиаторе при засорении одной трубки теряется охлаждающий эффект всей трубки.
Водяной насос:
Функция: Для увеличения скорости циркулирующей воды.
Это насос центробежного типа. Он установлен по центру в передней части блока цилиндров и обычно приводится в действие с помощью ремня.
Этот тип насоса состоит из следующих частей:
(i) корпус или кожух,
(ii) рабочее колесо (ротор),
(iii) вал,
(iv) подшипники или втулка,
(v) вода уплотнение насоса и шкив
(vi).
Нижняя часть радиатора соединена с всасывающей стороной насоса. Мощность передается на шпиндель насоса от шкива, установленного на конце коленчатого вала. В насос встроены уплотнения различной конструкции для предотвращения потери охлаждающей жидкости из системы.
Вентилятор системы охлаждения:
Функция: Для поддержания достаточного потока воздуха через матрицу радиатора, особенно при низких скоростях автомобиля и в условиях холостого хода под двигателем.
Вентилятор обычно устанавливается на шкиве водяного насоса, хотя на некоторых двигателях он крепится непосредственно к коленчатому валу. Он служит двум целям в системе охлаждения двигателя.
(i) Всасывает атмосферный воздух через радиатор и, таким образом, повышает эффективность радиатора при охлаждении горячей водой.
(ii) Обдувает внешнюю поверхность двигателя свежим воздухом, который отводит тепло от частей двигателя и, таким образом, повышает эффективность всей системы охлаждения.
Термостат:
Для регулирования циркуляции воды в системе для поддержания нормальной рабочей температуры деталей двигателя при различных условиях эксплуатации.
Герметичный колпачок:
Для образования герметичного соединения, благодаря которому поддерживается давление охлаждающей жидкости несколько выше атмосферного.
Расширительный бачок:
Для сбора избыточной охлаждающей жидкости при повышении температуры двигателя и при охлаждении охлаждающей жидкости для возврата охлаждающей жидкости в бачок.
Схема системы водяного/жидкостного охлаждения:
Схема системы водяного охлаждения
Работа системы водяного охлаждения:
- Блок двигателя с водяным охлаждением и головка блока цилиндров имеют взаимосвязанные каналы охлаждающей жидкости, проходящие через них. В верхней части ГБЦ все каналы сходятся в единый выход.
- Насос, приводимый в действие шкивом и ремнем от коленчатого вала, подает горячую охлаждающую жидкость из двигателя в радиатор, который представляет собой разновидность теплообменника.
- Ненужное тепло передается от радиатора в воздушный поток, а охлажденная жидкость возвращается к входному отверстию в нижней части блока и снова течет обратно в каналы. Обычно насос направляет охлаждающую жидкость вверх через двигатель и вниз через радиатор, используя тот факт, что горячая вода расширяется, становится легче и при нагревании поднимается над холодной водой. Его естественная тенденция — течь вверх, а насос способствует циркуляции.
- Радиатор соединен с двигателем резиновыми шлангами и имеет верхний и нижний баки, соединенные сердечником из множества тонких трубок.
- Трубки проходят через отверстия в пакете тонких ребер из листового металла, так что сердечник имеет очень большую площадь поверхности и может быстро отдавать тепло более холодному воздуху, проходящему через него.
- В старых автомобилях трубы проходят вертикально, но в современных автомобилях с низким фасадом установлены перекрестные радиаторы с трубами, проходящими из стороны в сторону.
- В двигателе при его обычной рабочей температуре температура охлаждающей жидкости чуть ниже нормальной температуры кипения.
- Опасность закипания предотвращается повышением давления в системе, что повышает температуру кипения.
- Дополнительное давление ограничивается крышкой радиатора, в которой установлен клапан давления.
- Избыточное давление открывает клапан, и охлаждающая жидкость вытекает через переливную трубку.
- В системе охлаждения этого типа постоянно происходит небольшая потеря охлаждающей жидкости, если двигатель сильно нагревается. Время от времени система нуждается в дозаправке. Более поздние автомобили имеют герметичную систему, в которой любой перелив уходит в расширительный бачок, из которого засасывается обратно в двигатель, когда оставшаяся жидкость остывает.
Преимущества системы водяного охлаждения
- Благодаря равномерному охлаждению гильзы и головки цилиндра (за счет кожуха) позволяет снизить температуру головки и седла клапана.
- Объемный КПД двигателей с водяным охлаждением выше, чем у двигателей с воздушным охлаждением.
- Возможна компактная конструкция двигателей с заметно меньшей лобовой площадью.
- В случае двигателей с водяным охлаждением установка не обязательно в передней части мобильных транспортных средств, самолетов и т. д., так как система охлаждения может быть удобно расположена.
Преимущества системы водяного охлаждения перед системой воздушного охлаждения:
1. Двигатель можно установить в любом месте на транспортном средстве
2. Объемный КПД двигателя с водяным охлаждением больше, чем у двигателя с воздушным охлаждением
3. Равномерность охлаждение цилиндра, ГБЦ и клапанов.
4. Удельный расход топлива двигателя улучшается за счет использования системы водяного охлаждения.