Содержание
Опасная зона работы крана — Лабораторные измерения и охрана труда
Любой объект строительства – это место повышенной опасности. Здесь должен находиться только лишь специально обученный персонал, никаких посторонних людей. Все эти мероприятия по безопасности направлены на исключение несчастных случаев на стройке, которые могут произойти в любую секунду рабочего дня. При чём, форс-мажорные ситуации могут возникнуть и с рабочими. Потому на каждом объекте, на котором ведётся стройка, должна быть обозначена граница потенциально угрожающей жизни зоны.
Таких границ опасной зоны может быть великое множество. Всё зависит от количества и габаритов специальной техники на объекте (бетононасосы, экскаваторы, самосвалы), от наличия подъёмных кранов, от высоты здания и глубины грунтов. Курсы по управлению кранами с пола и по радио и обучение по техническому обслуживанию и ремонту грузоподъемных кранов поможет осуществлять безопасные работы.
Виды границ опасных зон
На самом деле, весь периметр стройки – зона повышенной опасности.
Но некоторые её территории представляют собой зоны повышенной угрозы здоровью как специалистов, так и обычных прохожих. Потому выделяют несколько таких границ:
- Зона падения грузов и материалов для строительства с высоты до расстояния их падения и отлёта.
- Зона движения спецтехники и её крупногабаритных механизмов.
- Зона движения груза на кране и радиус его перемещения с учётом отлёта.
- Зона высоты и глубины (траншеи, этажи возводящегося здания, котлованы).
Опасная зона работы крана
Опасная зона работы крана – это специализированный термин из области строительства, который применяется в случае возведения многоэтажных домов, различных возводящихся объектов и инженерных конструкций. Критерии этой зоны определяются чёткой формулой, прописанной в документации. Эти правила безопасности должны строго соблюдаться как работником крана, так и руководителем бригады. Эти меры касаются таких типов кранов, как стационарные, гусеничные, рельсовые и колёсные.
Этими мерами пренебрегать ни в коем случае нельзя. Их пренебрежение влечёт за собой не только административную и материальную ответственность, но и угрозу для жизни людей, опасность порчи дорогостоящего спецоборудования и техники.
Читайте также: Безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов
Установка опасной зоны работы крана
Определение опасной зоны работы крана рассчитывается ещё до начала его работы на вверенной точке строительства, перед прокладкой траншеи и ввоза техники на территорию. Границы этой зоны становятся местом дислокации пунктов заправки техники, складов, бытовок и других вспомогательных объектов для успешного выполнения работы. Для правильных расчётов опасной зоны работы крана во внимание берётся сама рабочая площадка крана, которая состоит из:
- Длины рельсового пути. При чём, длина и габариты внешней части крана тоже не обделены вниманием.
- Максимально возможный вылет стрелы крана. К нему добавляется половина размера груза, который будет использован в работе.

- Самая высокая линия, на которую будет поднята стрела крана.
- Расстояние, на которое может переместиться груз с самой высокой точки подъёма стрелы.
Попросту говоря, опасной считается та зона работы крана, на территории которой имеют возможность получить травмы как рабочий персонал, так и мимо проходившие посторонние люди от контакта с сами краном или с грузом, который он перемещает в пространстве.
Расчёт этой зоны ведётся сугубо лишь специалистами. Результат этой работы они отображают в чертежах с математическими вычислениями. Эти чертежи утверждаются начальником строительства. К ним прилагаются пояснительные записки, которые передаются руководителям разных структурных подразделений. А уже после установки крана с первого дня его эксплуатации каждый день на инструктаже по технике безопасности до каждого работника доводится та самая информация, прописанная в пояснительной записке.
Статьи по теме
Режим труда и отдыха водителя-международника
Охрана труда при работе с ручным инструментом
Условия труда на воздушном транспорте
РАСЧЕТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАДИУСА ОПАСНОЙ ЗОНЫ РАБОТЫ КРАНА
Во время проведения ремонтно-строительных работ иногда возникают чрезвычайные ситуации, спровоцированные поломками или авариями используемого технологического оборудования, вследствие которых может возникнуть реальная угроза здоровью и жизни находившихся рядом людей.
Правила производства монтажных работ подъемно-транспортным оборудованием, в том числе, проекты производства работ башенными кранами (ППРК на башенный кран) строго регламентированы «Строительными нормами и правилами» (СНиП) и их соблюдение обязательно всеми строительными организациями, используемыми указанную строительную технику.
В соответствии с правилами техники безопасности, перед началом работы крана, оператор-крановщик обязан предупредить всех присутствующих, находящихся в рабочей зоне крана, о начале подъема, передвижения или опускания груза и при необходимости установить визуальную связь со стропальщиком. Если потенциально опасная зона работы крана по каким-то причинам не просматривается, ее необходимо оградить специальными лентами для обеспечения от проникновения случайных прохожих.
Как определить радиус рабочей зоны крана рассмотрим ниже.
Что обозначает понятие «опасной зоны»?
Вся территория вокруг строительного крана считается потенциально опасной зоной, поскольку во время возникновения чрезвычайной ситуации – аварии, повлекшей падение или демонтаж крана, обрыв несущих груз, держателей или строп, может быть причинен ущерб здоровью и жизни находящихся поблизости людей.
Кроме того, такие поломки небезопасны для рядом стоящих строений (жилых домов, производственных и подсобных помещений), строительных механизмов и техники. Для определения размера этой зоны существует специальный расчет-формула, результатом которой является радиус опасной зоны.
Полученный от вычисления результат используют инженеры-строители при определении параметров (размеров) окружности, внутри которой будет произведен монтаж кранов, а также будет размещаться строительная площадка со складами, заправками и ремонтными зонами, «бытовками» и пр.
Пределы опасной зоны надлежит четко обозначить на местности специальными знаками, а строители должны проходить периодический инструктаж о соблюдении правил техники безопасности при нахождении в опасной зоне во время работы крана.
Как произвести вычисление?
Для расчета радиуса опасной зоны наиболее приемлема формула «РОЗ = С + 0,5 x Г + О», где используемые сокращения обозначают:
РОЗ – искомая величина, радиус;
С – максимальная дальность вылета стрелы крана во время возникновения чрезвычайной ситуации, например, при отказе электронной системы управления работой крана;
Г – наибольшие размеры перемещаемых с использованием крана типовых грузов, например, панелей перекрытия, габариты которых во время транспортировки будут выходить за предел максимального удаления стрелы примерно на половину их размера, поскольку центр тяжести груза будет находиться под рабочими элементами (тросами) стрелы, отсюда поправочный коэффициент 0,5.
О – максимально возможная дальность отлета груза, который во время передвижения накапливает кинетическую энергию и при возникновении чрезвычайной ситуации может упасть на некотором расстоянии от окончания стрелы крана. Показатель величины «О» определяется по расчетным данным таблицы, где указано значение максимального отлета груза, в зависимости от высоты стрелы крана. Например:
- при высоте стрелы в 10 м отлет груза составит 4 м;
- при высоте 20 м – 7 м;
- при высоте 50 м – 9 м;
- при высоте 100 м – 13 м;
- при высоте 200 м – 20 м;
- при высоте 300 м – 25 метров.
Производим расчет по заданным параметрам
Учитывая показатели формулы, произведем примерный расчет опасной зоны работы крана для стрелы с максимальным вылетом в 40 м (С), высотой 50 м, которая будет перемещать бетонные изделия длиной 6 м (Г).
Радиус опасной зоны (РОЗ) будет равняться:
РОЗ=40+0,5х6+9 (данные из таблицы) = 52 метра
Указанная формула универсальна для большинства типовых ситуаций.
Если же возникли сомнения и спорные ситуации для определения зоны желательно привлечь специалистов лицензированных проектных организаций.
Поддержание безопасного рабочего периметра за пределами радиуса поворота крана.
Требования OSHA устанавливаются законом, стандартами и правилами. Наши пояснительные письма объясняют эти требования и то, как они применяются к конкретным обстоятельствам, но они не могут создавать дополнительные обязательства работодателя. Это письмо представляет собой интерпретацию OSHA обсуждаемых требований. Обратите внимание, что на наше руководство по правоприменению могут повлиять изменения в правилах OSHA. Кроме того, время от времени мы обновляем наше руководство в ответ на новую информацию. Чтобы быть в курсе таких событий, вы можете посетить веб-сайт OSHA по адресу https://www.osha.gov.
22 марта 1995 г.
Гэри Дж. Амсингер
Директор по корпоративной безопасности
McCarthy — Bridge and Heavy Division
1341 North Rock Hill Road
Сент-Луис, Миссури 63124-1498
Уважаемый г-н Амсингер! 0003
Это в ответ на ваше письмо от 24 января с просьбой предоставить заявление о соответствии от Управления по охране труда и здоровья (OSHA) в отношении предложенного вами метода поддержания безопасного рабочего периметра за пределами радиуса поворота крана, как указано в CFR 1926.
550(а)(9).
При использовании, как описано в вашем письме и как показано на сопроводительном рисунке, 3-дюймовая сигнальная лента, установленная на кране, будет соответствовать требованиям Федерального Управления по охране труда и гигиене труда (OSHA) в отношении баррикадирования радиуса поворота надстройки крана.
Если мы можем что-либо за дополнительной помощью, пожалуйста, свяжитесь со мной или с г-ном Дейлом Кавано из моих сотрудников по телефону (202) 219-8136
С уважением,
Рой Ф. Гернэм, PE, JD
Директор Отдела помощи в строительстве и морском соблюдении
Приложение
24 января 1995 г.
Г-н Рой Гернэм, директор
Управление строительства/соответствия морским нормам
Министерство труда США – OSHA
200 Конституция Авеню, СЗ,
Комната N-3610 9 0007 Вашингтон, округ Колумбия 20210
RE: Crane Swing Protection, 1926.550,a,9
Уважаемый г-н Гернем,
На 500-уровневом курсе обучения в Сент-Луисе мы обсудили различные методы соблюдения упомянутых выше правил.
Являясь крупным подрядчиком в США, мы выполняли работы по всей стране, и различные территориальные офисы применяли разные толкования этого правила. Чтобы помочь McCarthy в соблюдении этого правила по всей стране, я надеялся, что мы сможем внедрить простой, но эффективный способ должным образом предупредить сотрудников об этой опасности.
Этот метод использует неразрушающий метод крепления к кранам, так как большая часть нашего оборудования находится в аренде, и нам не разрешено переделывать оборудование.
Метод, который я предполагаю, заключается в установке на кран и обеспечении безопасного рабочего периметра вокруг крана с использованием 3-дюймовой предупредительной ленты о баррикадах, аналогичной той, которая используется властями для охраны места преступления, и аналогично прикрепленной рекламе. использоваться также на гусеничных кранах, так как они представляют большую опасность, чем изображенная на пересеченной местности, и движутся так же много.0003
Пожалуйста, просмотрите, чтобы определить, соответствует ли этот тип баррикад по периметру целям правил.
Если вы считаете, что вам может понадобиться увидеть какую-то подробную схему этой установки, пожалуйста, сообщите или позвоните, чтобы обсудить, пожалуйста, сделайте это.
Заранее спасибо за ваши мысли по этому поводу.
Мы очень ценим ваше внимание к этому вопросу.
С уважением,
Гэри Дж. Амсингер
Директор по корпоративной безопасности
Безопасность при работе с мостовыми кранами — три основные опасности и профилактические меры
Бесчисленное количество компаний в производственной и строительной отраслях полагаются на мостовые краны для подъема и транспортировки материалов. При правильной установке и использовании эти системы делают работу проще и безопаснее. Но несчастные случаи с мостовыми кранами ежегодно приводят к тяжелым травмам и смертельным случаям. Предотвращение этих бедствий требует, чтобы работники осознавали определенные опасности, возникающие во время работы, и соблюдали меры безопасности, чтобы их избежать.
Существует множество опасностей, которые могут возникнуть при работе с кранами. Многие несчастные случаи связаны с крупными подъемными системами, такими как башенные краны и мобильные краны. Но опасности существуют со всеми типами кранов, включая мостовые краны, и во всех аспектах работы крана. (Мостовые краны определяются OSHA 1910.179(a)(8) как краны с подвижным мостом, несущим подвижный или фиксированный подъемный механизм и перемещающиеся по подвесной фиксированной конструкции пути.)
Анализ несчастных случаев с мостовыми кранами выявил три общих Опасности, о которых должна знать каждая компания, использующая подвесные подъемные системы, для обеспечения безопасности своих работников. Важно знать об этих опасностях и научиться распознавать их на рабочем месте, чтобы избежать их. К трем наиболее распространенным опасностям, связанным с мостовыми кранами, относятся опасность поражения электрическим током, перегрузка и падение/соскальзывание материалов с мостовых подъемников.
Приведенный ниже анализ каждой опасности содержит описание, потенциальные риски, причины несчастных случаев, превентивные меры по их предотвращению и применимые требования OSHA. Одной общей чертой всех трех опасностей является квалификация крановщиков. Владелец крана и руководитель работ несут ответственность за то, чтобы операторы крана были компетентны и квалифицированы для выполнения работы. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о требованиях к обучению и минимальных требованиях к компетентному персоналу, изложенных OSHA.
Опасность поражения электрическим током
По данным OSHA, почти 50 % несчастных случаев с мостовыми кранами происходят в результате контакта оборудования с источником питания во время работы. Контакт с линией электропередач буквально определяется как непреднамеренный контакт любой металлической части крана с высоковольтной линией электропередач. Контакт с линией электропередач чаще всего происходит, когда кран перемещает материалы рядом с линиями электропередач или под ними, и трос или стрела подъемника касаются одной из них.
Обычно человек, пораженный электрическим током, касается крана, когда он соприкасается с линией электропередач. Но опасность не ограничивается только оператором. Он распространяется на весь персонал, находящийся поблизости.
Одиночный контакт с линиями электропередач может привести к множеству смертей и ранений. Каждый год около 200 человек умирают от контакта с линиями электропередач и примерно в три раза больше получают серьезные травмы. Большинство жертв направляют груз в момент контакта, но риски распространяются на всех, кто находится на рабочем месте.
Контакт с линией электропередач чаще всего происходит из-за того, что не учитывается планирование безопасности и не принимаются превентивные меры для предотвращения опасностей. Планирование является одним из самых больших средств предотвращения несчастных случаев. Для начала важно установить, кто отвечает за планирование безопасности перед началом работы, прежде чем какие-либо краны прибудут на рабочую площадку. Кроме того, краны следует держать вдали от небезопасных рабочих зон; OSHA и ANSI определяют безопасное расстояние, которое операторы должны соблюдать от источника питания при работе на стройплощадке.
Области, которые считаются опасными, называются опасными зонами, и крановщики должны быть четко уведомлены обо всех потенциально опасных зонах. Зона в радиусе 10 футов от линии электропередачи считается небезопасной рабочей зоной или опасной зоной и должна быть четко обозначена на земле изолированными барьерами, заборами, лентой и т. д. Это поможет создать визуальные подсказки для рабочих. чтобы кран всегда располагался так, чтобы стрела и подъемный трос не попадали в опасную зону.
OSHA также требует, чтобы операторы мостовых кранов соблюдали меры предосторожности при работе вблизи линий электропередач — даже за пределами 10-футового радиуса. Это означает, что операторы должны рассматривать все линии электропередач как находящиеся под напряжением до тех пор, пока электрическая компания не сообщит им или ей об обратном. Операторы также должны поддерживать безопасную скорость при работе вблизи линий электропередач. Крановые стрелы или тележки, установленные на грузовиках, использующие электрическую систему дистанционного управления для погрузки и разгрузки, также могут быть очень опасными.
Если стрела касается линии электропередач, оператор, держащий блок управления, обычно мгновенно получает удар током. Этот тип оборудования никогда не должен использоваться рядом с линиями электропередач. Непроводящая пневматическая или радиосистема дистанционного управления является гораздо более безопасным выбором при работе вблизи линий электропередач.
В целом важно, чтобы операторы и рабочие прошли соответствующее обучение, чтобы избежать опасных зон, где может произойти поражение электрическим током. Операторы должны иметь рабочих, наблюдающих поблизости, чтобы помочь им, когда визуально трудно поддерживать необходимый зазор. Убедитесь, что любые лестницы, инструменты и системы не проводят ток, и попросите электрическую компанию обесточить и заземлить линии электропередач или установить изоляцию всякий раз, когда рядом с ними работают люди.
- 29 CFR 1910.333(c)(3) — Выбор и использование методов работы — Работа на открытых частях или вблизи них — Воздушные линии
- 29 CFR 1926.
550(a)(15) — Краны и деррик-краны — Общие требования — Линии электрораспределения и передачи
Перегрузка
Согласно OSHA, 80 процентов всех опрокидываний крана и поломок конструкции могут быть связаны с превышением эксплуатационных возможностей крана. Когда кран перегружен, он подвергается структурным напряжениям, которые могут привести к необратимым повреждениям. Раскачивание или внезапное падение груза, использование неисправных компонентов, подъем груза сверх допустимого, волочение груза и боковая загрузка стрелы — все это может привести к перегрузке.
По оценкам OSHA, на каждые 10 000 часов использования крана приходится одно опрокидывание крана. Почти 80 процентов этих сбоев можно отнести к предсказуемым человеческим ошибкам, когда оператор непреднамеренно превышает грузоподъемность крана. Перегрузка чаще всего возникает при допуске к работе на кранах плохо обученного персонала. Часто операторы ошибочно полагают, что они могут положиться на свое чутье или опыт, чтобы определить, является ли груз слишком тяжелым.
Крайне важно, чтобы любой крановщик знал вес груза и грузоподъемность крана. Использование таких технологий, как системы измерения нагрузки, для обучения и планирования может значительно снизить опасность перегрузки и некомпетентности оператора.
OSHA требует от работодателей проведения формального обучения для всех операторов кранов, но сертификация операторов требуется только для операторов, использующих оборудование с максимальной грузоподъемностью, заявленной производителем, превышающей 2000 фунтов. Неквалифицированным сотрудникам разрешается эксплуатировать оборудование только в качестве операторов-стажеров с сертифицированным инструктором. Формальное обучение должно обеспечить практические знания графиков нагрузки крана, а обучение на рабочем месте является отличной профилактической мерой, если инструктор имеет квалификацию.
В целом, в большинстве программ по безопасности кранов изложены требования к компетентному персоналу, и было бы неплохо ознакомиться с ними.
Краны стали более сложными и теперь могут поднимать более тяжелые грузы дальше и быстрее, чем когда-либо прежде. Современный оператор должен быть хорошо обучен и иметь четкое представление о динамике нагрузки, грузоподъемности в различных конфигурациях и условиях, при которых такая грузоподъемность действует.
- 29 CFR 1910.179(g)(5)(iv) — Мостовые и козловые краны — Выключатели
- 29 CFR 1910.179(n)(4)(I) — Мостовые и козловые краны — Работа с грузом — Концевой выключатель подъема
- 29 CFR 1910.179(a)(50) — мостовые и козловые краны — номинальная нагрузка
- 29 CFR 1910.179(b)(8) — Мостовые и козловые краны — Назначенный персонал
- 29 CFR 1910.179(a)(35) — Мостовые и козловые краны — Назначенный сотрудник
- 29 CFR 1926.550(g)(3)(ii)(C) – Краны и деррик-краны – Инструменты и компоненты
- 29 CFR 1926.21(b) — Обучение технике безопасности и обучение
Падение материалов
Падение материалов является серьезной проблемой на любом рабочем месте или на любой площадке, где используются мостовые краны.
Нарушение зрения, двойная блокировка, поскальзывание, механическая поломка или некомпетентность оператора могут привести к серьезным травмам или летальному исходу. Например, если материалы не закреплены должным образом, груз может соскользнуть и приземлиться на находящихся поблизости рабочих или нанести серьезный ущерб имуществу. Для более крупных или мобильных кранов нежелательное движение материала может защемить или раздавить рабочих, участвующих в процессе такелажа.
Статистика показывает, что в 2012 году в результате несчастных случаев с подвесными подъемниками погибло около 20 человек. Это связано с тем, что грузы, поднимаемые подвесными подъемниками, имеют тенденцию быть довольно тяжелыми и при падении вызывают серьезные повреждения. Стропы и приспособления, которые не закреплены должным образом, могут представлять серьезную угрозу безопасности, и когда предметы начинают скользить, они в конечном итоге падают на этаж ниже.
Одним из способов снижения риска падения материалов является регулярное техническое обслуживание подъемников.
Техническое обслуживание с нагрузочными испытаниями гарантирует, что вы знаете, сколько фунтов может выдержать подъемник, и помогает поддерживать подъемник в хорошем рабочем состоянии. К техническому обслуживанию всегда следует относиться серьезно, когда речь идет о тяжелой технике. Если движущаяся часть мостового крана изнашивается или ломается подъемник, это может привести к серьезным повреждениям. Регулярное техническое обслуживание гарантирует, что подъемник и мостовой кран находятся в хорошем рабочем состоянии, а все операции выполняются без сбоев.
Помимо технического обслуживания, неправильное крепление груза или строп, несущих груз, является одной из основных причин несчастных случаев с мостовыми подъемниками и кранами. Если груз или строп, удерживающий груз, не закреплены должным образом, предметы могут выскользнуть, опрокинуться и в конечном итоге упасть на землю внизу. Механическая неисправность также может привести к неожиданной неисправности оборудования и падению тяжелого груза.
Чтобы снизить риск, Управление по охране труда и промышленной гигиене требует от операторов ежедневных осмотров кранов. При возникновении механических проблем операторы должны использовать процедуру блокировки/маркировки, чтобы предотвратить случайный запуск или перемещение крана до тех пор, пока проблема не будет устранена.
Рабочие, работающие рядом с мостовыми кранами, должны всегда носить надлежащие средства защиты головы, ног, рук и глаз. Оператор крана и любой рабочий внизу также должен быть в курсе того, что его окружает, и никогда не проходить под лифтом. Оператор крана должен всегда опускать груз на землю перед выходом из подъемника или во время простоя. При перемещении предметов он или она никогда не должны поднимать груз выше, чем это необходимо для зазора.
При управлении подъемником должным образом обученный персонал, находящийся поблизости, должен понимать, что работает в опасной зоне. Установка знаков «Опасно при подъеме» вокруг рабочей зоны поможет предупредить сотрудников о том, что над их головами работает подъемник.
Рабочие должны быть обучены держаться подальше от подъемника, и они никогда не должны проходить под грузами, подвешенными в воздухе. Точно так же подвешенные грузы никогда не должны перемещаться над работниками, а персонал никогда не должен подниматься или перевозиться на подъемнике.
Бережное обращение с подъемником — еще один важный фактор безопасности, который следует учитывать при использовании мостовых кранов. Лицо, ответственное за управление подъемником, должно быть хорошо обучено и квалифицировано. Слишком быстрое перемещение крана и рывки подъемника, когда он несет большой груз, могут быть опасны для крановщика и находящихся поблизости рабочих. Изменение или реверсирование направления следует выполнять медленно и осторожно. Изменение направления может привести к рассыпанию тяжелых грузов, а раскачивать груз очень рискованно. Операторы и диспетчеры должны полностью сосредоточиться на текущей задаче, чтобы избежать потенциально опасных ситуаций.
- 29 CFR 1926.


550(a)(15) — Краны и деррик-краны — Общие требования — Линии электрораспределения и передачи
