Содержание
Исследование профессионально-важных качеств водителей транспортных средств
Развитие психологии профессиональной деятельности обусловлено социально-экономическими потребностями общества в знаниях психических особенностей человека в различных сферах его профессиональной активности, стремлением к гуманизации труда, научно-техническим прогрессом и возрастанием роли человека в управлении людьми и техникой, особенно в экстремальных условиях [2]. Формирование научной области знаний и общественной практики в отечественной психологии труда и инженерной психологии принадлежит Б.Ф. Ломову. Своими фундаментальными работами по психологии трудовой деятельности Б.Ф. Ломов создал концепцию системного подхода к анализу операторской деятельности и оптимизации процесса взаимодействия человека и машины [9]. Системный подход определяет общеметодическую природу изучения законов (закономерностей) образования, строения, функционирования, развития целого, единого, чем и является профессиональная деятельность [2].
По мнению В.А. Бодрова, психология профессиональной деятельности расширила свои связи с другими отраслями психологии и науками о человеке и заложила принципы субъективного подхода к изучению человека во всех его проявлениях (организм, индивид, личность, профессионал) и взаимосвязях с компонентами структуры деятельности. Исследования развивают методологию и теорию профессиональной деятельности, обосновывают принципы и методы формирования профессиональной пригодности, совершенствуют способы психологического обеспечения работоспособности человека, разрабатывают вопросы инженерно-психологического проектирования систем «человек-машина» и т.д. [4].
Деятельность водителя транспортных средств является разновидностью операторской деятельности, изучаемой в системе «Человек – Техника», являющейся самой большой по количеству профессий и специальностей. Сюда относятся профессии, включающие в процессе трудовой деятельности различного рода манипуляции с объектом. В технической деятельности различают три стороны [14]:
- техническое понимание – как умение быстро и точно усваивать строение и работу технических устройств;
- техническую исполнительскую деятельность, которая требующую умение обращаться с инструментами и машинами для изготовления технических изделий по чертежам и техническим картам;
- конструктивно-техническую деятельность – как улучшение существующих и сознание новых технических конструкций и изделий.
Общим для всех профессий системы «Человек – Техника» является непосредственное или опосредованное оперирование объектами в пространстве. Для выполнения такой деятельности рабочим и специалистам квалифицированного труда необходимо иметь пространственно-образное представление, развитый глазомер и хорошую оперативную память, определенную устойчивость к монотонии, физическую выносливость, хорошую переключаемость внимания [1].
Кроме того, деятельность водителей транспортных средств осуществляется в особых и экстремальных условиях. Между экстремальными и нормальными условиями деятельности существует промежуточный класс условий, который имеет самостоятельное психологическое содержание, значительно отличается от других и эти условия названы особыми. В таких условиях деятельность субъекта сопряжена с эпизодическим, то есть непостоянным действием экстремальных факторов. Экстремальные условия, имеют место постоянно действующих экстремальных факторов [7]. Как показывают исследования, экстремальные факторы связаны со спецификой профессиональной деятельности и являются значимыми объективными причинами, влияющими на характер, содержание и качество деятельности субъекта. Наиболее распространенными экстремальными факторами в деятельности водителя транспортных средств являются:
· механические воздействия типа вибраций, перегрузок и т.п.;
· сильные акустические воздействия;
· ситуация поддержания готовности к экстренным действиям. В таких случаях известно, что экстремальная ситуация может возникнуть обязательно, но время её наступления и характер предстоящей оперативной деятельности не определены. Поддержание такой высокой функциональной готовности требует от субъектов труда мобилизации внутренних резервов, что связано с высокими психоэнергетическими затратами.
· ситуация риска, которая обусловливает высокую психофизиологическую цену принятия соответственного решения, риск еще и сопряжен с боязнью совершить ошибку;
· специфика деятельности – стресс, психическая напряженность, монотонность [10].
Экстремальные условия деятельности характеризуются постоянным действием интенсивных экстремальных факторов, которые могут представлять потенциальную опасность не только для водителя транспортного средства, но и для других субъектов труда, работающих в подобных условиях деятельности.
В формировании психологической системы деятельности особое место принадлежит подсистеме профессионально важных качеств. Они выступают в роли тех внутренних характеристик психологических особенностей субъекта, в которых отражаются внешние специфические воздействия факторов конкретного процесса, выступающих в форме профессиональных требований к личности. Кроме того, значение профессионально важных качеств в обеспечении успешности освоения и реализации профессиональной деятельности определяется тем, что в них проявляются основные характеристики структуры личности, определяющие психологические особенности системы деятельности – мотивационно-потребностные, познавательные, психомоторные, эмоционально-волевые и другие [3]. Согласно А.К. Марковой профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям) [11].
Целью нашего исследования стало выявление условий, влияющих на профессионально-важные качества водителей транспортных средств.
Гипотеза исследования: на становление профессионально важных качеств может оказывать влияние продолжительный стаж работы и личностные характеристики водителей транспортных средств.
Предметом исследования являются профессионально-важные качества водителей транспортных средств.
Объектом исследования водители транспортных средств с различным стажем трудовой деятельности.
Задачи исследования:
1) дать психологический анализ профессионально-важных качеств водителей транспортных средств;
2) соотнести профессионально-важных качества водителей транспортных средств со стажем работы.
Основная проблема исследования состоит в определении роли профессионально-важных качеств водителей транспортных средств как индикатора системных взаимосвязей между человеком, профессией и обществом и как регулятора преобразования социальных функций в профессиональной деятельности.
Нами исследовались личностные различия между тремя группами водителей транспортных средств, имеющих разный профессиональный стаж. Всех респондентов мы разделили на следующие группы:
· I группа – со стажем работы менее 5 лет;
· II группа – со стажем работы от 5 до 10 лет;
· III группа – со стажем работы более 10 лет.
Методики использовались в бланковом варианте, каждому водителю выдавались методики и бланки регистрации ответов. Обследованию были подвергнуты водители маршрутных такси в количестве 46 человек, в возрасте от 22 до 58 лет.
. Для решения поставленной задачи участники исследования отвечали на вопросы диагностического опросника «Человек — Техника» (ЧТ), «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности», затем методика «Уровень притязаний» (УП).
Диагностический опросник «Человек — Техника» (ЧТ) (Ф.Д. Горбов), предназначенный для определения состояния здоровья, усидчивости, внимания, чувства самосохранения, реакции, выдержки, умения сосредоточиться при наличии внешних раздражителей, первичного определения пригодности испытуемого для работы на транспорте, позволяющего выявить интерес к технике и физическому развитию. Для определения профессионально важных качеств водителей транспортных средств, осуществляющих свою деятельность в особых и экстремальных условиях, важно учитывать профессиональную пригодность.
Профессиональная пригодность – есть совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им (при наличии специальных знаний, умений, навыков) общественно приемлемой эффективности труда [12]. По мнению А.К. Марковой, формирование пригодности к профессии обусловлено природными свойствами человека, его мотивацией к профессиональной деятельности и профессиональной подготовленностью [11]. Профпригодность – это гибкое, динамическое образование, складывающееся и шлифующееся в ходе самой профессиональной деятельности [5]. Профпригодность является не простым соответствием некоторых свойств организма определенным требованиям профессии, а есть результат длительного процесса, в ходе которого психологические качества субъекта, сталкиваясь с препятствиями, выдвигаемыми профессией, претерпевают ряд изменений. Абсолютная профпригодность требуется в усложненных условиях деятельности водителя транспортных средств. Например, при неожиданном возникновении опасных ситуаций важна быстрота принятия решения.
Диагностика социальных ценностей личности (С.С. Бубнова), способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций. Ценностные ориентации в профессиональной деятельности – это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики [11]. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек занимает особое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. Ценность означает для человека значимость чего-то в мире, выполняет функцию ориентира поведения. С.Л. Рубинштейн говорил, что ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [13].
Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний (УП) (В. Гербачевского), предназначена для выявления уровня притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности [1]. Уровень притязаний личности как стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным, тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности. Профессиональные притязания – это стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности. Это тот уровень профессиональной деятельности, который выбирает человек, зная свои предыдущие результаты [11]. Уровень притязаний определяет зону субъективной ответственности человека в профессиональной деятельности, то, за что он берется, как он в состоянии оценить свои успехи или неудачи. Уровень профессиональных притязаний динамичен, меняется от чередования успеха или неуспеха в профессиональной деятельности.
С этой точки зрения принципиальным является то, что качество деятельности зависит от уровня развития выделенных профессиональных качеств. Значение профессионально важных качеств водителя транспортных средств растет, поскольку сам по себе технический прогресс и совершенствование условий дорожного движения без учета человеческого фактора еще не обеспечивает безопасности на дорогах. Эта цель может быть достигнута путем непосредственного изучения человека в различных проявлениях его личности и профессиональной деятельности.
Полученные эмпирические данные подвергались статистической обработке с использованием компьютерной программы STATISTICA 7.0, в результате чего была определена достоверность различий. Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости
р ≤ 0,1; р ≤ 0,05; р ≤ 0,01. В анализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, однофакторный дисперсионный анализ, критерий Крускала-Уоллиса.
В результате применения критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, нами было установлено, что распределение переменных диагностического опросника «Человек-Техника» значимо отличается от нормального, поэтому при сравнении профессионально-важных качеств водителей с разным стажем работы мы использовали непараметрический критерий Крускала-Уоллиса (табл. 1).
Таблица 1.
Переменные
|
Значение критерия
Н
|
Уровень значимости
P
|
Быстрота принятия решения (ЧТ 4)
|
5,435
|
0, 066
|
Наличие чувства самосохранения (ЧТ 8)
|
6,158
|
0,046
|
Сравнение психологических характеристик водителей транспортных средств показало, что выявлены достоверные различия по шкале ЧТ 8 – наличие чувства самосохранения и тенденция к достоверным различиям для переменной ЧТ 4 – быстрота принятия решения (реакция).
Под быстротой принятия решения или реакцией понимается любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде: от биохимической реакции отдельной клетки до условного рефлекса [13]. В обстоятельствах, возникающих в особых и экстремальных условиях деятельности водителя транспортного средства, значение имеет исполнение или принятие мгновенного решения. Как считает К.М. Гуревич, для быстроты реакции в водительской деятельности необходимы определенные природные данные, то есть абсолютная профессиональная пригодность [6].
Известно, что управление транспортным средством предъявляет повышенное требование к характеристикам внимания водителя транспортного средства. Постоянная нагрузка на внимание связана с необходимостью восприятия огромного количества сигнальных и движущихся объектов. Следовательно, существенной необходимостью профессиональной деятельности водителя является требование к продолжительной произвольной концентрации внимания при одновременной способности к его экстренным переключениям. Таким образом, скорость переключения внимания является профессионально-значимой психологической характеристикой водителя транспортного средства, данная функция должна оцениваться при определении профессиональной пригодности.
Результаты проведенного теста показали, что две группы водителей транспортных средств, со стажем работы от 0 до 5 лет и от 5 до 10 лет, чаще попадают в ситуации, требующие быстрого принятия решение, чем водители транспортных средств со стажем работы от 10 лет и более (рис. 1). Эти результаты дают нам основание считать, что группы водителей транспортных средств со стажем работы до 10 лет, из-за малого опыта и навыка работы, чувствуют себя неувереннее на трассе, в отличие от опытных и проверенных водителей транспортных средств со стажем работы более 10 лет.
Рис. 1. Сравнительный анализ быстроты принятия решения (реакций) водителей с разным стажем работы.
Самосохранение – это целостная система работы над собой, которая требует соответствующих знаний, умений, квалификации, способностей и даже таланта. Работа по самосохранению исходит из той модели профессионала и того образа личности в профессии, которые человек осознанно или неосознанно принимает для себя [11]. Каждому человеку совершенно необходимо и вполне реально построить собственную индивидуальную программу профессионального развития и самосохранения, стремясь постоянно приближаться к решению поставленных задач в разной степени и в зависимости от зрелости своей личности. Результатом и показателем эффективности программы самосохранения являются физическое, а также профессиональное творческое долголетие человека.
Эмоциональное состояние имеет большое значение в деятельности водителя транспортного средства и во многих случаях определяет правильность и точность его действий. У субъекта труда, помимо переживаний, свойственных каждому человеку, могут возникать эмоции, связанные с его профессиональной деятельностью. Причинами возникающих эмоций при управлении транспортным средством могут быть и опасные ситуации на дорогах, движение в условиях плохой видимости, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, плохие метеорологические условия (гололедица, снег, метель, дождь), необходимость резкого торможения и внезапное изменение направления движения из-за создавшейся дорожной ситуации.
Основным фактором, вызывающим у водителя транспортного средства эмоциональное напряжение, является необходимость в постоянной оценке непрерывно меняющейся дорожной обстановки и в принятии решений в условиях недостатка времени. Степень эмоциональной напряженности водителя транспортного средства в процессе его деятельности также постоянно меняется в зависимости от характера дорожных ситуаций и условий движения [8]. Важным для него является способность безошибочно и быстро действовать в состоянии эмоционального напряжения, вызванного экстремальной ситуацией на дороге.
Для правильного понимания индивидуально-психологических особенностей водителей транспортного средства недостаточно изучения отдельных психических процессов, необходимо знание психических свойств, характеризующих человеческую личность, т.е. направленность, уровень притязания, ценностные ориентации, способности, темперамент, характер и т.д.
Рис 2. Связь стажа работы водителей транспортных средств с чувством самосохранения.
Чувство самосохранения (рис.2) в меньшей степени развито у группы водителей транспортных средств со стажем работы до 5 лет. Так, значение медианы М = 3. У группы, имеющий стаж работы от 5 до 10 лет М = 4. Более высокие показатели у группы водителей стаж, которых достиг более 10 лет М = 5.
Данные этого теста позволяют нам утверждать, что малоопытные водители допускают больше ошибок в принятии решений во время управления транспортным средством, вследствие меньшей развитости чувства самосохранения, чем у водителей с продолжительным стажем. Чем продолжительнее стаж работы водителя транспортного средства, тем лучше развито его чувство самосохранения, а значит, допускается меньше ошибочных действий во время управления транспортным средством.
Экспресс-диагностика социальных ценностей личности позволила нам выявить особенности ценностных ориентаций водителей. В результате применения критерия Крускала-Уоллиса обнаружены достоверные различия (Н= 10,453; р=0,0054) по шкале «финансовые ценности». Из рис. 4 видно, что финансовые ценности являются наиболее важными для водителей со стажем работы от 5 до 10 лет, так как значение медианы М равно 200. Социальные ценности (рис.3) имеют тенденцию понижаться со стажем работы (р=0,0828).
Рис. 3. Связь стажа работы водителей транспортных средств с ценностными ориентациями.
Психодиагностическая методика по определению уровня притязаний включает в себя 15 компонентов, представляющих собой потенциальную мотивационную структуру, возникающую в ходе выполнения задания. В результате применения однофакторного дисперсионного анализа, установлена тенденция к достоверным различиям по 3 компонентам (табл. 2.)
Таблица 2.
Переменные
|
Значение критерия
F
|
Уровень значимости
P
|
Уровень притязаний 2 (познавательный мотив)
|
2, 861
|
0, 0682
|
Уровень притязаний 8 (сложность задания)
|
2,448
|
0, 0984
|
Уровень притязаний 15 (инициативность)
|
2,987
|
0,061
|
· УП 2 — познавательный мотив, который относится к ядру мотивационной структуры личности и характеризует субъекта, проявляющего интерес к результатам своей деятельности (рис. 4). В нашем исследовании водители транспортных средств со стажем от 0 до 5 лет проявляют самый высокий интерес – 18,4; со стажем более 10 лет немного ниже – 17,6; от 5 до 10 лет самый низкий — 15,9.
· УП 8 – уровень сложности задания относится к группе компонентов, связанных с достижением достаточно сложных целей, относящихся к положению дел в настоящий момент: водители транспортных средств, имеющие стаж работы более 10 лет имеют самый высокий показатель – 8,2; меньше показатели у водителей транспортных средств со стажем от 5 до 10 лет – 6,2 и со стажем от 0 до 5 лет – 6,1.
· УП 15 –выражает проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед ним задач. Водители транспортных средств, имеющие стаж от 0 до 5 лет имеют самый высокий показатель – 17,2; со стажем от 5 – 10 лет – 16,8; у водителей транспортных средств, стаж которых составляет более 10 лет – 14,7.
Рис 4. Связь стажа работы водителей транспортных средств с уровнем притязания.
Методика по определению уровня притязаний позволила определить, что стаж профессиональной деятельности водителей транспортных средств влияет на стремление и высокий интерес к познанию профессии.
С приобретением опыта, накоплением стажа профессиональной деятельности, повышением уровня профессионализма у водителя транспортного средства развиваются профессионально важные качества. Одновременно с формированием профессионально важных качеств развивается профессиональное мышление, формируется личностная характеристика с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом. По статистике, приведенной выше, группа водителей со стажем работы от 10 лет и более допускает меньше ситуаций, требующих быстрого принятия решения. Финансовые и социальные ценности, которые являются важными в профессиональной деятельности у водителей со стажем работы от 10 лет и более, понижаются, что связано с проявлением наибольшего интереса к решению сложных профессиональных задач.
Список используемой литературы:
- Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб, Питер, 2007.
- Бодров В.А. Развитие системного подхода в исследованиях профессиональной деятельности // Психол. журн., 2007. Т. 28. № 3 С. 23-28.
- Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М., Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.
- Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности: справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М: ИНФРА-М, 1999.
- Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда / Под ред. В.П. Зинченко, В.М. Мунипова, О.Г. Носковой. М., 1983.
- Гуревич К.М. Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974.
- Деркач А. А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М., МААА, 1998.
- Игнатов Н.А. Человек за рулем. 2-е изд. перераб. и доп. М., Транспорт, 1976.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984.
- Ломов Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М., Наука, 1985.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб., 2004.
- Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
Результаты являются статистически незначимыми, если р > 0,1. В статье приводятся результаты, которые значимы на уровне тенденции (0,05<р≤0,1) и статистически значимые (р≤0,05), на основании использованной литературы Кутейников А. Н. Математические методы в психологии. Учебное пособие. – СПб., 2008 (с. 43)
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, стаж работы, транспортное средство, средство, водитель, качество водителей, уровень притязаний, группа водителей, быстрота принятия решения, профессиональная пригодность.
Профессинально важные качества водителей общественного транспорта
2.2. Психофизиологические свойства и профессиональные качества водителей общественного транспорта
Рассмотрим теперь физиологические и психофизиологические характеристики работы водителя более подробно. В процессе управления общественным транспортом водитель находится на своем рабочем месте, в кабине. При этом он располагается на сиденье конкретной конструкции, в вынужденной позе, ограничен объемом кабины и особенностями обзорности. Длительное нахождение в сидячей позе и связанная с ней гипокинезия (ограниченная двигательная активность) приводят к ряду физиологических сдвигов в организме и вызывают специфическое утомление водителя, снижают его работоспособность и могут способствовать возникновению и развитию ряда заболеваний. Поэтому очень большое значение имеют конструкция и средства регулировки сиденья, материал, из которого оно изготовлено, расположение конструкции органов управления, а также характеристики кабины, обуславливающие обзорность.
В каждой профессии можно выделить наиболее важные психофизиологические свойства человека – оператора сложной системы, позволяющие безопасно и качественно выполнять требуемый объем работ.
Для водителя такими свойствами являются:
— Зрительные ощущения
— Слуховые ощущения
— Ощущение равновесия, ускорений, вибраций
— Восприятие
— Память
— Мышление
— Оперативные качества
— Реакция
— Эмоциональное состояние
Зрительные ощущения
Возможности органов чувств и мозга водителя не могут быть неограниченными. Их перегрузка ведет к быстрому переутомлению, что очень опасно, так как в состоянии утомления водитель не может правильно и полностью воспринимать обстановку на дороге.
В первую очередь нагрузка идет на органы зрения, ведь в процессе управления автомобилем зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей обстановке. Решающее значение для зрения имеют условия освещенности. Статистика указывает на большое число ДТП (до 50%) в темное время суток, несмотря на снижение интенсивности движения в это время. Наибольшие затруднения возникают для водителя при резких изменениях освещенности дороги, при движении в условиях недостаточности освещенности, при недостаточной контрастности объектов на дороге. Имеет значение и зрительное поле водителя, его способность воспринимать цвета. У некоторых людей существуют различные отклонения, такие как суженое поле зрения или нарушение цветочувствительности. Такие люди, безусловно, не могут быть водителями, а тем более водителями общественного транспорта. Водителю, не имеющему отклонений, приходится мобилизовать все возможности своего зрения, что не просто и может в дальнейшем привести к его расстройству.
Слуховые ощущения
Как средство получения информации, слуховые ощущения являются для человека вторыми по значению после зрительных ощущений. Водитель оценивает качество работы агрегатов автомобиля при помощи слуха; воспринимает информацию, передаваемую звуковыми сигналами другими водителями, звонки у железнодорожных переездов, сирену автомобиля, зуммеры внутренней сигнализации, а также различные шумы, интенсивность и частота которых дает некоторое представление о скорости движения и ее изменении.
Постоянно действующий шум оказывает отрицательное действие на органы слуха. Под влиянием шума удлиняется скрытый период двигательной реакции, ухудшается зрительное восприятие, ослабевает сумеречное зрение, нарушается координация движений и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление. Опасность представляет собой и низкая плотность поступающей информации, приводящая к снижению внимания водителя, компенсируемого неоправданным увеличением скорости движения. Увеличение скорости делает водителя неподготовленным к возникновению экстремальных ситуаций (резкому торможению и повороту рулевого колеса, а также их сочетанию).
Ощущение равновесия, ускорений, вибраций
Равновесие – это свойство органов человека воспринимать и реагировать на изменение положение тела в пространстве, а также действие на организм ускорений и перегрузок. В состоянии равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-суставное чувство и кожная чувствительность. Сохранение равновесия является результатом сложного взаимодействия возникающих рефлексов. Ускорение характеризует быстроту изменения скорости по численному значению и по направлению. Реакция человека на ускорение определяется рядом факторов, среди которых существенное значение принадлежит времени действия, скорости нарастания и направления вектора перегрузки. Общее состояние человека при действиях ускорения характеризуется появлением чувства тяжести во всем теле, болевых ощущений за грудиной или в области живота, вначале затруднением, а в дальнейшем (при значительных перегрузках) и полном отсутствием возможности движений. Большие ускорения приводят к нарушению зрительных функций. В реальных условиях движения ускорения, действующие на водителя не велики. Эти ускорения не могут вызвать у водителя значительных физиологических расстройств. Но во время и после прохождения кривой малого радиуса может наблюдаться изменение тонуса мышц рук, вследствие чего водитель не всегда может выдержать прямолинейное направление движения и ошибается, поворачивая рулевое колесо в направлении тонуса мышц. Так, при прохождении со значительными скоростями кривых малых радиусов и при последующем выходе на прямолинейный участок водитель рефлекторно смещает автомобиль на наружную сторону дороги и в ряде случаев заезжает на полосу встречного движения. В результате длительного периодического действия ускорений (подъемы и спуски, движение по кривым малых радиусов) возможно возникновение болезненного состояния, так называемой морской болезни, основные проявления которой – плохое самочувствие, головокружение, тошнота.
Вибрация (механические колебания) оказывает существенное влияние на человеческий организм, причем степень и характер ее действия зависят от вида колебания и направления действия. Под влиянием вибрации в организме могут наступать различные психофизиологические изменения, в том числе изменения в системе кровообращения, в центральной нервной системе, в мозге, костно-суставной системе и в мышцах. Воздействие вибрации может привести к функциональным нарушениям, которые не носят затяжного характера и быстро исчезают после непродолжительного отдыха. Под действием вибрации ухудшается зрительное восприятие, снижается качество внимания, замедляется реакция, снижается точность действия.
Для уменьшения отрицательного воздействия этих явлений современные автомобили оборудуются вибро- шумозащитыми комплектующими.
Восприятие
Водитель в процессе своей профессиональной деятельности на основе нескончаемого потока информации постоянно совершает действия, соответствующие его пониманию сложившейся ситуации. При этом водитель руководствуется рядом тактических задач: соблюдением безопасной скорости движения, необходимостью остановок. Управляя автомобилем, он должен воспринимать большое число зрительных, звуковых и других раздражителей, совокупность которых формирует дорожно-транспортную ситуацию. Качество восприятия водителя, то есть его быстрота, полнота, своевременность и точность, во многом зависят от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем новичок.
Память
Любой процесс принятия решения не может быть осуществлен без участия памяти, как свойства нервной системы хранить информацию о событиях и реакциях организма на эти события. Поэтому водителю важно обладать хорошей и, кроме того, долговременной памятью, которая хранит все навыки, приобретенные в процессе учебы и практики.
Мышление
Управление общественным транспортом требует от водителя выдерживания такого режима движения, который учитывает постоянное изменение ситуации. Эту деятельность выполняет мышление. Результатом мышления является принятие решения, следствием которого – выполнение определенных действий. Для водителей важна скорость мышления, так как умозаключения и следующие за ними действия должны выполняться тем быстрее, чем больше скорость движения транспортного средства. Одновременно с этим у водителя должна быть развита широта мышления, то есть способность предвидеть различные последствия своих действий и в соответствие с оценкой этих последствий принимать необходимые и правильные решения.
Оперативные качества водителя:
Наиболее важные из них – это высокая эмоциональная устойчивость, сообразительность, высокие показатели координации движения, высокие качества внимания и памяти. Все эти качества в реальной деятельности проявляются во взаимодействии и единстве. Однако в процессе движения и управления автомобилем водитель не должен сосредотачивать свое внимание только на одном или на нескольких заранее определенных объектах ввиду постоянно меняющейся дорожно-транспортной ситуации. Водителю необходимо обладать способностью следить даже за теми событиями, которые в сложившейся ситуации не являются определяющими, и переключать внимание при возникновении каких-либо других существенных событий.
Реакция
Одним из важнейших навыков водителя, обеспечивающих безопасность движения, является быстрота реакции — закономерный ответ организма на внешнее воздействие. Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятие решения и выполнение ответных действий. Время реакции водителя при управлении автобусом измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности до начала действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций — сложной, простой и в опасной зоне. При движении транспортного средства перед водителем могут возникнуть самые различные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автобус, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия представляют собой сложную реакцию. Время сложной реакции водителя- с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) до ответа на него действием, которое заранее не определил и к выполнению которого не был подготовлен,- составляет 0,8с, а при испуге, нездоровье, усталости, после многочасовой работы- 1с и более. Несвоевременные или неточные реакции приводят к повышению опасности движения.
Не смотря на то, что водители общественного транспорта двигаются по уже заданному, конкретному маршруту, и, им, казалось бы, не стоит задумываться о том, как лучше ехать, кого обогнать и едут они с определенной скоростью, но часто на дороге происходят непредвиденные ситуации, которые могут привести к аварии. Поэтому быстрота реакции является важным навыком водителя.
Эмоциональное состояние
Значительную роль в деятельности водителя, определяющую во многих случаях правильность и точность его действий, играет его эмоциональное состояние. В работе водителя беспрерывно возникают источники эмоционального напряжения: опасная ситуация на дороге, подъезд к оживленному перекрестку и к сложной транспортной развязке и т. д. Опытные, уверенные в себе водители, обладающие твердым и решительным характером, действуют в опасной ситуации точно и быстро. Другие же, как правило, неопытные водители проявляют растерянность, не выполняют необходимых действий или вместо них выполняют лишние. Микроклимат кабины водителя влияет на степень внимания, на точность и скорость реакции, может приводить к развитию утомления, наиболее благоприятные условия труда для водителей создаются при 18-200С и относительной влажности 60-80%. Системы вентиляции и отопления кабин современных отечественных автомобилей не всегда обеспечивают необходимые параметры микроклимата кабины. В зависимости от температуры наружного воздуха перепад температур внутри кабины колеблется от +2 до +35 С; перепад температур между точками замера у головы и ног водителя достигает на некоторых типах автомобилей +20 С; относительная влажность колеблется от 15 до 85%. Особо эффективные методы обеспечения комфортных метеорологических условий в кабинах водителей: общеобменная вентиляция; воздушное душирование; кондиционирование и автоматические климатические установки. Вентиляция, душирование и кондиционирование регулируются водителем вручную, что отвлекает его от дороги. Поэтому все чаще на автомобилях устанавливают сложные системы «климат-контроль». Они объединяют кондиционер с отоплением и управляются электронной системой, позволяющей создать (поддерживать) желаемый микроклимат. С помощью датчиков определяется температура в салоне, при необходимости осуществляется открытие (закрывание) различных клапанов и заслонок. Они регулируют количество воздуха, поступающего извне, и формируют поток, проходящий через испаритель кондиционера или радиатор отопления. Анализ проб воздуха в кабинах различных автомобилей показал, что содержание токсических веществ в кабинах часто в несколько раз превышает предельно допустимые концентрации для производственных помещений.
Также важными качествами, которыми должен обладать водитель общественного транспорта, являются: внимательность, физическая подготовка и надежность водителя.
Внимательность водителя
Внимательность — способность сосредоточить внимание на обнаруженном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятия срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать изменяющиеся дорожные условия и обстановку движения, чтобы своевременно определить новый режим движения.
Внимание водителя может быть различным по напряженности: распределенным или сосредоточенным.
В обычных условиях движения внимание водителя бывает распределенным. Он просматривает всю обстановку на пути следования. Но, обнаружив опасность, водитель концентрирует на ней все свое внимание, которое становится сосредоточенным. Внимательность тесно связана с осмотрительностью.
Физическая подготовка водителя
Важнейшим условием многолетней успешной работы водителя является его физическая подготовка. Известно, что занятие любым видом спорта положительно влияет на организм человека. Для водителей наиболее благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавание, гребля, легкая атлетика. Занятия спортом способствуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной деятельности водителя. Занятия такими видами спорта, как настольный теннис, большой теннис, стрельба, помогут водителю улучшить периферическое и центральное зрение, повысить его остроту.
Специфические условия работы водителя требуют от него одинаковой работоспособности и хорошего самочувствия на протяжении всей смены. Поэтому перед работой он должен хорошо выспаться. Ему необходим непрерывный сон продолжительностью не менее 7 ч, чтобы чувствовать себя бодрым, отдохнувшим, физически полноценным работником.
Приступая к работе, полезно выполнить сложные упражнения на координацию, возбуждающие нервные центры, непосредственно управляющие важными функциями. Систематическое занятие вводной гимнастикой способствуют укреплению здоровья и улучшению координации движений.
Необходима физкультурная пауза, выполняемая через 3, 5, 7 ч езды. Задача паузы — предупредить развитие утомления, ускорить течение окислительно-восстановительных процессов, способность поддерживать рабочий ритм, темп, концентрацию внимания. Физкультурную паузу нужно проводить при появлении первых признаков снижения работоспособности, что в принципе невозможно для водителя общественного транспорта и является существенным минусом в работе.
Качественные характеристики профессиональных опытных водителей
CitizenShipper ·
Профессиональные опытные водители — это больше, чем просто люди, которые могут перевезти транспортное средство из одной точки в другую. Опытные водители не просто держат руль. У них есть опыт транспортировки дорогостоящего оборудования, расходных материалов, товаров и товаров с соблюдением графика доставки.
Лица, которые ищут лучшего профессионального водителя, часто ищут одни и те же основные характеристики, включая надежность, независимость, вежливость, умение справляться со стрессом, бдительность, честность и проверенный водительский стаж
Надежность
Успешные опытные водители выполняют свои обязанности во время работы. Они предлагают надежный сервис и могут предложить различные решения многих проблем, связанных с транспортировкой грузов.
Независимость
Опытный водитель — это не офисная работа с 9 до 5, но требуется высокий уровень независимости при доставке в дороге. Их независимость включает в себя навыки, необходимые для решения множества проблем, которые могут включать в себя суровые условия движения, проблемы с механикой и даже проблемы, связанные с грузом.
Вежливость
Несмотря на то, что опытный водитель большую часть времени проводит за рулем, он должен очень хорошо обращаться с людьми. Они будут взаимодействовать с различными людьми, включая клиентов, работодателей, докеров, персонал и других водителей каждый день.
Навыки управления стрессом
Успешные водители, как правило, умеют справляться со стрессом. Они часто имеют дело с серьезными неудачами, проблемами с расписанием, плохой погодой и давлением, связанным с пребыванием вдали от дома в течение недели, месяца или года.
Бдительность
Вождение на дороге заключается в том, чтобы сохранять бдительность, справляться с движением, дорожными условиями и всеми другими транспортными средствами. Многие проблемы, связанные с вождением, требуют всех чувств, а не только зрения водителя.
Честность
Профессиональное вождение – это серьезная профессия, требующая постоянного соблюдения всех правил и законов, касающихся грузовых перевозок. Они доставят свой товар безопасно, законно и полностью, чтобы гарантировать правильное выполнение работы.
Подтвержденный водительский стаж
Опытные водители имеют подтвержденный водительский стаж. Это дает нынешним или будущим работодателям, а также каждому клиенту уверенность в том, что водитель правильно и правильно управляет грузом и оборудованием. Водителю с отличным послужным списком будет дешевле полностью застраховаться, что сведет расходы на эксплуатацию автомобиля к минимуму.
—
Хотите стать транспортером?
Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к нашим курсам здесь 👇
Путеводители по успеху водителя в CitizenShipper ✨
—
Оставаясь преданным своему делу, опытные водители могут сделать успешную карьеру в транспортной отрасли.
CitizenShipper
CitizenShipper — это двусторонний рынок товаров, которые трудно доставить, таких как собаки, кошки, мотоциклы, лодки, автомобили и многое другое. CitizenShipper связывает вас с опытными, проверенными и оцененными пользователями перевозчиками. Качественный опыт — быстро, безопасно и доступно!
Citizenper.com
Больше похожих постов
Доставка автомобилей — для клиентов — 17 июня
Подробное руководство по доставке автомобилей из Сент-Огастина, Флорида
транспортные компании c […]
Читать далее
Доставка автомобилей — Для клиентов — 17 9 июня0005
Доставка автомобилей из Ки-Уэста, Флорида, в любую точку США: руководство на 2023 год
…]
Продолжить чтение
Перевозка животных — для водителей — 05 июня
Приключения за рулем: откройте для себя США и не только
Если вы когда-нибудь мечтали отправиться в путешествие, полное захватывающих приключений и захватывающих дух видов, пришло время отправиться в путь и открыть для себя США и вне. Если вы исследуете залитые солнцем побережья, попробуйте […]
Продолжить чтение
15 Качества хорошего и профессионального водителя
В сегодняшней экономике, основанной на услугах, поездки из одного места в другое по личным или деловым причинам теперь являются неотъемлемой частью нашей жизни. В этой короткой статье мы рассмотрим самые важные качества хорошего и профессионального водителя.
Вождение автомобиля — это искусство, и оно может быть опасным. Важнейшим аспектом вождения является безопасность. Требуется хороший водитель, чтобы обеспечить регулярное техническое обслуживание автомобиля и соблюдать осторожность при вождении в некоторых условиях.
По мнению экспертов, вождение на 80% умственное и на 20% физическое. Не все физически и/или умственно способны хорошо управлять автомобилем. Кому-то это приходит само собой, кому-то нужно время.
Но как бы вы ни относились к этому искусству вождения, нам всем нужны хорошие и профессиональные водители, чтобы сделать дороги безопасными для всех. Большую часть времени многие люди выходят на дорогу и садятся за руль разных автомобилей, автобусов и мотоциклов; только думать и верить, что они опытные водители.
Тем не менее, водители-новички должны освоить основные навыки вождения и узнать дорожные знаки, прежде чем думать о том, чтобы водить себя, своих друзей и других пассажиров.
Посещение аккредитованной автошколы, обучение у опытных инструкторов по вождению и сдача необходимых экзаменов по вождению определенно помогут снизить травматизм, связанный с авариями на наших дорогах.
Почему вы должны стать профессиональным водителем?
Автострахование Счета, поломки транспортных средств, аварии и нарушения правил дорожного движения (которые часто приводят к штрафам и арестам) обычно существенно снижаются, если водители могут продемонстрировать диплом на шоссе.
Быть профессиональным водителем означает вождение с правильным отношением и более продвинутыми навыками вождения. Ниже приведен наш список важных качеств, которые делают хорошего или профессионального водителя.
#1. Хороший водитель должен воспринимать безопасность дорожного движения как коллективную ответственность.
#2. Он/она должен понимать, интерпретировать и соблюдать дорожные знаки, правила и положения дорожного движения.
#3. Профессиональные водители должны обладать знаниями и навыками вождения.
#4. Водитель грузовика, например, должен иметь базовые знания о том, как работает грузовик – механика транспортного средства.
#5. Хороший должен иметь правильное отношение и способность предвидеть потенциальные опасности на дороге, что называется Безопасное вождение .
#6. Хороший водитель должен быть осторожным, терпеливым, сконцентрированным и нести ответственность за других участников дорожного движения и окружающую среду.
#7. Профессиональный водитель формально обучен вождению по любым дорогам и погодным условиям.
#8. Он или она должны иметь действующие водительские права сроком на 4 года с определенным опытом вождения.
#9. Он / она должен всегда водить машину, чтобы спасти жизнь и избежать всех дорожных пороков и плохого поведения.
#10. Профессиональные водители не ездят без пристегнутых ремней безопасности.
#11. Хорошо испорченный водитель умен и соблюдает правила дорожного движения
#12. Опытный хороший водитель не занимается опасным вождением и нарушением скоростного режима.
#13. Хороший водитель соблюдает правила дорожного движения и не может ездить на красный свет!
#14. Он/она не делает и не принимает телефонные звонки во время вождения.
#15. Профессиональные водители не должны включать и слушать громкое радио или аудиозаписи во время вождения
Подведение итогов: 15 Качества хорошего и профессионального водителя
Это наш список 15 Важный Качества хорошего и профессионального водителя . Надеемся, вы станете профессиональным водителем после прочтения этой статьи?
Как водитель-ученик или опытный водитель вы обязаны пройти обучение профессиональному вождению с самого начала или в качестве курса повышения квалификации.
Чтобы стать хорошим водителем, нужно знать правильные правила и методы вождения и соблюдать их; независимо от дорожных условий и ситуации.