Организация работы по охране труда в хозяйстве: Полная информация для работы бухгалтера

Организация охраны труда на предприятии

Статья 212 главы 34 Трудового Кодекса РФ требует от работодателей обеспечить безопасный труд, то есть сохранение жизни и здоровья подчиненных. Нормативный акт также обязывает сотрудников соблюдать установленные правила. Что же следует делать для создания оптимальных условий трудовой деятельности на предприятии, какие меры принимать и кого назначать ответственными за следование стандартам по охране труда?

Основные понятия

Под охраной труда законодательство понимает систему заботы о жизни и здоровье сотрудников предприятия при выполнении ими должностных обязанностей. Она может рассматриваться как элемент трудовых отношений, институт трудового права или субъективное право работников.

Охрана труда призвана решить главную задачу — предотвратить травматизм на производстве и возникновение профессиональных заболеваний, а также минимизировать социальные последствия. С помощью проведения специальных мероприятий каждое рабочее место гарантирует низкий или социально-приемлемый риск.

Способы обеспечения охраны труда

1. Правовые. Включают систему государственных стандартов безопасности и средства контроля их соблюдения. Мероприятия регулируются Конституцией, ТК, законными и подзаконными актами РФ.

2. Социально-экономические. Представляют собой инструменты стимулирования добросовестных работодателей со стороны государства. К примеру, чтобы поддержать тех, кто не допускает нарушений требований и нормативов по охране труда, предусмотрены дифференциальные тарифы по отчислениям на обязательное пенсионное и социальное страхование, возможность возмещения затрат за счет фонда соцстрахования и т. д.

Для справки: перечень расходов, которые разрешается компенсировать за счет ФСС, перечислен в приказе Минтруда 580н от 10 декабря 2012 года (приложение). Кроме того, в 2020 году в целях профилактики коронавируса в организациях работодатели могут рассчитывать также на возмещение средств, направленных на покупку СИЗ.

3. Организационно-технические. Подразумевают разработку предприятием политики по выполнению требований законодательства по охране труда, определение задач и средств их решения.

4. Санитарно-гигиенические. Это меры по снижению степени воздействия опасных и вредных факторов на производстве. К ним относятся исследования среды в лабораторных условиях и с помощью специальных инструментов, производственный контроль, вакцинация персонала. Такими средствами руководство добивается главной цели — защиты здоровья и жизни подчиненных, создания и поддержания благоприятных условий труда.

5. Лечебно-профилактические. В них входят психиатрические освидетельствования, выдача молока, медосмотры и т. п.

Для справки: заменять лечебно-профилактическое питание денежной компенсацией запрещено правилами, которые утверждены приказом 46н от 16 февраля 2009 года (пункт 11).

6. Реабилитационные. Мероприятия такого характера помогают восстановить трудоспособность и здоровье сотрудников, если они приобрели хронические заболевания или пострадали из-за несчастного случая в ходе трудового процесса. В качестве реабилитации применяется перевод на облегченную работу, санаторно-курортное лечение, оплата оздоровительных процедур и т. д. В статье 212 ТК РФ приведен полный перечень возможных мер.

Ответственные лица

Охрана труда может стать обязанностью непосредственного работодателя, а также профильного специалиста или работников соответствующей службы. Согласно статье 217 ТК РФ, компании с численностью персонала более 50 человек должны создать отдельную штатную единицу либо отдел.

Инспектором по охране труда можно назначать только сотрудника, который отвечает действующим квалификационным требованиям. Нормативы прописаны в профстандарте для специалистов в области охраны труда и утверждены приказом Минтруда и социальной защиты 524н от 4 августа 2014 года. Для допуска к работе сотрудник направляется на обучение и проверку знаний (возможно прохождение 40-часовых курсов в специализированном учебном центре).

Если один специалист не справляется с задачей охраны жизни и здоровья персонала предприятия, создается служба из нескольких человек. Процесс сопровождается внесением правок в штатное расписание, разработкой должностных инструкций и корректировкой положения о службе по охране труда.

Для справки: необходимое число сотрудников данного профиля определяется с учетом общего количества персонала предприятия, уровня опасности и тяжести рабочих процессов. Дополнительно нужно руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности, утвержденными постановлением Минтруда № 10 от 22 января 2001 года.

Контроль мероприятий по охране труда поручается главному инженеру, генеральному или техническому директору. Однако общая ответственность за работу назначенных инспекторов возлагается на руководителя соответствующей службы.

Принципы разработки системы по охране труда

Выполнить задачу такой сложности способен только специалист с опытом не меньше нескольких лет. Новички могут допустить критические ошибки, которые в итоге могут привести к серьезным последствиям.

При организации охраны труда на предприятии нужно опираться на действующее законодательство, в том числе:

  • Федеральный закон № 52 от 30 марта 1999 года, устанавливающий условия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
  • Федеральный закон № 323 от 21 ноября 2011 года, в котором прописаны основы охраны здоровья населения в РФ;
  • Федеральный закон № 116 от 21 июля 1997 года, касающийся вопросов промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
  • Федеральный закон № 426 от 28 декабря 2013 года, где даны понятия, принципы формирования и другие положения о СОУТ;
  • постановление Министерства труда России № 14 от 8 февраля 2000 года с рекомендациями по созданию и работе службы по ОТ.

Этапы создания

1) Разработать внутреннее положение по охране труда. В локальный нормативный акт должны войти разделы Приказа Минтруда № 438 от 19 августа 2016 года, возможна адаптация текста.

2) Провести оценку профессиональных рисков. Выполняется специалистами по ОТ, работодателем либо независимыми экспертами.

3) Закупить смывающие средства, средства индивидуальной защиты, специальные машины и другие необходимые товары и приборы. Перечень конкретных позиций определяется спецификой деятельности предприятия и выявленными факторами негативного воздействия.

4) Составить график обслуживания и осмотра машин, выдачи СИЗ, выполнения планово-предупредительного ремонта. Ответственный за каждый вид работ назначается приказом.

5) Организовать специальную оценку рабочих мест.

6) Рассказать специалистам и руководству о методах и приемах безопасного ведения работ, провести инструктажи и стажировки, проверить знание требований по охране труда.

7) Обучить персонал навыкам первой помощи.

Важно: соответствующие занятия с руководителями и специалистами желательно проводить хотя бы каждые 3 года, а с рядовыми сотрудниками — ежегодно.

8) Подготовить локальные нормативные акты по охране труда.

В дальнейшем необходимо контролировать надлежащее функционирование системы и соблюдение установленных требований, а также своевременно подавать отчеты в проверяющие органы.

Меры по обеспечению охраны труда

При выборе средств создания безопасных условий трудовой деятельности рекомендуется ориентироваться на приказ Минтруда РФ 181н от 1 марта 2012 года. Документом утвержден перечень конкретных приемов, которые позволяют улучшить условия на рабочих местах и снизить уровень профессиональных рисков.

В целом специалистам по охране труда и руководителям необходимо выполнять обязанности, установленные статьей 212 ТК РФ:

  • выдавать обеззараживающие средства, СИЗ и т. п.;
  • контролировать безопасную эксплуатацию зданий, инструментов, оборудования и прочей производственной инфраструктуры;
  • проверять соблюдение сотрудниками правил охраны труда;
  • заботиться об оптимальных условиях труда на имеющихся рабочих местах;
  • направлять сотрудников на освидетельствования и медосмотры;
  • следить за режимом работы и отдыха, качественным медицинским и санитарно-бытовым обслуживанием персонала;
  • выполнять своевременную специальную оценку условий труда;
  • инструктировать работников по вопросам охраны труда и отправлять на повышение квалификации;
  • исполнять выданные предписания государственной инспекции по труду.

Работодатели без финансовых затруднений могут добровольно брать на себя дополнительные обязательства, например, по проведению оздоровительных мероприятий (оплата санаторного лечения, внеочередные обследования в клиниках и т. д.).

Регистрация мероприятий

Все планируемые и реализуемые действия по охране труда следует тщательно документировать, иначе при очередном визите проверяющих предприятию будут грозить разбирательства и штрафы. Чтобы избежать проблем, важно организовать систематизированный и оптимизированный документооборот. Необходимо разработать и издать положения, инструкции и приказы, программы и списки, вести журналы и личные карточки. Перечень — не закрытый, можно использовать любые другие документы в зависимости от характера деятельности и потребностей компании.

Ответственность за нарушения правил охраны труда

Государство стремится, прежде всего, не допускать случаев травматизма и возникновения профессиональных болезней. Чтобы воздействовать на работодателей, заставить их заботиться о работниках и соблюдать установленные нормы, законодатели дополнили Кодекс об административных правонарушениях РФ новой статьей 5. 27.1. Теперь недобросовестное отношение к охране труда чревато уголовным преследованием. Халатный работодатель, допустивший инвалидность и тем более гибель работника, понесет наказание согласно статьям Уголовного кодекса РФ 143, 216, 217. Степень вины каждого специалиста и руководителя устанавливается следствием.

Таблица. Охрана труда: документы 2020








Положения

Положение о СУОТ

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

Приказы по охране труда

Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда

Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Приказ об утверждении инструкций по охране труда

Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Журналы

Журнал регистрации вводного инструктажа

Журнал регистрации НС

Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

Журнал инструктажа на рабочем месте

Журнал инструктажей по пожарной безопасности

Программы

Программа проведения вводного инструктажа по ОТ

Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

Программа производственного санитарного контроля

Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Перечни и списки

Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа

Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

Инструкции

Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Прочие документы

Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Оценить статью:

Рейтинг: 5/5 — 6
голосов

Охрана труда в организации — БобруйскАгроМаш

Основной принцип охраны труда — предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Вовремя предотвратить несчастный случай — главная цель, задача, основной принцип в деле обеспечения охраны труда. Важным приоритетом развития Общества является создание условий профессиональной безопасности, способствующих сохранению жизни и здоровья рабочего персонала.

Для создания таких условий разработана и функционирует система управления охраной труда, которая обеспечивает получение объективной информации об объектах управления, планирование работы по охране труда, распределение обязанностей по охране труда от руководителя до работника, координацию работы по охране труда, контроль за соблюдением действующего законодательства об охране труда и подготовку предложений по результатам проверок.

А также основными задачами в области охраны труда и промышленной безопасности являются:

— обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

— обеспечение безопасной эксплуатации производственных объектов, предупреждение аварий, снижение возможного ущерба от их последствий;

— обеспечение выполнения законодательства в области охраны труда и промышленной безопасности.

Система управления предусматривает непрерывное управление всеми видами деятельности, которые прямо или косвенно направлены на обеспечение охраны труда и промышленной безопасности на производстве.

В свою очередь работник, заключив трудовой договор, обязан:

— соблюдать требования по охране труда, а также правила поведения на территории организации, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;

— выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, соглашением, трудовым договором, должностными обязанностями и правилами внутреннего трудового распорядка;

— использовать и правильно применять предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия незамедлительно уведомлять об этом непосредственного руководителя либо иное уполномоченное должностное лицо нанимателя;

— проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

— оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя уполномоченное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья;

— немедленно сообщать нанимателю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве, оказывать содействие нанимателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в организацию здравоохранения.

В случае соблюдения вышеперечисленных правил по охране труда всеми участниками трудовых отношений, нанимателю удастся обеспечить рост производительности труда, а работнику сохранить самое ценное, что у него есть — это его здоровье.

Если соблюдать нормы и выполнять необходимые меры по обеспечению безопасности, то это положительно отразится на работоспособности сотрудника, повысит его дисциплину. Работники будут внимательно и правильно использовать производственное оборудование, машины, механизмы, инструменты и приспособления, специальную одежду, обувь и др. СИЗ, что в конечном итоге минимизирует риски получения производственных травм и аварий.

Трудовые стандарты и глобальная торговля

Из всех споров, связанных с глобализацией, один из самых спорных касается торговли и прав рабочих.

Сторонники прав рабочих утверждают, что торговые страны должны соблюдать строгие трудовые стандарты, и предлагают два совершенно разных обоснования своей точки зрения. Во-первых, это моральный аргумент, предпосылка которого состоит в том, что многие трудовые нормы, такие как свобода ассоциации и запрет на принудительный труд, защищают основные права человека. Иностранные государства, желающие получить свободный доступ к крупнейшим и богатейшим рынкам мира, должны соблюдать основные человеческие ценности, включая трудовые права. Короче говоря, соблазн доступа к рынкам США и Европейского союза следует использовать для расширения сферы прав человека.

Ключевым соображением здесь является эффективность политики трудовых стандартов. Улучшат ли они права человека среди потенциальных торговых партнеров? Или они замедлят продвижение к правам человека, удерживая политически бессильных рабочих в нищете? Некоторые страны, в том числе Китай, могут отклонить привлекательные в других отношениях торговые сделки, содержащие обязательные к исполнению трудовые нормы. Настаивая на жестких трудовых стандартах, богатые демократии могли претендовать на моральное превосходство. Но им, возможно, придется отказаться от торгового пакта, который мог бы помочь их собственным производителям и потребителям, повысив при этом доходы и политическую власть обедневших китайских рабочих.

Второй аргумент в пользу строгих трудовых норм делает упор не на благополучие бедных рабочих, а на простой экономический интерес. Торговый партнер, который не в состоянии обеспечить базовые меры защиты своих работников, может получить незаслуженное торговое преимущество, повысив свою рыночную конкурентоспособность по сравнению со странами с более сильными трудовыми гарантиями. Включение трудовых норм в торговые сделки может побудить страны в зоне свободной торговли поддерживать защиту работников, а не отказываться от них в гонке уступок. Если каждая страна должна соблюдать общий набор минимальных стандартов, страны-члены могут предлагать и обеспечивать защиту работников на более близком к оптимальному уровне. Этот второй аргумент, в отличие от первого, можно оценить с помощью экономической теории и фактических данных.

Связанные книги

Для оценки этих аргументов необходимо ответить на три вопроса. Во-первых, какие трудовые нормы важны для торговли и внешней политики США? Во-вторых, как обеспечить соблюдение трудовых норм после переговоров? Наконец, имеет ли смысл настаивать на том, чтобы наши торговые партнеры придерживались общего набора основных трудовых стандартов? И если да, то каких стандартов?

Какие трудовые нормы имеют наибольшее значение?

Хотя международное сообщество в целом согласно с необходимостью соблюдения трудовых норм, согласие не распространяется на то, какими должны быть эти стандарты. Принудительный труд и рабство почти повсеместно считаются отвратительными, но другие трудовые гарантии, считающиеся жизненно важными в самых богатых странах мира, широко не соблюдаются в других странах.

Международная организация труда, созданная в соответствии с Версальским договором после Первой мировой войны, опубликовала трудовые нормы в десятках областей, но определила восемь основных основных норм (см. вставку на стр. 13), большинство из которых относятся к основным человеческим права. Из 175 стран-членов МОТ подавляющее большинство ратифицировало большинство из восьми стандартов. Более 150 ратифицировали четыре статьи, касающиеся принудительного труда и дискриминации в области занятости и заработной платы. Вашингтон ратифицировал всего два стандарта, один об отмене принудительного труда, а другой об упразднении наихудших форм детского труда, что ставит США в один ряд с восемью другими странами-членами МОТ, включая Китай, Мьянму и Оман.

Многие сторонники трудовых норм расширили бы основной список мер защиты МОТ, включив в него безопасность на рабочем месте, условия труда и заработную плату. Закон США о торговле 1974 г. определяет «международно признанные права работников» и включает «приемлемые условия труда в отношении минимальной заработной платы, продолжительности рабочего дня, а также техники безопасности и гигиены труда». Мичиганский университет, например, обязывает производителей товаров с его символикой соблюдать основные стандарты МОТ, а также требует от них платить минимальную заработную плату и обеспечивать «безопасную и здоровую рабочую среду».

Трудовые стандарты, которые могут быть охвачены торговым соглашением, относятся к континууму от тех, которые сосредоточены на основных правах человека, до тех, которые подчеркивают условия труда и оплату. В целом аргументы в пользу первого более убедительны. Настаивание на том, чтобы другие страны уважали право рабочих на свободу ассоциации, отражает наше моральное мнение о том, что это право имеет основополагающее значение для человеческого достоинства. Рабочие также могут иметь «право» на безопасное и здоровое рабочее место, но это право достигается за счет эффективности производства. Настаивать на том, чтобы другие страны приняли американские стандарты безопасного и здорового рабочего места, означает, что они также должны принять наш взгляд на разумный компромисс между здоровьем и безопасностью, с одной стороны, и эффективностью производства, с другой.

Обеспечение соблюдения трудовых норм: статус-кво

Основным глобальным учреждением, обеспечивающим соблюдение трудовых норм, сегодня является МОТ, которая регулярно и периодически отчитывается о шагах, предпринимаемых каждой страной для внедрения ратифицированных ею стандартов. Если подаются жалобы, МОТ расследует предполагаемое нарушение и публикует свои выводы. Даже если страна-член не ратифицировала конвенции о свободе ассоциации, МОТ может расследовать предполагаемые нарушения этих конвенций. Однако МОТ не может санкционировать ответные торговые меры или санкции. Вместо этого он оказывает техническую помощь странам-членам в приведении в соответствие их трудового законодательства и правоприменительных процедур.

Несмотря на то, что работа МОТ была отмечена Нобелевской премией мира, многие сторонники профсоюзов скептически относятся к тому, что она может защитить рабочих с помощью существующих инструментов правоприменения, поскольку они предусматривают незначительное наказание, кроме плохой рекламы.

Вкладывая зубы в обеспечение соблюдения стандартов

Защитники труда выступают за укрепление соблюдения путем расширения роли Всемирной торговой организации или использования двусторонних торговых соглашений.

Правила ВТО не применяются к трудовым нормам; они регулируют обращение членов с товарами, услугами и интеллектуальной собственностью других стран-членов. В этих областях ВТО разработала сложные процедуры урегулирования споров для расследования жалоб. Если комиссия ВТО обнаружит, что страна-член нарушила правила ВТО, она может позволить стране, подавшей жалобу, принять ответные меры.

На министерском совещании ВТО в 1996 г. развивающиеся страны решительно сопротивлялись попыткам разрешить ВТО обеспечивать соблюдение трудовых норм, и совещание завершилось подтверждением роли МОТ в определении и применении трудовых норм. Точно так же, когда президент Клинтон и некоторые лидеры ЕС попытались включить права рабочих в следующий раунд многосторонних торговых переговоров на министерской встрече ВТО в Сиэтле в 1999 году, развивающиеся страны отвергли эту инициативу.

В недавнем пакте о свободной торговле Иордания и США договорились защищать основные права работников МОТ. Они также разъяснили, как разрешать споры по поводу трудовых норм: если одна страна ослабляет свое трудовое законодательство или не может привести свое законодательство или правоприменение в соответствие с основными стандартами МОТ, другая может принять соответствующие меры, включая отмену торговых льгот.

Американская федерация труда-КПП одобрила трудовые положения Иорданского торгового пакта, в то время как Торговая палата США осудила их. Палата поддерживает соглашения о свободной торговле и опасается, что большинство стран будут сопротивляться включению обязательных трудовых норм в любое новое соглашение. Эта точка зрения почти наверняка верна, по крайней мере, в развивающихся странах.

Практические трудности

Некоторые американцы могут опасаться, что включение обязательных трудовых норм в торговые соглашения приведет к обвинениям Соединенных Штатов в том, что они не обеспечивают соблюдение основных стандартов МОТ, что может привести к возможным торговым штрафам. Но законы США о гражданских правах и труде уже содержат основные меры защиты, требуемые конвенциями МОТ.

Граждане развивающихся стран могут быть менее уверены в том, что их законы и процедуры правоприменения удовлетворят критериям, предусмотренным конвенциями МОТ, особенно в том, что касается наблюдателей из богатых стран. Интерпретации, придуманные в гостиных Парижа или в комнатах отдыха пригорода Вашингтона, могут показаться оторванными от условий в странах, где половина или более населения живет менее чем на 2 доллара в день.

Два наиболее неприятных стандарта МОТ связаны с детским трудом. Богатые страны — весьма разумно — ограничивают участие детей в рынке труда, чтобы молодежь могла посещать школу и готовиться к работе. Но в бедных странах, где заработок детей является важнейшим семейным ресурсом, а школьное образование может быть недоступно, ограничения могут оказаться неуместными. Конечно, дети в бедных странах тоже заслуживают защиты и образования, но уровень защиты и ресурсы, доступные для школьного обучения, будут намного ниже, чем в богатой стране.

Стандарт защиты, приемлемый для богатых стран, может стать чрезмерным бременем для бедных. Лидеры стран третьего мира по понятным причинам опасаются, что включение принудительных трудовых норм в торговые договоры подвергнет их страны постоянным вызовам в ВТО, и что стандарты будут использоваться главным образом для защиты рабочих и предприятий в развитых странах от конкуренции со стороны рабочих из стран третьего мира. .

Президент AFL-CIO Джон Суини отрицает, что соблюдение трудовых норм может иметь протекционистские последствия. Он отмечает, что стандарты МОТ предназначены для защиты интересов работников как в странах с низким, так и в странах с высоким уровнем дохода. ВТО и Соединенные Штаты решительно защищают права интеллектуальной собственности (ИС) и применяют торговые санкции, когда развивающиеся страны нарушают эти права. Он считает, что распространение той же защиты на права рабочих не может быть протекционистским.

Хотя точку зрения Суини легко понять, существует большая разница между правами работников в другой стране и правами на интеллектуальную собственность граждан страны. Если Бирма отказывает своим рабочим в праве на организацию независимых союзов, то ее действия прискорбны, но не причиняют мне прямого вреда. Если Бирма позволит издателям и звукозаписывающим компаниям воспроизводить мои книги и песни, защищенные авторским правом, без выплаты мне компенсации, кража моих творческих усилий нанесет мне непосредственный ущерб. Неудивительно, что американские избиратели настаивают на возмещении ущерба себе, прежде чем решать проблемы рабочих за границей. Суини может возразить, что ущерб, нанесенный бирманским рабочим в результате нарушений прав человека, гораздо серьезнее, чем денежные потери от нарушения авторских прав, понесенные горсткой художников, изобретателей и американских корпораций. И он вполне может быть прав. Но американские художники, изобретатели и корпоративные акционеры могут голосовать на выборах в США; Бирманские рабочие не могут.

Как оценить санкции ВТО?

Если ВТО будет использоваться для оценки санкций в отношении стран, нарушающих международные трудовые нормы, ее страны-члены должны разработать новый способ назначения санкций за нарушения. В соответствии с действующими процедурами, страна, имеющая законную торговую жалобу, может принять ответные меры против страны-нарушителя, лишив торговую льготу, примерно эквивалентную выгоде, в которой правонарушитель отказался в результате нарушения правил ВТО. Не очевидно, как рассчитать штраф, если нарушение связано с нормами труда. В этом случае ущерб был причинен работникам страны-нарушителя, а жители страны, подавшей жалобу, могли получить чистую выгоду.

Предположим, например, что Соединенные Штаты обвиняют другую страну в использовании несовершеннолетних детей в швейной промышленности. Нарушение увеличивает предложение страны-нарушителя низкооплачиваемых рабочих, тем самым снижая затраты производителей на заработную плату и цены, взимаемые с внутренних и зарубежных потребителей. Взрослые работники в стране-нарушителе явно пострадали, как и дети, если их работа лишила их школьного образования, которое в противном случае было бы доступно.

Как нарушение повлияло на американцев? Работники швейной промышленности США, вероятно, потеряли заработную плату и работу. Но их потери уравновешиваются выигрышем для американских потребителей, которые покупали одежду дешевле из-за детского труда в стране-нарушителе. Поскольку все американские рабочие, в том числе работники швейной промышленности, сами являются потребителями, неясно, нанесло ли это нарушение ущерб американским рабочим как классу. В прошлом году импорт одежды в США превысил экспорт примерно на 55 миллиардов долларов. Если бы использование детского труда за границей снизило стоимость импорта, американцы тратили бы на одежду меньше, чем в противном случае. В то время как большинство американцев сожалеют о детском труде дома или за границей, трудно понять, как нарушение стандарта детского труда за границей нанесло им ущерб. Соединенные Штаты также вряд ли ослабят свои собственные законы о детском труде, потому что они выиграли от наличия более дешевой импортной одежды.

Частные санкции

В качестве последнего варианта обеспечения соблюдения трудовых норм американские потребители могут применять свои собственные частные санкции. Любой, кто считает детский труд или принудительный труд предосудительным, может отказаться покупать товары, произведенные в странах, которые допускают такую ​​практику. МОТ могла бы подтолкнуть потребителей к действию, опубликовав информацию о странах-нарушителях и их нарушениях. Он также мог бы предать гласности отказ любой страны сотрудничать со расследованиями МОТ. Если избирателям нужна дополнительная информация об импортируемых товарах и услугах из стран, соответствующих стандартам МОТ, ее могут предоставить их национальные правительства. Вашингтон может помочь американским потребителям усилить давление на страны-нарушители, требуя от продавцов маркировать товары страной происхождения. Это также могло бы поощрять или требовать от продавцов указывать товары и услуги, произведенные в странах, которые полностью соответствуют основным трудовым нормам МОТ.

Должен ли дядя Сэм обеспечивать соблюдение трудовых норм?

Доводы в пользу обеспечения соблюдения трудовых норм наиболее убедительны, когда речь идет об основных правах человека, таких как свобода ассоциации или свобода от рабства, и когда они основаны на моральных принципах, а не на экономических расчетах. Если Вашингтон хочет потребовать от своих торговых партнеров соблюдения основных прав человека, он должен быть готов принять реальные издержки, которые он тем самым наложит на своих собственных производителей и потребителей, а иногда и на жертв за границей, которым он пытается помочь. Экономическая теория и фактические данные могут быть полезны при расчете потенциальной стоимости торговых санкций для Соединенных Штатов и их торговых партнеров. Это бесполезно для определения того, стоит ли потенциальная выгода для прав человека жертвовать доходом. Социальные науки также не очень информативны в отношении того, может ли политика торговых санкций улучшить права жертв.

Требование к торговым партнерам США соблюдать международные трудовые нормы наименее убедительно, когда речь идет об условиях найма. Если страна соблюдает основные стандарты МОТ, то работники смогут вести переговоры о наилучшем сочетании заработной платы, дополнительных льгот, рабочего времени и удобств на рабочем месте, которое позволяет их уровень производительности. Если мы настаиваем на том, чтобы результирующий компенсационный пакет соответствовал минимальным международным стандартам, мы подменяем суждение пострадавших работников и их работодателей своим собственным суждением.

Читатели могут справедливо возразить, что слабая переговорная позиция рабочих в бедных странах делает маловероятным, что их переговоры с работодателями обеспечат достойное вознаграждение и безопасные условия труда. Но их слабая позиция на переговорах связана с их низкой производительностью и низкой квалификацией. Сегодня американские и европейские трудовые стандарты намного выше, а трудовое регулирование осуществляется более строго, чем 50 лет назад. Улучшение тесно связано с повышением квалификации и производительности труда рабочих. Даже в развивающихся странах более обеспеченные страны с большей вероятностью, чем самые бедные, соблюдают трудовые нормы МОТ. В странах с доходом на душу населения 500 долл. в год и менее работают 30—60% детей в возрасте 10—14 лет. В странах с доходом на душу населения от 500 до 1000 долларов работают лишь 10–30% молодежи. По мере повышения производительности будут улучшаться и положение на переговорах, и заработная плата промышленных рабочих. Если судить по истории, национальные трудовые стандарты также улучшатся.

Самый надежный способ улучшить положение рабочих стран третьего мира — повысить их среднюю производительность. Обеспокоенные избиратели в богатых странах могут помочь в этом, настаивая на открытии своих рынков для товаров из третьего мира. Многие страны с низким уровнем доходов имеют сравнительные преимущества в производстве одежды, текстиля и обуви, а также в производстве основных продуктов питания, фруктов и овощей. Богатые страны часто вводят высокие тарифы или квоты на эти продукты и почти все предоставляют щедрые субсидии своим фермерам, лишая, таким образом, производителей и фермеров из стран третьего мира доступа к огромному потенциальному рынку. По оценкам Всемирного банка, тарифные и нетарифные барьеры вместе с субсидиями, щедро предоставляемыми американским и европейским фермерам, обходятся странам третьего мира в потерях в торговле больше, чем они получают в виде иностранной помощи.

Если мы будем настаивать на том, чтобы развивающиеся страны немедленно соответствовали трудовым стандартам, которых самые богатые страны достигли лишь постепенно, мы не позволим некоторым из них попасть на лучшие мировые рынки. Бедные страны, которые соглашаются соблюдать стандарты МОТ, время от времени будут сталкиваться с вызовами — иногда со стороны представителей богатых стран, которые больше заинтересованы в защите своих рабочих от «несправедливой» зарубежной конкуренции, чем в улучшении положения рабочих из стран третьего мира. В то время как моральные доводы в пользу того, чтобы наши торговые партнеры уважали трудовые права, убедительны, доводы в пользу устранения торговых барьеров, ограничивающих товарные рынки и доходы беднейших работников в мире, столь же убедительны.

Права делают могущество: Обеспечение прав рабочих как стратегия экономического роста

Права создают могущество

Обеспечение прав рабочих как стратегия экономического роста

by Джош Бивенс и Кристиан Веллер

Множество неотложных вопросов ждут представителей Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ), когда они соберутся на свои весенние встречи в Вашингтоне, округ Колумбия, в апреле. На повестке дня будут глобальный экономический спад и продолжающаяся финансовая нестабильность в Латинской Америке, а также вопросы, связанные с войной в Ираке.

К сожалению, Всемирный банк и МВФ, скорее всего, проигнорируют важный инструмент политики для решения этих проблем: права рабочих. Было показано, что улучшение прав работников обеспечивает прочную основу для сильного и стабильного экономического роста за счет поддержки спроса и стабилизации местных валют и банковских систем. Однако до этого момента МВФ и Всемирный банк уделяли мало внимания правам рабочих. 1

Самые основные из этих прав работников были кодифицированы Международной организацией труда (МОТ), в которой изложены пять «основных трудовых стандартов» (CLS), которым должны стремиться соответствовать все рынки труда: свобода ассоциации; право на ведение коллективных переговоров; отмена принудительного или обязательного труда; отмена детского труда; и свобода от дискриминации. Аргументы, стоящие за призывами обеспечить соблюдение CLS, не только неопровержимы с моральной точки зрения, но и имеют хороший экономический смысл. На самом деле, все больше данных подчеркивает экономические преимущества этих основных трудовых норм:

  • Улучшение прав работников приводит к более высокому росту производительности, что ведет к более быстрому экономическому росту.
  • Расширение прав работников также приводит к лучшему распределению доходов как между работниками, так и между работниками и фирмами. Другими словами, лучшие права работников приводят к увеличению общего объема производства, который распределяется более равномерно.
  • Поскольку преимущества более быстрого роста распределяются более равномерно, местный спрос становится сильнее и стабильнее, что снижает вероятность финансового кризиса.

Если Всемирный банк и МВФ действительно хотят решить проблемы вялого экономического роста и рыночной нестабильности, крайне важно, чтобы эти влиятельные учреждения наконец добавили принятие трудовых норм и реализацию прав трудящихся к своим политическим рецептам для развивающихся стран. экономики.

Вялый рост и усиление финансовой нестабильности
Глобальный экономический рост вялый. Ожидается, что в 2003 году в США и Европейском союзе рост составит менее 3,0%, а в Японии прогнозируемый рост составит всего 1,1% (IMF 2002). Учитывая, что рост производительности остается высоким во всех промышленно развитых странах, эти темпы роста слишком низки, чтобы заметно снизить безработицу.

Причиной такого вялого экономического роста является слишком большой глобальный потенциал. Столкнувшись с недостатком клиентов, фирмы увеличивают прибыль, удерживая заработную плату и льготы, отдавая работу на аутсорсинг и переезжая в страны со слабой защитой работников и низкой стоимостью рабочей силы. Часто фирмы могут даже отказаться от прибыли в краткосрочной перспективе, просто чтобы сохранить свои существующие мощности в использовании (например, предоставляя щедрые скидки или предлагая низкозатратное финансирование). В конечном итоге цены начинают падать (как это имело место в Японии на протяжении большей части последнего десятилетия), а потребители и предприятия теряют желание делать покупки или инвестировать, поскольку долговое бремя растет, а возможности получения прибыли исчезают.

Отсутствие клиентов, по крайней мере частично, является результатом национальной политики, которая часто ослабляет права рабочих. В Европе Европейский центральный банк сохранил процентные ставки на высоком уровне в ущерб росту, одновременно публично призывая к сокращению охраны труда. В Японии уровень сбережений оставался высоким, поскольку домохозяйства столкнулись с растущей неопределенностью в связи с окончанием пожизненного трудового договора. Перед лицом меньшего количества гарантий для рабочих растущая безработица снизила потребление, как и дефляция. А в Соединенных Штатах рабочие, столкнувшиеся с рецессией, усугубляемой растущим дефицитом торгового баланса, практически не увидели роста занятости и заработной платы за последние 18 месяцев. Чтобы компенсировать этот плохой рост заработной платы, домохозяйства увеличили свои займы. Теперь, обремененные растущей задолженностью, домохозяйства в конечном итоге сократили потребление, чтобы избежать банкротства.

Отсутствие спроса не ограничивается промышленно развитой экономикой. Частота и острота финансовых кризисов в странах с развивающейся экономикой росли по мере усиления либерализации (Weller, 2001). Многие страны с развивающейся экономикой внедрили сочетание дефляционной макроэкономической политики, часто для того, чтобы успокоить кредиторов, таких как Всемирный банк и МВФ, после финансовых кризисов. Эта политика состоит из более высоких процентных ставок, ликвидации дефицита бюджета и структурных изменений (особенно дерегулирования многих рынков, включая рынок труда). Повышение гибкости рынка труда ведет к снижению трудовых доходов, что ведет к меньшему потреблению. В свою очередь, это замедление потребления часто усугубляет проблемы, созданные финансовыми и экономическими кризисами, не позволяя экономике расти более быстрыми темпами в течение длительных периодов времени.

Трудовые нормы и экономический рост
Большая часть экономических исследований прав рабочих показывает, что эти трудовые нормы связаны со значительным увеличением экономического роста в странах, которые их внедрили и обеспечили соблюдение. В частности, детский труд, принудительный труд, дискриминация на рынке труда и законодательство, запрещающее создание профсоюзов или заключение коллективных договоров, препятствуют росту производительности.

Теоретически детский и принудительный труд увеличивают предложение дешевой или бесплатной рабочей силы в стране, снижая заработную плату для всех. Легкий доступ к дешевой рабочей силе лишает фирмы стимула снижать свои затраты за счет разработки или внедрения новых технологий. Следовательно, рост производительности замедляется. Кроме того, тот факт, что дети работают на низкооплачиваемых работах вместо того, чтобы ходить в школу, будет препятствовать росту национального человеческого капитала в будущем, потенциально также препятствуя долгосрочному росту производительности (Maskus 19).97).

Экономическая теория также предполагает, что дискриминация на рынке труда может препятствовать эффективному согласованию на рынке труда между работодателями и работниками. Экономика намного более продуктивна, когда рабочие места распределяются на основе навыков и способностей, а не этнической принадлежности, пола или касты (Acemoglu and Shimer, 1999).

С теоретической точки зрения, право создавать профсоюзы и вести коллективные переговоры имеет наибольшее потенциальное влияние на экономический рост. Профсоюзы дают работникам прямой голос перед руководством, что повышает вероятность того, что конфликты будут разрешаться путем обсуждения, а не путем увольнения сотрудников (например, увольнения или увольнения). Объединение в профсоюзы снижает текучесть кадров, повышая вероятность того, что сотрудники будут развивать ценные профессиональные навыки, а работодатели будут инвестировать в долгосрочное обучение, что способствует росту производительности.

Факты показывают, что эти стимулирующие рост эффекты прав работников сильны. Palley (1999) показал, что в случае 15 развивающихся стран принятие CLS было положительно связано с более высокими темпами экономического роста. Buchele and Christensen (2003; 2001) обнаружили, что права работников в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) положительно связаны с экономическими показателями. Недавний отчет Всемирного банка (Aidt and Tzannatos 2003) показал, что большинство исследований по этому вопросу показывают, что скоординированные коллективные переговоры были связаны с улучшением макроэкономических показателей в 1970-х и 1980-х (данные по 1990-м неоднозначны).

В таблице 1 представлены некоторые данные по выборке из 17 стран, которые, по данным ОЭСР, приняли трудовые нормы за последние 20 лет. В среднем экономический рост и рост производства
увеличились в странах после принятия CLS. Рост экспорта упал, но это, вопреки общепринятому мнению, не обязательно является признаком слабости. Скорее, это может свидетельствовать о здоровой переориентации экономики этих стран на акцент на внутреннем спросе, а не на экспорте, как более подробно обсуждается ниже.


Трудовые нормы и распределение доходов
Данные о влиянии прав работников на распределение доходов еще более убедительны, чем их влияние на экономический рост. Помимо увеличения экономического пирога, принятие трудовых норм также увеличивает то, насколько поровну будут нарезаны куски этого пирога.

Права работников дают право голоса большему количеству людей как на уровне компании, так и на национальном уровне, сдерживая узкие интересы экономической элиты. Таким образом, права работников оказывают прямое влияние на распределение экономических ресурсов на уровне компаний и косвенно влияют на распределение национального дохода в масштабах всей экономики. В любом случае улучшение прав работников должно привести к более справедливому распределению доходов.

Эмпирические данные подтверждают эту точку зрения. Родрик (1998) показал в исследовании более 100 стран, что страны с большей политической свободой платят заработную плату на 10-20% выше, чем в менее свободных странах. Например, такая страна, как Мексика, могла бы добиться среднего роста заработной платы на 10-40%, если бы достигла уровня политической свободы, подобного тому, который наблюдается в Соединенных Штатах. По сравнению с другими политиками, рекомендованными МВФ, исследования, сочувствующие либерализации торговли, показали, что полное устранение всех торговых барьеров в мире обеспечит Мексике средний рост заработной платы менее чем на 2% (Браун, Диардорф и Стерн, 2001). Палли (1999) показали, что принятие CLS связано со значительно более равномерным распределением доходов. А Эйдт и Цаннатос (2003) подчеркивали, что плотность профсоюзов и ведение переговоров положительно коррелируют с более равномерным распределением доходов. Кроме того, Алесина и Родрик (1994) указали, что более равномерное распределение доходов само по себе тесно связано с улучшением экономических показателей. Таким образом, трудовые стандарты помогают создать благотворный круг равенства и экономического роста.

Buchele и Christiansen (2003) обнаружили столь же поразительную корреляцию между индексом прав работников и равенством доходов в выборке стран ОЭСР. Вертикальная ось в На рис. 1 показано отношение доходов 10% самых высокооплачиваемых работников к доходам людей с самыми низкими 10% доходов. Горизонтальная ось показывает индекс прав работников, построенный Buchele and Christiansen (2003) и основанный на информации о силе законов о защите занятости, степени плотности профсоюзов и коллективных договоров, а также гарантированном доходе и социальной защите. Расширенные права работников сильно коррелируют с более равными доходами, о чем свидетельствует коэффициент корреляции –0,87 (из возможного –1).


Трудовые стандарты, предотвращение кризисов и восстановление
Учитывая первый раунд кризисов в Латинской Америке в начале 1980-х годов, азиатский кризис 1997-98 годов и нынешнюю депрессию в Аргентине, вызванную финансовым рынком, в настоящее время общепризнано, что предотвращение финансового кризиса и выход из него являются одними из наиболее важных задач, стоящих перед политиками в развивающихся странах.

Исследования показали, что бедняки особенно уязвимы к последствиям финансовых кризисов. Lustig (2002) утверждает, что «кризисы не только приводят к более высокому уровню бедности, но также могут нанести необратимый ущерб человеческому капиталу бедных… Бедные особенно уязвимы к негативным потрясениям по целому ряду причин». В недавнем отчете Всемирного банка (1999) подтверждает этот вывод о том, что экономическая незащищенность (безработица и изменчивость занятости и заработной платы) занимает важное место среди проблем бедных.

Ряд мер макроэкономической и финансовой политики может помочь развивающимся странам предотвратить кризисы (Blecker 1999). Одна из важных рекомендаций состоит в том, чтобы страны уделяли особое внимание укреплению политики, которая могла бы стимулировать внутренний спрос (Blecker 2000; Palley 2000). Страны, которые проводят политику, направленную на повышение внутреннего спроса, менее подвержены внешним потрясениям. Кроме того, фирмы с меньшей вероятностью будут наращивать слишком большие мощности, если внутренний спрос выше. Проблемы избыточных мощностей, часто обусловленные «легкими деньгами», подпитываемыми притоком капитала, обычно лежат в основе финансовых кризисов. Инвесторы в конечном итоге решают, что их ожидания прибыли не могут быть реализованы, что приводит к выводу капитала и банкротствам.

Ключевым компонентом укрепления внутреннего спроса является сильный рост, который распределяется справедливо. Наемные работники, особенно в нижней части шкалы заработной платы, тратят больше своих доходов, чем богатые владельцы капитала, и эта тенденция явно усиливается, когда общий экономический рост является сильным. Справедливое распределение роста обеспечивает стабильный и надежный компонент внутреннего спроса, позволяя отечественным производителям строить долгосрочные планы и производить достаточно продукции для расширения и осуществления инвестиций в повышение производительности.

Недавняя работа Weller and Singleton (2002) показала, что политическая свобода, включая трудовые стандарты, является важным фактором, определяющим финансовую стабильность. Банковские и валютные кризисы были гораздо менее вероятными в тех странах, которые взяли на себя твердые обязательства по принятию и обеспечению соблюдения прав рабочих. Несмотря на множество промежуточных факторов между стандартами труда и финансовой стабильностью, взаимосвязь между ними сильна и значительна. Измерение гражданских свобод в диапазоне от 1 (наименее бесплатно) до 7 (наиболее бесплатно), произведенное Freedom House (2002), показало, что перемещение на одну ступень вверх по индексу снижает вероятность валютного кризиса на 22%.

Данные также показывают, что серьезность кризисов, если они случаются, была приглушенной в странах с лучшими правами рабочих. После азиатского валютного кризиса 1997–1998 годов Южная Корея добилась относительно хороших результатов в своем восстановлении, а Индонезия — особенно плохих. Родрик (1999) обнаружил, что институты, продвигающие демократические права, верховенство закона и сети социальной защиты, являются важным фактором, позволяющим странам быстрее восстанавливаться после экономических потрясений. Lustig (2002) аналогичным образом обнаружил, что наличие достойных систем социальной защиты является одним из наиболее важных мер политики выхода из кризиса, которые может принять нация. Но демократические права и системы социальной защиты гораздо чаще существуют в странах, где права трудящихся соблюдаются и где труд имеет право голоса в управлении.

Заключение
Многие критики глобализации указывали на недостаточное внимание к правам трудящихся. Права рабочих — это не роскошь, которую можно получить только после какого-то неопределенного порога развития; скорее, они имеют решающее значение для того, чтобы вывести страны на устойчивый путь к сильному и стабильному экономическому росту. Права работников могут даже обеспечить некоторую защиту от финансовых кризисов и позволить экономике быстрее восстановиться, если кризис действительно произойдет.

Подробный анализ, проведенный на сегодняшний день, ясно показывает: права работников способствуют росту, помогают более равномерно распределять плоды роста и являются ключевым компонентом предотвращения экономического кризиса и восстановления. Как таковые, они должны быть частью официальных «правил игры» в отношении глобализации.

Сноска
1. В данном документе мы используем права работников для обозначения де-факто прав, которыми обладают работники, в то время как трудовые стандарты обозначают юридические обязательства, которые могут или не могут привести к улучшению прав работников

Ссылки
Acemoglu, Д. и Р. Шимер. 1999. «Повышение производительности за счет страхования по безработице». Европейский экономический обзор . Том 44, стр. 1195-1224.

Эйдт, Т. и З. Цаннатос. 2003. Союзы и коллективные переговоры . Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк
.

Алесина А. и Д. Родрик. 1994. «Распределительная политика и экономический рост». Ежеквартальный экономический журнал . Том 109, № 2, стр. 465-490.

Блекер, Р. 2000. «Модель ограниченного роста платежного баланса и пределы роста за счет экспорта». Технический документ. Вашингтон, округ Колумбия: Институт экономической политики.

Блекер, Р. 1999. Укрощение глобальных финансов. Вашингтон. Институт экономической политики.

Браун, Д., А. Дирдорф и Р. Стерн. 2001. «Моделирование CGE и анализ вариантов многосторонних и региональных переговоров». Рабочий документ. Факультет экономики. Университет Тафтса.

Бучеле, Р. и Дж. Кристенсен. 2003. «Права рабочих и социально-экономические показатели в странах с развитой капиталистической экономикой». Документ, представленный на ежегодных собраниях URPE, 3–5 января, Вашингтон, округ Колумбия,

Бучеле, Р. и Дж. Кристенсен. 2001. «Измерение прав рабочих и численности рабочей силы в странах с развитой экономикой», документ, представленный на конференции «Что случилось с качеством жизни в Америке и других развитых индустриальных странах».

Дом свободы. 2002. Обзор свободы в мире . www.freedomhouse.org
Международный валютный фонд. 2002. Перспективы мировой экономики.

Люстиг, Н. 2003. «Кризисы и бедность: социально ответственная макроэкономика». Департамент устойчивого развития, серия технических документов, Вашингтон, округ Колумбия: Межамериканский банк развития.

Маскус, К. 1997. Должны ли основные трудовые нормы быть введены посредством международной торговой политики . Подготовлено для отдела международной торговли. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 9.0003

Организация экономического сотрудничества и развития. 1996. Перспективы занятости .

Палли, Т. 1999. «Экономическое обоснование международных трудовых норм: теория и некоторые доказательства».