Характеристики подшипники: Основные характеристики подшипников Статьи о подшипниках и комплектующих

Основные характеристики подшипников Статьи о подшипниках и комплектующих

Технические характеристики подшипников позволяют определять степень пригодности изделия для выполнения конкретных задач. Все основные параметры учитываются производителями при производстве и регламентируются действующими нормативными документами. К таковым можно отнести следующие характеристики, которые мы постараемся рассмотреть более подробно.

Вес и размер

Как правило, вес подшипника учитывается в килограммах, если речь идет о больших изделиях, и в граммах – если изделие отличается своей миниатюрностью.

Размер принято обозначать следующей формулой dxDxh:

d – внутренний диаметр отверстия;

h – ширина подшипника;

D – диаметр наружного кольца.

Тип

Различают два основных типа: подшипники скольжения и подшипники качения. Они различаются воспринимаемыми нагрузками и их направлением, наличием тел качение и смазочных составов, материалами изготовления и рядом специфических конструктивных особенностей.

Так, в подшипниках качения используются шарики, ролики, за счет которых и происходит вращение двух колец (внешнего и внутреннего). В подшипниках скольжения тел качения нет, их заменяют смазывающие составы, которые располагаются между двумя кольцами.

Скорость вращения

В данном случае различают номинальную и предельную скорость. Первая величина характеризует такой скоростной режим, при котором отсутствует перегрев подшипника. Вторая величина указывает допустимый предел вращения, при котором не произойдет разрушение изделия. Два этих показателя нужно учитывать при выборе оптимального варианта для использования в конкретных механизмах при определенных условиях.

Трение

Величина, указывающая потери передаваемой через подшипник энергии к движущимся элементам механизма. Для уменьшения этого показателя для изготовления отдельных частей подшипников используются специальные композитные материалы, а также применяются смазочные составы.

Грузоподъемность

Различают динамическую и статическую величины. Динамическая грузоподъемность характеризует нагрузку на подшипник в движении, при которой изделие отрабатывает свой установленный производителем ресурс без выхода из строя. Статическая грузоподъемность – это максимальная нагрузка, при которой подшипник в покое не подвергается деформации.

Также различают радиальную и осевую нагрузки, которые оказывают воздействие в зависимости от направления силы действия на подшипник.

Материал изготовления

В большинстве случаев в качестве основных материалов применяют нержавеющую или подшипниковые марки стали, полимерные составы, керамику, латунь. От них зависят и основные характеристики изделий.

Ресурс

Продолжительность выполнения своей функции на протяжении определенного срока. Как правило, базовый ресурс подшипников составляет 6 млн. оборотов. Но, реальный может быть несколько меньше, так как в процессе работы на подшипниковое изделие оказывает влияние окружающие факторы: температура, влажность, наличие загрязнений и т. д.

Внутренний зазор

Величина, характеризующая люфт внутренних частей подшипника. Регламентируется для каждой разновидности изделия отдельно.

Класс точности

Это сборное понятие, в которое включены технические параметры подшипника, указанные в регламентах на каждый тип изделий. Сюда входят не только нормативы габаритов, но и точность вращательных движений при определенных скоростных режимах.

Обозначения

Существуют множество специальных обозначений, которые указывают на определенные характеристики подшипников. Отметим, что зарубежные обозначения отличаются от российских. Поэтому этот фактор нужно учитывать при подборе аналогов.

Характеристики Подшипников

 

 

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО ПОДШИПНИКАМ

 

Подшипник — опора вала или оси, фиксирующая положение вращающейся или качающейся части механизма по отношению к другим его частям.   

 

В мире насчитывается около 100 000 наименований и модификаций подшипников. Производством подшипников разного качества и стоимости занимается более 1000 заводов под разными торговыми марками. Своим заказчикам мы можем предложить аналогичную подшипниковую продукцию в разных ценовых и качественных диапазонах. По основным конструктивным особенностям и направлению восприятия нагрузки (соответственно ГОСТ) подшипники условно делятся на 11 типов. Классификация по ISO несколько отличается. В случае возникновения вопросов по идентификации и подбору подшипников просим обращаться к нам без колебаний.

 

1. Радиальные однорядные шариковые подшипники.

 

Это тип подшипника, у которого самый широкий спектр применения. Рассчитан на восприятие радиальной нагрузки. Выдерживает небольшие осевые нагрузки. Этот тип подшипника имеет хорошие скоростные качества, но плохо работает при возникновении перекоса валов. Внутренний диаметр может быть от миллиметра (наручные часы) до метра. Нагрузочная способность радиального шарикового подшипника по сравнению с другими типами аналогичного габарита небольшая.Мировыми лидерами по выпуску качественного шарикового подшипника считаются компании NSK (Япония) і SKF (Швеция). В Украине производством радиальных шариковых подшипников занимаются Винницкий и Харьковский подшипниковые заводы.

 

2. Радиальные двухрядные шариковые подшипники.

 

 Прототипом этого подшипника является однорядный шариковый подшипник. Главная особенность конструкции — наличие сферической поверхности на внешнем кольце, что позволяет ликвидировать главный недостаток однорядного шарикового подшипника — невозможность работы при перекосе или изгибе валов. Этот тип широко применяется в сельхозтехнике и других отраслях промышленности, где применяются длинные и тонкие валы при небольших нагрузках. В 1907 году этот тип изобрел основатель шведской компании SKF Свен Вингквист. Подшипник назывался VOLVO (в то время это название принадлежало SKF). Этим изобретением Свен Вингквист разрешил проблему передачи мощности от одной паровой машины на ткацкие станки по всему цеху. В Украине этот тип ограниченных типоразмеров изготавливают на Харьковском подшипниковом заводе.

 

3. Радиальные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами.

 Телом качения в этом типе является ролик. Площадь взаимодействия с внешней и внутренней обоймами намного больше, чем в шариковых подшипниках. Как следствие, роликовые подшипники имеют большую нагрузочную способность. Конструктивным недостатком этого типа считается полное отсутствие восприятия осевой нагрузки и при работе с перекосом валов подшипник выходит из строя за короткий промежуток времени. Второй недостаток данной конструкции — плохая работа при больших скоростях вращения. В механических узлах этот тип применяется в паре с другими типами подшипников, которые принимают осевую нагрузку на себя. Радиальные роликовые подшипники используются при малых скоростях вращения и высокой радиальной нагрузке. В Украине этот тип не производится, кроме специализированной номенклатуры на Харьковском подшипниковом заводе для железнодорожного транспорта.

 

4. Двухрядные сферические роликовые подшипники.

 Конструкция двухрядного сферического роликового подшипника объединила в себе все наилучшие технические характеристики двухрядного шарикового подшипника и цилиндрического роликового подшипника. Внутренняя поверхность внешней обоймы — сферическая, что позволяет компенсировать перекосы валов. Тело качения — ролик сферической формы. Подшипник хорошо работает при больших радиальных неравномерных нагрузках. Эта конструкция широко применяется в таких отраслях, как металлургия, горнодобывающая промышленность, тяжелое машиностроение. Бесспорным мировым лидером по производству этого типа подшипников являются компании SKF (Швеция) и TIMKEN (США). Компания SKF несколько лет назад запатентовала новую разновидность роликового сферического тороидального подшипника CARB, главной особенностью которого является возможность работы при наличии осевой нагрузки. В Украине подшипники этого типа не производятся. Лидером в странах СНГ по объему производства и качества роликовых сферических подшипников является Минский подшипниковый завод.

 

5. Игольчатые подшипники.

 

Этот тип — аналог радиальных роликовых подшипников. Главное отличие — намного большее соотношение длины ролика и его диаметра (иголка). Восприятие нагрузок — такое же, как и у роликового подшипника. Главное преимущество этого типа — небольшие габариты. В механических узлах, где нет больших радиальных нагрузок и отсутствуют радиальные нагрузки — рекомендуется использование именно этого типа. При этом, габариты узла можно уменьшить в несколько раз. Игольчатые подшипники широко применяются в полиграфии, конвейерных и фасовочных машинах, автомобилестроении. Мировым лидером по производству игольчатых подшипников можно считать немецкую компанию INA (Shafleer Group). В Украине игольчатые подшипники не производятся.

 

6. Радиальные роликовые подшипники с витыми роликами.

 Малочисленный тип подшипников. Это аналог цилиндрических роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами. Отличие состоит в наличии спиральной канавки для смазки на теле вращения (ролика) и применении специальных сталей и термообработки во время их производства. Эти подшипники применяются в металлургии при работе в тяжелых и сильно загрязненных условиях.

 

7. Радиально-упорные шариковые подшипники.

По своей конструкции радиально-упорные шариковые подшипники похожи на радиальные шариковые подшипники. Главное отличие этого типа — это возможность и необходимость одновременной работы при осевой и радиальной нагрузке. Без одновременного наличия обеих нагрузок работа подшипника невозможна. Эта конструкция обладает такими же скоростными характеристиками, как и обычный радиальный шариковый подшипник. Для одновременной работы при осевых нагрузках с разных сторон, подшипники объединяются в группы (дуплексы, триплексы). Этот тип широко применяется в автомобилестроении, производстве станков.

 

8. Конические роликовые подшипники.

 Изобретателем этого типа (в начале прошлого века) был американский инженер Генри Тимкен, основатель компании TIMKEN. Эта конструкция подшипника способна одновременно воспринимать большую радиальную и одностороннюю осевую нагрузку (для одиночной установки). Желательна работа при одновременном наличии обеих нагрузок. Тело качения в подшипнике — конический ролик. Уже 100 лет компания TIMKEN является ведущим производителем конических роликовых подшипников в мире. Широкое применение эта конструкция нашла в металлургии и тяжелом машиностртоении. В Украине конические роликовые подшипники в ограниченной номенклатуре производятся на Луцком подшипниковом заводе (СКФ — Украина).

 

9. Упорные шариковые подшипники.

 Упорные шариковые подшипники рассчитаны на работу при осевой нагрузке. Наличие радиальной нагрузки недопустимо. У этой конструкции подшипников прекрасные скоростные качества, но невысокая нагрузочная способность. В Украине упорные шариковые подшипники не производятся.

 

10. Упорные роликовые подшипники.

 

 В отличии от упорных шариковых подшипников телом качения в этой конструкции является ролик. Ролики могут быть цилиндрическими, коническими и сферическими. В зависимости от формы роликов, упорные роликовые подшипники могут компенсировать перекосы и несовпадения осей вала. Упорные роликовые подшипники применяются в тяжелых условиях работы. при больших осевых нагрузках. Основные отрасли использования — металлургия, горнодобывающая промышленность, энергетика. В Украине упорные шарикоподшипники не производятся.

 

11. Шарнирные подшипники.

 

 У этого типа подшипника нет тела качения. При работе не происходит кругового вращения. Широкое применение эта группа подшипников нашла в автомобилестроении. Основной производитель шарнирных подшипников на территории СНГ — Саратовский подшипниковый завод.

 

По виду трения различают: 

 

   — подшипники качения (получили наибольшее распространение)

   — подшипники скольжения

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И СВОБОДНЫХ ДЕТАЛЕЙ

Обозначение класса точности подшипников.

По ГОСТ 520-89 установлены следующие классы точности подшипников:

  • 0, 6, 5, 4, 2, Т — для шариковых и роликовых, радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
  • 0, 6, 5, 4, 2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников;
  • 0, 6Х, 6, 5, 4, 2 — для роликовых конических подшипников.

В условном обозначении подшипников класса точности проставляют только знак Х. Установлены дополнительные классы точности подшипников — 8 и 7 ниже класса точности 0 для применения по заказу потребителей в не ответственных узлах. Перечень классов точности дан в порядке повышения точности. Класс точности 0 в случае отсутствия специальных требований (к радиальному зазору и др.) в условном обозначении подшипника не указывается. Классы точности ставятся через дефис непосредственно перед цифровой частью условного обозначения подшипника

Обозначение момента трения подшипников.

Величина момента трения (в гсм) радиальных и радиально-упорных подшипников определена техническими условиями ТУ37.006.085-79 «Нормы момента трения». Норма момента трения подшипника условно обозначается номером соответствующего ряда, проставленным перед обозначением радиального зазора. При этом в условном обозначении радиально-упорных, а также радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ 24810-81 на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М.

 

 Обозначения, характеризующие материал деталей подшипников, конструктивные отличия и специальные технические требования.

Подшипники, отличающиеся от основного типа по материалам деталей, конструкции, покрытиям, зазорам, чистоте обработки, допускаемым отклонениям на размеры деталей и другим признакам, имеют следующие дополнительные обозначения, проставляемые справа от основного обозначения.

 

Дополнительные знаки обозначенияОтличительные признаки
при первом исполнениипри последующих исполнениях
1.АПодшипники, повышенной грузоподъемности
2.ББl,Б2,БЗ и т.д.Сепаратор массивный из безоловянистой бронзы
3.ГГl,Г2,ГЗ и т.д.Сепаратор массивный из черных металлов
4.ДДl„Д2,ДЗ и т.д.Сепаратор из алюминиевого сплава
5.ЕЕ1,Е2,ЕЗ и т.д.Сепаратор из пластических материалов
6.КК1,К2,КЗ и .д.Конструктивные изменения деталей подшипников
7.ЛЛl.Л2,ЛЗ и т.д.Сепаратор из латуни
8.РР1,Р2,РЗ и т.д.Детали подшипников из теплоустойчивых сталей
9.УУl,У2,УЗ и т.дДополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т. д.
10.XХl,Х2,ХЗ и т.д.Детали подшипников из цементируемых сталей
11.ЭЭl,Э2,ЭЗ и т.д.Детали подшипников из стали ШХ со специальными присадками
12.10Юl,Ю2,ЮЗ и т.д.Детали подшипников из нержавеющей стали
13.ЯЯl,Я2,ЯЗ и т.д.Подшипники из редко применяемых материалов (твердые сплавы, стекло, керамика и т.д.)
14.WW1,W2,W3 и т.д.Детали подшипников из вакуумированной стали
15.ННl„Н2,НЗ и т.д.Кольца и тела качения или только одно кольцо из модифицированной теплопрочной стали (кроме подшипников роликовых радиально-сферических двухрядных)
16.ММодифицированный контакт

 Обозначения специальных требований к подшипникам по шуму (вибрации)

Нормы шумности подшипников предусмотрены соответствующими нормалями, а также специальными ТУ. Подшипники в этом случае получают дополнительное обозначение: букву Ш и цифровой индекс (Шl, Ш2, ШЗ и т.д.).

По мере возрастания цифрового индекса требования к подшипнику по шуму в работе ужесточаются.

Обозначения этих специальных требований ставятся справа от основного условного обозначения подшипника после указаний о конструктивных отличиях (К), материале сепаратора (Д, Л, Е, Б) или колец (Ю, Х, P) и т.д.

 

Обозначение специального отпуска деталей подшипников

При изготовлении подшипников с деталями из сталей ШХ15 и ШХ15-СГ с повышенным отпуском в условном обозначении подшипника ставится буква Т с цифровым индексом или без него.  

 

Дополнительные обозначенияТТ1Т2ТЗТ4Т5
Температура отпуска колец, °С200225250300350410

Эти дополнительные обозначения ставятся справа от основного обозначения подшипника.

 

Обозначение сортов смазки, закладываемой в подшипники закрытого типа при их изготовлении

Подшипники закрытого типа, заполненные пластичной смазкой, имеют следующие дополнительные обозначения:

 

Дополнительные обозначенияМарка смазки
С1ОКБ-122-7
С2ЦИАТИМ-221
С3ВНИИНП-210
С4ЦИАТИМ-221С
С5ЦИАТИМ-202
С6ПФМС-4С
С7ВНИИНП-271
С8ВНИИНП-235
С9ЛЗ-31
С10Е158
С11ВНИИНП-262, СИОЛ
С12ВНИИНП-260
С13ВНИИНП-281
С14ФИОЛ-2У
С15ВНИИНП-207
С16ВНИИНП-246
С17ЛИТОЛ-24
С18ВНИИНП-233
С19ВНИИНП-286
С20ВНИИНП-274
С21ЭРА
С22СВЭМ,(ВНИИНП-288)
С23ШРУС-4

Подшипники, заполняемые смазкой «ЦИАТИМ-201?, дополнительного обозначения по смазке не имеют. Дополнительные обозначения, определяющие марку смазки, ставятся справа от основного условного обозначения подшипников после всех других обозначений.

 

 

Различные типы подшипников и их особенности