Двигатель в разрезе татра 815: Самосвал «Татра 815»: технические характеристики, обзор возможных модификаций

Иностранные автомобили в СССР — Tatra-815

Иностранные автомобили в СССР — Tatra-815

Tatra-815

История семейства Tatra-815 началась в начале семидесятых, когда было принято
решение о создании унифицированной серии грузовых автомобилей, способной решать
все задачи. В перспективе оно должно было заменить серии Tatra-148 и Tatra-813.
В 1971 году было принято окончательное решение о финансировании этого проекта
и передаче производства национальному предприятию Tatra. Две трети кредита,
предоставленного Международным инвестиционным банком, были потрачены на технологическое
дооборудование и капитальную перестройку заводов, так как с началом производства
815-й серии Чехословакия собиралась удвоить количество выпускаемой продукции
для обеспечения грузовиками как стран — членов СЭВ, так и других рынков.

Первые Tatra-815 были собьраны в 1979 году. Тогда же была предложена вся гамма
грузовиков. После некоторых доработок и всесторонних испытаний новичок пошел
в серию. Новые «Татры» сохранили преемственность с предыдущими машинами этой
марки: 4-тактный дизельный двигатель воздушного охлаждения, жесткая хребтовая
рама с кронштейнами для крепления узлов, агрегатов и кузовов, независимая подвеска
всех колес с качающимися полуосями, привод на все колеса с возможностью отключения
переднего моста и колесными формулами 4х4 и 6х6.

Для семейства Tatra-815 были разработаны унифицированные дизельные двигатели
воздушного охлаждения: V8 (213 л.с.), V10 (283 л.с.), V12 (320 и 360 л.с.) Также
предлагались два варианта мостов и две коробки передач- 10- и 20-ступенчатая.

Существенным отличием от семейства Tatra-148 была бескапотная компоновка. Откидывающаяся
вперёд кабина могла иметь пять различных вариантов — от вынесенной вперед (для
кранового шасси) до многоместной (различного рода специальные и армейские автомобили).
Впервые конструкторы серьезно отнеслись к шумопоглощению. Уровень шума двигателя,
ощущаемый снаружи, был снижен по сравнению с Tatra-148 почти на 15%, а в кабине
— почти в три раза благодаря специальному капотированию двигательного отсека.
Размещение всех основных органов управления, приборов соответствовало новым
требованиям по безопасности и эргономике ЕЭК ООН. В автомобиле были предусмотрены
места для крепления ремней безопасности, имеется независимый отопитель нового
типа, трехщеточный стеклоочиститель, сиденье с пневматическим подрессориванием
и многое другое.

Как и в случае семейств Tatra-138 и -148, в течение нескольких лет прототипы
проходили всестороние испытания, в том числе в СССР. Полномасштабное серийное
производство было развернуто в 1983 г.

Первыми в серию (и на экспорт в СССР) пошли самосвалы. Выпускались три модели:

— Tatra-815S326 6*6.2 — самосвал с трёхсторонней разгрузкой грузоподъёмностью
14,9 т. Оснащался 10- или 12-цилиндровым двигателем;

— Tatra-815S126 6*6.2 — самосвал для перевозки мелкозернистого гравия, песка,
бетона и других сыпучих и полужидких грузов, грузоводъёмностью 15,2 т. Оснащался
десятицилиндровымдвигателем;

— Tatra-815S132 6*6.2P — самосвал с односторонней разгрузкой с кузовом увеличенной
ёмкости. Оснащался двенадцатицилиндровым двигателем и двадцатиступенчатой коробкой
передач.

Следом было освоено поизводство бортового автомобиля, двух- и трёхосных седельных
и балластных тягачей, а также шасси с коробкой отбора мощности для монтажа специальных
агрегатов.

Как и в случае с автомобилями Tatra-138 и -148, основным покупателем Tatra-815
стал СССР. Основную массу поставленных автомобилей составляли самосвалы, а также
экскаваторы и миксеры-бетоновозы.

Естественно, каждая новая модификация проходила испытания в СССР. Так, например,
в 1986-1987 г объединение «Спецтяжавтотранс» испытывало трёхосный
балластный тягач Tatra-815TP. В целом автомобиль получил положительную оценку,
хотя имелись и нарекания. В частности, была отмечена невозможность замены балластной
платформы на седельно-сцепное устройство. Это существенно ограничивало сферу
использования автомобиля. Другим недостатком было признано отсутствие отечественных
аналогов чехословацких шин, использовавшихся на тагаче. Тем не менее, была закуплена
ограниченная партия Tatra-815TP,

Библиография:

1. Tatra: вчера, сегодня, завтра. В. Мамедов. Грузовик Пресс, № 8, 2004

2. Энциклопедия грузовых автомобилей. Фирмы. Модели. Конструкции. М.: ЗАО «Книжно-журнальное
издание «За рулём»», 2001. — 576 с.

3. . Многоцелевой грузовик ТАТРА-815. А. Краснов. Моделист-конструктор, № 2,
1998.

4. Автомобили «Татра Т-815». Автомобильный транспорт, № 6, 1980.

5. Тягач «Татра-815ТП». В. Сергеев, П. Корнилов. Автомобильный транспорт,
№ 8, 1988.

 


Фото присланы Александром Зозулей. Автомобили на снимках эксплуатировались автобазой № 5 в п. Берелёх Сусуманского района Магаданской области.

 





Справа виден бортовой грузовик Tatra-148 с самодельным закрытым кузовом
Седельный тягач Tatra-815T с полуприцепами ОдАЗ-9370 (Фото Дмитрия Комиссарова, использовано с разрешения автора).
Седельный тягач Tatra-815T с полуприцепами ОдАЗ-9370 (Фото Дмитрия Комиссарова, использовано с разрешения автора).

 


На трёх фото, приведённых ниже — самосвалы Tatra-815S, задействованные на ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Фото взяты с RC Forum.

 


 

Хостинг от uCoz

Новый двигатель TATRA – Основные средства

В. Мамедов

Совершенствование дизельных двигателей, как правило, ведет к усложнению их конструкции и внедрению различных электронных систем. С их помощью решаются вопросы повышения экономичности и снижения токсичности, что особенно актуально после внедрения в Европе норм Euro-3.

Есть однако несколько стран, где насыщение автомобиля электроникой не вызывает энтузиазма у автотранспортников. Дело в том, что в условиях резких температурных перепадов, характерных для климата ряда районов земного шара, надежность работы электроники снижается. К таким районам можно отнести и наш Крайний Север, а также Сибирь – зоны, где успешно трудятся чешские грузовики-вездеходы TATRA.

Еще в 1996 г. конструкторы-дизелисты фирмы поставили перед собой сложнейшую задачу: провести модернизацию базовой модели восьмицилиндрового дизеля воздушного охлаждения так, чтобы он удовлетворял нормам Euro-3, но сохранил систему с классическим топливным насосом высокого давления, имеющим надежное, «всепогодное» механическое регулирование.

Работы велись в два этапа. Сначала с помощью специалистов пражского Института механических транспортных средств была создана версия мотора Т3В-928.70, удовлетворяющая нормам Euro-2. Дизель развивал мощность 408 л.с. и максимальный крутящий момент – 1830 Нм. А совсем недавно компания TATRA получила сертификат соответствия последней версии двигателя ТЗС-928.80, удостоверяющий в том, что данный дизель укладывается в нормативы Euro-3. Параметры дизеля: максимальная мощность 408 л.с., максимальный крутящий момент – 1570 Нм. Как же удалось чешским конструкторам сделать то, чего не смогли и не могут добиться до сих пор многие именитые автомобильные фирмы? Познакомимся с известными и «рассекреченными» заводчанами конструктивными изменениями в дизеле более подробно.

Топливный насос высокого давления получил новый усиленный привод и иную систему распределения подачи топлива по форсункам. Новые форсунки с восемью отверстиями потребовали существенно изменить по форме камеру сгорания в поршне и канал подачи воздуха.

Повышение мощности мотора никак не должно было сказаться на снижении его долговечности. Исходя из этого, потребовался ряд мероприятий, направленных на усиление некоторых узлов и деталей. Нижняя часть цилиндров получила утолщение и расширенную опорную поверхность, диаметр расточки под топливную форсунку был уменьшен. Это привело к повышению прочности головки цилиндров в ее средней части.

Увеличения крутящего момента в зоне низких и средних оборотов удалось добиться переходом на турбонагнетатель Holset с обратным клапаном Waste-Gate, который позволил поднять мощность при эксплуатации двигателя в зонах с повышенной разряженностью воздуха (например, в горах).

Вентилятор системы охлаждения заменили более эффективным, с большим диаметром рабочего колеса, а усовершенствованный интеркулер внес свою лепту в улучшение мощностных показателей.

Модернизированный коленчатый вал на подшипниках качения и разрез поршня со специальной вставкой

Система смазки также была модернизирована. Новый насос с большей производительностью гарантирует надежную работу дизеля в течение 360 тыс. км пробега. Шатунные подшипники коленчатого вала получили канавки специального профиля, обеспечивающие большую долговечность, стойкость к нагрузкам и воздействию продуктов износа.

Изменению подверглись профили кулачков распредвала, что повысило наполнение цилиндров при высоких оборотах. Между кулачком и тарелкой толкателя снижено давление для повышения износостойкости узла.

Усилено действие моторного тормоза, всей шатунно-поршневой группы, базовых деталей дизеля: блока и коленчатого вала.

Исходя из сообщения заводских источников, все перечисленное не объясняет как удалось получить столь хорошие показатели по токсичности дизеля без применения электроники. Правда, такие солидные достижения, к которым, бесспорно, можно отнести создание дизеля ТЗС-928.80 Euro-3, содержат не одно «ноу-хау», а специалисты не склонны делиться секретами своей долголетней работы. Напомним, что она велась с 1996 г.

9 Руководство по обслуживанию грузовиков Tatra Скачать бесплатно

логотип Татра

Титул

Размер файла

Ссылка для скачивания

Татра 163 PDF Руководство по ремонту.pdf

85.2Мб

Скачать

Руководство по эксплуатации Tatra 603 — двигатель и коробка передач. pdf

4,5Мб

Скачать

Tatra 815 PDF Service Manual.pdf

6.9Мб

Скачать

Системы впрыска топлива Tatra bosch PDF manual.pdf

19. 8Мб

Скачать

Tatra Military and Special Purpose Vehicles — технические характеристики и спецификации PDF.pdf

10.4Мб

Скачать

Руководство по ремонту Tatra T815-290N9T.rar

233.2Мб

Скачать

Татра Т815-7 PDF. pdf

1.4Мб

Скачать

Каталог запчастей Tatra для грузовиков.rar

302.6Мб

Скачать

Tatra 163 Руководство по ремонту в формате PDF

Tatra 163 Руководство по ремонту в формате PDF.pdf

Документ Adobe Acrobat
85,2 МБ

Загрузить

Tatra 815 Руководство по обслуживанию в формате PDF

Tatra 815 Руководство по обслуживанию в формате PDF. pdf

Документ Adobe Acrobat
6,9 МБ

Загрузить

Татра 163 PDF Руководство по ремонту

Tatra 815 PDF Service Manual – Руководство на русском языке по эксплуатации и техническому обслуживанию грузового автомобиля Татра 815.

Tatra T815-290N9T Repair Manual — Руководство на русском языке по техническому обслуживанию и ремонту грузового автомобиля Татра 815.

Tatra Каталог запчастей для грузовых автомобилей — Каталог запчастей для грузовых автомобилей Tatra. Формат: ISO, размер: 302,6 Мб, языки: русский, английский.

Tatra T815 — семейство грузовиков, выпускаемых чешской компанией Tatra с 19 года.83. Все грузовики семейства имеют традиционную для этого производителя хребтовую раму и независимую подвеску колес; Они
выпускаются в вариантах 4х4, 6х6, 8х8, 10х8, 10х10, 12х8 и 12х12, а также могут комплектоваться дизельными двигателями воздушного или жидкостного охлаждения мощностью 230-610 киловатт (310-820 л. с.).
Изначально автомобиль разрабатывался на замену Tatra T813 и предназначался для работы в сложных дорожных условиях или бездорожье, но в настоящее время выпускаются и дорожные версии грузовика.

Татра Т815

Созданный на замену Т148 прототип Т157 был изготовлен в 1970 году. Далее, в 1970-1974 годах, было изготовлено еще несколько опытных образцов, но ни один из них не пошел в серию: из-за протестов со стороны
другого чешского производителя грузовиков ЛИАЗ (которому госплан Чехословакии было поручено производить грузовики аналогичные классу Т157), Татра закрыла программу разработки этого
грузовик и переключился на производство более тяжелой техники взамен Т813 и Т148.

В 1989 году завод «Татра» модернизировал Т815 и представил его новую модификацию Т815-2. Позже грузовик был модернизирован в 1994 году, и только через три года — в 1997 году — получил новый Терр №1
такси. Следующая модернизация была проведена в 2000 году. Среди прочего грузовик получил новую приборную панель, навесное оборудование кабины, а также возможность установки дизельного двигателя с жидкостным охлаждением — для
впервые в истории развития завода Татра.