Содержание
Электросхемы автомобилей — как правильно читать обозначения + Видео
Форма поиска
Поиск
Вы здесь
Главная → Электрика автомобиля → Как читать электросхемы автомобилей
Все больше и больше современных автомобилей становятся настоящим сбором электронных устройств. Ведь с увеличением комфорта и улучшением характеристик двигателя, в автомобилях применяется большое количество различных приборов и аппаратов управления. Все это усложняет обслуживание электрической части автомобиля и требует необходимости умения читать электрические схемы. В этой статье мы расскажем вам, что такое электрические схемы, для чего нужно уметь читать их, и расскажем вам об основных обозначения.
Что такое электрическая схема?
Электрическая схема представляет собой графическое (на бумаге) изображение специальных символов и пиктограмм, которые имеют параллельное или последовательное соединение. Схема никогда не показывает действительное изображение совокупности предметов, а лишь показывает их связь между собой. Таким образом, если знать, как правильно читать схемы, можно разобраться в принципе действия того или иного устройства или системы устройств.
Практически на всех электрических схемах располагаются следующие предметы:
- Источник питания. Таковым является аккумуляторная батарея или генератор.
- Проводники – провода, с помощью которых осуществляется передача электрической энергии по цепи.
- Аппаратура управления – это устройства, предназначенные для замыкания или размыкания электрической цепи, которые могут присутствовать или отсутствовать в схеме.
- Потребители электрической энергии – это все приборы или устройства, которые осуществляют преобразование электрического тока в другой вид энергии. Например, прикуриватель преобразует электрический ток в тепловую энергию.
Для чего нужно уметь читать электрические схемы?
Такие знания не нужны были владельцам первых автомобилей. Дело в том, что их электрооборудование было ограниченным, что позволяло легко запомнить связь элементов цепи и выучить все провода наизусть. Другое дело современные автомобили, где монтируется большое количество электротехнических устройств и приборов. Вот тут электрическая схема понадобится в обязательном порядке.
Умение читать схему может понадобиться вам при эксплуатации любого автомобиля. Это поможет вам легко найти и устранить мелкие неисправности связанные с отказом того или иного электрического прибора. Ведь диагностика неисправностей и затем последующий ремонт могут обойтись в довольно немалую сумму. Почему бы не сделать это самостоятельно?
В другом случае, знание схемы поможет вам при подключении новых электрических приборов. Многим водителям схема помогает осуществить монтаж сигнализации, автозапуска и многих других устройств, где подключение к бортовой сети автомобиля является обязательным.
Многие водители затрудняются с подключением цепи прицепа к электрической сети автомобиля. Знание элементов схемы поможет вам быстро найти неисправность и произвести ее оперативное устранение.
Видео — Как читать схему проводки автомобиля
Условные обозначения на электросхемах авто
Условные обозначения электрических схем не представляют собой ничего сложного. Чтобы понять их, необходимо иметь минимальное представление о действии электрического тока.
Как известно, ток – это упорядоченное движение заряженных частиц по проводникам электрического тока. В роли проводников выступают разноцветные провода, которые обозначаются в схеме в виде прямых линий. Цвет линий должен в обязательном порядке соответствовать цвету проводов в действительности. Именно это и помогает разобраться водителю с толстыми жгутами проводов и не запутаться.
Различные контактные соединения обозначаются при помощи специальных цифр, которые есть как на схеме, так и в местах соединения. Как правило, такими цифрами в обязательном порядке обладают реле, имеющие множество контактных выводов. Элементы электрической цепи на схеме подписываются при помощи цифр. Внизу схемы или в виде отдельной таблицы отображается специальная расшифровка этих чисел, которая отображает название элемента цепи.
Подытожим. Читать электрические схемы – это достаточно легкое занятие. Главное правильно взаимодействовать с условными обозначениями и уметь понимать симптомы неисправности, чтобы своевременно и правильно определить род и место неисправности на схеме.
Похожие материалы
Генератор автомобильный
Щетки на генератор ВАЗ — как заменить?
Что такое генератор и для чего нужны щетки?
Генератор является главным элементом…
Как правильно заряжать аккумулятор
Загорелась лампочка аккумулятора — что делать?
Лампочка с изображением аккумулятора, расположенная на панели приборов, информирует вод
Реле включения ближнего и дальнего света фар — диагностика и замена
Нагрузочная вилка для аккумулятора — проверка батареи своими руками
Как читать автомобильные электросхемы — примеры, объяснения
Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе – такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!
Почему полезно разбираться в автоэлектрике
Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах – замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту “карусель” значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное – уметь их читать и понимать.
Электросхемы? – разберется даже школьник!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов – стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях – обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления – это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.
Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом – на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.
Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.
Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания – элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом (“плюс” аккумулятора), а внизу – с нулевым, т. е. земля (или “минус” аккумулятора).
Цепь 30 – идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 – от аккумулятора через замок зажигания – “Зажигание 1”Цепь под номером 31 – заземление
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле – это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Обозначение разъемов на электросхеме – коннекторы
Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107
Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них – разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой “С” и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не “пин №2”, а “терминал №2”, если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны “мамы” с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны “папы”, соответственно, зеркально.
Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют “фишками”, в гугле по поводу такой “этимологии” никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.
Соединение проводов в автомобиле – соединительные колодки (Splice)
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском – Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой “S” и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Обозначение предохранителей на электросхемах
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию – предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef – предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) – предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом – в блоках предохранителей и реле.
Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Датчик холостого хода (ДХХ)
- Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
- Датчик давления в системе кондиционирования
- Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.
Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах – примеры схем
Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.
- Аккумуляторная батарея (АКБ)
- Замок зажинагия
- Комбинация приборов
- Выключатель
- Стартер
- Генератор
Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.
- Катушка зажигания
- Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
- Датчик положения коленчатого вала
На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как – блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ – только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.
- Блок управления двигателем (ЭБУ)
- Октан-корректор
- Электромотор (в данном случае – бензонасос)
- Датчик концентрации кислорода
На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.
- Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
- Двухходовой клапан
- Гравитационный клапан
- Комбинация приборов
- Электронный блок управления двигателем
- Датчик скорости
На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.
- Переключатель наружного освещения
- Переключатель указателей поворота
- Переключатель корректора фар
- Корректор левой фары
- Левая фара автомобиля
- Корректор правой фары
- Правая фара автомобиля
На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.
Автоэлектрика? Проще простого!
Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!
Схемы подключения | ДВИГАТЕЛЬ
Описание продукта
Схемы подключения содержит точные и исчерпывающие схемы, опубликованные производителем оригинального оборудования (OEM). Будь то добавление к системе или устранение неполадок, эти диаграммы являются важным инструментом в каждом наборе инструментов установщика. Оптимизирован для быстрого поиска, удобной навигации по системе или поиска по ключевому слову.
Свяжитесь с нами, чтобы заказать или получить дополнительную информацию
Заполните мою онлайн-форму.
Что включено
- Электрические схемы OEM, панели предохранителей и обозначение символов
- Изображения в формате JPG • Поддерживает более 1990 отечественных и импортных автомобилей малой грузоподъемности для рынка США
- Поиск автомобилей YMME и ACES
- Отформатировано как XML, JSON или BSON через веб-службы RESTful
Оригинальные электрические схемы OEM
- Каждая диаграмма, опубликованная OEM
- Названия OEM-компонентов прямо из диаграмм
Классификация по системе автомобиля
- Простота навигации и поиска необходимой информации
Поиск по ключевому слову
- Поиск по части имени системы для быстрого и точного поиска
Классификация автомобилей ACES
- Отраслевой стандарт упрощает обмен информацией
- Промышленные стандарты VCdb
Доставка через веб-сервисы
- Автоматическое обновление содержимого
- Ускоренная разработка продуктов, не зависящая от технологий
- Более быстрый выход на рынок
- Снижение затрат на внедрение и эксплуатацию
- Дизайн, не зависящий от технологии
- Размещение в резервированном, масштабируемом и безопасном центре обработки данных
Популярное использование
- Устранение неполадок с электричеством
- Идентификация соединений и разъемов
- Обучение клиентов посредством интеграции точек продаж
Предустановленные соединения
Электрические схемы
имеют точную взаимосвязь со следующими продуктами MOTOR:
- Диагностические коды неисправностей
- Расчетное время работы
- Графики технического обслуживания
- Дополнительные опции
Связанные документы
Ссылки по теме
Сопутствующие товары
Расчетное время работы
Оценки
Графики технического обслуживания
Техническое обслуживание
Диагностические коды неисправностей
DTC
ActiveSchematics: автоматически визуализируемые электрические схемы
Программное обеспечение Bosch ActiveSchematics автоматически за несколько секунд отображает неграфические данные электрических соединений в визуальные электрические схемы. Инструмент может быть полностью интегрирован в наборы инструментов для проектирования, сервисной документации и диагностики.
Визуализированная электрическая схема зависит от автомобиля и включает визуализацию интересующих областей по запросу. Соответствующая информация доступна везде, где находится пользователь, что устраняет проблемы с навигацией. Создание и ведение документации упрощается и основывается на инженерных и производственных данных. Время выполнения заказа сокращается, а выход является правильным по дизайну.
Создание подробных и точных электрических схем требовало до сих пор ручной работы. Диаграммы, созданные вручную, имеют много недостатков. Они затратны и требуют много времени. Человеческий фактор делает их очень подверженными ошибкам. Они предлагают только один вид. Требуется приложить больше усилий, чтобы сделать эти диаграммы переносимыми и удобными для Интернета. И, наконец, трудно предложить какую-либо сопроводительную информацию для улучшения диаграмм.
ActiveSchematics избавляет от ручной работы по черчению. Используемые исходные данные взяты из процесса проектирования. Эти данные могут быть представлены в виде списка соединений, текстового файла, базы данных и т. д. Эти данные автоматически преобразуются в схему соединений.
Зачем использовать Bosch ActiveSchematics?
- сокращает время выполнения заказа
- снижает усилие
- уменьшает человеческий фактор
- снижает затраты
- мощный
- гибкий
Визуализированная электрическая схема зависит от автомобиля, что устраняет необходимость заполнения недостающих областей собственным воображением техника мастерской. Он включает в себя рендеринг интересующих областей по запросу, повышая удобство использования. Соответствующая информация доступна везде, где находится пользователь, что устраняет проблемы с навигацией. Создание и ведение документации намного проще и основано на инженерных и производственных данных. Время выполнения сокращено, и оно на 100% точно по дизайну.
Изменения легко обновляются, поэтому документация всегда актуальна; таким образом сервисная документация становится органическим документом.
ActiveSchematics…
- снижает затраты
- повышает точность информации
- повышает эффективность и удобство службы
- улучшает качество обслуживания клиентов
- помогает повысить лояльность клиентов
идентификация автомобиля
Специалист по обслуживанию сначала идентифицирует автомобиль, над которым он работает. Это можно сделать, просто отсканировав штрих-код VIN. Если техник уже подключен к автомобилю с диагностическим тестером, идентификация показывается автоматически.
выбор системы
Теперь техник может выбрать интересующие его системы автомобиля. Эти разделы будут отображаться автоматически. Когда это решение для автоматического рендеринга интегрировано с приложением для диагностики кодов неисправностей, система будет отображать схемы сохраненных кодов неисправностей.
визуализация с помощью ActiveSchematics
Представленные схемы будут точно соответствовать автомобилю, включая все функции и установленные опции. Информация представлена на родном языке техника.
добавлена графика
Теперь у механика есть вся необходимая информация по конкретному автомобилю, над которым он работает. Один щелчок мыши дает ему доступ к дополнительной информации, такой как вид с торца разъема, расположение компонентов или напряжения, напряжения состояния, сигналы, формы сигналов для диагностики и т. д.; все основано на точных характеристиках автомобиля. Благодаря уникальному идентификатору вся сервисная информация, такая как процедура снятия и замены, диагностические процедуры, запасные части или стандартное время, может быть привязана к этому месту.
Если техник мастерской предпочитает другое представление схемы, он может выбрать отображение конкретной части автомобиля:
• полная система или блок-схема системы, над которой он работает
• только один компонент внутри система
• выбор компонентов на основе конкретного сигнала, который он отслеживает
• на основе жгута проводов
С помощью этих функций, которые естественным образом интегрированы в рабочий процесс, механик может получить систему, предоставляющую необходимую информацию в лучший способ диагностировать автомобиль правильно и эффективно.