История известнейшей немецкой марки уходит в прошлое столетие, когда в германских городах Аугсбург и Нюрнберг были основаны машиностроительные заводы. Первоначально новые производства не были связанные с автомобилями. Объединение этих предприятий произошло на рубеже столетий, когда родился MAN ( Maschinen-fabrik Augsburg-Nurnberg). Первые автомобили были выпущены по лицензии австрийской фирмы «Заурер» (с бензиновым двигателем), а после знакомства хозяев фирмы с изобретением Рудольфа Дизеля - двигателем с воспламенением от сжатия - будущее нового немецкого автопроизводителя а оказалось напрямую связано с дизелем. Все грузовики МАН приводятся в движение именно дизельным двигателем.
Сегодня МАН вполне успешно работает на европейском рынке коммерческой техники, где её доля присутствия составляет 6% производства автомобилей полной массой выше 6 тонн (в Германии — почти треть).
Начать лучше всего с факта — автомобили MAN уже 4 раза завоевывали титул «Грузовик года». Это присходило в 1978, 1980, 1987 и 1995 годах, а такая статистика говорит о многом. Здесь и непревзойденное качество изготовления и совершенство конструкции с высокой эргономикой и удобством. Стильный внешний вид наконец...
Первый MAN бескапотной компоновки появился в начале 50-х. Модель 13230 (всего было шесть вариантов) оказалась принципиально новой для европейского водителя. Отсутствие привычного капота поначалу вызывало немало опасений: ты сидишь за рулем, отделенный от впереди идущего транспорта одной лишь передней стенкой кабины… Но преимущества капотной компоновки (в европейских условиях эксплуатации) были настолько очевидны, что она прижилась и стала общепринятой.
Преимущество капотной компоновки в Европе заключается в снижении длины тягача, и соответственно возможности работать с более длинным полуприцепом. В США менее жесткие ограничения на максимальную длину автопоезда и поэтому длина тягача не играет существенной роли
Автомобили MAN-13230 имел шестицилиндровый дизель объемом 10343 см³ и мощностью 230 л.с., позволявший перевозить 12 тонн груза со скоростью до 82 км/ч. Механическая RGG насчитывала 12 передач. Помимо стандартного для тех лет набора приборов, МАН-13230 имел внушительный перечень дополнительного оборудования. В 1967 году появился новый грузовой MAN серии 13 (модели 215/240/250F), который на много лет вперед определил «лицо» фирмы. Откидывающаяся комфортабельная и вместительная кабина вобрала в себя совершенно новые дизайнерские решения, на которых МАН основывается и сегодня в своих перспективных разработках. Широкая гамма модификаций нового МАНа и дополнительного оборудования, удачные дизельные двигатели — все это несколько поколебало равновесие на европейском рынке грузовиков в этом классе и определило успех этого грузовика у покупателей.
После приобретения в 1971 году фирмы «Бюссинг» компания МАN получила в свое распоряжение новые наработки в области тяжелых грузовиков и дизельных двигателей. С тех пор на облицовке радиатора вместе с «MAN дизель» мы видим фигурку льва — эмблему «Бюссинга». Результатом объединения вскоре явилась разработка автомобиля МАН с расположенным в базе (под рамой) дизельным двигателем. Интересно, что эта машина не предназначалась для замены существующих моделей уже привычной компоновки, а лишь дополнила гамму грузовых автомобилей.
Восьмидесятые годы: MAN-F90 Перейдем к концептуальной разработке 1978 года. Дальнобойный MAN Х-90 был не просто красивым и необычным грузовиком, а напоминал настоящий конструктор. Этому проекту больше 20 лет, а как близка его концепция всем современным новинкам: ровный пол, развитый бампер-кожух, максимальное использование полезного пространства при ограничениях на габарит. Действительно, новое — хорошо забытое старое… Достаточно посмотреть внимательно на «Рено-Магнум». В 1987 году «Грузовиком года» стал MAN-F90 . Его разработка шла под девизом «все для водителя». Комфортабельная кабина, удобство обслуживания и эксплуатации, приятный внешний вид и высочайшая эргономика интерьера, конечно же, не могли оставить равнодушными покупателей. Количество вариантов исполнения просто поражает воображение. Гамма модификаций охватывает все потенциальные ниши использования автомобиля. Сохранилась и пневматическая подвеска, и, наряду с передним, двигатель в базе, несколько типов кабин и внушительный перечень дополнительного оборудования.
Конец двадцатого века ознаменован новым поколением грузовиков, которое было разработано совместно с Фольксвагеном. Это напрямую отразилось в индексации моделей — G 90/M 90/F 90. Такой подход к формированию грузовых семейств сохранился и в 1994, когда были предcтавлены грузовики 2000 года — серия F2000/M2000/L200 0. Серия, разделенная соответственно на «тяжелую»(F), «среднюю»(M) и «легкую»(L) предлагается в различных исполнениях кабин, с несколькими типами ведущих подъемных и управляемых мостов, рессорными или с пневмоподвесками.
Техническое совершенство новых моделей МАНа позволило фирме завоевать титул Truck Of The Year'95. В последних моделях электроника представлена в широком объеме: ABS (антиблокировочная система) и ASR (противобуксовочная система), электронная регулировка работы двигателя и характеристик пневмоподвесок. Эти нововведения позволили существенно повысить безопасность и удобство эксплуатации новых грузовиров. Прибавьте к этому стабильно высокое качество изготовления, надежность и долговечность, приятный дизайн новых грузовиков — и перед вами формула успеха MAN в середине девяностых.
Вершина модельного ряда — «тяжелый»класс F2000 — самый многочисленный в производственной гамме компании по сей день. Существует около 65 различных вариантов колесной базы с колесными формулами от 4х2 до 8х8. Особую гордость MAN представляют собой двигатели: 5-цилиндровый (9,97 литра/270-340 л.с.), 6-цилиндровый (11.97-12.82 литра/400-460 л.с.) и уже упомянутый мощнейший V10 ( 18.3 литров/600 л.с.) Компании действительно есть чем гордится — помимо сверхмалого расхода топлива (6-цилиндровые расходуют 25.15 л/100 км против обычных 33-35л/100 км, а V10 — всего 200г/кВт.ч), ей удалось добиться феноменально высокого крутящего момента в широком диапазоне. На модели ставятся одно- или двухдисковые сцепления, 16-ступенчатая «механика»от ZF или Eaton, или полуавтоматические трансмиссии. В подвеске — параболические рессоры или пневматика.
Электронные регулировки подвески позволяют изменять высоту шасси над дорогой в пределах до 220 миллиметров, а также менять давление в пневмоэлементах подвески. Кроме гидравлического, машины могут быть оборудованы компрессионным тормозом-замедлителем EVB. Передние дисковые тормоза оборудованы системой, меняющей тормозное усилие в зависимости от массы автомобиля. Аэродинамическая кабина, изготовленная одним из «смежников», Steyr AG, оборудована четырехточечной пневмоподвеской. Существуют четыре варианта размеров: дневная короткая, длинная со спальным местом, длинная с двумя спальными местами и высокая. В число опций входят аудиоподготовка, телефон, факс, электростеклоподъемники, люк в крыше и т.д. Для всех Мановских кабин характерна хорошая шумоизоляция — уровень шума в пределах 72-80 дБ(А).
«Среднее» грузовое семейство МАН М2000 вступило в строй на два года позже, в 1996 году. Благодаря 42 модификациям с колесными базами 4х2 и 6х2, эти грузовики пользуются устойчивым спросом и считаются одними из самых достойных в категории по соотношению «цена-качество». «Младший» класс L2000, выпускающийся с 1994, предлагается с 4- и 6-цилиндровыми дизелями, 5- и 10-ступенчатой «механикой»и колесными базами 2.91-5.3 метра. Все рекорды бьет список опций, куда входят возможности установки дополнительных элементов в подвеску, аудиокомпонентов в кабину, а также на выбор — любой вариант передаточного числа главной передачи! Теперь об обозначениях моделей. К сожалению, здесь MAN принес простоту в жертву рациональности. Возьмем, к примеру, «именитый» тягач MAN 19.463FLT . Первые цифры до точки — масса автомобиля без прицепа в тоннах, из следующих трех две первые — мощность двигателя в л.с. последняя — номер семейства двигателя. Ключ к буквенному индексу — «C» — шасси, «D» — трехосная модель, «V» — четырехосная, «F» — бескапотная компоновка, «L» - низкорамное исполнение или удлиненная база, « A» -полный привод, «K» — самосвал, «S» и «T» — седельные тягачи.
MAN TGA Говорят, коней на переправе не меняют. Ну действительно, стали бы вы тратить 1.100.000.000 дойчмарок на разработку совершенно нового грузового автомобиля, когда явно удавшаяся серия МАН 2000 отлично продается на европейских рынках? Ну, вроде бы, провели бы рестайлинг или фэйслифтинг, двигатель новый в гамму поставили, и жили бы спокойно еще лет десять… Нет, не бывать этому, решили в Мюнхене. Так и появился TGA, Trucknology Generation, Series А. На что же были потрачены миллиард с лишним в немецкой валюте и четыре года технических разработок? На MAN Tronic, MAN TipMatic, MAN ComfortShift, MAN ECAM, MAN… в общем, множество новых электронных систем во всех жизненно важных агрегатах и узлах грузовика.
Взять хотя бы новую систему диагностики (MAN Tronic), снимающую телеметрические данные со всех жизненно важных устройств машины. Благодаря MAN Tronic все компоненты, подключенные к системе, обмениваются информацией, а конечные данные выводятся на дисплей в кабине.
Для нового грузовика предлагаются два отнюдь не новых турбодизельных двигателя: рядные «шестерки» D2866 и D2876 (360, 410 и 460 л.с.) - их еще в начале девяностых ставили на F2000 Evolution. Правда, сейчас они соответствуют жестким нормам Euro3, оснащены электронным управлением и практически легковой системой рециркуляции выхлопных газов, когда выхлоп охлаждается и снова возвращается в двигатель, что эффективно снижает количество оксидов азота в газах. При этом не происходит быстрого загрязнения масла, межсервисные интервалы остаются на уровне 80000 км.
Кнопка ComfortShift на кулисе позволяет переключать передачи верхнего ряда без применения сцепления , а автоматическая коробка перемены передач TipMatic поможет разом избавится и от педали сцепления, и от необходимости вручную переключать передачи — 12 скоростей и стандартное «сухое»сцепления управляются с помощью электропневматики. Весит такая коробка на 60 килограммов меньше своего «механического» аналога — тоже немаловажное преимущество. Тормоза нового грузовика, дисковые на всех колесах, оснащены EBS — системой, соединившей воедино антиблокировочную и противопробуксовочные системы, компрессионный тормоз-замедлитель EVB и обычный ретардер. Кроме своих обычных функций система проверяет, подходят ли друг другу тормозные механизмы тягача и трейлера. Кроме того, здесь есть еще и MAN BrakeMatic, которая вступает в действие до основных тормозов, не давая машине разгоняться при спуске с холмов при задействованном круиз-контроле. Тормозам помогает система управления пневмопотоками ECAM, которая вовремя охлаждает тормозные механизмы, не давая им перегреваться. Кстати запчасти МАН можно приобрести у дилеров. Сейчас это достаточно просто, так же как и купить запасные части камаз, запчасти маз, зил. Поэтому, эксплуатация МАНов в России не вызовет затруднений, хотя и грузовики-иномарки менее популярны, чем автомобили КАМАЗ.
Кабина устанавливаемая на грузовиках, «кубический» дизайн которой напоминает Renault Magnum, предлагается пока в двух исполнениях: XL (низкая крыша) и XXL (высокая крыша). В отделке интерьера новой мановской кабины используется либо пластик, либо дерево и кожа. По сравнению с просторным предшественником, F2000, внутреннее пространство кабины увеличилось ещё на 9%. Не обойдена вниманием и пассивная безопасность новой кабины. Ее укрепляют три горизонтальных балки безопасности, в случае аварии сохраняющие максимальное количество места внутри. А специально просчитанная кинематика опор кабины примет на себя основную энергию удара. При ударе она может смещаться назад более чем на 30 сантиметров. Баранка рулевого колеса регулируется вертикально и по наклону. Водительское место рассчитано так, чтобы автомобилей без труда могли управлять водители разной комплекции: одинаково удобно будет и малорослому водителю и шоферу баскетболисту.
подробнее о МАН в России
Приобрести автомобили MAN